Девушки гадали…
Строки, которые помнит, наверное, каждый. И сейчас, в дни Святок, хочется вспомнить эту чудесную балладу, возможно, самую известную у В.А.Жуковского, но таящую в себе немало интересного.
Прежде всего, в ней мы видим те самые «привычки милой старины», о которых много писал Пушкин. Жуковский описывает гадания, которые в то время любили, наверное, все.
Настали святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима;
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски,
Всё потеряв невозвратимо;
И всё равно: надежда им
Лжёт детским лепетом своим.
Кажется, сегодня у нас Пушкин и Жуковский всё время будут перекликаться…
Прежде чем говорить о самой балладе, наверное, нужно вспомнить, с чего она начинается. Гадали в Крещенские вечера (от появления первой звезды в канун Рождества и до крещенского освящения воды), в основном, о будущих мужьях (вспомним, что у Пушкина «служанки со всего двора» своим барышням «сулили каждый год мужьёв военных и поход»).
Жуковский описывает, как это всё происходит:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счётным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
Про «песенки подблюдны» я в своё время достаточно подробно писала и сейчас повторяться не буду.
А что представляли собой остальные гадания?
Одно из самых известных гаданий - бросание башмачка через ворота: так узнавали, откуда придёт жених. Нужно было ночью выйти на улицу, снять с левой ноги туфельку и бросить подальше от себя. Жених появится оттуда, куда будет направлен носок. Если же носок укажет в сторону дома, в этом году замужества не будет.
Не могу не привести фрагмент из воспоминаний Н.А.Дуровой (той самой «кавалерист-девицы») о гадании у неё в доме. «Мы вышли толпою на двор в сопровождении нескольких девок… Все мы построились в шеренгу против ворот; я была в середине, итак, начинать было не мне; поочередно каждая снимала свой башмак, оборачивалась спиною к воротам и бросала башмак через голову и через ворота. Все мы бежали опрометью смотреть, как он лёг, в которую сторону носком; девица надевала его, и мы опять становились во фрунт. Дошла очередь до меня; я скинула свой атласный светло-голубой башмак, оборотилась спиною к воротам... В это время послышался скрып полозьев; но мимо дома нашего проезжали так же, как и мимо всякого другого, итак, этот скрып не помешал мне сказать моему башмаку, что куда я поеду, чтоб туда он упал носком. С последним словом я бросила его через голову за ворота… В то самое время, как он взвился на воздух из руки моей, какой-то экипаж быстро подкатился, остановился и восклицание: "что это!.." оледенило кровь мою; я окаменела от испуга: это была матушка!.. Она приехала, и башмак мой упал к ней в повозку».
Не надоело ещё описание гаданий? Тогда следующее – «снег пололи». О нём пишут по-разному. Нашла два разных варианта. В одном из них девушки прятали в снегу кольцо, а затем искали его, пересыпая снег через сито. Считалось, что нашедшая его в этом году выйдет замуж; после находки кольцо можно закапывать заново и продолжать поиски. В другом - девушки выходят во двор, берут скатерть за края, старушка всыпает снег, а они, раскачивая скатерть, говорят: «Полю, полю снежок на собачий следок! Взлай, взлай, собаченька, на чужой стороне, дознай, дознай, суженый!» И по лаю собаки определяли, стар или молод будет жених.
«Под окном слушали» — то есть пытались угадать свою судьбу по первым услышанным под чужим окном словам.
«Кормили счётным курицу зерном» — курице или петуху давалось точно сосчитанное число зерен. Склюёт все — девушка выйдет замуж в этом году. Если остались зёрна, то считали, через сколько лет будет замужество.
Так, напомню, собиралась гадать Наташа Ростова: «Да, Никита, сходи, пожалуйста... — "куда бы мне его послать?" — Да, сходи на дворню и принеси, пожалуйста, петуха; да, а ты, Миша, принеси овса».
И, наконец, «ярый воск топили» — лили в воду растопленный воск и по очертаниям извлечённой из воды фигуры пытались усмотреть предзнаменование.
Но все эти описания у Жуковского служат лишь своеобразной прелюдией к главному гаданию, о котором он расскажет нам и изрядно напугает. А пока поэт лишь упомянет, что
Молчалива и грустна
Милая Светлана (может быть, это именно она, такая грустная, сидит за столом на картине Маковского?).
И я думаю, что о самом её гадании мы вспомним уже в следующий раз. Ну, а если кто-то, прочитав статью, примет мои рассказы о гаданиях за руководство к действию, – я, ей-ей, не виновата!
************
Уважаемые читатели! Я иногда получаю замечания от вас вроде вот этого: «Про вдовство Солохи и Рождество 1774 уже писали в комментариях». Автор, видимо, укоряет меня, что повторяю чьи-то слова.
Объясняю (и очень надеюсь, что в последний раз). Простите, но нет моей вины в том, что кое-кто из комментаторов «бежит впереди паровоза» и пишет о том, что планировалось мной позднее. Поэтому, простите ещё раз, пишу, как намеревалась, не считаясь, писали или нет об этом комментаторы, тем более что не всегда и не все комментарии читаются.
И кстати, ещё об одном. Я уже много раз просила раньше времени не только не писать о чём-либо, но и не помещать иллюстрации: очень неприятно было, когда увидела в комментарии иллюстрацию с Вакулой и чёртом, уже помещённую мной в черновик следующей статьи, а комментатор ещё стал мне указывать, откуда другие картинки можно взять, хотя почему-то сам выбрал именно эту. Иллюстрация была очень хороша, и я много времени потратила, разыскивая что-то столь же выразительное. В подобных ситуациях как прикажете поступать? Поверьте, найти нужное не так-то просто.
Очень надеюсь на ваше понимание.
Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Уведомления о новых публикациях, вы можете получать, если активизируете "колокольчик" на моём канале
"Оглавление" по циклу здесь
Навигатор по всему каналу здесь