Найти в Дзене
Живописные истории

«Возвращение с войны: Марс, обезоруженный Венерой» Питера Пауля Рубенса и Яна Брейгеля Старшего

Эта амбициозная аллегория была одним из первых совместных проектов возобновленного партнерства Питера Пауля Рубенса (1577-1640) и Яна Брейгеля Старшего (1568-1625), после решения Рубенса остаться в Антверпене в 1609 году. Картина «Возвращение с войны: Марс, обезоруженный Венерой» подчеркивает индивидуальности обоих художников и одновременно раскрывает особый характер их совместного метода работы. В этой одной из своих крупнейших (127.3x163.5 см) совместных работ художники согласовали масштаб вклада каждого из них: Брейгель изобразил непривычно крупные для него доспехи, а Рубенс использовал средний размер фигур. Примечательно, что при переработке правой стороны панели Рубенс добавил фигуры поверх готовых предметов мебели и мелких объектов, тем самым изменив сюжет, но, по-видимому, не затронув при этом крепкую дружбу, на которой основывалось их с Брейгелем партнерство. Рубенс и Брейгель объединили фламандскую и итальянскую ренессансную иконографию так же легко, как два разных живописных

Эта амбициозная аллегория была одним из первых совместных проектов возобновленного партнерства Питера Пауля Рубенса (1577-1640) и Яна Брейгеля Старшего (1568-1625), после решения Рубенса остаться в Антверпене в 1609 году.

Питер Пауль Рубенс и Ян Брейгель Старший «Возвращение с войны: Марс, обезоруженный Венерой», 1610/12 гг.
Питер Пауль Рубенс и Ян Брейгель Старший «Возвращение с войны: Марс, обезоруженный Венерой», 1610/12 гг.

Картина «Возвращение с войны: Марс, обезоруженный Венерой» подчеркивает индивидуальности обоих художников и одновременно раскрывает особый характер их совместного метода работы.

В этой одной из своих крупнейших (127.3x163.5 см) совместных работ художники согласовали масштаб вклада каждого из них: Брейгель изобразил непривычно крупные для него доспехи, а Рубенс использовал средний размер фигур.

Примечательно, что при переработке правой стороны панели Рубенс добавил фигуры поверх готовых предметов мебели и мелких объектов, тем самым изменив сюжет, но, по-видимому, не затронув при этом крепкую дружбу, на которой основывалось их с Брейгелем партнерство.

Рубенс и Брейгель объединили фламандскую и итальянскую ренессансную иконографию так же легко, как два разных живописных стиля в композиции, которая подчеркивает гениальность обоих художников.

«Возвращение с войны» началось с мольберта Брейгеля, который нарисовал похожий на пещеру интерьер и предметы обстановки на переднем плане.

-2

Разрушенное сводчатое помещение представляет собой модифицированную версию полуразрушенной кузницы, созданной Брейгелем между 1606 и 1608 годами.

Аллегория Огня
Аллегория Огня

Как и в более ранних композициях, рассматриваемая картина представляет собой длинный коридор, ведущий к пейзажу снаружи, а также различные ниши внутри, в которых расположены кузница и мастерская (многочисленные фигуры, работающие в этих углублениях, созданы его же рукой).

Многие рисунки Брейгеля, сделанные во время его пребывания в Италии, особенно относящиеся к римскому периоду (1592-94), свидетельствуют о его интересе к величественным памятникам античности и, в частности, к ритму и фактуре сводчатых коридоров Колизея и терм Диоклетиана (см. рис. внизу).

Ещё больше он был вдохновлен причудливым воссозданием сводчатых руин в качестве обстановки для Кузницы Вулкана антверпенским художником Пауэлсом Франком, прозванным Паоло Фьямминго (1540-1596), который работал в Венеции около 1570 года (рис. внизу).

-5

В то время как Брейгель поменял местами основные элементы обстановки в «Аллегории огня» и связанных с ней композициях,

Аллегории огня
Аллегории огня

в «Возвращении с войны» положение главной группы фигур справа и демонстрация драгоценных предметов (впоследствии скрытых Рубенсом) соответствуют рисунку Фьямминго.

Однако Брейгель внёс существенные изменения в оформление сводов для «Возвращении с войны», отказавшись от живописного возвышения арок, затмевающих фигуры, в пользу интерьера, который стал более строгим и замкнутым.

-7

Доспехи стали не только крупнее, что соответствует масштабу большой группы фигур, но и были тщательно отобраны для показа их сложных форм и богатой отделки.

Преобладают прекрасные образцы парадных доспехов в миланском стиле.

Наряду с ними можно увидеть медные сосуды, арбалет с механизмом натягивания тетивы (cranequins), пороховой рог и ружье с колесцовым замком.

Большинство из этих предметов можно найти и в более ранних Аллегориях Огня и в Пророчестве Исайи.

Пророчестве Исайи
Пророчестве Исайи

Сохранившиеся листы с набросками фигур, по-видимому, с натуры, а также с набросками птиц и охотничьих орудий (см. рис. внизу), позволяют предположить, что Брейгель хранил рисунки в студии для справки.

-9

Несмотря на то, что Антверпен был важным центром изготовления доспехов, Брейгель, возможно, изучал доспехи лично в оружейной палате эрцгерцога в Брюсселе.

Хотя конкретные доспехи оттуда и не представлены на картине, как, например, в Allegory of Touch.

Allegory of Touch
Allegory of Touch

Щит справа с синей бахромой, его внутренняя поверхность и декоративные заклепки хотя и были написаны Рубенсом, вероятно, были реквизитом из студии Брейгеля, так как его можно найти на переднем плане в Пророчества Исайи.

-11

С помощью этой как бы хаотично разбросанной кучи реквизита Брейгель смог показать свою техническую виртуозность. Живость и четкий импасто его мазка раскрывают всю живописную природу его техники.

-12

Брейгель также нарисовал и множество предметов в нише за фигурами Марса, Венеры и её помощников, которые лишь частично видны невооруженным глазом, но были выявлены с помощью рентгеновской радиографии и инфракрасной фотографии (см. рис. внизу).

-13

Когда Рубенс получил картину в работу, он довольно сильно изменил именно оформление ниши, покрыв многие из этих предметов слоем серой краски, аккуратно обойдя механизмом натягивания тетивы на переднем плане и ствол мушкета.

-14

Стоящие фигуры Марса и Венеры, должно быть, представляют собой довольно резкое изменение в первоначальной задумке, поскольку они не похожи на единственную грубо недорисованную фигуру, видимую с помощью инфракрасной рефлектографии, с её согнутой позой и меньшим размером.

-15

Вместе с обстановкой кузницы наличие жаровни на ножках допускает возможность того, что сцена была запланирована как Венера в кузнице Вулкана.

Этот характерный сосуд с горящими углями можно увидеть рядом с Купидоном и Венерой в нескольких сценах Венеры в Кузнице Вулкана, которые Брейгель написал совместно с Хендриком ван Баленом (см., например, рис. внизу).

фрагмент
фрагмент

В своем концептуальном партнерстве с Брейгелем значительные изменения вносимые Рубенсом соответствовали его независимому вкладу в заказ.

Изменяя тему за счет добавления фигур, Рубенс устранил и лишние атрибуты, которые не поддерживали новую тему.

Как мы увидим позже, есть все основания полагать, что Рубенс обсуждал преобразование темы с Брейгелем, чьи последующие вклады способствовали её развитию.

-17

С вкладом Рубенса в виде группы фигур, основанной на античных и ренессансных источниках, кузница Вулкана стала местом для аллегории Мира.

-18

Склонившись в его объятия, обнаженная Богиня Любви обезоруживающе смотрит на Бога Войны.

Венера снимает доспехи со своего вернувшегося возлюбленного, пока он стоит расслабленный и не замечает, как её купидоны игриво обкрадывают его.

-19

Что имеет определённый символизм. Например, развязывание котурна (сапога) бога войны является отсылкой на его связывание узами любви и показывает надежду на то, что Любовь сильнее Раздора.

Часто аллегория Марса и Венеры трактовалась как идиллия, показываемая в пейзаже, и где подчеркивалась расслабленность Марса и даже его сон.

