Что будет, если «клуб неудачников» перенести из американского городка в советский, количество членов клуба сократить до трёх, а древнее зло перенести из канализации в лес? Получится роман «С ключом на шее».
Что за фрукт?
«С ключом на шее» (2021) — мистический триллер Карины Шаинян, действие которого разворачивается где-то на Сахалине, в родных краях писательницы (предположительно, в городе Оха). Яна, доцент кафедры этнографии, живущая теперь на «большой земле», получает весточку из прошлого. Она знает, что такое послание могли отправить только два человека, и знает, что ей придётся вернуться в родной городок, где она пережила столько страха и печали, чтобы разобраться с древним злом: когда-то в детстве Янка, Ольга и Филька спасли в лесу раненого парнишку, но довольно быстро поняли, что новый друг, которого они прозвали «голодный мальчик», опасен.
Мои впечатления
Меня заинтересовал этот роман, когда его упомянули в одном подкасте и сравнили с «Оно» Стивена Кинга. Судите сами, сколько общего в сюжетах:
- Группа детей борется с местным древним злом
- Группа детей борется не только со злым существом, но и с обычными жестокими людьми, в частности детьми
- У кого-то из детей жестокие родители
- Кто-то из детей любит читать об истории и культуре этой местности и благодаря этому узнаёт что-то, связанное со злым существом
- Герои вновь встречаются в том же месте спустя много лет, чтобы снова столкнуться со злом и добить его до конца
- Герои не очень-то рады воссоединению, потому что хотят строить свою жизнь, а не возвращаться к проблемам из детства, но понимают, что не могут просто закрыть на происходящее глаза
- Действие происходит в небольшом городе
В отличие от «Оно», ребят в этом произведении всего трое. И конечно, у мальчика будет симпатия к подруге, но это не выльется ни в какую любовную линию. Вообще, отношения между главными героями непростые. Я бы не назвала это просто дружбой. Поначалу, когда они познакомились в детском саду, — да. Но в ходе описанных событий они уже не то чтобы друзья, а какие-то заложники ситуации, из которой сложно выбраться. Их накрепко связал вместе большой секрет.
Очень важная особенность этой книги — постоянные временные скачки. Ощущение, как будто собираешь пазл по кусочкам. По этой причине оказалось неудачной идеей слушать её в аудиоформате, потому что не всегда было понятно, что началась другая временная линия, приходилось постоянно быть начеку и быстро соображать. Линия могла поменяться всего лишь на пару предложений, а потом снова вернуться к настоящему. В общем, если будете читать, читайте глазами. Наверняка в печатной версии эти переходы как-то выделяются. Хотя к самому чтецу претензий у меня нет, Людмила Шаулина озвучила книгу приятно.
Для меня остался один непонятный момент. То ли я из-за аудиоформата что-то упустила, то ли просто не поняла независимо от формата, то ли в книге это действительно не объясняется. Дело в том, что по сюжету проблем у детей целых две: помимо странного существа в человеческом обличии, с которым они знакомятся в лесу, в городе ещё орудует маньяк, убивающий детей. И ребята знают, кто это. Ну или по крайней мере думают, что знают. А вот откуда у них это знание, я не поняла. В этом заключается моя претензия, но я допускаю, что могла сама что-то упустить.
Сюжет не то чтобы держал меня в напряжении, но из-за того, что мы только в конце узнаём, чем именно закончилась история ребят в детстве, что они тогда сделали со Злом и как поступили с маньяком, мне было любопытно слушать всё дальше и дальше.
По поводу этого древнего зла, кстати, интересно. Тут проявляется влияние Японии на те территории, потому что это существо несколько раз называют «ёкай». Так в японской мифологии зовётся целая категория духов, но в произведении явно имеют в виду именно злого духа.
Интересным также для меня показалось название романа. Я этого раньше не знала, но оказывается, многих детей тех лет (а по сюжету это середина 80-х) называют «поколение с ключом на шее», потому что они часто росли без призора, то есть буквально проводили много времени на улице с друзьями, нося ключ на шее. В романе речь как раз про таких ребят. Домоседы бы в такую передрягу вообще не попали. Однако не могу сказать, что все герои были беспризорниками: у Фильки и Яны взрослые в семье были очень строгими. А вот у Ольги была только мама, которая много работала в больнице, так что девочка росла боевой и самостоятельной. О серьёзности этой девочки говорит уже то, что она даже в садике представлялась всем именно как «Ольга».
По поводу атмосферы могу сказать только одно — беспросветный мрак. В романе все кажутся несчастными. Разве что собаки, которые постоянно увязываются за Ольгой, никогда не унывают. У всех героев судьба сложилась не лучшим образом. У Яны в детстве умерла мама, мачеха терроризировала девочку, отец был либо равнодушным, либо с ремнём в руке. Взрослая Яна преподаёт в университете, но видно, что с обретением друзей или отношений у неё никак не сложилось, а студенты называют её «Вендига Александровна». (В каком-то отзыве я ещё наткнулась на мнение, что у Яны лёгкая степень аутизма, что вполне может быть, учитывая её поведение. Хотя возможно, что она просто забитый ребёнок.) У Ольги отношения с мамой в детстве были, пожалуй, самыми приятными из всей троицы, но жили они очень бедно, а уже взрослая героиня теперь также растит дочку одна, к тому же у неё на работе, тоже в больнице, каждый день новые поступления детей с непонятной болезнью. Непонятной остальным, но Ольга-то в курсе, откуда эта зараза берётся. Непонятно только, что с ней делать. От стресса женщина с головой ушла в религию. У Фильки жизнь, что в детстве, что потом, неразрывно связана с психиатрической лечебницей. Даже не знаю, нужно ли тут что-то ещё добавлять. А нет, знаю. Он тоже в детстве потерял отца, про которого говорят, что тот умер в тюрьме. В общем, жизнь у всех троих ребят — это бесконечная трагедия.
Поэтому для меня встреча главных героев с древним злом в лесу оказалась меньшим злом (простите за тавтологию) из всего, что автор изобразила. У детей в жизни и так было слишком много насилия, жестокости и печали, ещё и маньяк этот в городе завёлся. В какой-то момент даже кажется, что это древнее зло — их спасение от всего остального зла, бытового. Но нет, просто теперь это ещё одна проблема, с которой им придётся разбираться самостоятельно, потому что от взрослых помощи не дождёшься. Ну или придётся сначала вырасти самим, ведь по тому, что у нас есть временной пласт с уже взрослыми персонажами, понятно, что в детстве у ребят что-то пошло не плану.
Итог
Постоянные временные скачки — главная фишка этого романа, которая, с одной стороны, цепляет и придаёт истории главный интерес, а с другой стороны, делает книгу сложноватой для восприятия, особенно в некоторых эпизодах (если вы читали, то я, например, имею в виду сцену, в которой дядя Юра приходит домой к взрослой Ольге и её дочери и называет их другими именами).
Вам подойдёт эта книга, если вы любите неоднозначных персонажей, погружение в мрачную атмосферу и магический реализм (в небольших количествах). Но рекомендую эту книгу именно читать, а не слушать, а также будьте готовы к тому, что на протяжении всей истории вам практически негде будет радоваться. Но это реальная жизнь. У некоторых людей она, к сожалению, именно такая, даже если они никогда не встречали никаких «голодных мальчиков».
_________________
Возможно, вас также заинтересуют и другие мои публикации: