Найти в Дзене
Мастер Творцов

Лучшие Картины Хоакина Сорольи. Наш выбор

Испанский живописец Хоакин Соролья (годы жизни 1863-1923) родился в Валенсии. Он был талантливым и одарённым художником-импрессионистом. Вся его жизнь пронеслась как яркий фейерверк, творческий полёт, любовь к неизведанным вершинам Вселенной и стремление к добру и свету. Он черпал земное вдохновение в природе, рисуя «живые картины», наполненные натуральными красками, обогащённые светлой реальностью в солнечных тонах.

Хоакин родился в семье торговца и был назван его именем. Мальчик стал сиротой ещё в раннем возрасте, когда родители ребёнка умерли от холеры. Он и его родная сестра были на попечении тёти и дяди. Муж маминой сестры по профессии был слесарем. Он пытался обучить юного Хоакина слесарному ремеслу, но мальчика не интересовала эта специальность. Все его силы были отданы живописи. Детство Хоакина было тяжёлым. Он познал много трудностей, лишений и невзгод. Несмотря ни на что, мальчик был крепок духом и мужественно переносил все жизненные испытания. Юный художник очень любил окружающий мир, природу, людей, животных, деревню. Его душа была тонкой, чувствительной и ранимой. Все свои впечатления и переживания он носил в своём сердце и выражал в художественных работах.

Хоакин закончил школу изящных искусств в родной Валенсии. Дядя помогал ему материально, пока мог. Когда у родственника возникли трудности в денежном плане, Хоакин пытался сам заработать на жизнь. Он писал картины на продажу, чтобы оплатить обучение. Затем он учился в школе ремёсел, посещал вечерние занятия. За отличную учёбу на выпускном вечере он получил от преподавателей учебного заведения подарок – набор красок. Это была огромная радость для него! Четырнадцать лет юноша учился живописи у художника и директора Музея Прадо в Испании. В восемнадцать лет уехал в Мадрид. Там судьба его свела с другими творцами. Он с интересом изучал творчество мастеров живописи в Музее Прадо. Эти шедевры его покоряли и вдохновляли.

В 22 года ему очень повезло. Отслужив военную службу, Соролья получил субсидию от испанской академии, которая позволила ему пройти обучение живописи в Риме. Хоакин любил путешествовать. Он побывал в Париже, знакомился с жизнью французских и немецких художников. Их работы он буквально боготворил! Свои авторские художественные произведения Соролья выставлял в знаменитом Парижском салоне. Они вызывали восхищение публики. За свои шедевры художник был награждён почётными золотыми медалями и Гран-При.

Хоакин Соролья
Хоакин Соролья

Соролья приобрёл популярность не только в Европе, но и в Америке! Слава художника облетела весь земной шар. Он организовывал персональные выставки в Париже, Берлине, Дюссельдорфе, Лондоне, Нью-Йорке, Чикаго и многих других городах. На парижской персональной выставке им было представлено полтысячи разных художественных работ. Его творческая деятельность была высоко оценена обществом. За такой колоссальный труд и вклад в искусство он получил награду кавалера Ордена Почётного Легиона. В 56 лет Хоакин стал известным профессором Королевской Академии Изящных Искусств испанского города Сан-Фернандо. За многие свои работы он получил множество премий.

Творец был женат. От брака имел троих замечательных детей. У супругов росли две дочери и сын: Мария, Елена и Хоакин, названный в честь него. Художник любил рисовать свою семью, жену Клотильду и детей. Особенно восхитительно получались сюжеты на морском пляже. Здесь он использовал яркие краски, гаммы промежуточных тонов и светотени. Рисование мазками дополняло общий фон картины оригинальностью. С огромным удовольствием он писал портреты родных людей, детей, соседей, рыбаков, и даже президента Соединённых Штатов Америки. Ему прекрасно удавались сцены деревенского быта, в них он находил особую неповторимость.

Живопись была его путеводной звездой, манила своей красотой, пленила очарованием, увлекала в космические дали Мироздания. Мастер кисти имел необыкновенную творческую энергию и любил целый мир, находя в каждом человеке сокровенное чудо земной гармонии. Это очень помогало ему в жизни, так как он видел в людях друзей и единомышленников. В 1920 году у художника случился инсульт. Коварный, опасный недуг застал его за мольбертом в саду своего дома. Соролья серьёзно заболел и летом 1923 года в возрасте 60 полных лет скончался. Его работы получили огромное общественное признание и находятся во многих странах мира.

1 картина. «Прогулка у Моря»

«Прогулка у Моря»
«Прогулка у Моря»
  • Дата создания: 1909 год
  • Размеры: 205 х 200 сантиметров
  • Место нахождения: Дом-Музей Хоакина Сорольи (Мадрид, Испания)

Хоакин Соролья работал над этим полотном в Валенсии. Картина написана в жанре импрессионизма и люминизма. Летний, тёплый, прохладный вечер. Две женщины прогуливаются перед закатом по морскому побережью. Художник запечатлел на холсте свою супругу Клотильду и старшую дочь Марию. У них превосходное настроение, овеянное романтикой моря. Лёгкий бриз развевает их платья, наполняя природной свежестью. Женщины изящны, стройны, грациозны, одеты в белые длинные платья и элегантные туфли по моде. В руке Мария держит шляпу. У неё красивая причёска, вьющиеся волосы цвета шатен и серьёзный, задумчивый взгляд. Вероятно, она думает о каких-то своих планах. Её мать держит в одной руке белый зонт, а другой придерживает шифон, развевающийся по ветру. На голове у неё надета шляпа с сиреневыми цветами, чуть прикрывающая лицо, в ушах серёжки.

Море изображено длинными мазками голубого, синего, бирюзового цветов. Вдали видны накатывающиеся волны. Песок рыхлый, написан жёлтыми, коричневыми, бежевыми, голубыми и белыми мазками, придающими картине особенную экзотику. С правой стороны, на песке, около Марии изображена фигура в виде человеческого лица. Возможно, эта тень женщины или рисунок, начертанный детьми на песке. Художник предпочёл оставить этот момент в тайне. Хоакин Соролья передал в своём шедевре всю прелесть взаимоотношений человека с морем, детально подчёркивая все важные элементы.

2 картина. «Шитьё Паруса»

«Шитьё Паруса»
«Шитьё Паруса»
  • Дата создания: 1896 год
  • Размеры: 222 х 300 сантиметров
  • Место нахождения: Галерея Современного Искусства Ка-Пезаро (Венеция, Италия)

Сия картина была написана в жанрах импрессионизма, реализма и люминизма. Художник был большим тружеником и рисовал картины с утра до позднего вечера. Особенное внимание он уделял работам о быте рыбаков и морским сюжетам. На картине изображён труд простой деревенской семьи. Мужчины и женщины кропотливо трудятся над починкой паруса. Художественная работа выполнена в ярких, солнечных тонах, передавая жизнерадостное настроение. Она наполнена светом, жизнью, воздухом! Холст насыщен летними, тёплыми, лучезарными цветами, разбавлен радужными красками и полутонами. Импрессионизм просто сияет лучистой радугой вдохновения художника!

По всей длине в помещении расстелена огромная белая ткань, видимо повреждённая и изношенная. Женщины бережно ставят латки на ткани под наставничеством мужчин, которые дают им советы по хозяйству. Работа по шитью паруса проходит на веранде, которая вся благоухает цветами. Солнечный свет, проникая в помещение, несёт людям радость, облагораживая их труд. Этот парус «кормит» семью. Мужчины-добытчики выходят на нём в море за рыбным промыслом. Художник писал картину широкой кистью. Он выразил в ней тёплую, домашнюю, дружелюбную атмосферу, где все члены семьи сплочены в любви и заботе о доме. Женщины – хорошие хозяйки, очень трудолюбивы. Они любят своих мужей и помогают им в работе. Починка паруса доставляет людям огромное удовольствие.

