«Битва амазонок» — самое ранее из известных совместных работ Питера Пауля Рубенса (1577-1640) и Яна Брейгеля Старшего (1568-1625).
Это великолепная картина, созданная благодаря чёткому разделению труда между фигурными и ландшафтными элементами, отражает бурлящее действие героических столкновений из классических легенд.
Написаная после возвращения Брейгеля из Италии в 1596 году и перед отъездом Рубенса в Мантую в 1600 году «Битва амазонок» стала решающим событием, оказавшим влияние на независимое творчество обоих художников, а также на их будущие совместные проекты.
Именно в это время Рубенс и Брейгель обуздали свои художественные амбиции и осознали силу своих совместных творений.
Амазонки были расой свирепых воительниц из Малой Азии, о чьём искусстве верховой езды и владения луком слагались легенды.
О подвигах амазонок и их цариц Ипполиты, её сестры Антиопы и Пентесилеи, которые считались достойными противниками великих героев, рассказывается в мифах о Геракле и Тесее.
Хотя масштабные амазономахи встречаются в древнегреческом искусстве, а подвиги грозных амазонок были популярным сюжетом для античных саркофагов, этот сюжет редко изображался в искусстве эпохи Возрождения.
На широкой равнине, с лесистым холмом слева и рекой, ведущей к мосту, справа, амазонки вступают в бой со своими противниками.
Греческая армия атакует слева, подталкивая амазонок к воде и вперёд в направлении зрителя.
На переднем плане Геракл побеждает двух амазонок, на одной из которых странным образом надетголовной убор с перьями, который носили в шестнадцатом веке.
Амазонка в красном в центре справа композиции, выделенная золотым знаменем позади неё, может быть Ипполитой.
Слева от группы Геракла мускулистый воин держит в руках обмякшую фигуру амазонки; эти двое, возможно, изображают Тесея и убитую Антиопу.
Вокруг всего этого творится полный кавардак. Воины бросаются в бой пешком и верхом, падают с коней, их топчут, кто-то тонет.
«Битва амазонок» уже давно признана совместной работой двух художников, хотя Рубенс в соавторах то появлялся, то пропадал.
В 1682 году в описи коллекции Диего Дуарте в Антверпене было чётко сказано:
Питер Пауль Рубенс. Работа на панели, битва амазонок, полная действия в его ранней манере; пейзаж или фон полностью принадлежат Бархатному [Яну] Брейгелю.
Но в 1779 году картина была идентифицирована уже как работа Брейгеля и его частого соратника в середине 1590-х годов Ганса Роттенхаммера (1564-1625).
После 1816 года её одновременно приписывали и Отто ван Веену (1556-1629) и снова Роттенхаммеру.
С её прибытием в Потсдам в Картинную галерею Сан-Суси (где картина находится и сегодня) подтверждалась атрибуция Ван Веена и Яня Брейгеля, пока историк искусства Юлиус Хельд (1905-2002) не вернул «Битву амазонок» в небольшую группу ранних, доитальянских работ Рубенса.
Хотя сегодня уже точно признано, что именно Рубенс был ответственен за фигуры в «Битве амазонок», приписывание их Роттенхаммеру и особенно Ван Веену отражает давнюю неопределенность относительно стиля Рубенса до его поездки в Италию.
После короткого ученичества у пейзажиста Тобиаса Верхахта (1561-1631) и исторического живописца Адама ван Ноорта (1562-1641) Рубенс поступил в студию Отто ван Веена примерно в 1596 году.
Ван Веен, родом из Лейдена, провел почти пять лет в Италии, в основном в Риме. Один из самых эрудированных художников Антверпена, он был придворным художником Алессандро Фарнезе, герцога Пармского и губернатора Южных Нидерландов, в Брюсселе с 1584 по 1592 год, а также эрцгерцога Эрнста в 1594 году и эрцгерцога Альберта в 1596 году. С 1599 года он служил эрцгерцогам Альберту и Изабелле.
Картина Рубенса «Адам и Ева» около 1598-1600 годов, иногда приписываемая Ван Веену, демонстрирует влияние плавной, тяжелой римской манеры его учителя.
Фигуры в «Битве амазонок», несмотря на их меньший масштаб, всё ещё сохраняют следы фигуративного стиля Ван Веена и используют прохладные оттенки для плоти и яркие розовые акценты, характерные для его работ 1590-х годов.
Рубенс стал членом антверпенской гильдии Святого Луки в 1598 году, и хотя он поддерживал связи с Ван Вееном, рассматриваемая картина датируется именно этим периодом независимости.
Она демонстрирует его юношеские амбиции, а также те решительные пути, благодаря которыми он выходил за рамки модели своего учителя.
Молодой Рубенс избегал монументальности и основательности Ван Веена и стремился к движению, действию, эмоциям и сложным композициям людей и животных.
Рубенс и Брейгель подошли к процессу сотрудничества прямолинейно, разделив панель по горизонтали на две зоны.
Чтобы достичь желаемой плотности фигур и продемонстрировать своё владение многими сложными позами, Рубенс тщательно спланировал нижнюю половину картины, что видно по инфракрасной рефлектографии картины.
Он также был ответственен за переходную часть, где изображены плотно стоящие воины.
Брейгель изобразил протяженный атмосферный пейзаж, простирающийся от равнины до гор, на котором продолжаются стычки между греками и амазонками.
Брейгель также дорисовал траву вокруг фигур переднего плана.
Интересно, что при создании данной картины оба художника изменили свои привычные на тот момент подходы: угол обзора стал ниже, чем во многих работах Брейгеля того периода, в то время как Рубенс выбрал для работы средний размер фигур.
Хотя Рубенс, как позже утверждал его племянник, уже был известен до отъезда в Италию, размер картины (97х124 см), подходящий для галереи, важность пейзажа и использование в качестве источников римских фресок предполагают, что Брейгель, который был старше на одиннадцать лет, оказал на её создание сильное влияние.
Фактически, в некоторых областях трудно точно определить, где заканчиваются фигуры Рубенса и начинается работа Брейгеля — ситуация, которая ещё больше способствует предположению, что их вклады в «Битву амазонок» были эквивалентны.