Падение высоты 213
Еще раз напомню, что целью 4‐го танкового полка Йоменов графства Лондон был вовсе не городок Виллер-Бокаж, а высота 213 на его окраине.
Поэтому командир 22-й бригады Хинд и приказал разместить КП полка на этой высоте. Сюда же прибыл для организации взаимодействия командир роты "А" Стрелковой бригады майор Райт со своими офицерами. В результате на высоте 213 вместе с танковыми экипажами, водителями бронеавтомобилей и солдатами Стрелковой бригады собралось порядка 60 человек, но среди них было много офицеров и мало солдат. Так, под командованием майора Райта, его зама и четырех взводных оказалось только десять солдат и сержантов, которые, к тому же, не имели тяжелого вооружения, вроде пулеметов, гранатометов и пр.
Тем не менее, несмотря на разгром эскадрона "А" и пехотной роты в Виллер-Бокаже, командир 4‐го танкового полка Йоменов подполковник Крэнли принял решение удерживать высоту, заняв круговую оборону с опорой на танки, в надежде на помощь батальона Стражи Королевы. На высоте к этому времени собралось пять "Кромвелей" и два "Шермана-Файрфлай", а у Крэнли была связь со своим эскадроном "В". Кроме того, на высоте оказался арткорректировщик капитан Рой Данлоп на «Кромвеле-ОР», который организовал заградительный огонь 5‐го полка Королевской конной артиллерии. Немцы, имея на тот момент ограниченные силы, высоту не атаковали, но вели по британцам сильный артиллерийский огонь, в основном из минометов.
Тем временем бригадир Хинд, командир 22-й бригады, срочно выдернул из арьергарда пехотный батальон Королевского полка Стражи Королевы. Прибыв в город, британская пехота начала зачистку и выкуривание из домов остаточных групп немецких солдат.
Одна рота батальона была придана эскадрону «В» для организации прорыва к высоте 213, но пробиться к высоте не смогла из-за плотного огня противника. После этого взвод эскадрона «В» под командованием лейтенанта Билла Коттона попытался отыскать обходной путь на высоту 213, но тоже безуспешно.
В результате в районе высоты 213 установилось шаткое равновесие, но время работало на немцев.
Около 11-00 Виттман, наконец, добрался до штаба Учебной танковой дивизии в Орбуа и доложил обстановку. Штаб дивизии известил командование 1‐го танкового корпуса СС и начал спешно организовывать ударный кулак для контратаки и отбития Виллер-Бокажа.
Первой в район Виллер-Бокажа была выдвинута группа из 15 танков Т-IV от 2-го батальона Учебной танковой дивизии под командованием гауптмана Гельмута Ритгена. За ними туда же направились восемь "Тигров" из 1-й роты 101 тяжелого танкового батальона под командованием гауптштурмфюрера Мебиуса.
Виттман на «Швиммвагене» догнал 1-ю роту "Тигров" и рассказал Мебиусу о бое в городке и о британских силах в Виллер-Бокаже. Тут надо учитывать, что Виттман имел дело только с эскадроном "А" и с одной ротой Стрелковой бригады, а остальные силы танкового полка - эскадроны "В" и "С", а тем более пехоту из полка Стражи королевы, он просто не видел и поэтому знать о них не мог.
В результате Мебиус решил, что уж если один Тигр натворил столько дел, то для его роты проблем не будет вообще.
В это время не бездействовала и 2-я рота Виттмана из того же 101-го тяжелого танкового батальона . Пока "Тигры" роты блокировали британцев на высоте 213, вспомогательные подразделения, которые утром прибыли для ремонта и снабжения танков, занялись зачисткой местности от пехоты Стрелковой бригады.
Вот что рассказывал наводчик Тигра №222 Вальтер Лау : "Русский «хиви», приписанный к полевой кухне, особенно отличился в этот период. Он был членом экипажа T-34, подбитого нами в Черкассах. С пистолетом в одной руке и кухонным ножом в другой он вламывался в кусты у дороги и выгонял оттуда «Томми». Около сотни пленных собрали в загоне прямо перед нашим танком, и в то время, как личный состав наших вспомогательных частей обыскивал их в поисках оружия, мы установили на корпусе пулемет, чтобы предотвращать любые эксцессы".