3 картина. «Предвечернее Солнце»

«Предвечернее Солнце»
«Предвечернее Солнце»
  • Дата создания: 1903 год
  • Размеры: 299 х 441 сантиметр
  • Место нахождения: частная коллекция

Художественный шедевр был создан в жанре импрессионизма. Хоакин Соролья изобразил на картине интересный сюжет. На закате дня на морском побережье собрались рыбаки и домашние животные. Быки тянут из моря лодки под парусами. Они помогают людям вытянуть из воды парусники. Сначала быков рыбаки загоняют в море на большую глубину, затем впрягают в лодки и натруженные животные тащат их на берег, сперва вплавь, затем волочат их грузным, медленным шагом по песчаному дну. Море слегка штормит. Вздымаются и пенятся волны, по ветру развевается белый парус. Он весь надулся и лодку кренит на бок. Мужчины, сидящие в ней, держат быков за поводья, чтобы направить их на правильный курс.

Картина написана в ярких цветах, озарена бликами вечернего солнца. Светлая цветовая гамма несёт хорошее настроение, передавая все оттенки заката. Море плещет разноцветными тонами волн: синими, голубыми, сиреневыми, лазурными, бирюзовыми и жёлтыми. Небо в вышине играет радужными красками. Светотени передают внутренний стержень художественной работы, создающий необычный облик картины. Солнце не спешит уходить за горизонт. Неспешно уходят мгновения дня. Крестьянский рыбацкий быт пленит своим своеобразием. Хоакин Соролья талантливо передал в своей работе тяжёлый труд рыбаков и их промысел. Художник часто писал картины на открытых пространствах, где холст залит солнечными лучами. Возможно, и этот сюжет он изобразил с натуры. Мастер кисти любил беседовать с рыбаками, узнавая много нового об их жизни.

4 картина. «Обед на Лодке»

«Обед на Лодке»
«Обед на Лодке»
  • Дата создания: 1898 год
  • Размеры: 180 х 250 сантиметров
  • Место нахождения: Королевская Академия Изящных Искусств Сан-Фернандо (Мадрид, Испания)

Картина написана в жанре импрессионизма и реализма. На ней изображена небольшая артель рыбаков с детьми. Они отдыхают и обедают жарким днём в море в накрытой от солнца тентом лодке. Художник создал работу после восьмилетнего труда в Валенсии, где у него было много друзей и знакомых рыбаков. Он восхищался их занятиями, рисовал их портреты, семьи и сюжеты из жизни. Эта работа была признана одной из лучших в своём индивидуальном творческом жанре. Хоакин Соролья был награждён за неё почётной наградой. В дальнейшем она была продана за большие деньги и стала самой известной и дорогой картиной в Испании. Мастер кисти передал в ней простой рыбацкий быт и любовь к морю. Картина написана ярко, красочно, оптимистично. Дети и взрослые едят из мисок жареную рыбу с картошкой. Обед они привезли с берега, чтобы подкрепиться в пути и набраться сил для дальнейшего плавания. Мальчики с удовольствием едят пищу, беседуя между собой. Отец держит на коленях маленького ребёнка, он взял его с собой в море, чтобы малыш увидел окружающий мир.

Картина написана в Андалусии, где у художника было много эмоциональных впечатлений, ощущений и переживаний. Он работал на открытых пространствах, писал с натуры и по замыслу. Этот художественный шедевр пронизан красками импрессионизма. В нём сочетаются все оттенки света, воздуха, мечты. Быт рыбаков его завораживал. И все самые интересные и захватывающие моменты их жизни он выражал в своём художественном творчестве.

5 картина. «Дети на Пляже»

«Дети на Пляже»
«Дети на Пляже»
  • Дата создания: 1916 год
  • Размеры: 70 х 100 сантиметров
  • Место нахождения: частная коллекция

Картины испанского импрессиониста Хоакина Сорольи ломают стереотип представлений об испанской живописи, как об искусстве сложном, величественном, метафоричном, подавляющем грандиозностью образов, тёмным колоритом и трансцендентальностью. Как многие представляют искусство Франсиско Гойи и Эль Греко, Сальвадора Дали и Пабло Пикассо. Удивительно светлые картины Сорольи наполнены солнцем и прозрачным воздухом. Смотреть на них легко и весело, кажется, они проникнуты ощущением простой радости бытия, беспричинным счастьем, которое дарует каждый солнечный день. Неудивительно, что главными персонажами полотен художника часто становятся дети. Ведь они, как никто, способны испытывать и излучать радость.

