Как и у славян, у некоторых народов Дагестана, в тот момент, когда домовой наваливался, нужно было спросить "к худу или добру?" и домовой отвечал.
Даргинские же сельские жители рассказывают, что домовой мог не только молчать, смеяться или плакать, но и заговорить.
К одной пожилой женщине по имени Зурат из села Куппа часто приходил домой и молитвы не помогали.
Однажды она даже спрятала под подушку нож.
Домовой появился и начал смеясь напевать "Зурат-хухху, нярт-хухху"
Так же Зурат вспоминала, что домовой часто приходил к ее прадеду Камалу и пытался душить.
Другой житель этого села по имени Гаджи Рабаданов , рассказывал, что впервые домовой приходил его душить в 1980 году.
Сперва Гаджи услышал звуки, словно кто-то скребется под дверью, затем раздались тихие шаги по комнате
Домовой заполз на край одеяла и навалился оцепеневшему от страха мужчине на грудь.
Гаджи старался выговорить "бисиилла", но смог выговорить лишь два первых слова.
Целый год ходил домовой к Гаджи.
Однажды он решил его поймать.
Когда домовой навалился на мужчину, тот резко вскочил и накрыл
одеялом, попытался включить свет.
Но существо выскользнуло.
Мужчина описывал это как маленький волосатый шар.
Тоже самое я видела и в Каире, когда внезапно пришёл домовой, словно лохматый тёмный колобок и я тоже забыла все слова молитв , лишь смогла мысленно произнести один первый слог и несколько раз пыталась броситься к выключателю собрав всю свою волю, но меня словно парализовало и он мне говорил "лежи, все хорошо, не бойся я твоя собачка, ты что забыла ?'
Я все осознавала, понимала, что это нереально и быть такого не может, изо всех сил собирался спрыгнуть с кровати и добежать до выключателя, хотя в комнате было практически светло, шестой час утра.
Дней десять я боялась спать в этой комнате, хотя в квартире были ещё три человека, но мой ужас был настолько силен, что словами этого не описать.
Я спала лишь со снотворным.
В четвёртой части статьи я давала ссылку на ту историю, там все подробно описано. Нажмите на ссылку тут вверху , если захотите прочитать.
Этнограф Л. Панек в этнотруде "Лакцы" рассказывает, что жители лакских деревень обычно видели женщину в лохмотьях или старуху , у которой на ногах были глиняные черепки вместо обуви.
Сущность так же могла появиться в виде чёрной кошки или обмотанной тряпками метлы.
Лакские женщины, оставляя ребёнка одного, клали у люльки метлу и Коран.
Некотоые лакцы описывали сущность как колобок из тряпок, либо волосатый человечек-колобок.
Он тоже приходил ночью, наваливался и душил.
Так же часто, как и у славян, сущности могли стучаться ночью в дверь дома и окликать людей по имени и им нельзя было отвечать и ни в коем случае нельзя было открывать дверь.
Лезгинский домовой хъварц тоже приходил обычно ночью и пытался душить.
Выглядел он как старый толстый мужчина . Говорит, что если удавалось поранить домового, то он истекал водой .
В лезгинском селе Зрых, домового называли хвал. Он мог появиться в виде шара со множеством длинных красных рук которыми он пытался душить.
Одна жительница табасаранского села рассказывала этноэкспедиции, что так измучилась визитами сущности Рух, что стала спать, держа в руке иголку.
Как только пришёл домовой и навалился на нее, она его уколола.
В этот же момент она почувствовала, что. колобок обмяк и когда зажгла свет, то увидела, что пол был залит дурно пахнувшей жидкостью.
У кумыков есть дух Бастырыкъ.
Его облик не похож на русского домового, он больше похож на мксульманских джиннов.
Это был худой и злой мужчина .
Чаше всего нападал ночью, во время сна, и как правило, нападал на больных людей или людей с хроническими заболеваниями.
В такой же дух верили и ногайцы, они называли его Бастырык.
Мог нападать в туалете.
Ногайцы верили, что злые духи любят нечистоты, потому с собой в туалет носили сладости или кусочек сыра и ели их там.
Предполагалось, что это поможет задобрить джинна.
Более подробно об этом можно почитать в этнотруде Гаджиевой С. Ш. "Кумыки".
Так же ногайцы верили, что у каждого дома есть покровитель, хозяин дома( уъй иеси).
Ногайцы описывали уъй иеси как живущую под брёвнами потолка старуху с очень длинными волосами, которая имела 70 грудей.
С наступлением темноты старуха могла начать проказничать -переставлять предметы в доме, доить коров, издавать странные звуки и шум .
Есть свидетельства, что некоторые , после встречи с уъй иеси получали психическое расстройство.
Дагестанские азербайджанцы называли домового. "эв адами".
Домовой ходил, шумел, стучал и передвигал предметы.
Так же у дагестанских азербайджанцев есть легенда о некой сущности которая жила на мельнике и по ночам могла пробраться в дом .
Эту сущность называли Чёрный Душитель ( Кара Басмаг) Кара Басады, Гара басмыш).
Обычно Чёрный Душитель приходил и душил молча, но некотрые свидетельствовали, что он предсказывал. им судьбу.
У дагестанских терекемуев, так же как и у дагестанских азербайджанцев тоже в фольклоре была сущность по имени "гара басмыш".
У горских евреев есть поверье, что в дом проникал бородатый мужчина , которого называли Хюрсек.
Он так же наваливался и начинал давить своей тяжёлой, давил и здоровых и больных и детей.
В, следующей части я подробно расскажу о духах и демонах, которые приходили к беременным или роженицам.