Мифы, возникшие в глубокой древности и отражающие мировоззрение древнего человека, были необходимой ступенью в процессе познания окружающего мира. Они служили основой для сюжетов и образов изобразительного искусства, народнопоэтического творчества и отчасти художественной литературы. В них запечатлен сложный донаучный опыт культурного развития народа. Объектом поклонения гуннов были две разновидности сил.
Автор - Гамирзан Давлетшин
Первую представляла персонифицированная Вселенная (Небо, Космос). Ее золотому идолу, который занял центральное место в религиозных обрядах, приносили жертвы.
Второй — это различные духи, демоны. Правда, в источниках имя Тенгри еще не встречается, но нетрудно заметить, что широко распространившаяся в дальнейшем религия тенгрианства уже назревает.
Гунны вершили свои дела с учетом расположения на небе звезд и луны, верили в потустороннюю жизнь. Знатным умершим устраивались богатые пышные похороны в двойном гробу, даже приносились человеческие жертвы для «обслуживания их на том свете». По представлению гуннов, в потусторонний мир вела река мертвых.
Духи умерших предков были кровожадными. Им приносились большие жертвы, потому что считалось, что возвращение их душ на землю могло вызвать большие беды. Хотя объекты поклонения гуннов — Небо, Космос и различные духи, демоны — были весьма различны между собой, но в сознании гуннов обе группы вполне уживались.
Как пишет Л.Н. Гумилев, космический бог был так велик, что наличие демонов им никак не ощущалось. А демоны творили свои дела, никак не касаясь строения мироздания. Гунны каждый год (вначале два раза, а впоследствии три-четыре раза) совершали обряд жертвоприношения духам своих предков, небу, земле, душам умерших.
Шаньюй был не только монархом, главным военначальником, но и главным жрецом. Сам титул его был связан с космосом и различными планетами, считалось, что он рожден Небом и Землей, а властью наделен от Солнца и Луны.
Именно поэтому он дважды в день с молитвами совершал поклоны: утром — восходящему Солнцу, вечером — Луне].
У гуннов даже существовал специальный ритуал встречи восходящего солнца: перед восходом солнца они выстраивались в поклоне.
Отголосок этого обычая сохранился в татарской поговорке: «Открыв глаза, назови солнце» (то есть, проснувшись, увидев солнце, поприветствуй его). В татарском языке сохранились выражения: кенкуреш, кон куру (дословно: видение солнца, увидеть день). Они являются синонимами понятий «быт, бытие», «жить, существовать».
Слово солнце — кояш в древнетюркском языке — кон, конеш. Видимо, слово «кон» означало и «день», и «солнце». Следовательно, с древних времен слово «конкуреш» несло в себе глубокий смысл: видение солнца — жизнь, а невидение — смерть. В древне- тюркских источниках так и написано: «перестал видеть солнце и луну» (т.е. умер).
Говоря о гуннах и древних тюрках, следует особо подчеркнуть, что в истории они известны как народы, создавшие свое государство.
В их мировоззрении идея государства занимала важное место как обязательное условие существования этноса. Разрушение государства было для них огромной бедой, трагедией. По мнению древних тюрков, народ (турк будун) мог выжить только благодаря наличию сильного государства. Разрушение государства означало исчезновение тюркского этноса.
Почитание своего государства и обеспечение его сохранности составляло основу официальной идеологии. Таким образом, государство стало одним из главных культов. Священное государство тюрок считалось созданным по воле Тенгри, поэтому оно было вечным. Тюрки, как и китайцы, считали себя «народами поднебесья» и назывались «небесными тюрками».
В мироощущении древних тюрок вертикальный мир состоял из трех слоев: верхнего, среднего и подземного. Каждый слой находился в подчинении отдельного бога.
Правда, боги среднего и нижнего, подземного слоя тоже подчинялись богу верхнего слоя мироздания — Тенгри. Тенгри во многом схож с древним индоевропейским богом Дейвосом и древнегреческим Зевсом. Он считался создателем других богов. Именно Тенгри — один, а иногда вместе с другими мелкими богами — управлял всеми событиями в мире, определял судьбы людей, назначал каждому срок жизни. «Время в руках Неба, дитя человеческое родится, чтобы умереть»,— говорится в писаниях .