Ярким солнечным днём обнажённые мальчики расположились у самой кромки воды на жёлтом песке так, что солнечные лучи согревают их, а прохладные волны достают до их ног. Один из них лежит на животе, опёршись на согнутые в локтях руки. Он повернул опущенную вниз голову к своему собеседнику, находящемуся рядом. Ребята заняты разговором. Голые, мокрые тела детей, блестят на солнце, их позы безмятежно расслаблены. Они наслаждаются погожим днём, отдыхом, тёплой морской водой. Немного подальше несколько других мальчишек беззаботно резвятся среди набегающих на пляж волн. В левом верхнем углу полотна изображена небольшая лодка под парусом, пристающая к берегу.

Ещё одного сидящего у кромки воды мальчика заслоняет нарисованная по пояс фигура девушки в голубом. Оба этих персонажа изображены со спины. Зритель видит только часть спины и неотчётливо прописанный профиль парнишки в жёлтой панаме, не отрывающего взгляд от моря. Лица девушки не видно. Но именно её развеваемые ветром светлые волосы и складки просторной голубой блузы (или платья) позволили художнику привнести в общую атмосферу картины ощущение лёгкого морского бриза.

Соролья отказался от изображения широкой панорамы морского простора, от уходящей к горизонту перспективы. Перед нами лишь небольшой участок водной поверхности, крошечный кусочек пляжа. Но это не помешало живописцу проявить настоящее мастерство в воспроизведении движения волн, игры света на поверхности воды, где дрожат и переливаются разноцветные отражения. Море, белая пена на гребнях его волн, водная гладь, нарисованная свободными, широкими мазками, сочетающая в себе оттенки сиреневого, жёлтого, синего цветов, представляет собой самостоятельный живописный мотив. Море занимает более двух третей полотна, именно оно создаёт иллюзию непрерывного движения жизни, яркой, тёплой, щедрой и ласковой к маленьким детям, беззаботно наслаждающимся её добротой.

6 картина. «Печальное Наследство»

«Печальное Наследство»
«Печальное Наследство»
  • Дата создания: 1899 год
  • Размеры: 212 х 288 сантиметров
  • Место нахождения: Фонд Банкаха (Валенсия, Испания)

Залитые солнцем, живописные, гостеприимные пляжи Валенсии, не раз становились предметом изображения для испанского художника-импрессиониста Хоакина Сорольи. Он охотно включал морской пейзаж в свои картины. При этом море было не просто задним фоном полотна, а полноценным живописным мотивом, олицетворением вечно меняющейся и неизменно прекрасной жизни. Самая известная картина Сорольи из этой темы носит название «Печальное Наследство», она отличается от других его работ, на которых изображены дети на золотом песке пляжа, омываемого тёплыми морскими волнами. Это единственное полотно, посвящённое «социальной» проблеме.

Солнца на картине «Печальное Наследство» по-прежнему много, но свет его не кажется тёплым, согревающим. Должно быть, это потому, что море на этот раз не сияет яркими бликами, не переливается радужными цветами. Оно мрачного, тёмного, почти чёрного цвета. Его волны с белой пеной на гребнях кажутся холодными, едва ли не враждебными. В верхней части полотна, над тёмной линией горизонта виднеется бледная полоска вечернего неба. Море – это символ самой жизни – оно выглядит неласковым, суровым к детям, которые пришли насладиться купанием в нём.

Дети, изображённые на картине – жертвы полиомиелита. Эпидемия этой страшной болезни свирепствовала в Европе в конце XIX-начале XX веков. Искалеченные полиомиелитом мальчики из приюта при монастыре пришли в сопровождении монаха на берег моря вечером, когда людей на пляже уже нет. Образы детей на этой картине шокируют. Дело не только в болезненно искривлённых телах мальчиков, опирающихся на костыли, их худых ногах и руках, усилиях, с которыми маленьким инвалидам даётся каждое движение. Неестественная бледность кожи детей, живущих в солнечной Испании, беспощадно подчёркнута художником и выглядит особенно неестественно при ярком освещении. Солнце редко касается этих ребятишек. Кажется, они пришли оттуда, где всегда темно и мрачно.

Большинство мальчишек уже в воде. На переднем плане произведения – группа детей, которым нелегко спуститься к морю – костыли вязнут в рыхлом песке. Высокий монах, одетый в чёрное, помогает им. Его фигура изображена со спины, зритель видит только затенённый строгий профиль его склонённого лица; руку, крепко и уверенно удерживающую подростка на костылях; да чёрную сутану, развеваемую ветром. Монах выполняет долг христианского милосердия, он заботится о больных детях, старается привнести в их жизнь немного радости. Но от этого образа веет суровостью и холодом, как и от окрашенного в тёмный цвет моря. На картине, изображающей беззаботное купание на пляже Валенсии, нет ни веселья, ни радости, ни теплоты.

7 картина. «Приготовление Изюма»

«Приготовление Изюма»
«Приготовление Изюма»
  • Дата создания: 1901 год
  • Размеры: 62 х 89 сантиметров
  • Место нахождения: Государственный Музей Изобразительных Искусств имени Александра Сергеевича Пушкина (Москва, Россия)

Процессу изготовления изюма выдающийся художник-импрессионист Хоакин Соролья посвятил целую серию картин. Эта тема позволяла ему показать слаженность действий, подчинённость усилий каждого единой цели во время коллективного труда. Но дело не только в этом. Обработка урожая, превращение винограда в изюм – одна из жизненно важных сфер трудовой жизни сельской Испании, и Соролья стремился показать свою родную Валенсию с этой, далеко не праздничной, не видной туристам стороны. Показать, чем живут, как работают, чем заняты обычные испанцы в повседневной жизни.

Творение «Приготовление Изюма» изображает самое начало, первую стадию процесса превращения винограда в изюм. Недавно сорванные с лоз кисти винограда доверху заполняют большие корзины. Зелёные полупрозрачные ягоды занимают большую часть полотна. Они кажутся жёлтыми, светящимися в лучах яркого солнца, проникающего сквозь дверной проём в погружённое в тень помещение, в котором уже кипит работа. В тени цвет винограда меняется от тёмно-зелёного до бледного, почти белого, переливаясь множеством оттенков. Виноград символизирует собой неистощимую щедрость природы, благосклонной к труженикам.

Сортировкой винограда заняты мужчины и женщины в светлых, просторных, не сковывающих движений одеждах. Фигуры персонажей на заднем плане произведения размыты, неотчётливы, как это обычно бывает в импрессионизме. Видно лишь, что там, у входа, две или три женщины, освещённые ярким солнцем, склонившись над столом, что-то делают вместе. Возможно, отбирают подходящие для дальнейшей обработки ягоды.

Мужчины заняты переноской тяжёлых корзин. Изображённый почти в центре холста молодой человек в жёлтой шляпе, только что с усилием поднял корзину. От напряжения он даже наклонился назад и подпирает свой тяжкий груз коленом правой ноги. Другой мужчина, тоже в белых брюках и рубахе, склонился над корзинами, собираясь, видимо, переместить одну из них. Белые костюмы мужчин, яркая красная блузка женщины, весёлый солнечный свет, переливающийся всеми оттенками зелёного виноград, создают праздничную атмосферу радостного коллективного созидательного труда. Труда, щедро вознаграждаемого и потому приносящего удовольствие.

8 картина. «Мать»

«Мать»
«Мать»
  • Дата создания: 1900 год
  • Размеры: 125 х 169 сантиметров
  • Место нахождения: Дом-Музей Хоакина Сорольи (Мадрид, Испания)

Хоакин Соролья – испанский художник-импрессионист конца XIX-начала XX веков – вполне заслуженно уже при жизни приобрёл европейскую известность. Он обладал почти сверхъестественной работоспособностью, и оставил после себя более 2 000 картин. Но даже среди этого количества работа «Мать» выделяется своей необычностью, и считается одним из самых внешне простых, и вместе с тем загадочных и прекрасных полотен.

Картина «Мать» прежде всего очень интимна: она изображает тот уникальный в жизни любой женщины момент, когда она оказывается наедине со своим только что рождённым ребёнком. Тревога, страх и муки родов позади, и остаётся только чистое, ничем не омрачённое счастье в совокупности с ощущением свершившегося чуда: вот она, новая жизнь, тихо посапывает рядом! Персонажами картины Сорольи выступают его жена Клотильда и новорождённая дочь Елена – третий ребёнок в семье.