В это время, и англичане, поняв, что помощь к ним не придет, сделали несколько попыток на танках прорваться с высоты 213, но время было упущено и немцы успели плотно обложить высоту, поэтому все попытки прорыва были отбиты с потерями. Так капитан Милнер вспоминал:
«Танк Йоменов повернул на аллею и пошел по ней вниз, но получил попадание и загорелся. Раненые члены экипажа выскочили наружу, механик-водитель танка погиб. Они выглядели совершенно подавленными, и я пополз к ним и помог вернуться в маленький дом, где было сравнительно безопасно».
Еще один "Кромвель" был потерян при интересных обстоятельствах.
Немецкий майор Беренд Вернке вспоминал:
«Я пробрался пешком через кусты, чтобы добраться до главной дороги и изучить обстановку. Когда я перебрался через живую изгородь, то увидел четыре британских танка на поле прямо передо мной. Их экипажи собрались вокруг своего командира и что‐то обсуждали, глядя на карту. Танки стояли пустыми, но двигатели работали. Я как старый командир танковой роты был знаком с похожими машинами и понял, что могу использовать вражеский танк для дальнейшего продвижения через нейтральную полосу. Я пробрался в ближайший «Кромвель», скрытый за другими танками, взялся за рулевой механизм – который был похож на наш – и погнал танк через придорожную канаву на главную дорогу, где повернул на запад. Ситуация была любопытной. Я проезжал мимо горящих британских гусеничных машин, танков и грузовиков. Позже я узнал, что Виттман был причиной этого полного разгрома. Должно быть, я был в тылу у «Томми». Мой марш проходил без происшествий. Примерно через два километра я увидел в канаве сбитого с толку пехотинца в немецкой форме и махнул ему рукой. Он нехотя подошел, и я приказал ему подняться на башню и махать белой тряпкой, если появятся наши подразделения. Так я добрался до командного пункта дивизии».
Дождавшись "Тигров" Мебиуса немцы пошли на штурм высоты.
Лейтенант Кэмпбелл из Стрелковой бригады вспоминал:
«Минут за двадцать до нашей капитуляции немцы начали обстреливать нашу позицию прямой наводкой. Помимо этого мы стали мишенью особенно неприятного огня «Шпандау», который заставил нас вжаться в землю. Тем временем, немецкие артиллеристы, обладая хорошим опытом, продолжали стрелять снарядами в деревья вдоль дороги, вызывая ливень осколков, из‐за чего нам приходилось нелегко! Именно во время этого обстрела Питер Скотт был убит, а молодой Питер Куп снова ранен. Затем орудия замолчали, поскольку капитулировали от двенадцати до пятнадцати человек, составлявших основную группу. Наши позиции были быстро захвачены немецкой пехотой и танками – одному Богу известно, откуда они все могли появиться, поскольку я сомневаюсь, что кто‐либо из нас видел до этого больше двух или трех немцев одновременно, а это свидетельствует об их прекрасном владении техникой маскировки. И вы должны были видеть, насколько наши «Кромвели» выглядели хилыми по сравнению с огромными танками Бошей!»
В плен попал также и командир полка Йоменов подполковник Крэнли.
Империя наносит ответный удар.
После ликвидации британских сил на высоте 213, немцы занялись возвращением захваченного городка Виллер-Бокаж.
Но и англичане не теряли времени даром, а готовились к обороне, благо силы у них еще были, ведь пока погиб только танковый эскадрон "А" Йоменов и мотопехотная рота Стрелковой бригады.
Оборону непосредственно в городке занял спешно переброшенный пехотный батальон из полка Стражи королевы, у которого был собственный взвод из 6-фунтовых противотанковых орудий. Все западные выходы из городка перекрыли оставшиеся танки эскадронов "В" и "С" из 4-го полка Йоменов.
Танковый взвод лейтенанта Коттона из эскадрона "В", в поисках обходного пути к высоте 213 вышел к вокзалу, но не смог перебраться через железнодорожную насыпь.
На обратном пути он решил занять позицию на Ратушной площади, которую немцы миновать никак не могли. У Коттона был командирский «Кромвель CS» с 95‐мм гаубицей, два обычных "Кромвеля" и один «Шерман Файрфлай», кроме того, для усиления взвод получил 6‐фунтовое противотанковое орудие роты «С» из батальона полка Стражи Королевы.