А руководители этого священного государства — каганы — рождены были Небом, и наделил их Тенгри умом и способностями и подарил народу, наказывал тех, кто противостоял кагану, то есть совершал грех. Он же давал указания каганам и улаживал важные государственные и военные дела. Тенгри — бог Неба.
Это незримый высший дух, само Небо; невозможно отделить Тенгри от неба, поэтому все, что есть на небе и близко от него, достойно поклонения.
Древние тюрки обожествляли голубое небо и все, что на нем расположено, — солнце, звезды, луну. Особо почиталась та сторона света, откуда восходило солнце — восток.
Небо, которому поклонялись тюрки, не было тем материальным небом, которое все видят, это было некое духовное небо, которое и называлось Тенгри.
Все свои обряды древние тюрки и гунны совершали в соответствии с движением солнца. При возведении хана на престол знатные люди страны, посадив избранника на специально приготовленное сиденье из белого войлока, высоко поднимали его и совершали девять кругов по ходу движения солнца.
Ориентация на местности также была связана с положением солнца: «вперед» — к восходу солнца, «направо» — к середине дня, «назад» — к закату солнца, «налево» — к полночи.
Таким образом, язычество древних тюрок было своеобразным, в своей основе оно тяготело к единобожию, монотеизму. Его вполне можно выделить из среды примитивных языческих религий и рассматривать как самостоятельную религию — тенгрианство.
Если Тенгри совершенно конкретно выражал мужское начало, то другой бог неба — Умай — имел явно женские черты. Она руководила деторождением, покровительствовала новорожденным и воинам. Умай олицетворяла собой силу жизни. Вооруженная стрелой и луком, она стоит на страже безопасности жизни и здоровья людей, уничтожая опасных, злых духов.
Под особой защитой Умай — новорожденные дети и воины, находящиеся на поле брани. В этом она схожа с древнегреческой богиней Афиной Палладой. И все же албанский епископ Исраэл, прибывший на Кавказ для крещения хазаро-болгар, назвал ее именем древнегреческой богини Афродиты.
Тенгри и Умай представляют как бы духовную супружескую пару. В древнетюркских писаниях про них сказано:
«Каган-отец как Небо (Тенгри), а катун-мать (жена кагана) как Умай».
Довольно подробно об этом мифологическом образе написано в книге Г.Х.Гильманова «Татарские мифы».
Свою любовь к родной стране и своей земле гунны и древние тюрки возвели до уровня культа. Любовь была такой сильной, что даже имела своего самостоятельного бога. Это был бог среднего слоя мироздания — наземный бог Удук Йир-Суб (бог Земли-Воды). «Земля-Вода» — синоним Родины.
Культ Земли-Воды связан с поклонением природе, «родине — зеленой колыбели» как богу. Горы, различные возвышенности, высокие одиноко растущие деревья также представляли неотъемлемую часть культа Земля-Вода, поскольку служили связующим звеном между Небом и Землей, между Тенгри и человеком.
Востоковед и путешественник Иакинф Бичурин приводит сведения из китайской летописи «Вейшу» об обожествлении тюрками голой вершины горы Бодын-инли. Каганы Восточного Тюркского каганата и его народ на этой горе молились небесному духу, который называли «дух защитника страны». Значит, они верили, что эта гора и его дух обеспечивали безопасность страны. Действительно, слово «бодун-будун», как называлась гора, в древнетюркских источниках имеет смысл «народ, страна».
В древнетюркских источниках свои родные места тюрки с гордостью называют «тюркские земли-воды». Византийский историк Феофилакт Симокатта писал о тюрках, что «они воспевают свою землю». Их маги обращаются к земле с просьбой «дать им силу».
В разговорной речи татар и в настоящее время малую родину принято называть «жир-су» («земля-вода»). В нашей речи есть еще одно выражение, обозначающее тоску по родине: жирсу. В современном татарском языке это слово имеет значение «сильно тосковать». Связь понятия «жирсу» с именем древнетюркского бога Йир-Суб (Земля-Вода) особых сомнений не вызывает.
Поклонение земле продолжало бытовать в обычаях татарского народа вплоть до самых последних времен. Земле посвящались различные обряды. Ее упоминали в своих клятвах. Выражение «Да чтоб меня земля поглотила!» используется и в настоящее время для доказательства твердости своего слова. Глагол «йоту — глотать» обычно употребляют по отношению к одушевленному предмету , то есть, если не сдержишь слово, тебя может поглотить Земля.
