Найти в Дзене
Жизнь Зрителя

«Слишком стар, чтобы умереть молодым»: Заставил девушку смотреть арт-хаусный сериал по рекомендации Епифанцева | Жизнь зрителя

Привет! Осенью 2021 года я переболел коронавирусом, в очередной раз бросил курить - как вы понимаете, голова у меня была в тумане. Я задумался о том, что нового мне стоит привнести в свою жизнь, чего-то явно не хватало... Именно в этот период на YouTube попались видео Владимира Епифанцева с философскими рассуждениями о жизни, восприятии себя, окружающего мира и прочими мухоморными «инсайтами»: Было неожиданно, интересно и удивительно в кассу. Актер, который ассоциировался с "Зеленым слоником", "Generation П" и треш-роликом "Тайд или кипячение" (кто видел, тот поймет) открылся с новой и неожиданной стороны: осознавшийся "мудрец", который хочет поделиться своими откровениями. Чуть позже в одном из стримов Епифанцеву задали вопрос о том, что он смотрел в последнее время. Владимир упомянул 2 новых сериала Николаса Вендинга Рефна с формулировкой: «это лучшее, что я видел за последнее время, смотрел все выходные и не мог оторваться, бомба». Такое описание и от такого колори
Оглавление

Привет!

Осенью 2021 года я переболел коронавирусом, в очередной раз бросил курить - как вы понимаете, голова у меня была в тумане. Я задумался о том, что нового мне стоит привнести в свою жизнь, чего-то явно не хватало... Именно в этот период на YouTube попались видео Владимира Епифанцева с философскими рассуждениями о жизни, восприятии себя, окружающего мира и прочими мухоморными «инсайтами»:

Было неожиданно, интересно и удивительно в кассу. Актер, который ассоциировался с "Зеленым слоником", "Generation П" и треш-роликом "Тайд или кипячение" (кто видел, тот поймет) открылся с новой и неожиданной стороны: осознавшийся "мудрец", который хочет поделиться своими откровениями.

Чуть позже в одном из стримов Епифанцеву задали вопрос о том, что он смотрел в последнее время. Владимир упомянул 2 новых сериала Николаса Вендинга Рефна с формулировкой: «это лучшее, что я видел за последнее время, смотрел все выходные и не мог оторваться, бомба».

Такое описание и от такого колоритного мужчины не могло оставить меня равнодушным, тем более что с Рефном я был знаком.

Про Рефна

-2

Рефн. Мне нравятся его ранние фильмы, когда у режиссера было мало денег и опыта, зато намного больше вкуса и чувства меры:

  • Трилогия "Пушер": отличное криминальное кино, где каждый новый фильм показывает с разных сторон не только криминальный быт героев, но и раскрывает и развивает каждого из них.

Где-то как раз на "Драйве" Рефн видимо и нашел "свой стиль": фильмы про криминал в эстетике неонового света, замедленных сцен и молчаливых героев интровертов под сильными успокоительными.

Когда хороший режиссер находит себя, он показывает все, на что способен. Здесь же мы наблюдаем постепенную, но явную деградацию вкуса, чувства меры, смысла и логики. Атмосфера и визуал? Да, но этого мало, по крайней мере для зрителя, у которого мозг еще функционирует и способен воспринимать осмысленные сюжеты и цельные истории.

Слишком медленно, чтобы уважать зрителя

-4

Прошло несколько лет после рекомендации Епифанцева и я наконец добрался до сериала "Слишком стар, чтобы умереть молодым", даже уговорил девушку посмотреть его вместе.

Это была моя личная месть за эти ее акты культурного харассмента:

Я включил первую серию с мыслью "я готов, давай сюда свои медленные карды, задумчивых героев, НЕОН в каждой сцене и прочую характерную атрибутику". Вопрос "как это будет?" не стоял.

Но оставался вопрос «что будет показано?», "какая история?" и «зачем?».

И тут у Рефна даже были все шансы показать что-то цельное и интересное.

Сюжет: потенциал на 7-8 из 10

Мартин: полицейский, работает на мафию, встречается со школьницей (осуждаем)
Мартин: полицейский, работает на мафию, встречается со школьницей (осуждаем)

Молодой коп Мартин оказывается замешанным в убийство главы одного из мексиканских картелей. Он вынужден работать на мафию, его шантажирует подружка убитого напарника. И если вдруг проблем у него все еще мало - он встречается с 17летней школьницей.

Большой потенциал для катастрофы, раскрытия/развития героя и катарсиса ближе к финалу. Если вы думаете, что у вас проблемы, посмотрите на Мартина и идите спокойно пить чай, вы в порядке.

С другой стороны нам показывают родственников убитой из картеля: ее брата, племянника и родного сына Хесуса, который хочет отомстить за убитую мать, жаждет крови, денег и власти.

Хесус в первых сериях просто скромный напуганный юноша, а что с ним сделает год жизни в Мексике узнаете сами
Хесус в первых сериях просто скромный напуганный юноша, а что с ним сделает год жизни в Мексике узнаете сами

Чувствуете куда все идет? С одной стороны продажный коп, который работает на ямайскую мафию, с другой вражеская мексиканская группировка, которая хочет убить не только его, но и вообще всех причастных.

Что должно было случиться по всем законам жанра, логики и здравого смысла? Правильно, столкновение. Конфликт должен быть разрешен. И раз уж Рефн так маниакально и методично нагнетал напряжение пафосными сценами, то и развязка должна быть эпической: кровавой, неоновой и жестокой.

Но взрыва не случилось, если не считать за взрыв невнятный пук в воздух.

Сюжет: реализация на невнятные 5,5

-7

Я не буду спойлерить и рассказывать чем все кончилось, но возможно вам поможет эта аналогия.

В культовом аниме "Евангелион" 26 серий, и если первые 24 из них мы видели эпическую битву огромных боевых роботов и инопланетных существ, которые хотели разрушить последний оставшийся на планете город. То в 25-26 серии вместо достойного и мощного финала мы увидели 2 серии отборного психоделического нечто, которое оставляло после себя тягостное ощущение разочарования.

Авторов оригинального "Евангелиона" можно понять - у них банально кончились деньги и они как могли завершили историю. Получилось куце, странно и оборванно.

Рефн же просто запутался в том, что хотел рассказать и показать. 8 серий из 10 мы наблюдали медленный (смотрите сериал на скорости 1.25), но разгоняющийся сюжет. В конце восьмой серии потенциальный эпичный конфликт был разрешен банально и скучно.

Видимо для того, чтобы в 9 и 10 серии показать нам ряд бессмысленных сцен, которые вместо того, чтобы как-то оригинально закончить историю сделали только хуже. Внезапное проявление паранормальных способностей одной из героинь (что это вообще такое и зачем это здесь?), сцены ролевых игр мексиканских мафиози, планерка мафии, пение и так далее. Зачем это показывают?

Я бы понял, если бы Рефн все свел к символизму и мистике: есть жрица смерти, есть жрица тьмы, они ведут свою игру через своих подопечных (киллера, который убивает насильников и главаря картеля, который просто хочет утопить все в крови). Это было бы полным бредом, но я бы смог это принять.

Что я не смог принять, так это последняя серия (самая короткая из всех, Николас проявил немного милосердия к зрителю), которая начинается с мастурбации, продолжается просмотром передач про инопланетян, танцами дома и наконец финальной сценой в которой «Верховная жрица смерти» убивает очередную пачку бадндитов мужского пола. КОНЕЦ.

И это все? Нет, тут есть еще отсутствие меры, вкуса и понимания хорошего сюжета

-10

Где апокалипсис, где конфликт банд, где хотя бы финальная битва между «светом» и «тьмой»?

Что мы имеем:

  • Криминальная линия сюжета - Слита
  • Мистическая - Не раскрыта и вообще непонятно зачем была добавлена
  • Метафорическая - А что вообще хотел сказать автор?

Для чего был нужен весь этот пафос, нагнетание, гнетущая атмосфера и прочий дискомфорт зрителя? Ни для чего. На примере этого сериала я могу сделать очевидный вывод: если ты растянешь нудный фильм в 10 раз, то лучше не будет.

Если постоянно сыпать соль, то блюдо не будет вкуснее, его будет невозможно есть. Так и Рефн везде вставляет тягучие и медленные сцены, сначала это надоедает и раздражает, а потом становится просто смешно. Николас, ты уверен, что хотел добиться такого эффекта? Персонаж с каменным и серьезным лицом толкает пафосную речь на фоне неона, а ты сидишь и просто смеешься над нелепостью происходящего. Отличное погружение в историю.

Если это была такая тонкая комедия, то ты гений, в противном случае сам понимаешь….

Вы спросите меня: но если все так плохо, зачем ты это досмотрел? Тут и кроется самое грустное - эта история могла быть оригинальной, запоминающейся и мощной.

Жаль рядом не было человека, который сказал был: «Николас, вот это 25 замедление подряд убери пожалуйста, и это тоже, тут добавь действия, а тут немного смысла. Нет, мы не будем опять подсвечивать все неоном, да, на тебя в детстве упала вывеска от стрипклуба, но это не повод травмировать и зрителей…. Давай лучше посмотрим на то, что уже получается круто!»

