Найти в Дзене
Всеволод Шимов

Шпайер: самолёты-гиганты и челнок "Буран"

Продолжим тему немецких технических музеев и посетим городок Шпайер в земле Рейнланд-Пфальц. Здесь мы посмотрим два самолета-гиганта - пассажирский Боинг-747 и советский военный транспортник Ан-22 "Антей", а также советский космический челнок "Буран". Боинг-747, он же Джамбо-джет - первый широкофюзеляжный пассажирский лайнер. Выпускался с 1969 г. и активно эксплуатируется по сей день. Производство этих самолетов было свернуто совсем недавно, так что машина заслуженная и очень успешная. Экземпляр, выставленный в Шпайере, был произведен в 1978 г. и эксплуатировался главным немецким авиаперевозчиком - Люфтганзой. Самолёт именной, носит имя "Шлезвиг-Гольштейн", в честь самой северной земли Германии. Как и в Зинсхайме, самолёт стоит на высоких опорах в "летящем положении" (ещё и с креном на крыло), являясь визитной карточкой музея: Для масштаба рядом установлен какой-то маленький турбовинтовой самолётик, тоже Люфтганзы: Вот он поближе. Можно зайти внутрь, но там ничего особо интересного: От

Продолжим тему немецких технических музеев и посетим городок Шпайер в земле Рейнланд-Пфальц. Здесь мы посмотрим два самолета-гиганта - пассажирский Боинг-747 и советский военный транспортник Ан-22 "Антей", а также советский космический челнок "Буран".

Боинг-747, он же Джамбо-джет - первый широкофюзеляжный пассажирский лайнер. Выпускался с 1969 г. и активно эксплуатируется по сей день. Производство этих самолетов было свернуто совсем недавно, так что машина заслуженная и очень успешная.

Экземпляр, выставленный в Шпайере, был произведен в 1978 г. и эксплуатировался главным немецким авиаперевозчиком - Люфтганзой. Самолёт именной, носит имя "Шлезвиг-Гольштейн", в честь самой северной земли Германии. Как и в Зинсхайме, самолёт стоит на высоких опорах в "летящем положении" (ещё и с креном на крыло), являясь визитной карточкой музея:

Для масштаба рядом установлен какой-то маленький турбовинтовой самолётик, тоже Люфтганзы:

-2

Вот он поближе. Можно зайти внутрь, но там ничего особо интересного:

-3

Отличительная черта Б-747 - характерный "горб", где находится кабина пилотов и еще один пассажирский салон:

-4

Широкофюзеляжными самолетами мне летать не приходилось, поэтому внутренние объемы 747-го впечатлили, столь широкий пассажирский салон выглядит непривычно:

-5

В хвосте лайнер "препарирован", внутренняя обшивка снята, и можно увидеть "скелет" самолёта:

-6

Кресла, тоже раздетые:

-7

Ещё одна фишка - можно прогуляться на крыло. Отсюда хороший вид на экспозицию музея и исторический центр Шпайера:

Пассажирский салон:

-9

Блок из четырех клозетов. Пассажиров много, двумя сортирами, как в обычных самолётах, не обойдешься:

-10

В начале салона - тупик. Кабина пилотов находится на верхней палубе:

-11

Туда ведет винтовая лестница:

-12

Итак, поднялись в "горб". Судя по креслам и манекенам, это салон бизнес-класса:

-13

У элитных пассажиров - свой отдельный клозет:

-14

Кабина пилотов:

-15

Место бортинженера. В более поздних модификациях Б-747 его уже не было:

-16

А теперь переместимся с гламурного буржуазного лайнера на брутальный советский транспортник Ан-22 "Антей". Это крупнейший в мире турбовинтовой самолёт, выпускавшийся в конце 1960-х - первой половине 1970-х гг.:

-17

На хвостовом оперении - украинский флаг. В Шпайер самолёт попал уже с Незалежной:

-18

Винты:

-19

Внутри самолёт похож на огромный ангар:

-20

В хвосте - ворота для погрузки военной техники:

-21

Внезапно, гальюн. Прямо на проходе в кабину, никаких перегородок. Советские лётчики трудились в суровых и аскетических условиях:

-22

Штурманская рубка:

-23

В рубке висит ватник. Наверное, немецкие музейщики и не догадываются, какой идеологический и символический смысл обрёл этот специфический предмет гардероба:

-24

Кабина, к сожалению, за мутным и исцарапанным стеклом. Зато аутентично:

-25

Прощальный взгляд на брутального "Антея":

-26

Но главное, ради чего стоит побывать в музее Шпайера - это, конечно, космический павильон, в котором установлен настоящий челнок "Буран"! Вернее, "Буран" не совсем настоящий. Вернее, настоящий, но не совсем "Буран". Одним словом, это БТС-002, полноразмерный прототип для испытаний на земле и в атмосфере. Мытарства этого аппарата до того, как он очутился в Шпайере, заслуживают отдельного упоминания.
После закрытия космической программы «Буран» в 1993 году планы дальнейшего целевого использования БТС-002 стали неосуществимыми. Вплоть до 1999 года он хранился на площадке ЭМЗ имени В. М. Мясищева ЛИИ в Жуковском, периодически демонстрировался на МАКСе. В октябре 1999 года БТС-002 был предоставлен в лизинг австралийской компании Buran Space Corporation, созданной специально для этой цели месяцем ранее. Перевозка самолёта из Москвы в Сидней обошлась в 700 тыс. долл., здесь его показали на Олимпиаде-2000. В 2000 году BSC объявила себя банкротом, выплатив НПО «Молния» вместо обещанных 600 тыс. долл. всего 150 тыс. долл. В результате НПО «Молния» расторгло контракт, но из-за финансовых трудностей БТС-002 не был вывезен из Австралии до мая 2002 года.

После этого прототип «Бурана» предлагали авиационному музею в Мичигане, но тот отказался. Организовывался аукцион радиостанцией Лос-Анджелеса News 980 KFWB AM, однако из-за большой минимальной предложенной стоимости покупателя для раритета так не нашлось.

5 июня 2002 года НПО «Молния» продало БТС-002 сингапурской компании Space Shuttle World Tour, намеревавшейся экспонировать его на международных выставках в Малайзии, Сингапуре, Китае, Японии, Филиппинах. В том же году БТС транспортировали из Сиднея в королевство Бахрейн. Там он служил экспонатом на лётном фестивале. После фестиваля в связи с экономическими коллизиями, БТС-002 был заблокирован в порту Манамы, после чего сингапурская компания начала арбитражный процесс против НПО «Молния», пытаясь присвоить себе БТС без уплаты ранее оговорённых 160 тыс. долл. Серия арбитражных процессов продолжалась до февраля 2008 года. Тем временем НПО «Молния» попыталась продать БТС-002 во второй раз, добившись в суде запрета на вывоз самолёта-аналога из страны кем-либо другим. В феврале 2008 года после долгих судебных разбирательств полноправным собственником БТС-002 стал самый крупный частный Технический музей в немецком городе Зинсхайм. Он обошёлся хозяину музея Герману Лайру в 10 млн евро. 2 апреля 2008 года прототип «Бурана» прибыл в порт Роттердам, откуда был погружён на баржу и по рекам и системе каналов доплыл до города Шпейер. Там его установили в техническом Музее (филиале музея в Зинсхайме). В настоящее время БТС-002 является центром космической экспозиции в специально построенном для него самом крупном павильоне музея:

Под брюхом "Бурана" зачем-то поставили гламурный кабриолет:

-28

Начинка:

Кабина, к сожалению, скрыта мутным стеклом, да ещё и с дурацкой ярко-синей подсветкой:

-30

Жаропрочные плиты на крыльях. Кстати, здесь же экспонированы обломки аналогчного покрытия, отваливавшегося при посадках от американских "шаттлов":

-31

Ещё один испытательный макет "Бурана", уже уменьшенный:

-32

А вообще, экспозиция очень интересная, для любителей космонавтики здесь много всего. Причем подход у музея очень сбалансированный: представлена и советская, и американская, и европейская, и даже китайская космонавтика.