Еще есть в нашей речи выражение «жир тота» («земля держит»). Это свойство земли «держать» отмечено еще в поэме «Кысса-и Йусуф» Кул Гали. Когда араб, принесший в тюрьму Йусуфу весть, хотел пнуть своего верблюда, он не смог оторвать ногу от земли — земля его держала. Только после раскаяния его ноги были освобождены.
Выражение «жир жибэрэ» («земля отпускает») тоже до сих пор используется в речи. В своих молитвах татары обращались к земле как к высшему существу, наделяя ее человеческими качествами. Эту страну «турк будун» («народ турк»), расположенную на священной земле, называли страной Тенгри.
Несомненно, гунны и тюрки владели огромными территориями, но, несмотря на это, они ценили каждую пядь земли.
Состояние Земли и Неба было тесно связано с событиями, происходившими в жизни и в судьбах людей.
Как повествуют древнетюркские источники, «во время катастроф и трагедий в жизни сынов Земли Небо и Земля тоже содрогаются». При описании таких моментов употребляются выражения: «небо упало на землю», «земля разверзлась». В современном татарском языке встречается выражение «реветь во всю землю» (соответствует русскому «реветь белугой»), которое, видимо, тоже восходит к этим взглядам.
Мы уже упоминали, что древние тюрки воспринимали Землю-Воду как единое целое. Выше речь шла больше о земле. Взгляды тюрок на воду тоже весьма своеобразны. В китайских источниках говорится об обычае древних тюрок во второй декаде пятого месяца собираться возле реки и совершать жертвоприношения духу Неба. Иначе говоря, река воспринималась как путь к небу.
В источниках можно прочитать следующее:
«Тюкю, как обычно, в течение всего пятого месяца собирались на берегу реки Тамир и совершали жертвоприношение Небу. Забивали множество баранов и лошадей».
По древнекитайскому календарю (тюрко-монгольский календарь, по мнению ученых, появился только в VIII веке), пятый месяц года соответствует месяцу июню в пределах 5-10 чисел.
Стихии воды древние тюрки противопоставляли стихию огня. Огонь рассматривался также и как средство духовного очищения. Вот как описывает Менандр прием, оказанный тюркским ханом в 568 году посольству восточных городов, возглавляемому полководцем Земархом Киликийцем.
После того, как все вещи послов были уложены в одном месте, был разложен костер из лиановых деревьев. Окружающие хором обратились к огню с магическими словами. Ритуал сопровождался звоном колоколов и ударами в тимпаны. В руках люди держали горящие лиановые венки, голоса становились все громче и громче и вскоре перешли в ужасающие крики, которые должны были отпугнуть злых духов, возможно, прибывших вместе с иностранными гостями.
Затем сам Земарх был пропущен через пламя костра и тем самым духовно очищен, и только после этого посольство было допущено к хану. Древние тюрки отгоняли злых духов также подбрасыванием вверх горящих угольков. Лев Гумилев, комментируя этот обычай, отмечал, что его не следует рассматривать только как влияние широко распространенного в Иране зороастризма. В зороастризме огонь — объект поклонения, а у древних тюрок огонь — магическое средство, инструмент.
В источниках описывается умение древних тюрок путем колдовства и магии подчинять себе силы природы и использовать их в свою пользу. Не раз им удавалось побеждать своих врагов, вызвав ураган или вихрь. Колдунов они называли «ядачы», потому что они в своих колдовских целях использовали волшебный камень «яда», который иногда попадался в желудке крупных животных (коров, лошадей, кабанов).
Такие представления о чудодейственном камне «яда» бытовали и в Золотой Орде (Масуд Кухистани). Обычай управлять погодой путем заговаривания камня «яда» у большинства тюркских народов, особенно v сибирских тюрок, сохранялся до самого позднего времени.
Подземным миром правил бог Эрклиг (Эрлиг), который в назначенный час посылал в земной мир вестников смерти. В его подземном дворце люди подвергались мучениям. Он напоминает дива из татарских сказок, который уносил в свой подземный мир царских дочерей. Таким образом, позже Эрклиг в тюрко-татарской мифологии превратился в дива.