Картина Сорольи, прежде всего, поражает своей белизной, окружающей героиню ореолом необычайной чистоты. Здесь нет свойственных художественной манере живописца пестроты и яркости цветовой палитры, нет обилия солнечного света. Женщина и её ребёнок просто лежат в светлом, но не ярко освещённом помещении. Кажется, будто в комнате задёрнуты шторы, не пуская в неё прямые солнечные лучи. Стены выкрашены в белый цвет, голова женщины покоится на пышной белой подушке, до самого подбородка её тело закрыто белоснежным одеялом. Светлая палитра рождает ощущение гармонии, величия и спокойствия, святости произошедшего события.

Мать, отдыхая после рождения ребёнка, лежит на спине под одеялом, повернув голову к малышу, спящему рядом с ней. На белой подушке чётко вырисовывается строгий профиль её смуглого лица, обрамлённого завитками чёрных волос: нос с лёгкой горбинкой, чёрные ресницы и брови, лёгкая улыбка сжатых губ.

Лицо спящего ребёнка обращено к женщине и, конечно, на нём нет никаких чувств, даже черты его едва различимы. Но художнику удалось добиться впечатления почти физически ощущаемой связи между матерью и её крошечной дочерью. Кажется, что оба персонажа, мать и ребёнок, являются отдельным миром, находящимся за пределами нашего обычного существования.

9 картина. «Улов Тунца»

«Улов Тунца»
«Улов Тунца»
  • Дата создания: 1919 год
  • Размеры: 349 х 485 сантиметров
  • Место нахождения: частная коллекция

Хоакин Соролья – самый яркий представитель импрессионизма в испанской живописи. На своих солнечных, ярких полотнах художник воссоздавал простые бытовые сюжеты из жизни сельской Испании. Героями его картин становились крестьяне, рыбаки, пастухи, мелкие торговцы, ребятишки, купающиеся в море, мужчины и женщины в национальных костюмах. Жизнь провинциальной Испании: её быт и трудовые будни, её праздники, её природа – показаны художником с нескрываемым восхищением, с любовью. Его картины, за редким исключением, залиты ярким солнечным светом, отличаются богатством цветовой палитры, посвящены красивым, сильным людям, их воодушевляющему труду.

Под большим жёлтым тентом, заслоняющим солнце, на морском берегу лежат огромные рыбины. Это и есть тот самый «улов тунца», которому посвящена картина. Туши рыб переливаются самыми разными цветами. Их короткие острые плавники беспомощно оттопырены. Открытые тёмно-красные жабры кажутся рубленными ранами. Из-за этого площадка, на которой разложен улов, выглядит полем битвы.

Трое мужчин с усилием перетаскивают огромную тушу рыбины с солнцепёка под тент. Соролья виртуозно умел воссоздавать физическое напряжение человека в момент тяжёлого труда. Босые, в подвёрнутых брюках, мужчины шагают по мокрым и, должно быть, покрытым рыбьей чешуёй доскам, таща за собой большую рыбу. Наклонившись в напряжённом усилии, отведя правую руку в сторону, чтобы уравновесить тяжесть груза, они демонстрируют образец слаженного совместного труда.

В противовес им на левом краю полотна изображена группа матросов в белых костюмах и фуражках. Их позы расслаблены и безмятежны: один из них прислонился к борту вытащенной на берег лодки, другой опирается на столб, поддерживающий тент. Моряки отдыхают, их работа закончилась, когда они высадились на сушу. Зато вокруг «морских волков» царит рабочая суета: люди заняты обработкой улова.

Многоцветную, светлую, наполненную жизнью и движением картину дополняет собой голубая морская гладь, освещённая ярким солнцем. Море, по которому плавают лёгкие парусники, светлое небо над линией горизонта, привносят в картину ощущение простора, свободы и свежего воздуха. Море, солнечный свет, разнообразие цветовой гаммы, светлая одежда персонажей, создают впечатление праздника, радости от происходящего, удовольствия, доставляемого совместным, дружным трудом. Красивые, энергичные люди работают вместе, трудятся на общее благо, и это несёт огромный позитивный заряд, воодушевляет, наполняет оптимизмом.