Еще раз привожу примерную схему расстановки сил, т.к буду на нее ссылаться.
1- высота 213 и три взвода эскадрона "А", всего 11 танков, в т.ч три Шермана-Файрфлай
2 - штабной взвод, всего четыре Кромвеля
3 - арьергардный взвод эскадрона "А", один Шерман-Файрфлай "Blondie" и два Кромвеля
4 - рота Виттмана, 5 Тигров, из них один в бою не участвовал
5 - БТР пехотной роты Стрелковой бригады, восемь БТР М9А1, восемь гусеничных БТР «Универсал» Mk.ll, четыре тягача «Карден-Ллойд» и два 6-фт ПТО.
6 - "Тигр" №231, который пришел из штаба Учебной дивизии
7 - три легких танка "Стюарт" разведвзвода (передовая группа)
8 - штабной эскадрон, четыре Кромвеля
9 - два танка артнаблюдателей
10 - четыре легких танка "Стюарт" разведвзвода
11- авангард эскадрона "В", в том числе "Файрфлай" сержанта Локвуда.
Итак, 13 июня, примерно в 8-00 англичане появились в Виллер-Бокаже, а уже в 8-57 танк Виттмана начал свое движение по полю в сторону шоссе №175. Из-за особенностей рельефа и наличия живых изгородей вдоль шоссе , в самом городке Виллер-Бокаж выдвижение Тигров второй роты не наблюдали. А экипажи танков эскадрона "А" в районе высоты 213 находились внутри машин с ограниченным обзором и вели наблюдение только вдоль шоссе. Поэтому первым немецкие танки заметил сержант О'Коннор из Стрелковой бригады, который спешил на совещание на высоту 213 в открытом БТР-е М9А1.
Нарушив режим радиомолчания, он вышел в эфир, но ему ожидаемо не поверили и даже отругали за нарушение радиомолчания. Но уже вскоре танк Виттмана произвел свой первый выстрел и его жертвой стал "Кромвель" из арьергардного взвода эскадрона "А" (цифра 3 на схеме). Рядом как раз проезжал капитан Милнер, который потом вспоминал:
«Орудие «Кромвеля» было направлено в сторону высоты 213, а экипаж ничего не подозревал. Снаряд угодил в танк и тот моментально вспыхнул. Когда мы проезжали мимо следующего танка Йоменов, стоявшего примерно в 100 ярдах выше по дороге, он уже повернул башню вправо и открыл огонь из своего 17-фунтового орудия по противнику, подбившему замыкающий танк».
Впрочем,"Шерман-Файрфлай" с именем "Blondie" успел сделать только один выстрел и был подожжен "Тигром" Юргена Брандта, который выполнял приказ Виттмана блокировать высоту 213 и открывать огонь только после командирского танка.
За первым "Кромвелем" Виттман обнаружил еще один такой же танк, который разделил участь первого. В результате дым от горевших машин ветром отнесло в сторону высоты 213, ограничивая видимость в том направлении. Поэтому Виттман решил направиться в сторону городка Виллер-Бокаж, тем более, что на дороге он ясно разглядел вереницу бронетранспортеров. Повернув по шоссе налево, Виттман занялся уничтожением БТР-ов англичан. Сзади его прикрывал "Тигр" обершарфюрера Брандта, который также выехал на шоссе.
В своем рапорте Виттман потом написал:
«Приблизившись к колонне, я удивил британцев ничуть не меньше, чем они меня чуть раньше, появившись глубоко в нашем тылу. Первым делом я уничтожил два танка справа от меня и один слева, а затем атаковал батальон моторизованной пехоты в центре ордера бронетанкового полка противника.
Я двигался по шоссе вдоль колонны и уничтожал любую вражескую бронетехнику, что появлялась в поле зрения. Противник был в полнейшем замешательстве. Британцы не пытались съехать с дороги. Они просто бросились наутек, оставив свою технику, и я расстреливал их бронетранспортеры по мере того, как двигался вниз по дороге».
Тут надо учитывать, что большинство офицеров, а у мотопехоты Стрелковой бригады даже сержанты, убыли на высоту 213 на совещание, поэтому не было организовано ни наблюдения, ни охранения. К тому же, часть личного состава стала готовить утренний чай по старинной английской традиции.
На это время «Тигр» №222, брошенный Виттманом на проселочной дороге с перегретым двигателем, остался без командира, так как унтершарфюрер Штиф еще не вернулся после передачи приказа оставшимся танкам роты. Но пушка у "Тигра" была исправна и унтершарфюрер Курт Сова, командир "Тигра"№212, на котором уехал Виттман, занял свободное командирское место. В поле его зрения попали четыре "Кромвеля" из штабного взвода (цифра 2 на схеме), которые попытались скрыться за гребнем высоты 213, что удалось только двум первым танкам, а замыкающие машины были подбиты, после чего "Тигр" №222 сдал назад, продолжая держать высоту 213 под прицелом.
В это же время ожил Тигр №231 оберштурмфюрера Весселя в яблоневом саду. Услышав звуки боя, он также решил по-участвовать в мероприятии, но из ограниченной видимости, смог уничтожить только пару бронетранспортеров Стрелковой бригады. Поэтому Тигр№231 двинулся ближе к шоссе и попал под огонь "Стюартов" разведвзвода (цифра 7 схемы). Впрочем, пробить броню тяжелого танка они конечно не могли, но у роты "А" Стрелковой бригады с собой было два орудия ПТО. 6-фунтовое противотанковое орудие также не пробивало лобовую броню "Тигра", но на столь небольшом расстоянии снаряд попал в верхний край смотровой щели водителя, который погиб от его осколков. Экипаж туже оставил обездвиженный танк и был вынужден залечь под огнем "Стюартов". Но увлекшись стрельбой по "Тигру" в саду, англичане позевали показавшийся на шоссе танк Виттмана и "Сюарты" были тут же подбиты.
Расчет сержанта Брэя начал разворачивать свое противотанковое орудие, но в этот момент момент пулеметная очередь "Тигра" прошила тягач «Карден-Ллойд» со снарядами, вызвав сильнейший взрыв.
Взрыв боеприпасов стал сигналом для четырех Кромвелей штабного эскадрона (цифра 7 на схеме), что пора убираться из городка. Но видимо развернуться задом к противнику было страшновато, поэтому они дружно двигались задним ходом, скорость которого у Кромвеля была всего 3,5 км/час. Неожиданно во второй в колонне танк ударила болванка, пробив башню на вылет. Командир танка лейтенант Клаудсли-Томпсон вспоминал:
"В этот миг бронебойный снаряд пронесся с пронзительным свистом между мной и радистом танка, едва не задев наши головы. Я наполовину оглох и плохо слышал до следующего утра, и это несмотря на то, что на голове у меня были наушники. Я приказал механику-водителю свернуть налево, и наш танк съехал с дороги, проломив изгородь. Позади нас Пэт Дайс, адъютант штаба, также уводил свой танк с дороги. По лбу Дайса текла кровь".
Поэтому майор Карр в передовом танке резко принял вперед, чтобы на ближайшем отвороте съехать с шоссе и уйти таким образом с линии огня. Но Тигр Виттмана появился раньше, чем майор успел уйти с шоссе и хотя наводчик Кромвеля успел выпустить два снаряда с короткой дистанции, они отскочили от лобовой брони Тигра, а Кромвель тут же вспыхнул от ответного выстрела.
