Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Про общение с ребенком

Большинство людей считают, что умение общаться дано человеку с рождения. Но это заблуждение. Врожденной является потребность в общении, также, кстати, как и потребность в одиночестве. Психологам известно, что общение – это один из ведущих видов деятельности (А. Н. Леонтьев) в жизни человека. Особое значение оно имеет для полноценного психического развития ребенка. Приведу два примера общения, которые наблюдала в реальной жизни.

Первый

Я ехала в автобусе, почти до отказа наполненном пассажирами. Был час вечернего возвращения людей с работы. В их позах, словах, поведении видна была усталость, раздражительность и некоторая агрессивность. Кроме того, в салоне трудно дышалось. И вот где-то в толпе раздался громкий детский крик, а потом сильный плач. Пассажиры, несмотря на давку, расступились насколько это было возможно. Среди ног взрослых людей стояла маленькая девочка, лет 3-х, с выражением ужаса на лице. Рядом с малышкой находилась мама и читала ей мораль о поведении: «Как тебе не стыдно! Ты что не понимаешь, что всем тесно и жарко? Где твоя совесть? Хватит реветь! Стой и терпи!» Эти фразы, по-моему, повергли в шок не только меня. Хотелось остановить маму, защитить девочку, взять ее на руки. Ведь ей было так страшно внизу!!! Сразу несколько пассажиров предложили ребенку сесть на их место, и она постепенно успокоилась. Мама же негативно отреагировала на действия окружающих, говоря им: «Зачем вы так делаете? Пусть с малых лет привыкает к неудобствам, а то вырастет неженкой».

Меня очень огорчило произошедшее и то, каким образом молодая мама общалась со своим маленьким чадом. Какими будут отношения девочки с самым близким человеком – мамой? Мы может только предполагать…

Второй.

Дело было в медицинском центре, куда я пришла сдавать кровь на анализ. В очереди сидело несколько человек. Среди них родители с мальчиком лет 5-6. Ребенок вел себя очень беспокойно, прижимался то к маме, то к папе, периодически хныкал. Было видно, что он боится. Родители обнимали мальчика, сочувствовали ему, поддерживали. Настала их очередь. Малыш категорически отказывался заходить в кабинет, плакал, но взрослым хватило выдержки ласково уговорить ребенка сделать это. Папа остался в коридоре, мама пошла с сыном. Какие эмоции проявил ребенок в кабинете, думаю, описывать не надо. Когда процедура закончилась, и мальчик с мамой вышли, то мне посчастливилось наблюдать реакцию папы. Он спокойно, с улыбкой подошел к сыну, взял его за руку, пожал ее и сказал: «Сын, я горжусь тобой! Ты такой смелый, вытерпел боль как настоящий мужчина. Молодец! Мне надо у тебя поучиться». У мальчика сразу высохли слезы, он улыбнулся, обнял папу и произнес: «Папа я тебя очень люблю!» Семья, взявшись за руки пошла к выходу.

Я была поражена общению родителей с сыном – с пониманием переживаний ребенка, доброжелательно, эмоционально стабильно, как по-настоящему взрослые, ответственные люди. Такими и должны быть взаимоотношения между детьми и родителями.

Желаю всем мама и папам успехов!

Елена Рудницкая

Автор: Рудницкая Елена Евгеньевна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru