Создание Московско-Курской железной дороги началось в 1865 году.
Строительство осуществлялось местными крестьянами и солдатами штрафных частей. Большая часть работ выполнялась вручную.
Первая временная станция была построена в Заречье в Кузнечной слободе и была деревянной.
В 1867 году по построенной дороге в Тулу прибыл первый пассажирский поезд из Серпухова.
В августе 1868 пассажирские поезда отправились из Тулы в Орел. Вначале в сутки отправляли две пары поездов.
Окончательно станция расположилась за пределами города около села Мясново.
7 сентября 1868 года открылось ежедневное железнодорожное сообщение на всем протяжении Московско-Курской железной дороги, которая проходила по территории Московской, Тульской, Орловской, Курской, Рязанской губерний
Она связала центр России с юго-восточными районами страны. Курск стал узловой станцией, откуда поезда уже шли на юг, поэтому дорога получила название Московско-Курской, а тульский вокзал стал Курским, а не Московским.
Император Александр II лично контролировал строительство. В августе 1867 года он сам осмотрел мост и первые версты дороги от Серпухова до Тулы. 30 сентября 1868 г им было открыто движение по всей Московско-Курской железной дороге, При возвращении из Крыма он специальным поездом отправился из Курска в Москву.
Станции Тула был присвоен первый класс, что требовало построения кирпичного здания вокзала.
К 1868 году он был построен. Здание получило красивый фасад с высокими полуовальными окнами.
Для пассажиров в помещении вокзала были устроены буфет и ресторан, а также раздельные кассы для тех, кто едет 1 и 2 классом, и тех, кто отправляется в путь в третьем.
В 1869 - 1870 годах была проложена вторая колея .Через несколько лет была осуществлена реконструкция дороги с целью усиления земляного полотна и замены лёгких рельсов
Паровозное депо с поворотным кругом на 21 паровоз состояло из 27 локомотивов, в нём были ремонтные мастерские, здание которых сохранилось до сих пор.
Для ожидающих поезда на платформе возвели навесы и перрон для удобства посадки и высадки . В деревянном павильоне находилось багажное отделение.
Площадь, которая образовалась у здания, постепенно благоустраивалась. Она была приведена в порядок и заасфальтирована. Летом 1900 года по предложению начальника станции "Тула" Прокофьева был разбит сад со сценой для летнего театра и площадкой для фейерверков.
Отсюда начинался первый маршрут тульской конки, который связывал Курский вокзал с Киевской заставой, а с 1927 года –тульского трамвая. На фотографии строительство трамвайного тупика возле вокзала.
В 1913 году к основному зданию было пристроено новое.
В 1914-1916 годах в залах ожидания Курского вокзала работал военный госпиталь для солдат и офицеров, получивших ранения на фронтах Первой мировой войны.
11 июня 1916 года в составе команды санитаров, прибывших на станцию Тула, в Царскосельском имени Ее императорского величества военно-санитарном поезде за №143, в вагоне № 6 был рядовой Есенин Сергей Александрович. Известно, что «на станции Тула издается приказ №163 по поезду №143. Он обязывает всех служащих поезда к присутствию в 5 час. дня в вагоне-столовой на всенощной, а на следующий день в 6 час. 30 мин. утра – на Божественной литургии». Выход в город был запрещён, но на перрон и в вокзал выйти было можно.
На вокзале неоднократно бывал и выступал с пламенными речами М.И. Калинин.
Также он принял участие в работе агитационно-инструкторского поезда "Октябрьская революция", где на вокзале в октябре 1919 года обратился с речью к собравшимся, в память о чём была выпущена открытка «М. И. Калинин на митинге у агитпоезда „Октябрьская революция“ в Туле. 1919 г.» авторов П. Н. Горюнова, Н. Ф. Новикова и Б. Н. Безиковича
На нём в этот день выступал секретарь Тульского горкома комсомола Федоров.
Отсюда 24 июля 1921 года в последний свой рейс отправился аэровагон Абаковского, сошедший с рельсов под Серпуховым.
А в Великую Отечественную трамвайные рельсы проложили по перронам, и раненых сразу грузили в трамваи, чтобы отправить по госпиталям.
В июле 1945 года на Московском вокзале Тула встречала победителей.
В 1953-1956 годах здание вокзала, который уже имел к тому времени название Московского, было реконструировано по проекту Б.Д. Сергеева, К.И. Гурьева и Р.Г. Челнокова.
В своей старой части, построенной в 1868 году, вокзал получил мощный шестиколонный портик и новую отделку внутренних помещений.
Так выглядел внутренний интерьер Московского вокзала в 1960-х годах.
Пригородные кассы находились снаружи, электричек было много, а некоторые станции имели непривычные для нынешнего времени названия, так Свинская с 1964 года станет Приокской, а Паточная Плавском.
В главном его зале в верхней части стен были выполнены большие живописные картины на сюжеты героического труда и отдыха советских людей.
Сквер на площади Московского вокзала существовал до 1960-х годов. Он был украшен гипсовыми фигурами шахтера и пионеров. Летом на траве сквера и в тени его деревьев пассажиры ожидали поезда.
Одно время конечная остановка автобусов находилась перед зданием вокзала рядом со сквером
В 1960-70-е годы площадь Московского вокзала была ещё более расширена.
На ней было построено здание гостиницы «Москва».
На двух последних фотографиях как-будто выставка отечественного автопрома перед её центральным входом.
В 1970-х годах справа от главного здания вокзала было сооружено здание пригородных касс и багажного отделения, были сделаны также подземные переходы из здания вокзала на платформы первого и второго пути.
В 2004-2009 годах была проведена последняя большая реконструкция платформ, здания вокзала.
Вокзал был свидетелем многих встреч и событий, о чем свидетельствуют мемориальные доски на его здании.
На вокзале часто бывали Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, А.П. Чехов, Н.С. Лесков, П.И. Чайковский, С.И. Танеев.
9 мая 1887 года "на дебаркадере московско-курской дороги" туляки встречали представительную делегацию в составе Их Императорских Величеств Государя Императора Александра III и Государыни Императрицы Марии Федоровны с Их двумя Августейшими Сыновьями Государём Наследником Цесаревичем Николаем Александровичем и Великим Князем Георгием Александровичем.
На этом вокзале дважды был будущий вождь мирового пролетариата В. И. Ленин – по пути в Сибирскую ссылку в феврале 1897 года и по дороге обратно в 1900-м.
В 1904 году через Тулу проезжали русские моряки – герои «Варяга» во главе с его командиром В.Ф.Рудневым. Туляками была устроена им торжественная встреча и подарены сувениры: тульские гармони, пряники, охотничьи ружья, модель скоростной морской пушки.
26 августа 1909 года через Тулу проезжал император Николай II с императрицей Александрой Федоровной и детьми.
21 ноября 1914 года на вокзале начался третий визит (второй как императора) Николая II в Тулу.
16 февраля 1959 года в 13.30 поездом «Москва — Батуми» в Тулу прибыл Никита Сергеевич Хрущёв вместе с сопровождающими лицами.
17 января 1977 года на Московском вокзале руководство Тульской области встречало Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева.
Подписывайтесь на канал "О Туле с любовью" чтобы быть в курсе о выходе наших новых публикаций о славном Городе-Герое.