Тем временем танк Клаудсли-Томпсона, свернув задним ходом с шоссе, врезался в каменную стену амбара и потерял гусеницу и у него после попадания в башню не действовала пушка. Опять воспоминания лейтенанта :
«Из клубов дыма выдвинулась громада «Тигра». Я выстрелил дымовой гранатой из установленной на башне мортирки, но граната не сработала. «Тигр» медленно повернул свое 88-мм орудие. Бах! В нас попали. Я почувствовал жгучую боль в ногах и понял, что снова ранен. Пламя взметнулось над башней. Я ощутил вкус горелой краски, на зубах скрипел песок. Я закричал: «Все наружу!» и выпрыгнул из машины. Я видел, как мой экипаж покидает танк. Внезапно по нам открыл огонь пулемет, и я рухнул в траву. «Тигр» прогрохотал мимо, а спустя короткое время «Кромвель» Дайса последовал за ним вниз по улице. Я схватил наушники, которые все еще висели у меня на шее, и стал махать ему. Но он не заметил. Потом я услышал, что меня кто-то окликает. Я оглянулся. Мой экипаж спрятался в кустах смородины и знаками звал меня к себе. По счастливой случайности никто из них не пострадал. Особенно повезло моему сержанту. Он наклонил голову в тот самый момент, когда наш танк был подбит, и снаряд пролетел над его плечом, потом между моих ног и угодил прямиком в двигатель. Один из осколков попал сержанту в голову за ухом, но лишь рассек кожу и слегка контузил. Джо - механик-водитель - был бледен и мелко дрожал. Снова пули засвистели у нас над головами и нам пришлось вжаться в землю».
Это стреляли осмелевшие немцы, оставшиеся в городке.
Следующий штабной «Кромвель» капитана Дайса успел свернуть с шоссе в небольшой садик и Виттман не заметил его среди деревьев, проехав мимо всего лишь в паре десятков метров. Но в экипаже Дайса не оказалось наводчика, который незадолго до этого, в спокойной обстановке отлучился из танка. Следующей жертвой Виттмана стал четвертый штабной «Кромвель» главного полкового старшины Джеральда Холловэя, все еще двигающийся задним ходом и ему не хватило буквально 20 метров, чтобы скрыться за спасительным поворотом шоссе. Механик-водитель танка погиб, а остальные члены экипажа вскоре были захвачены в плен.
Пока Виттман разбирался с танком полкового старшины, капитан Дайс, посадив на место наводчика радиста, догнал Тигр и попытался атаковать его с тыла. Лейтенант Клаудсли-Томпсон так описал этот эпизод:
"Я решил уводить своих людей через задние дворы и воссоединиться с эскадроном "В". Едва только мы тронулись, я увидел на некотором отдалении от себя танк Дайса, который двигался на полной скорости. Видимо, Дайс рассчитывал подбить «Тигр», подобравшись к нему сзади. Он атаковал его уже после того, как «Тигр» уничтожил все остальные танки полкового штаба. «Тигр» выстрелил всего один раз. Помощник водителя и наводчик в танке Дайса были убиты, но сам Дайс и его механик-водитель выбрались наружу невредимыми. По ним открыли огонь из окон близлежащих домов, но Дайс подбежал к другому горящему танку, радиостанция на котором все еще работала, и предупредил об опасности командира и эскадроны В и С, которые все еще были не в курсе того, что происходит. Затем он побежал вниз по главной улице, пока не достиг изгиба и не увидел меня. Тут по нему открыл огонь немецкий пулемет, и Дайс вынужден был искать укрытие. Позднее его вывели к эскадрону "В". А «Тигр» продолжал движение".
За танками штабного эскадрона полка стояли "Стюарты" разведчиков и два танка артиллерийских наблюдателей, причем на "Шермане" из-за установки дополнительной рации пушку заменили муляжом (цифры 9 и 10 на схеме). Офицер связи Пирс, который еще недавно пытался рассказать о Тигре в саду, смог улизнуть на своем «Хамбере» и предупредить оставшихся. "Стюарты" благополучно ушли, а артнаблюдателям не повезло.
Экипаж "Шермана" кипятил чай на заднем дворе отеля и в танке был только мехвод Чарли Рэй, который вернулся за сигаретами. Ничего он сделать не успел, и Тигр просто расстрелял неподвижную мишень. Но попал он только со второго выстрела, видимо напряжение боя стало сказываться на экипаже.