Кроме этих, в древнетюркском пантеоне были и мелкие божества. Они постоянно были в движении между небом и землей, принося приказы Тенгри на землю. Фразеологическое выражение, существующее в современном татарском языке — «жиренэ житкеру» (дословно «довести до его (Тенгри) земли») — означает довести дело до совершенства.
Перечисленные боги почитались всеми слоями древне- тюркского общества и были действительно народными богами. Но во времена Тюркского каганата уже существовало и четкое классовое разделение религии. Для представителей высшего слоя общества, которые связывали свое происхождение с определенными животными, характерно, главным образом, почитание легендарных предков. Простой народ в основном поклонялся силам природы, т.е. ему были присущи анимистические взгляды.
Как и у гуннов, верховный правитель у тюрков был и высшим жрецом. Дважды в году он приносил жертву в честь духа Неба и предков. Он олицетворял собой единство народа.
Древние тюрки возводили в культ свое прошлое, историю и стремились остаться верными идеалам предков. Яркий пример идеализации простого народа сохранился в орхоно-енисейских рунических письменах. О праотцах — каганах Бумыне и Истеми — говорится сразу же после упоминания о сотворении мира, т.е. они жили в «мифологическом времени». По глубокому убеждению тюрков, чем древнее описываемые события и предки — их участники, тем более они уважаемы и легендарны. Над погребениями таких предков сооружались величественные храмы.
Среди них особо выделяются надгробные сооружения военачальника и наследника престола Кюль-Тегина, хана Могиляна (Бильге) (памятник Хушо-Цайдам II), военачальника, советника ханов, мудрого Тоныокука (памятник Цаган-Обо I).
Ансамбль Кюль-Тегина вытянут с востока на запад. Здесь принята во внимание самая священная для тюрок сторона света — восток. Размеры памятника — 40x80 м. Он окружен рвом. Стена, сооруженная из глины, покрыта черепицей. У ворот стоят фигуры двух баранов, обращенные друг к другу. По краям дороги, ведущей к храму, расположены фигуры слуг в человеческий рост. Кроме них, по дороге к храму на протяжении 3 км выстроились около 170 балбалов. Это грубые статуи, изображающие побежденных Кюль-Тегином врагов. Их души должны служить тюркскому герою в потустороннем мире.
В плане мавзолей представляет собой квадрат — 10,25x10,25 м. Это — довольно большое сооружение. Его размеры в метрической системе того времени весьма показательны. Сторона квадрата составляет 40 локтей (по 26 см). Число сорок в то время означало «очень большое». Внутреннее помещение разделено на две части. Крыша, покрытая перламутровой черепицей, поддерживается колоннами. Пол кирпичный. Стены украшены рисунками. Внутри храма установлены статуи Кюль-Тегина и его жены (кстати, умершие всегда изображались сидящими).
На голове Кюль-Тегина пятиконечная корона с изображением птицы — символа власти и счастья. Этот мифологический образ «державной птицы» присутствует в источниках, имеющих отношение к Золотой Орде, в эпосе «Идегей» («Птица власти, идущая от Чингиза») и до самого позднего времени бытовал у поволжских татар. Внутри мавзолея находилось и место для жертвенного костра.
Храм, сооруженный в честь Тоньюкука, несколько иной. Но основные моменты и здесь повторяются, хотя и с вариациями. Например, в данном случае храм «охраняют» львы.
Подобные сооружения в честь ханов или представителей высшего слоя кочевого тюркского общества можно встретить и в других местах. Они во многом схожи. Нередко в них попадаются статуи мужчин. Позже подобные статуи широко распространились среди кипчаков. Но пока большинство этих статуй примитивны и грубы. Они напоминают человеческие фигуры только спереди, в остальном это просто каменные столбы. Обычай ставить каменные статуи появился у древних тюрок в VII—VIII вв.
Они были окружены каменными ограждениями. Сначала сооружали лишь мужские изваяния. Позже балбалы распространились и в западных степях. Постепенно они становятся характерным явлением в Средней Азии и Семиречье. Здесь уже получают распространение и женские фигуры. В половецких степях также появляются балбалы. Характерной чертой этих статуй становится сосуд, прижатый к животу фигуры — сначала одной рукой, а позже — двумя.
