Найти в Дзене
Driver Pete

Гамлет Выборгской Стороны. Памяти Георгия Тараторкина.

ГЕОРГИЙ ГЕОРГИЕВИЧ ТАРАТОРКИН

(11 января 1945, Ленинград — 4 февраля 2017, Москва)

Из всех, кого я видел в роли Гамлета на русском театре, именно Георгия Тараторкина я считаю лучшим.

Еще в отрочестве мне посчастливилось видеть знаменитый спектакль ленинградского ТЮЗа.

Тараторкин - Гамлет своей игрой меня тогда буквально заворожил.

-2

Он очень подходил для этой роли, насколько я сейчас могу вспомнить и оценить своё впечатление. По своей фактуре, по темпераменту он был именно тем Гамлетом, которого я всегда себе представлял. Романтик, скрывающийся под кольчугой язвительного цинизма. Интеллектуал под маской дурачка. А главное - в нём не было той надсадной и постоянной истеричности, которая зачастую свойственна исполнителям этой роли.
После отъезда Тараторкина в Москву роль перешла к 
Александру Хочинскому.

-3

Его я видел только в телевизионных фрагментах из спектакля.

Хочинский (замечательный артист, вне всяких сомнений) смотрелся после Тараторкина несколько простоватым, как мне казалось, и "театральным".

А "театральность" (показушная гиперэмоциональность, склонность к позе и внешним эффектам, в ущерб внутреннему напряжению и глубине психологической проработки) - это именно то, что я очень не люблю в актерской игре, и чего у Тараторкина не было совсем.

-4

Георгий Тараторкин , судя по тому, что я о нем знаю и понял, был очень порядочным, скромным и приятным человеком. Среди артистов это не самое частое явление, а нынче уже и вымершее, похоже. Сплошные "звёзды" вокруг. До ряби в глазах. Вот этой "звёздности" в нём тоже не было. Совсем.

Возможно (во всяком случае, мне так кажется и я имею для этого основания), особую роль в этом сыграло детство, прошедшее в 50-х, в городе, который только что пережил Блокаду.

Георгий вырос на рабочей окраине - знаменитой Выборгской Стороне: Лесной проспект, Выборгская набережная, улицы Матросова и Смолячкова, Большой Сампсониевский проспект, который тогда носил имя Карла Маркса.

-5

Я, волею судеб, очень хорошо знаю тот район, у меня многое с ним связано в жизни. И людей тех (из блокадного и после-блокадного Питера) я тоже хорошо знал. Я и сам вырос среди них. Мои родители были блокадниками.

Георгий Тараторкин мне всегда их напоминал, в нём было это особое чувство собственного достоинства, которое сыграть невозможно, было мудрое спокойствие и благородная сдержанность.

И, конечно же, его выделял безупречный вкус, который проявлялся во всем - от внешнего облика до интонационных нюансов.

-6

Георгий стал знаменит на всю страну после исполнения роли Раскольникова в замечательном фильме Льва Кулиджанова (1969 год).

Раскольниковых в кино и на сцене я тоже повидал не мало, но никого рядом с ним не могу поставить.

Посмотрите как в этом эпизоде уверенно и точно играет совсем юный еще Тараторкин. И это на фоне гениального Смоктуновского!

А в этом эпизоде у него и текста совсем немного. Кажется, что Смоктуновский подавляет своим мастерством молодого артиста. Но как только камера находит Тараторкина, мы видим, что он снова на высоте. Глаза, мимика, жесты - почти как немое кино.

Он был большим мастером уже тогда! 23 года от роду, всего пару лет, как закончил учебу в студии Зиновия Корогодского, а какой уровень! Ведь это одна из сложнейших и важнейших сцен в русской литературе, а внутри фильма, наверное, самая главная.

Гамлет и Раскольников - уже только двух этих великих ролей достаточно для того, чтобы считать Тараторкина явлением уникальным.

Как жаль, что от его Гамлета даже фотографий теперь не найти, не говоря уже о видео-материалах. Но он был! Я его помню и не забуду никогда!

Также как был и его молодой учитель, по кличке Числитель, из славного фильма моего детства "Перевод с английского" (1972).

-7
Как же хотелось мне тогда, чтобы у меня был такой же учитель. Молодой, умный, понимающий нас и очень современный. Как не хватало нашей школе таких людей! А теперь их уже просто нет.
Как же хотелось мне тогда, чтобы у меня был такой же учитель. Молодой, умный, понимающий нас и очень современный. Как не хватало нашей школе таких людей! А теперь их уже просто нет.

Уходят люди, которые олицетворяли благородство на сцене и в кино. Люди, которые могли чему-то научить, не поучая. Люди, которых я уважал и любил. Люди, которым верил.

Однокашник и друг, соратник по студии Корогодского и ленинградскому ТЮЗу, ещё один замечательный и любимый питерский артист - Николай Иванов

Николай Иванов в фильме Вечный Зов
Николай Иванов в фильме Вечный Зов

вспоминал как Георгий Тараторкин признавался ему, что то "тюзовское" время в Ленинграде так и осталось самым творческим, самым ярким и самым счастливым периодом его актерской жизни.

На этом остановлюсь, пожалуй.

Хотел еще упомянуть и Чарского из "Маленьких Трагедий",

-10

и Роберта Уорбека из "Чисто английского убийства",

-11

и его первая роль в кино - цареубийца Гриневицкий в "Софье Перовской".

-12

Запоминающийся, надо сказать, был дебют. Возможно, что без Гриневицкого не было бы и Раскольникова в карьере Тараторкина.

Отдельно можно было бы оценить его мастерство как чтеца - вы же помните какой у него был голос! Разве можно забыть такой голос... но остановлюсь. Надеюсь, что дальше ваша память сделает свою работу уже за меня.

-13

Наверняка, вам есть что вспомнить о замечательном русском артисте, мальчике с Выборгской стороны.