ГЕОРГИЙ ГЕОРГИЕВИЧ ТАРАТОРКИН
(11 января 1945, Ленинград — 4 февраля 2017, Москва)
Из всех, кого я видел в роли Гамлета на русском театре, именно Георгия Тараторкина я считаю лучшим.
Еще в отрочестве мне посчастливилось видеть знаменитый спектакль ленинградского ТЮЗа.
Тараторкин - Гамлет своей игрой меня тогда буквально заворожил.
Он очень подходил для этой роли, насколько я сейчас могу вспомнить и оценить своё впечатление. По своей фактуре, по темпераменту он был именно тем Гамлетом, которого я всегда себе представлял. Романтик, скрывающийся под кольчугой язвительного цинизма. Интеллектуал под маской дурачка. А главное - в нём не было той надсадной и постоянной истеричности, которая зачастую свойственна исполнителям этой роли.
После отъезда Тараторкина в Москву роль перешла к Александру Хочинскому.
Его я видел только в телевизионных фрагментах из спектакля.
Хочинский (замечательный артист, вне всяких сомнений) смотрелся после Тараторкина несколько простоватым, как мне казалось, и "театральным".
А "театральность" (показушная гиперэмоциональность, склонность к позе и внешним эффектам, в ущерб внутреннему напряжению и глубине психологической проработки) - это именно то, что я очень не люблю в актерской игре, и чего у Тараторкина не было совсем.
Георгий Тараторкин , судя по тому, что я о нем знаю и понял, был очень порядочным, скромным и приятным человеком. Среди артистов это не самое частое явление, а нынче уже и вымершее, похоже. Сплошные "звёзды" вокруг. До ряби в глазах. Вот этой "звёздности" в нём тоже не было. Совсем.
Возможно (во всяком случае, мне так кажется и я имею для этого основания), особую роль в этом сыграло детство, прошедшее в 50-х, в городе, который только что пережил Блокаду.
Георгий вырос на рабочей окраине - знаменитой Выборгской Стороне: Лесной проспект, Выборгская набережная, улицы Матросова и Смолячкова, Большой Сампсониевский проспект, который тогда носил имя Карла Маркса.
Я, волею судеб, очень хорошо знаю тот район, у меня многое с ним связано в жизни. И людей тех (из блокадного и после-блокадного Питера) я тоже хорошо знал. Я и сам вырос среди них. Мои родители были блокадниками.
Георгий Тараторкин мне всегда их напоминал, в нём было это особое чувство собственного достоинства, которое сыграть невозможно, было мудрое спокойствие и благородная сдержанность.
И, конечно же, его выделял безупречный вкус, который проявлялся во всем - от внешнего облика до интонационных нюансов.
Георгий стал знаменит на всю страну после исполнения роли Раскольникова в замечательном фильме Льва Кулиджанова (1969 год).
Раскольниковых в кино и на сцене я тоже повидал не мало, но никого рядом с ним не могу поставить.
Посмотрите как в этом эпизоде уверенно и точно играет совсем юный еще Тараторкин. И это на фоне гениального Смоктуновского!
А в этом эпизоде у него и текста совсем немного. Кажется, что Смоктуновский подавляет своим мастерством молодого артиста. Но как только камера находит Тараторкина, мы видим, что он снова на высоте. Глаза, мимика, жесты - почти как немое кино.
Он был большим мастером уже тогда! 23 года от роду, всего пару лет, как закончил учебу в студии Зиновия Корогодского, а какой уровень! Ведь это одна из сложнейших и важнейших сцен в русской литературе, а внутри фильма, наверное, самая главная.
Гамлет и Раскольников - уже только двух этих великих ролей достаточно для того, чтобы считать Тараторкина явлением уникальным.
Как жаль, что от его Гамлета даже фотографий теперь не найти, не говоря уже о видео-материалах. Но он был! Я его помню и не забуду никогда!
Также как был и его молодой учитель, по кличке Числитель, из славного фильма моего детства "Перевод с английского" (1972).
Уходят люди, которые олицетворяли благородство на сцене и в кино. Люди, которые могли чему-то научить, не поучая. Люди, которых я уважал и любил. Люди, которым верил.
Однокашник и друг, соратник по студии Корогодского и ленинградскому ТЮЗу, ещё один замечательный и любимый питерский артист - Николай Иванов
вспоминал как Георгий Тараторкин признавался ему, что то "тюзовское" время в Ленинграде так и осталось самым творческим, самым ярким и самым счастливым периодом его актерской жизни.
На этом остановлюсь, пожалуй.
Хотел еще упомянуть и Чарского из "Маленьких Трагедий",
и Роберта Уорбека из "Чисто английского убийства",
и его первая роль в кино - цареубийца Гриневицкий в "Софье Перовской".
Запоминающийся, надо сказать, был дебют. Возможно, что без Гриневицкого не было бы и Раскольникова в карьере Тараторкина.
Отдельно можно было бы оценить его мастерство как чтеца - вы же помните какой у него был голос! Разве можно забыть такой голос... но остановлюсь. Надеюсь, что дальше ваша память сделает свою работу уже за меня.
Наверняка, вам есть что вспомнить о замечательном русском артисте, мальчике с Выборгской стороны.