В религиозных верованиях гуннов, древних тюрок важное место занимали и тотемистические воззрения. Верхушка древнетюркского общества связывала свое происхождение с легендарными предками, рожденными тотемом. Как правило, мужчины носили имя, обозначающее какое-либо животное.
Как известно, культ животных возник в древнейшие времена, когда первобытный человек еще не противопоставлял себя природе, и все родоплеменные отношения, и сам первобытный человек отождествлялись с миром животных. Однако тотемизм как сложная религиозная языческая система в древнетюркское время себя уже изжил. Его отголоски еще были ощутимы, особенно в переосмысленных мифах, генеалогических легендах, в которых первобытный животный тотем уже выступает не как чистое первоначало рода, а в синтезе с антропоморфным существом.
Так, в одной распространенной еще у древних тюрок легенде, зафиксированной в китайских источниках, говорится, что род из дома Хунну (Сунну) по прозванию Ашина был разбит в сражении и истреблен. В живых остался лишь один десятилетний мальчик, которого из-за малолетства пожалели и, отрубив у него ногу и руку, бросили в травянистое озеро (болото). Мальчика подобрала и вырастила волчица. Через десять лет юноша был убит, а волчица скрылась в долине, окруженной горами, и родила там десять сыновей, от которых берут начало десять тюркских племен. В других версиях, связанных, например, с происхождением уйгуров, мальчика заменяет девочка, и ее спасает волк.
В некоторых версиях упомянутая долина расположена внутри пещеры. Или долину, окруженную горами, называют пещерой, а обитавших там людей — «пещерными людьми».
В китайских источниках пещера описывается как долина, окруженная с четырех сторон горами. Отсюда ясно, что подразумевается под словом «пещера». Тюркский род Ашины обитал в этой «пещере» до начала VI в. Лишь потом, очутившись в степях, они оказываются под властью жужани. «Пещера» в духовной культуре тюрок — часто встречающийся атрибут. Древние тюрки духам предков молились в пещере.
Выдающийся персидский историк Рашид Ад-дин (1247-1318 гг.) в рассказе о происхождении тюрок пишет о долине, окруженной горами, где тюрки спасались от врагов. Потом они долго не могли найти выход из этой пещеры. Однажды они разожгли большой костер у подножия скалы, богатой железной рудой. Руда от высокой температуры костра расплавилась, и в горе образовалась огромная дыра. Выйдя оттуда, тюрки разбрелись по степи.
Этот рассказ созвучен болгарским легендам о северных народах. Следы его встречаются и в болгарском фольклоре, устном народном творчестве периода Казанского ханства.
Даже в некоторых источниках болгар называют «пещерными людьми». Это название является отголоском эпохи первобытности, когда естественным жильем людей были пещеры. Таким образом, сюжеты, связанные с образом пещеры, весьма древни.
Важное место в тюркской мифологии занимает культ небесного волка. Он стал древним общетюркским тотемом.
История рода Ашины и вообще история тюрок берут свое начало от «десяти сыновей», рожденных волчицей. Слово «Ашина» означает «превосходный волк». С.Г. Кляшторный же название этого славного царствующего рода связывает со словом «кук» («голубой»).
Эта генеалогическая легенда нашла свое отражение на надгробном памятнике, относящемся к раннему периоду Тюркского каганата. На памятнике в виде барельефа изображена изуродованная человеческая фигура (отрублены рука и нога), лежащая под брюхом волка.
В уйгурском эпосе «Огузнаме», зафиксированном в рукописи XV в., древние версии которой уходят в XIII-XIV вв., небесный волк в победах тюрок играет важную роль: он является предводителем войска.
Примечательно, что в «Дафтар-и Чингиз-наме» рассказывается о небесном волке — исполине, проникающем в виде солнечного луча в дом Алангу, в результате чего вдова беременеет [86].
Общетюркский культ волка своими корнями уходит в древние эпохи. В жизни народов, занимавшихся кочевым скотоводством, волк занимал заметное место. По китайским источникам, лучшие части тюркской кавалерии назывались «волками». Слова «тюркский хан» и «волк» были синонимами. На знамени древних тюрок (тюрок Ашина) была изображена волчья голова. Главным тотемом огузов-кипчаков в X-XII вв. был сивый волк. Слово «буре» (волк) у древних тюрок использовалось при образовании имен. Особенно это было характерно для высших слоев общества.
