Схема концепции практической деятельности для христиански-ориентированных психологов – следующий отправной пункт. Практическая часть в направлении христиански-ориентированной психологии является особой составляющей. Вся деятельность сводится к трем основным концепциям – психологии, философии и христианству. Далее – к психотерапии, к экзистенциальной философии, а также к личному спасению – сотериологии. Переходя в русло практической деятельности, христиански-ориентированная психология может включать в себя логотерапию, аналитическую психологию, а также христианский экзистенциализм.
Схема взаимодействия клиентов и христиански-ориентированных психологов также носит ряд особенностей. В практической части христиански-ориентированной психологии предусматривается обязательное наличие духовных инструментов и практик в жизни консультирующего специалиста и его возможного клиента. Специалист в христиански-ориентированной психологии обращается к опыту церкви и психологии.
Также в христиански-ориентированной психологии появляется теория о возможности для клиента найти дополнительную опору – в Божественном Начале, претендующем на сопричастность в процессе воссоздания личности человека.
Логотерапия и аналитическая психология занимают в методе особое положение.
Логотерапия – частый компонент в христиански-ориентированной психологии. Людей всегда интересовали жизнь, смерть, вопросы смысла, вопросы свободы. Согласно воззрениям основателя логотерапии Виктора Франкла, психологическая помощь должна перерасти в экзистенциальный анализ и врачебное духовное наставничество. В христиански-ориентированной психологии все это обретает контекст в соответствии со Священным Писанием.
Христиански-ориентированная психология может также использовать часть инструментария школы аналитической психологии, так как сторонники данного направления рассматривают христианский миф как одну из концепций для работы с клиентом. То проживание того, что мы могли бы отнести к опыту богословия способно стать источником целительных сил, о чем в можно найти упоминания в трудах самого Юнга.
Какие выводы мы можем сделать о направлении христиански-ориентированной психологии?
Мироздание в процессе своего развития аккумулировало в себе все богатство христианства, работая над совершенствованием культуры. В настоящее время христиански-ориентированная психология берет на себя миссию по возвращению в общество все еще актуальных вопросов этики: нравственности и морали, делая ход через русло практической психологии.
Но что касается научной стороны христианско-ориентированной психологии, то, к сожалению, на данном этапе времени цельной структуры направления пока еще не создано. Нету централизованного института, четкого распределения ролей психологии и религии, отсутствует согласованность психологического и духовного знаний. Попытки систематизировать религиозный опыт и опыт психотерапии существуют и активно используются на практике.
Автор: Роман Можаров
Психолог, Семейный и кризисный
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru