Металлгидридная гипотеза строения ядер планет позволяет по - новому взглянуть на геологическую историю наших соседей.
Меркурий. Его ядро аномально большое, по современным оценкам, составляет 3/4 всей массы и диаметра планеты. Конечно, никто не делал бурений и сейсмических измерений на планете, такие выводы сделали относительно диаметра, момента инерции планеты, высокой плотности и силы тяжести. В рамках гидридной гипотезы можно предположить, что ядро у него вполне обычного размера, но большую массу обеспечивает именно его плотность за счёт металлгидридов, а процессы дегазации и расширения на Меркурии так и не начались.
Что касается Венеры, то её диаметр почти совпадает с земным (95%) При этом масса составляет 81,5 % от массы Земли. Похоже, у Венеры не было стадии мегаимпакта, когда часть легкой верхней литосферы улетучилась в космос. Меньшая плотность и отсутствие магнитного поля указывают, что она завершает период геологической активности и большая часть гидридов в ядре уже разложилась. При этом геологические процессы шли намного активнее, чем на Земле, нашей планете до стадии тектонической смерти ещё далеко. О ранних стадиях эволюции Венеры мы почти не знаем, потому- что на этой планете древние геологические структуры перекрыты молодыми вулканическими породами, а из-за плотной облачности изучение ее поверхности очень затруднено. Тщательное изучение снимков поверхности Венеры позволило выделить 168 отдельных больших вулканов с диаметром более 100 км и 289 более мелких, а также 208 вулканических полей, по площади превышающих 50 тыс. км². Наиболее грандиозные вулканические поля площадью 0,2-1,6 млн км² занимают более одной десятой от площади всех венерианских равнин - преобладающей формы местного рельефа. Остальные 140 полей с меньшей площадью (около 100 тыс. км²) имеют особую радиальную структуру, в центре которой расположен большой вулкан или "корона" (крупное валообразное поднятие, окруженное трогом - рвом с плоской, иногда слегка выпуклой или вогнутой центральной частью). Большинство крупных лавовых полей связаны со структурами растяжения (рифтами, рифтоподобными структурами и т. п.) и сформировались, очевидно, в результате горизонтального растяжения литосферы. По подсчетам исследователей, на Венере и сейчас происходит до 42 извержений в год (Sulcanese, D., Mitri, G. Evidence of ongoing volcanic activity on Venus revealed by Magellan radar. Nat Astron (2024)
А вот маленький Марс с небольшим запасом металлгидридов быстро исчерпал свои возможности по расширению. Но следы некой активности на нём присутствуют. Это вулканы, крупная зона "вздутия" - плато Фарсида и неразвившиеся рифт долины Маринер. Для Марса наблюдается незначительное расширение и дегазация ядра, существование кое - каких водоёмов ещё несколько миллиардов лет назад. Но век процветания красной планеты был очень коротким. Ларин считал, что нынешняя небольшая тектоническая активность является следствием нагрева и распада карбонатов в недрах.
В итоге получаем несколько сценариев для развития каменисто - гидридных планет земного типа:
Меркурий, где распад металлгидридов так и не начался. Венера, пережившая относительно быстрый и бурный распад металлгидридов. Земля, относительно спокойно растущая, с относительно спокойной дегазацией ядра. Марс, имевший очень маленький запас металлгидридов и быстро израсходовавший свой ресурс. Но есть и ещё один сценарий - катастрофа Фаэтона, когда распад гидридов прошёл очень быстро, разнеся планету на мелкие кусочки.
В нашей планетарной системе нет тяжёлых металлгидридных планет. Но это сейчас. Другие планетарные системы мы наблюдаем на разных этапах развития и есть шанс встретить планеты, отвечающие металлгидридному сценарию.