Второй танк артнаблюдателей «Кромвель-ОР» капитана Пэдди Виктори успел свернуть задним ходом в переулок, уйдя с линии огня. Но при попытке развернуться на 180 градусов, булыжник, вывернутый из мостовой попал между ведущим колесом и гусеницей и танк встал как вкопанный. Пока экипаж разбирался в причинах, показался "Тигр" Виттмана, который сначала проскочил переулок, но потом сдал назад и выстрелил. Снаряд попал в борт ниже башни и хотя танк не загорелся, "Тигр" не стал добивать поврежденную машину, так как его потряс сильный удар, не пробивший, правда, броню.
Дым от сгоревшей техники ограничивал видимость и Виттман подумал, что его обстреливает противотанковая артиллерия и поэтому он решил сократить дистанцию для улучшения обзора, надеясь на броню Тигра. Но это было не противотанковое орудие. Все тот же неугомонный лейтенант Чарльз Пирс на своем "Хамбере" добрался до окраины городка, где находилась техника эскадрона "В" 4 -го полка Йоменов и во главе колонны как раз стоял «Шерман Файрфлай» сержанта Стэна Локвуда. Пирс объяснил сержанту, что по шоссе к ним движется танк "Тигр" и «Шерман Файрфлай» выдвинулся вперед чтобы просматривать полностью центральное шоссе №175. Тут же в дыму от горевшей техники был обнаружен силуэт "Тигра" на расстоянии примерно 500 метров, причем его башня была развернута вбок, так как он вел огонь по танку капитана Пэдди Виктори в переулке. Таким образом, у Локвуда было преимущество в пару выстрелов, прежде чем "Тигр" развернет башню. Первый выстрел «Шермана Файрфлая» дал промах и к тому же от этого выстрела обвалилась часть стены дома, который был накануне поврежден бомбардировкой союзников. Вместе с обломками на мостовой оказался немецкий солдат, укрывавшийся на чердаке. В поднявшейся пыли Локвуд заметил только яркую вспышку от второго выстрела на силуэте "Тигра", видимо это загорелись остатки маскировочных ветвей. Ответный выстрел "Тигра" дал промах, но снаряд попал в уже поврежденный дом, вызвав обрушение фасада и облако пыли. Видимость пропала. По-прежнему считая, что имеет дело с орудием ПТО, Виттман двинулся вперед и когда он пробил облако пыли, до танка Локвуда оставалось примерно 250 метров. На этой дистанции противники еще раз обменялись выстрелами, снаряд "Тигра" опять попал в дом, а Локвуд не смог определить свой результат, так как видимость из-за дыма и пыли была неважная. Но тут "Тигр" попятился назад и скрылся в пылевой завесе. Выпустив еще один снаряд по ходу его движения, "Шерман" отошел назад к эскадрону "В". Видимо этот выстрел был решающим, так как "Тигр", развернувшись на 180 градусов и уходя назад, вдруг встал. Экипаж тут же покинул обездвиженную машину. Виттман позже писал в своем отчете:
"Я направился непосредственно в Виллер-Бокаж и добрался почти до центра городка, когда был подбит противотанковым снарядом. Мой танк лишился хода. Сохранив самообладание, я обстрелял и уничтожил все, что находилось в зоне моего огня. Связи с другими танками моей роты не было и вызвать подмогу было невозможно. Я был вне поля зрения моих людей на высоте 213. Поэтому я решил оставить мой танк. Мы взяли с собой все оружие, которое могли унести. Я принял решение не выводить из строя «Тигр», поскольку рассчитывал вернуться за ним. Я направился в дивизию (Учебную танковую) и прошел пешком примерно 15 километров. Я добрался до расположения дивизии и сообщил о произошедшем одновременно и в штаб дивизии, и в штаб корпуса".
Таким образом, бой для Виттмана закончился.
Можно сказать, что Виттман ушел по-английски, не попрощавшись и он даже не пытался воссоединиться со своей ротой, оставшейся без командира, а направился в другую сторону аж за 15 км .
Но бой собственно за Виллер-Бокаж еще только начинался.
Если статья понравилась, можно скинуть денюшку автору на донаты (хотя бы стоимость проезда в общ. транспорте), ссылка внизу
Окончание здесь:
Предыдущая часть здесь
Пишите комменты, ставьте лайки и читайте статьи на канале