Но в «Возвращении с войны», несмотря на беспорядок из брошенных мушкетов, арбалетов и разных сосудов, окружающий любовников, которым подчеркивается прекращение войны, далекие огни кузницы Вулкана намекают, что силы бога войны, хотя и смягчены любовью, но легко могут быть возвращены в рабочий режим.

-20

Скорей всего, Рубенс не обращался к единому источнику для вдохновения при изображении фигуры Венеры.

Поза богини со скрещенными ногами нередко появляется в различных античных источниках, особенно на саркофагах.

На данной картине белая накидка с поясом, украшенным драгоценными камнями, характеризует её как Богиню Целомудренной Любви.

Мощная фигура Марса, особенно ракурс его руки, отражает влияние Микеланджело на ранние работы Рубенса.

-21

Позже панель вернулась опять к Брейгелю, который интегрировал группу фигур в интерьер и скорректировал атрибуты натюрморта, чтобы поддержать аллегорию Мира.

В этом втором подходе были изображены только те предметы, которые непосредственно связаны с фигурами или необходимы для раскрытия последствий мира: инструменты, относящиеся к ремеслу оружейника (угольник, компас, кусачки, весы, пинцет), а также карманные часы и ваза с виноградом, все они намекают на течение времени и непостоянство Мира.

-22

Более мелкие предметы, связанные с работой кузницы, были добавлены между грудой доспехов и путти, ворующего меч Марса, включая наковальню, которая находится за рукой бога войны.

-23

Этот ключевой элемент был частью давней иконографии войны, о чём свидетельствует гравюра XVI века «Искусство войны» (рис. внизу), на которой также изображена пушка и свидетельства мастерства оружейника.

-24

Возможно, на этом последнем этапе Брейгель также добавил на передний план заметную, но не нелепую пару морских свинок как экзотическое воплощение плодовитости, сопровождающей мир.

-25

Хотя ранний провенанс панно «Возвращении с войны» ещё предстоит выяснить, значительный размер картины (127.3x163.5 см), совместное авторство выдающихся художников Антверпена и восхитительно переплетенные политические аллегории и темы любви убедительно свидетельствуют о том, что это был особый заказ, скорее всего, для двора эрцгерцога, если не для самих Альберта и Изабеллы.

Картина посвящена двенадцатилетнему перемирию 1609 года, заключенному при посредничестве эрцгерцога Альберта, которое положило конец военным действиям между протестантскими северными провинциями и католическими южными Нидерландами.

Это событие вселило в людей надежду. Как отмечал Рубенс в своем письме Иоганну Фаберу в Рим всего за день до подписания договора:

Мир или, скорее, перемирие на многие годы, без сомнения, будет ратифицирован, и в этот период, как полагают, наша страна снова расцветет.

Наряду с основной политической аллегорией в картине «Возвращении с войны», творчески объединенные усилия Рубенса и Брейгеля также создают дополнительный, чувственный, смысловой слой.

Есть интересные визуальные каламбуры, такие как пушки слева от Марса

-26

и уздечки, добавленные Брейгелем после доработки Рубенса, висящие рядом с соблазнительной богиней.

-27

Обстановка кузницы Вулкана также вносит свой вклад в тему чувств, а огонь, доспехи и оружие ассоциируются с болью или защитой от неё.

-28

Каллиграфическая обработка металлических поверхностей Брейгелем соперничает и контрастирует с гладким нагрудником Рубенса, и его холодная, твердая поверхность противопоставляется кремовой, пышной плоти Венеры.

Хотя исключительная тактильность этой картины добавляет дополнительное измерение к намеку на осязание, она также ясно демонстрирует, как графическая работа кистью Брейгеля дополняет широкую обработку Рубенса, создавая обстановку, которая охватывает фигуры и позволяет им населять пространство.

До недавнего времени картина «Возвращение с войны: Марс, обезоруженный Венерой» 1610/12 гг. была известна только по гравюре Жан-Жака Авриля 1778 года (рис. внизу), которая, возможно, представляет собой вторую версию сюжета.

-29

Сегодня картину можно увидеть в Музее Гетти в Лос-Анджелесе.

-30