Что скажешь?

Что понравилось

Я перечислю тут плюсы, но даже они перекрываются другими минусами.

Персонажи

-11

С одной стороны они интересные и за их заскоками любопытно наблюдать. Куда они их всех заведут, что будет при их встрече и так далее.

Бывший агент ФБР, который по наводке соцработницы-медиума убивает насильников и педофилов? Интересно.

-12

Продажный коп, который работает на мафию и может убить человека сам не понимая зачем? Хорошо.

Подружка главаря картеля, которая освобождает девушек из сексуально рабства и мстит преступникам? Верховная Жрица Смерти. Ок.

-13

Молодой глава картеля Хесус, который хочет утопить все в крови? Банально, но убедительно.

Потенциал всех этих персонажей разбивается об их поведение, в которое ты не веришь: в реальной жизни люди так себя не ведут, только под большими дозами успокоительного. А еще ни один из них не раскрылся и не изменился интересным образом по ходу истории (разве что Хесус, но и он из застенчивого бревна стал бревном жестоким).

Атмосфера гипнотического отвращения

-14

То, как Рефн погружает тебя в странный и отталкивающий мир главных героев действительно заслуживает уважения. Все эти меткие сцены неторопливого насилия, пустоты и холода пробирают сильнее, чем любой хоррор с кучей крови и скримеров.

Даже долгие планы могли бы работать, если бы их было несколько за весь сериал, а не по 10 штук в каждой серии.

Завязка сюжета и некоторые моменты

Сама история Мартина интересная. Коп, который потерялся в своих моральных ориентирах, окончательно перестал понимать что такое добро и зло пытается найти свое место в этом странном и больном мире, который рисует Рефн. Он то без особой причины убивает человека при ограблении по заказу бандитов, то отказывается убивать человека из-за 8000 долларов. А после и вовсе становится мстителем, который вершит суд над насильниками и растлителями.

-15

Его внутренний мир непонятен зрителю, даже сам Мартин себя не понимает. Какой потенциал был для развития такого неоднозначного персонажа? Огромный. Но как говорил Буковски:

"Потенциал ничего не значит. Почти у любого младенца в люльке больше потенциала, чем у меня. Надо делать" (Женщины)

Можно было показать, как один акт бесчисленного насилия привел в катастрофе и смертям десятков и сотен людей. Этого тоже не было. Даже странная история с медиумом и агентом ФБР могла найти интересное завершение.

Могла, но не нашла.

Найти свой голос это еще не все. Важно иметь что сказать

Рефн: готов утопить в своей воде не только персонажей, но и зрителей
Рефн: готов утопить в своей воде не только персонажей, но и зрителей

Найти свой голос для каждого артиста это сложная задача. Если ты нашел свою тему, свой стиль, свой почерк, то ты вписал себя в общественное восприятие. Теперь зритель не только видит тебя, он тебя узнаёт, а значит с тобой считается. Ты вдохновляешь начинающих, более опытные коллеги тебя уважают, ты в своей лучшей форме и это не случайно.

Мы слышим первые аккорды на гитаре и знаем - это Джон Фрущанте. Видим кусок картины и сразу же вспоминаем «Айвазовский». Читаем первые строки книги и узнаем Чарльза Буковски. Начинается новый фильм - это Тарантино.

Найти свой голос сложно, важно, но возможно и обычно это означает, что творец не только понял себя, но и смог это выразить в своих произведениях максимально четко и мастерски. Смог передать зрителю внутреннюю суть, ДНК своих работ, когда по одному фрагменту можно сразу понять кто это сделал.

Грустно становится тогда, когда «истинная форма творца», его суть представляет собой пустое и безыдейное месиво внешних приемов, по которым можно безошибочно узнать автора. Проблема в том, что при таком узнавании в следующий раз тебе хочется поскорее уйти в другую сторону. О, да это же Рефн! Пойду-ка я посмотрю что-нибудь другое....

Когда твои первые пробы пера без устоявшегося стиля и голоса на 3 головы выше, чем твои самые отточенные и «стильные» последние работы, то ты что-то явно делаешь не так.

Вердикт: 5,5 «Медленных и тягучих сцен без смыла» из 10 «Потраченных впустую потенциалов»

Как зритель, ты был готов принять спорные художественные решения, апатичных седативных персонажей, полный условностей мир и проникнуться странной и отталкивающей атмосферой. Ради чего-то стоящего, хотя бы в конце. Но получил всего лишь акт бессмысленного самоудовлетворения и художественной мастурбации прямо в лицо.

Спасибо за чтение,

Пока!

#рефн #слишкомстарчтобыумеретьмолодым #жизньзрителя

-17