Привет!
Осенью 2021 года я переболел коронавирусом, в очередной раз бросил курить - как вы понимаете, голова у меня была в тумане. Я задумался о том, что нового мне стоит привнести в свою жизнь, чего-то явно не хватало... Именно в этот период на YouTube попались видео Владимира Епифанцева с философскими рассуждениями о жизни, восприятии себя, окружающего мира и прочими мухоморными «инсайтами»:
Было неожиданно, интересно и удивительно в кассу. Актер, который ассоциировался с "Зеленым слоником", "Generation П" и треш-роликом "Тайд или кипячение" (кто видел, тот поймет) открылся с новой и неожиданной стороны: осознавшийся "мудрец", который хочет поделиться своими откровениями.
Чуть позже в одном из стримов Епифанцеву задали вопрос о том, что он смотрел в последнее время. Владимир упомянул 2 новых сериала Николаса Вендинга Рефна с формулировкой: «это лучшее, что я видел за последнее время, смотрел все выходные и не мог оторваться, бомба».
Такое описание и от такого колоритного мужчины не могло оставить меня равнодушным, тем более что с Рефном я был знаком.
Про Рефна
Рефн. Мне нравятся его ранние фильмы, когда у режиссера было мало денег и опыта, зато намного больше вкуса и чувства меры:
- Трилогия "Пушер": отличное криминальное кино, где каждый новый фильм показывает с разных сторон не только криминальный быт героев, но и раскрывает и развивает каждого из них.
Где-то как раз на "Драйве" Рефн видимо и нашел "свой стиль": фильмы про криминал в эстетике неонового света, замедленных сцен и молчаливых героев интровертов под сильными успокоительными.
Когда хороший режиссер находит себя, он показывает все, на что способен. Здесь же мы наблюдаем постепенную, но явную деградацию вкуса, чувства меры, смысла и логики. Атмосфера и визуал? Да, но этого мало, по крайней мере для зрителя, у которого мозг еще функционирует и способен воспринимать осмысленные сюжеты и цельные истории.
Слишком медленно, чтобы уважать зрителя
Прошло несколько лет после рекомендации Епифанцева и я наконец добрался до сериала "Слишком стар, чтобы умереть молодым", даже уговорил девушку посмотреть его вместе.
Это была моя личная месть за эти ее акты культурного харассмента:
Я включил первую серию с мыслью "я готов, давай сюда свои медленные карды, задумчивых героев, НЕОН в каждой сцене и прочую характерную атрибутику". Вопрос "как это будет?" не стоял.
Но оставался вопрос «что будет показано?», "какая история?" и «зачем?».
И тут у Рефна даже были все шансы показать что-то цельное и интересное.
Сюжет: потенциал на 7-8 из 10
Молодой коп Мартин оказывается замешанным в убийство главы одного из мексиканских картелей. Он вынужден работать на мафию, его шантажирует подружка убитого напарника. И если вдруг проблем у него все еще мало - он встречается с 17летней школьницей.
Большой потенциал для катастрофы, раскрытия/развития героя и катарсиса ближе к финалу. Если вы думаете, что у вас проблемы, посмотрите на Мартина и идите спокойно пить чай, вы в порядке.
С другой стороны нам показывают родственников убитой из картеля: ее брата, племянника и родного сына Хесуса, который хочет отомстить за убитую мать, жаждет крови, денег и власти.
Чувствуете куда все идет? С одной стороны продажный коп, который работает на ямайскую мафию, с другой вражеская мексиканская группировка, которая хочет убить не только его, но и вообще всех причастных.
Что должно было случиться по всем законам жанра, логики и здравого смысла? Правильно, столкновение. Конфликт должен быть разрешен. И раз уж Рефн так маниакально и методично нагнетал напряжение пафосными сценами, то и развязка должна быть эпической: кровавой, неоновой и жестокой.
Но взрыва не случилось, если не считать за взрыв невнятный пук в воздух.
Сюжет: реализация на невнятные 5,5
Я не буду спойлерить и рассказывать чем все кончилось, но возможно вам поможет эта аналогия.
