Найти в Дзене

«Стальные» пилоты Третьего рейха

Не смотря на то, что еще в 1935 году Министерство авиации Германии поручило работы по созданию авиационных скафандров компании «Dräger», которые возглавил конструктор Герман Титце, первый опыт оказался не совсем удачным и работы постепенно сошли на нет (см. статью «Скафандры Третьего рейха – генезис»). После начала второй мировой войны, немцы достаточно серьезно подошли к вопросу повышения потолка полета своих самолетов на высотах, недосягаемых для истребителей противников и разработке систем жизнеобеспечения, способных сохранить жизнь летчикам в случае разгерметизации кабины и вновь обратилось в компанию «Dräger» с требованием разработать новы скафандр для нужд «Luftwaffe». К этому времени Герман Титце уже разработал концепцию скафандров жесткого типа, сохраняющих свою форму при создании избыточного давления. Предложенная конструкция коленных и локтевых шарниров обеспечивала удовлетворительный объем движений, необходимый для пилотирования самолетом и не блокировались под избыточным да

Не смотря на то, что еще в 1935 году Министерство авиации Германии поручило работы по созданию авиационных скафандров компании «Dräger», которые возглавил конструктор Герман Титце, первый опыт оказался не совсем удачным и работы постепенно сошли на нет (см. статью «Скафандры Третьего рейха – генезис»).

После начала второй мировой войны, немцы достаточно серьезно подошли к вопросу повышения потолка полета своих самолетов на высотах, недосягаемых для истребителей противников и разработке систем жизнеобеспечения, способных сохранить жизнь летчикам в случае разгерметизации кабины и вновь обратилось в компанию «Dräger» с требованием разработать новы скафандр для нужд «Luftwaffe».

К этому времени Герман Титце уже разработал концепцию скафандров жесткого типа, сохраняющих свою форму при создании избыточного давления. Предложенная конструкция коленных и локтевых шарниров обеспечивала удовлетворительный объем движений, необходимый для пилотирования самолетом и не блокировались под избыточным давлением. Не смотря на то, что подобные конструкция не могла обеспечить возможность круговых движений плечевыми и тазобедренными суставами, немецкие ученые решили этим пренебречь, т.к. даже в условиях ограниченной подвижности пилот мог управлять самолетом.

Предложенный Титце скафандр жесткого типа был изготовлен из алюминия и имел рабочее избыточное давление с величиной 0,75 кгс/см2, но при этом позволял выполнять достаточно плавные движения, но не смотря на это создавал трудности при ходьбе и обладал большим весом.

Давайте на минуточку отвлечемся и совершим прогулку в альтернативную историю, представив себе, как могли выглядеть самые результативные асы Люфтваффе
Давайте на минуточку отвлечемся и совершим прогулку в альтернативную историю, представив себе, как могли выглядеть самые результативные асы Люфтваффе

Не смотря на то, что шарниры обеспечивали плавные движения, они были неуклюжи и малы.
Не смотря на то, что шарниры обеспечивали плавные движения, они были неуклюжи и малы.

Кроме того, скафандр жесткого типа вызывал сложности при одевании, требовавшем посторонней помощи, что вынудило Титце разработал более совершенную модель.

В новом скафандре был использован пространственный плексигласовый шлем, улучшающий обзор летчика во время пилотирования самолета. Металлическая кираса туловища получила разделение в области груди на две части за счет герметичного замка, проходящего по диагонали. Такое соединение позволило облегчить процесс самостоятельного одевания скафандра не прибегая к помощи посторонних лиц. В июне 1942 года этот скафандр был официально продемонстрирован представителям Министерства авиации Третьего рейха.

Модернезированная модель с косым гермовходом на корпусе кирасы, продемонстрированная в 1942 году.
Модернезированная модель с косым гермовходом на корпусе кирасы, продемонстрированная в 1942 году.

В то время, когда работы по созданию скафандра жесткого типа шли полным ходом, немецкие авиационные физиологи разработали концепцию резервного времени, которое имелось у летчика от момента разгерметизации скафандра, до развития глубокой гипоксии и потери сознания. Согласно этой концепции функциональность скафандра менялась коренным образом. Вместо стратосферного скафандра, обеспечивающего жизнедеятельность летчика на протяжении длительного высотного полета, Министерству авиации требовался новый класс спасательного снаряжения, обеспечивающего кратковременную защиту летчика, достаточную для снижения на безопасную высоту в случае разгерметизации кабины.

28 октября 1941 года, Министерство авиации обратилось с просьбой дополнительно разработать спасательный скафандр для экстренного снижения высоты в случае разгерметизации кабины. Скафандр должен был обладать малым весом и достаточной подвижностью для покидания кабины самолета и аварийного спуска с парашютом – дальнейшие работы по созданию скафандров жесткого типа в интересах Третьего рейха были прекращены.

Не смотря на то, что немецкие скафандры жесткого типа так и не применялись во время высотных полетов, концепция этой конструкции получила большую популярность на заре космической эры, когда ученые СССР и США пытались разработать скафандр жесткого типа для работы в открытом космосе, или на поверхности других планет. В настоящее время идея скафандра жесткого типа так и не реализована ни одной из стран, хотя окончательно сбрасывать ее со счетов было бы рановато. В 50-е годы, аналогичный авиационный скафандр попытались разработать англичане, но дальше экспериментов дело не пошло (см. статью "Авиационный скафандр Британской Империи 1957 года").

В 60-х гг. идея косого входа на стальной кирасе была переработана и модернизирована в США. Примечательно, что судя по всему, разработка не вызвала интерес со стороны НАСА и автор конструкции этого «входа» обратился на Завод №918 (ныне АО «НПП «Звезда») с предложением купить изобретение для применения на советских космических скафандрах.

Прототип скафандра с косым входом на корпусе кирасы, разработанный в 60х гг ХХ века
Прототип скафандра с косым входом на корпусе кирасы, разработанный в 60х гг ХХ века

К тому времени сотрудники предприятия уже разработали собственный «вход» со стороны спины и дверцей в виде ранца с системой жизнеобеспечения, который применяется в настоящее время на скафандрах модельного ряда «Орлан».