Это традиция продолжалась и позже. Имя знаменитого вождя приазовских болгар Кубрата в отдельных источниках дается как Курт, Корт, что в древнетюркском языке является синонимом слова «буре».
Следы культа волка встречаются и в археологических материалах Поволжья и Приуралья. Таковы серебряные накладки в виде волчьих морд из ранних курганов (от тюркского слова «корган» — сооруженный).
Таким образом, умершим, чтобы обеспечить безопасное существование в потусторонней жизни, хотели придать черты и мощь тотема. Клыки волка, которые использовались в качестве амулета, были найдены в погребениях Больше-Тарханского, Танкеевского, салтово-маяцких могильников.
Амулеты в виде волчьих зубов и когтей даже выплавляли из бронзы. Найдена бронзовая матрица, относящаяся к домонгольскому периоду, на которой изображен всадник, сидящий на волке в окружении птиц и животных (белки, собаки). Здесь волк, несомненно, предстает как царь зверей. Таковыми, судя по генеалогической легенде о происхождении десяти тюркских племен, были мальчик из дома Хунну по прозванию Ашина и волчица.
Волк был общетюркским тотемом. С распадом общетюркского сообщества был низведен и тотем. Должен был исчезнуть также символ союза племен — изображение тотема. Однако отдельные части его тела или какая-то определенная масть животного стали тотемами того или иного племени.
«Белый волк» или вообще «волк» — широко распространенный образ в мифологии, фольклоре татар, чувашей, дунайских болгар. Фольклорные и этнографические материалы казанских татар показывают, что их тотемным животным был Белый волк. Ему посвящались легенды и сказки. В одной легенде говорится, что когда-то в прежние времена некий кочевой народ заблудился в поросших лесом горах и был окружен врагами. Снас этот народ от гибели и взял его под свое покровительство Белый волк, который по тайным дорогам вывел людей из окружения. Так что с определенными изменениями этот сюжет явно имеет тюркское происхождение.
В татарской сказке «Ак буре» («Белый волк») фигурирует волшебный волк-оборотень, который часто меняет свое обличие, помогает герою и превращает его врагов в каменных идолов. В татарском фольклоре волк выступает сверхмощным и огромным существом, достигающим 60 метров в длину. Сила и огромные размеры волка метафорически сравниваются с мощью легендарного Алыпа — общетюркского героя.
Белый волк у татар считался покровителем фольклора. Запрещалось днем рассказывать сказки, загадывать загадки. Об этом говорят народные пословицы: «Кондез экият сойлэгэн кешене ак буре ашар» («Того, кто днем рассказывает сказки, съест белый волк»), «Табышмакны кондез эйтсэц, буре очрый, имеш» («Тому, кто днем загадает загадку, будто бы повстречается волк»).
Белый волк фигурирует и в чувашском фольклоре и верованиях в качестве вождя волков. Под его властью находились некоторые злые духи, и даже сам Пихамбар выступал в образе белого волка. Он считался хозяином хлева, и в его честь проводили обряд «карта патти» — каша скотного двора.
Белые волки, вероятно, встречались в Болгарии. Абу Хамид ал-Гарнати пишет, что «шкуры и лисиц, и зайцев в этой стране белеют так, что становятся вроде ваты, таким же образом белеют и волки. В области Болгара их шкуры зимой белеют». Может быть, это лишь фрагмент легенды о Белом волке?..
Вой старого волка считался хорошей приметой. Говорили, что если завоет старый волк, то годы будут спокойными. Примечательно, что у татар о человеке, достигшем больших успехов, говорят: «его волк воет» (буресе улый). Баян, один из сыновей дунайско-болгарского царя Симеона, якобы обладал способностью превращаться в волка.
Все это — характерные черты исторического тотема. Рассуждения можно было бы продолжить. Но об этом много интересного написано в книге известного фольклориста Ф.И.Урманчеева «По следам белого волка».
Кроме волка, у народов, занимающихся кочевым скотоводством, был также развит культ собаки. В некоторых преданиях собака представала как родоначальница племени, рода. Например, киргизы считали своим первопредком Красную собаку. Собака была тотемом некоторых кипчакских родов.