В культовом аниме "Евангелион" 26 серий, и если первые 24 из них мы видели эпическую битву огромных боевых роботов и инопланетных существ, которые хотели разрушить последний оставшийся на планете город. То в 25-26 серии вместо достойного и мощного финала мы увидели 2 серии отборного психоделического нечто, которое оставляло после себя тягостное ощущение разочарования.
Авторов оригинального "Евангелиона" можно понять - у них банально кончились деньги и они как могли завершили историю. Получилось куце, странно и оборванно.
Рефн же просто запутался в том, что хотел рассказать и показать. 8 серий из 10 мы наблюдали медленный (смотрите сериал на скорости 1.25), но разгоняющийся сюжет. В конце восьмой серии потенциальный эпичный конфликт был разрешен банально и скучно.
Видимо для того, чтобы в 9 и 10 серии показать нам ряд бессмысленных сцен, которые вместо того, чтобы как-то оригинально закончить историю сделали только хуже. Внезапное проявление паранормальных способностей одной из героинь (что это вообще такое и зачем это здесь?), сцены ролевых игр мексиканских мафиози, планерка мафии, пение и так далее. Зачем это показывают?
Я бы понял, если бы Рефн все свел к символизму и мистике: есть жрица смерти, есть жрица тьмы, они ведут свою игру через своих подопечных (киллера, который убивает насильников и главаря картеля, который просто хочет утопить все в крови). Это было бы полным бредом, но я бы смог это принять.
Что я не смог принять, так это последняя серия (самая короткая из всех, Николас проявил немного милосердия к зрителю), которая начинается с мастурбации, продолжается просмотром передач про инопланетян, танцами дома и наконец финальной сценой в которой «Верховная жрица смерти» убивает очередную пачку бадндитов мужского пола. КОНЕЦ.
И это все? Нет, тут есть еще отсутствие меры, вкуса и понимания хорошего сюжета
Где апокалипсис, где конфликт банд, где хотя бы финальная битва между «светом» и «тьмой»?
Что мы имеем:
- Криминальная линия сюжета - Слита
- Мистическая - Не раскрыта и вообще непонятно зачем была добавлена
- Метафорическая - А что вообще хотел сказать автор?
Для чего был нужен весь этот пафос, нагнетание, гнетущая атмосфера и прочий дискомфорт зрителя? Ни для чего. На примере этого сериала я могу сделать очевидный вывод: если ты растянешь нудный фильм в 10 раз, то лучше не будет.
Если постоянно сыпать соль, то блюдо не будет вкуснее, его будет невозможно есть. Так и Рефн везде вставляет тягучие и медленные сцены, сначала это надоедает и раздражает, а потом становится просто смешно. Николас, ты уверен, что хотел добиться такого эффекта? Персонаж с каменным и серьезным лицом толкает пафосную речь на фоне неона, а ты сидишь и просто смеешься над нелепостью происходящего. Отличное погружение в историю.
Если это была такая тонкая комедия, то ты гений, в противном случае сам понимаешь….
Вы спросите меня: но если все так плохо, зачем ты это досмотрел? Тут и кроется самое грустное - эта история могла быть оригинальной, запоминающейся и мощной.
Жаль рядом не было человека, который сказал был: «Николас, вот это 25 замедление подряд убери пожалуйста, и это тоже, тут добавь действия, а тут немного смысла. Нет, мы не будем опять подсвечивать все неоном, да, на тебя в детстве упала вывеска от стрипклуба, но это не повод травмировать и зрителей…. Давай лучше посмотрим на то, что уже получается круто!»
Что скажешь?
Что понравилось
Я перечислю тут плюсы, но даже они перекрываются другими минусами.
Персонажи
С одной стороны они интересные и за их заскоками любопытно наблюдать. Куда они их всех заведут, что будет при их встрече и так далее.
Бывший агент ФБР, который по наводке соцработницы-медиума убивает насильников и педофилов? Интересно.
Продажный коп, который работает на мафию и может убить человека сам не понимая зачем? Хорошо.