Примерно в 14-00 к Виллер-Бокажу подошел отряд гауптмана Ритгена из Учебной танковой дивизии. Четыре его Т-IV, разбившись на пары, решили прощупать оборону англичан, причем без поддержки пехоты. И это в городке с неширокими улицами и плотной застройкой! А ведь еще около полудня к Виллер-Бокаж подошла 2‐я рота из разведбата немецкой 2‐й танковой дивизии.
Тем не менее, первая пара Т-IV без пехоты, обойдя подбитую британскую технику вышла на центральную улицу. Где головная "четверка" и была подбита взводом Коттона, едва она достигла Ратушной площади, а вторую "четверку" подбила пехота из батальона Стражи королевы.
В ответ немцы пустили в атаку "Тигры" из первой роты Мебиуса. Три "Тигра" остались блокировать Виллер-Бокаж, а еще пять "Тигров" под командованием оберштурмфюрера Филипсена двинулись в городок. Два "Тигра" №111 и №113, опять атаковали по центральной улице, а три "Тигра" заходили на Ратушную площадь с фланга. И опять без пехоты!
"Тигр" №111 Филипсена вышел на главную улицу в тот момент, когда была подбит первый Т-IV, поэтому он остановился, чтобы оценить ситуацию. Но Сержант Бобби Брэммел из взвода Коттона, воспользовавшись этой остановкой "Тигра", двинул свой «Шерман-Файрфлай» к месту, где боковая стена дома была пробита снарядом и через окно на фасаде дома можно было поразить немецкий танк.
Получив попадание от "Файрфлая", "Тигр" рванул вперед, пытаясь проскочить засаду, но попал под сосредоточенный огонь и потерял механика-водителя, в результате неуправляемый танк проехав вперед, врезался в стену дома. Но экипаж, кроме мехвода уцелел, покинув поврежденный танк через кормовой люк в башне.
Второй "Тигр" развернув башню, смог подбить 6‐фунтовое орудие, но сосредоточенный огонь танков Коттона подбил и его.
Сержант Брэммел так описал этот эпизод:
«Пока мы размещались в городе, повсюду гремели выстрелы, особенно интенсивная перестрелка развернулась у площади, к которой вела главная улица. Вскоре на главной улице появились три немецких танка. Я был уверен, что головной – это Т- IV, хотя некоторые считали, что это «Тигр». Но я стрелял по нему, и уверен, что это не «Тигр». Фактически я промазал, так как расстояние было слишком малым для того, чтобы точно навести орудие. К счастью, наши парни установили поблизости шестифунтовую противотанковую пушку, и она смогла подбить этот танк. А вот за ним точно следовал «Тигр». Мне удалось немного сдать назад, чтобы видеть происходящее через окно дома на углу. Не знаю, сколько раз мы стреляли, но в итоге сумели вывести немецкий танк из строя. Как я предполагаю, это случилось где‐то около полудня. Третий немецкий танк – тоже «Тигр» – добрался до угла площади. Мне тем временем удалось навести орудие без использования штатного прицела, который врал, так как дистанция до цели было слишком малой. Я прицелился прямо через ствол, ориентируясь на след от пущенного ранее снаряда на стене дома напротив. Когда «Тигр» перекрыл эту метку, мы выстрелили, и все закончилось».
После этого наступило затишье и лейтенант Коттон под зонтом(!) отправился осматривать поле боя. К своему удивлению, он обнаружил еще один подбитый "Тигр", но развернутый на восточный выход из городка. Это был "Тигр"№212 Виттмана. Лейтенант сделал несколько снимков и приказал уничтожить эти четыре танка (в т.ч. и Т-IV). Раздобыв в разрушенных домах одеяла, их затолкнули внутрь танков и облив бензином, подожгли. Ни один из этих танков немцам не удалось ввести в строй.
Вторая группа из трех "Тигров"№№ 122, 123 и 124 двигалась через рынок, а потом разделилась, пытаясь обнаружить слабое место в обороне. И опять без пехоты. Все эти "Тигры" были подбиты огнем 6‐фунтовых противотанковых пушек пехоты батальона Стражи королевы, которая заняла оборону в домах, вдоль основных улиц. Тигр №123 при этом сгорел, а два остальных танка удалось вернуть в строй, так как своего лейтенанта Коттона у пехоты не было.
Учебная танковая дивизия пробовала наступать у вокзала, но потеряв подбитой "четверку" отступила.
После потери шести "Тигров" и трех Т-IV атаки немцев на городок прекратились.
Но около 17-00 к Виллер-Бокажу прибыли два батальона панцергренадеров из 2-й танковой дивизии, которые при поддержке артиллерии начали прощупывать оборону англичан на флангах.
В этих условиях и при потере высоты 213 удерживать Виллер-Бокаж для британцев не имело смысла.
Поэтому в 19-00, прикрываясь массированным артобстрелом Виллер-Бокажа, английские войска оставили городок и отошли к городу Амей-сюр-Селль, где прочно заняли оборону на высоте 174, так называемая позиция "Остров".
Сражение за Виллер-Бокаж закончилось.
14 июня 337 английских бомбардировщиков нанесли удар по городу, сбросив почти 1700 тонн бомб. 30 июня город был практически полностью разрушен в результате налета 266 бомбардировщиков. Таким образом, британцы пытались нарушить коммуникации противника. Окончательно Виллер-Бокаж был взят англичанами 4 августа 1944 года.
Вот снимки подбитых танков после бомбежки (сравните с фото во второй части):
Через несколько дней после боя в Виллер-Бокаж Тигры №212 (Виттмана) и №123 (см.фото выше) были вывезены за город и поставлены на обочине дороги Виллер-Бокаж — Оне-сюр-Одон как приманка для самолетов союзников. Неподалеку разместили зенитную батарею.
В августе 1944 года, после наступления союзников, эти Тигры убрали с дороги в поле, где их сфотографировали проезжающие мимо танкисты все того же 4-го танкового полка Йоменов графства Лондон. «Тигры» простояли в поле до 1948 года, пока их не сдали на металлолом.
Итак, по результатам боя у Виллер-Бокажа немцы вышли победителями, но впервые за свою историю 101 тяжелый танковый батальон СС в одном бою лишился сразу шести "Тигров" (из 36 имеющихся в Нормандии), из них четыре - безвозвратно. А ведь Тигры перестали выпускать все в том же 1944 году.
И что бы не возникало лишних вопросов по поводу потерь, командир 1-го танкового корпуса СС обергруппенфюрер Дитрих решил сделать из Виттмана героя, который практически в одиночку расправился с танковым полком англичан и спас немецкие войска от окружения и гибели.
После сражения за Виллер-Бокаж Михаэль Виттман был награжден Гитлером Мечами к Дубовым листьям Рыцарского Креста, став 71‐м по счету, получившим эту награду.
Все эти награды и почести в конечном счеты привели Виттмана к гибели в его последнем бою, в котором он все так же без оглядки и разведки ринулся на англичан и канадцев. Но в отличие от Виллер-Бокажа они успели подготовиться.
Во время боя в Виллер-Бокаже экипаж танка Виттмана уничтожил:
один «Шерман Файрфлай» эскадрона «А» 4‐го полка Йоменов
два легких танка М3А3 «Стюарт» разведывательного взвода 4‐го полка Йоменов;
четыре танка «Кромвель» штаба 4‐го полка Йоменов
один бронеавтомобиль разведывательного взвода 4‐го полка Йоменов
один «Шерман» OP и один «Кромвель» ОР корректировщиков огня 5‐го полка Королевской конной артиллерии
шесть полугусеничных бронетранспортеров М9А1 роты «А» 1‐го батальона Стрелковой бригады
три гусеничных тягача противотанкового взвода 1‐го батальона Стрелковой бригады
одно 6‐фунтовое орудие противотанкового взвода 1‐го батальона Стрелковой бригады
восемь легких гусеничных бронетранспортеров «Универсал» Mk. II роты «А» 1‐го батальона Стрелковой бригады.
Всего в Виллер-Бокаже и на высоте 213 англичане потеряли:
13 танков (из них 11 средних и 2 легких), 21 единицу легкобронированной техники и 2 противотанковых орудия.
Последний бой Михаэля Виттмана:
Если понравилась статья, можно скинуть денюшку автору на донаты, ссылка внизу
Пишите комменты, ставьте лайки и читайте статьи на канале