Бык также являлся древнетюркским культом. Особенно наглядно это отражено в искусстве гуннов — так называемом зверином стиле. Этнонимы Угуз, Огуз, легендарное имя Огуз кагана означают «бык». Огуз каган в генеалогических легендах описывается как первопредок тюрок.
Баран же являлся самым подходящим животным для жертвоприношений Тенгри. По мнению С.Г.Кляшторного, геральдическим изображением Второй тюркской династии (683-744) был козел. Наскальные изображения горных козлов были широко распространены в пределах территории Первого Тюркского каганата [274, с. 96]. Не случайно, как было отмечено выше, у ворот храма в честь Кюль-Тегина стояли две статуи баранов, обращенных друг к другу. Интересно было бы рассмотреть образ барана в контексте космогонических воззрений древних тюрок.
На гуннские, древнетюркские мифы и религии заметное влияние оказали мифы и религии других народов. Древние тюрки были хорошо знакомы с манихейством, зороастризмом, брахманизмом, буддизмом и т.д. Особенно заметно влияние на них буддизма и манихейства. После заключения соглашения с империей Ци буддизм среди древних тюрок усиливается. В орде хана увеличивается количество буддийских монахов. Их деятельность не проходит даром. Они даже Тапу (Тобо) хана (572-581) сумели уговорить принять религию Будды.
В источниках отмечается наличие у древних тюрок характерных для буддизма золотых идолов. Гунны приносили им жертвы. У татар и сейчас бытует выражение «кузле букэн» — «пень с глазами»). Возможно, это более поздняя характеристика Будды.
На древнетюркскую религию оказало влияние и манихейство (например, деление духов на добрых и злых). Религия Мани распространялась и позже. В 763 году она даже была объявлена государственной религией Уйгурского каганата. Позже ее сменил буддизм.
До нас дошла «Книга гадания» («Ырк битиг») древних тюрок (время создания — март 930 г.). Часто ее называют энциклопедией тюркских верований и суеверий. Этот памятник состоит из 65 поучительных рассказов. Книга написана руническим письмом на китайской бумаге. Ее обнаружил А. Стейн в пещерной библиотеке Дуньхуан. Туда она была помещена еще в X в. В настоящее время книга хранится в Британском музее. «Ырк битиг» создана монахом монастыря «Великое облако». Он слушал рассказы своего учителя и записывал их по заказу своего старшего родственника — военачальника Ит-Ачука.
С древних времен гадания и суеверия занимали значительное место в тюрко-татарской духовной жизни. Гадание на лопаточной кости было широко распространено у тюрко- монголов с древнейших времен.
Обычно гадали, раскаляя на огне лопаточную кость животного. Если при этом кость трескалась вдоль, то это считалось хорошим знаком, если поперек, то недобрым. В словаре М.Каш- гари есть такой афоризм: «Йарын булганса, эл булганур» («Если потускнеет лопаточная гадальная кость, для народа наступит тревожное время». Предсказание подобным способом считалось весьма авторитетным. Для этой процедуры монгольские ханы строили специальные до
ма для сжигания кости и держали в нем служителей.
Такие лопаточные кости с нанесенными на них различными линиями встречаются и среди археологических находок, относящихся к домонгольскому периоду. В этих амулетах проделаны небольшие дырочки, видимо, для того, чтобы можно было продеть нитку и повесить амулет на какое-либо сооружение или на себя. Этот материал использовался болгарами еще в домонгольский период.
Большое значение придавалось толкованию снов, которое даже было объявлено одной из важных областей науки. Оно стало непременным компонентом сюжетов поэтических произведений. Да и сами художественные произведения стали инструментом гадания. Эти и другие вопросы духовной жизни татар и их предков подробно освещены в книге Ф.З.Яхина.
Однако следует согласиться с мнением Л.Н. Гумилева, который писал, что «в Тюркском каганате с его стройной системой идеологических и политических учений не было места чужеземным религиям». В противном случае, учитывая, что Центральная Азия с древних времен являлась котлом, где перемешались разные религии, древние тюрки вскоре подверглись бы ассимиляции.
Таким образом, Тюркском каганате религия и мифы достигают уровня государственной идеологии, а понятия государство, родина, родная земля, каган становятся объектами поклонения. Это классический период древнетюркской идеологии, мифологии. В дальнейшем ни одно тюркское государство не сумело достичь такой совершенной, стройной идеологии.