Найти в Дзене
Живописные истории

«Битва амазонок» Питера Пауля Рубенса и Яна Брейгеля Старшего

«Битва амазонок» — самое ранее из известных совместных работ Питера Пауля Рубенса (1577-1640) и Яна Брейгеля Старшего (1568-1625). Это великолепная картина, созданная благодаря чёткому разделению труда между фигурными и ландшафтными элементами, отражает бурлящее действие героических столкновений из классических легенд. Написаная после возвращения Брейгеля из Италии в 1596 году и перед отъездом Рубенса в Мантую в 1600 году «Битва амазонок» стала решающим событием, оказавшим влияние на независимое творчество обоих художников, а также на их будущие совместные проекты. Именно в это время Рубенс и Брейгель обуздали свои художественные амбиции и осознали силу своих совместных творений. Амазонки были расой свирепых воительниц из Малой Азии, о чьём искусстве верховой езды и владения луком слагались легенды. О подвигах амазонок и их цариц Ипполиты, её сестры Антиопы и Пентесилеи, которые считались достойными противниками великих героев, рассказывается в мифах о Геракле и Тесее. Хотя масштабные

«Битва амазонок» — самое ранее из известных совместных работ Питера Пауля Рубенса (1577-1640) и Яна Брейгеля Старшего (1568-1625).

Это великолепная картина, созданная благодаря чёткому разделению труда между фигурными и ландшафтными элементами, отражает бурлящее действие героических столкновений из классических легенд.

Написаная после возвращения Брейгеля из Италии в 1596 году и перед отъездом Рубенса в Мантую в 1600 году «Битва амазонок» стала решающим событием, оказавшим влияние на независимое творчество обоих художников, а также на их будущие совместные проекты.

Именно в это время Рубенс и Брейгель обуздали свои художественные амбиции и осознали силу своих совместных творений.

Амазонки были расой свирепых воительниц из Малой Азии, о чьём искусстве верховой езды и владения луком слагались легенды.

О подвигах амазонок и их цариц Ипполиты, её сестры Антиопы и Пентесилеи, которые считались достойными противниками великих героев, рассказывается в мифах о Геракле и Тесее.

Хотя масштабные амазономахи встречаются в древнегреческом искусстве, а подвиги грозных амазонок были популярным сюжетом для античных саркофагов, этот сюжет редко изображался в искусстве эпохи Возрождения.

-2

На широкой равнине, с лесистым холмом слева и рекой, ведущей к мосту, справа, амазонки вступают в бой со своими противниками.

Греческая армия атакует слева, подталкивая амазонок к воде и вперёд в направлении зрителя.

На переднем плане Геракл побеждает двух амазонок, на одной из которых странным образом надетголовной убор с перьями, который носили в шестнадцатом веке.

-3

Амазонка в красном в центре справа композиции, выделенная золотым знаменем позади неё, может быть Ипполитой.

-4

Слева от группы Геракла мускулистый воин держит в руках обмякшую фигуру амазонки; эти двое, возможно, изображают Тесея и убитую Антиопу.

-5

Вокруг всего этого творится полный кавардак. Воины бросаются в бой пешком и верхом, падают с коней, их топчут, кто-то тонет.

-6

«Битва амазонок» уже давно признана совместной работой двух художников, хотя Рубенс в соавторах то появлялся, то пропадал.

В 1682 году в описи коллекции Диего Дуарте в Антверпене было чётко сказано:

Питер Пауль Рубенс. Работа на панели, битва амазонок, полная действия в его ранней манере; пейзаж или фон полностью принадлежат Бархатному [Яну] Брейгелю.

Но в 1779 году картина была идентифицирована уже как работа Брейгеля и его частого соратника в середине 1590-х годов Ганса Роттенхаммера (1564-1625).

После 1816 года её одновременно приписывали и Отто ван Веену (1556-1629) и снова Роттенхаммеру.

С её прибытием в Потсдам в Картинную галерею Сан-Суси (где картина находится и сегодня) подтверждалась атрибуция Ван Веена и Яня Брейгеля, пока историк искусства Юлиус Хельд (1905-2002) не вернул «Битву амазонок» в небольшую группу ранних, доитальянских работ Рубенса.

Хотя сегодня уже точно признано, что именно Рубенс был ответственен за фигуры в «Битве амазонок», приписывание их Роттенхаммеру и особенно Ван Веену отражает давнюю неопределенность относительно стиля Рубенса до его поездки в Италию.

После короткого ученичества у пейзажиста Тобиаса Верхахта (1561-1631) и исторического живописца Адама ван Ноорта (1562-1641) Рубенс поступил в студию Отто ван Веена примерно в 1596 году.

Ван Веен, родом из Лейдена, провел почти пять лет в Италии, в основном в Риме. Один из самых эрудированных художников Антверпена, он был придворным художником Алессандро Фарнезе, герцога Пармского и губернатора Южных Нидерландов, в Брюсселе с 1584 по 1592 год, а также эрцгерцога Эрнста в 1594 году и эрцгерцога Альберта в 1596 году. С 1599 года он служил эрцгерцогам Альберту и Изабелле.

Картина Рубенса «Адам и Ева» около 1598-1600 годов, иногда приписываемая Ван Веену, демонстрирует влияние плавной, тяжелой римской манеры его учителя.

-7

Фигуры в «Битве амазонок», несмотря на их меньший масштаб, всё ещё сохраняют следы фигуративного стиля Ван Веена и используют прохладные оттенки для плоти и яркие розовые акценты, характерные для его работ 1590-х годов.

Работа Отто Ван Веена
Работа Отто Ван Веена

Рубенс стал членом антверпенской гильдии Святого Луки в 1598 году, и хотя он поддерживал связи с Ван Вееном, рассматриваемая картина датируется именно этим периодом независимости.

Она демонстрирует его юношеские амбиции, а также те решительные пути, благодаря которыми он выходил за рамки модели своего учителя.

Молодой Рубенс избегал монументальности и основательности Ван Веена и стремился к движению, действию, эмоциям и сложным композициям людей и животных.

Рубенс и Брейгель подошли к процессу сотрудничества прямолинейно, разделив панель по горизонтали на две зоны.

Чтобы достичь желаемой плотности фигур и продемонстрировать своё владение многими сложными позами, Рубенс тщательно спланировал нижнюю половину картины, что видно по инфракрасной рефлектографии картины.

-9

Он также был ответственен за переходную часть, где изображены плотно стоящие воины.

Брейгель изобразил протяженный атмосферный пейзаж, простирающийся от равнины до гор, на котором продолжаются стычки между греками и амазонками.

-10

Брейгель также дорисовал траву вокруг фигур переднего плана.

-11

Интересно, что при создании данной картины оба художника изменили свои привычные на тот момент подходы: угол обзора стал ниже, чем во многих работах Брейгеля того периода, в то время как Рубенс выбрал для работы средний размер фигур.

Хотя Рубенс, как позже утверждал его племянник, уже был известен до отъезда в Италию, размер картины (97х124 см), подходящий для галереи, важность пейзажа и использование в качестве источников римских фресок предполагают, что Брейгель, который был старше на одиннадцать лет, оказал на её создание сильное влияние.

Фактически, в некоторых областях трудно точно определить, где заканчиваются фигуры Рубенса и начинается работа Брейгеля — ситуация, которая ещё больше способствует предположению, что их вклады в «Битву амазонок» были эквивалентны.

-12