Подружка главаря картеля, которая освобождает девушек из сексуально рабства и мстит преступникам? Верховная Жрица Смерти. Ок.
Молодой глава картеля Хесус, который хочет утопить все в крови? Банально, но убедительно.
Потенциал всех этих персонажей разбивается об их поведение, в которое ты не веришь: в реальной жизни люди так себя не ведут, только под большими дозами успокоительного. А еще ни один из них не раскрылся и не изменился интересным образом по ходу истории (разве что Хесус, но и он из застенчивого бревна стал бревном жестоким).
Атмосфера гипнотического отвращения
То, как Рефн погружает тебя в странный и отталкивающий мир главных героев действительно заслуживает уважения. Все эти меткие сцены неторопливого насилия, пустоты и холода пробирают сильнее, чем любой хоррор с кучей крови и скримеров.
Даже долгие планы могли бы работать, если бы их было несколько за весь сериал, а не по 10 штук в каждой серии.
Завязка сюжета и некоторые моменты
Сама история Мартина интересная. Коп, который потерялся в своих моральных ориентирах, окончательно перестал понимать что такое добро и зло пытается найти свое место в этом странном и больном мире, который рисует Рефн. Он то без особой причины убивает человека при ограблении по заказу бандитов, то отказывается убивать человека из-за 8000 долларов. А после и вовсе становится мстителем, который вершит суд над насильниками и растлителями.
Его внутренний мир непонятен зрителю, даже сам Мартин себя не понимает. Какой потенциал был для развития такого неоднозначного персонажа? Огромный. Но как говорил Буковски:
"Потенциал ничего не значит. Почти у любого младенца в люльке больше потенциала, чем у меня. Надо делать" (Женщины)
Можно было показать, как один акт бесчисленного насилия привел в катастрофе и смертям десятков и сотен людей. Этого тоже не было. Даже странная история с медиумом и агентом ФБР могла найти интересное завершение.
Могла, но не нашла.
Найти свой голос это еще не все. Важно иметь что сказать
Найти свой голос для каждого артиста это сложная задача. Если ты нашел свою тему, свой стиль, свой почерк, то ты вписал себя в общественное восприятие. Теперь зритель не только видит тебя, он тебя узнаёт, а значит с тобой считается. Ты вдохновляешь начинающих, более опытные коллеги тебя уважают, ты в своей лучшей форме и это не случайно.
Мы слышим первые аккорды на гитаре и знаем - это Джон Фрущанте. Видим кусок картины и сразу же вспоминаем «Айвазовский». Читаем первые строки книги и узнаем Чарльза Буковски. Начинается новый фильм - это Тарантино.
Найти свой голос сложно, важно, но возможно и обычно это означает, что творец не только понял себя, но и смог это выразить в своих произведениях максимально четко и мастерски. Смог передать зрителю внутреннюю суть, ДНК своих работ, когда по одному фрагменту можно сразу понять кто это сделал.
Грустно становится тогда, когда «истинная форма творца», его суть представляет собой пустое и безыдейное месиво внешних приемов, по которым можно безошибочно узнать автора. Проблема в том, что при таком узнавании в следующий раз тебе хочется поскорее уйти в другую сторону. О, да это же Рефн! Пойду-ка я посмотрю что-нибудь другое....
Когда твои первые пробы пера без устоявшегося стиля и голоса на 3 головы выше, чем твои самые отточенные и «стильные» последние работы, то ты что-то явно делаешь не так.
Вердикт: 5,5 «Медленных и тягучих сцен без смыла» из 10 «Потраченных впустую потенциалов»
Как зритель, ты был готов принять спорные художественные решения, апатичных седативных персонажей, полный условностей мир и проникнуться странной и отталкивающей атмосферой. Ради чего-то стоящего, хотя бы в конце. Но получил всего лишь акт бессмысленного самоудовлетворения и художественной мастурбации прямо в лицо.
Спасибо за чтение,
Пока!
#рефн #слишкомстарчтобыумеретьмолодым #жизньзрителя