Найти в Дзене

Дагестан. Рассказы о домовых и призраках. Часть 6

Как и у славян, у некоторых народов Дагестана, в тот момент, когда домовой наваливался, нужно было спросить "к худу или добру?" и домовой отвечал.

Даргинские же сельские жители рассказывают, что домовой мог не только молчать, смеяться или плакать, но и заговорить.

К одной пожилой женщине по имени Зурат из села Куппа часто приходил домой и молитвы не помогали.

Однажды она даже спрятала под подушку нож.

Домовой появился и начал смеясь напевать "Зурат-хухху, нярт-хухху"

Из свободного доступа
Из свободного доступа

Так же Зурат вспоминала, что домовой часто приходил к ее прадеду Камалу и пытался душить.

Другой житель этого села по имени Гаджи Рабаданов , рассказывал, что впервые домовой приходил его душить в 1980 году.

Сперва Гаджи услышал звуки, словно кто-то скребется под дверью, затем раздались тихие шаги по комнате

Домовой заполз на край одеяла и навалился оцепеневшему от страха мужчине на грудь.

Генерация автора
Генерация автора

Гаджи старался выговорить "бисиилла", но смог выговорить лишь два первых слова.

Целый год ходил домовой к Гаджи.

Однажды он решил его поймать.

Когда домовой навалился на мужчину, тот резко вскочил и накрыл

одеялом, попытался включить свет.

Но существо выскользнуло.

Мужчина описывал это как маленький волосатый шар.

Тоже самое я видела и в Каире, когда внезапно пришёл домовой, словно лохматый тёмный колобок и я тоже забыла все слова молитв , лишь смогла мысленно произнести один первый слог и несколько раз пыталась броситься к выключателю собрав всю свою волю, но меня словно парализовало и он мне говорил "лежи, все хорошо, не бойся я твоя собачка, ты что забыла ?'

Генерация автора
Генерация автора

Я все осознавала, понимала, что это нереально и быть такого не может, изо всех сил собирался спрыгнуть с кровати и добежать до выключателя, хотя в комнате было практически светло, шестой час утра.

Дней десять я боялась спать в этой комнате, хотя в квартире были ещё три человека, но мой ужас был настолько силен, что словами этого не описать.

Я спала лишь со снотворным.

В четвёртой части статьи я давала ссылку на ту историю, там все подробно описано. Нажмите на ссылку тут вверху , если захотите прочитать.

Этнограф Л. Панек в этнотруде "Лакцы" рассказывает, что жители лакских деревень обычно видели женщину в лохмотьях или старуху , у которой на ногах были глиняные черепки вместо обуви.

Сущность так же могла появиться в виде чёрной кошки или обмотанной тряпками метлы.

Генерация автора
Генерация автора

Лакские женщины, оставляя ребёнка одного, клали у люльки метлу и Коран.

Генерация  автора
Генерация автора

Некотоые лакцы описывали сущность как колобок из тряпок, либо волосатый человечек-колобок.

Он тоже приходил ночью, наваливался и душил.

Так же часто, как и у славян, сущности могли стучаться ночью в дверь дома и окликать людей по имени и им нельзя было отвечать и ни в коем случае нельзя было открывать дверь.

Лезгинский домовой хъварц тоже приходил обычно ночью и пытался душить.

Выглядел он как старый толстый мужчина . Говорит, что если удавалось поранить домового, то он истекал водой .

В лезгинском селе Зрых, домового называли хвал. Он мог появиться в виде шара со множеством длинных красных рук которыми он пытался душить.

Одна жительница табасаранского села рассказывала этноэкспедиции, что так измучилась визитами сущности Рух, что стала спать, держа в руке иголку.

Как только пришёл домовой и навалился на нее, она его уколола.

В этот же момент она почувствовала, что. колобок обмяк и когда зажгла свет, то увидела, что пол был залит дурно пахнувшей жидкостью.

У кумыков есть дух Бастырыкъ.

Его облик не похож на русского домового, он больше похож на мксульманских джиннов.

Генерация автора
Генерация автора

Это был худой и злой мужчина .

Чаше всего нападал ночью, во время сна, и как правило, нападал на больных людей или людей с хроническими заболеваниями.

В такой же дух верили и ногайцы, они называли его Бастырык.

Мог нападать в туалете.

Ногайцы верили, что злые духи любят нечистоты, потому с собой в туалет носили сладости или кусочек сыра и ели их там.

Предполагалось, что это поможет задобрить джинна.

Более подробно об этом можно почитать в этнотруде Гаджиевой С. Ш. "Кумыки".

Так же ногайцы верили, что у каждого дома есть покровитель, хозяин дома( уъй иеси).

Ногайцы описывали уъй иеси как живущую под брёвнами потолка старуху с очень длинными волосами, которая имела 70 грудей.

С наступлением темноты старуха могла начать проказничать -переставлять предметы в доме, доить коров, издавать странные звуки и шум .

Есть свидетельства, что некоторые , после встречи с уъй иеси получали психическое расстройство.

Дагестанские азербайджанцы называли домового. "эв адами".

Домовой ходил, шумел, стучал и передвигал предметы.

Так же у дагестанских азербайджанцев есть легенда о некой сущности которая жила на мельнике и по ночам могла пробраться в дом .

Эту сущность называли Чёрный Душитель ( Кара Басмаг) Кара Басады, Гара басмыш).

Обычно Чёрный Душитель приходил и душил молча, но некотрые свидетельствовали, что он предсказывал. им судьбу.

У дагестанских терекемуев, так же как и у дагестанских азербайджанцев тоже в фольклоре была сущность по имени "гара басмыш".

У горских евреев есть поверье, что в дом проникал бородатый мужчина , которого называли Хюрсек.

Он так же наваливался и начинал давить своей тяжёлой, давил и здоровых и больных и детей.

В, следующей части я подробно расскажу о духах и демонах, которые приходили к беременным или роженицам.