Найти в Дзене
"Хомо люденс"

Почему «Три орешка для Золушки» была любимой в СССР кино-сказкой из Европы

«Для меня до сих пор секрет, почему у этой сказки был такой фантастический успех», – делился сыгравший Принца Павел Травничек в интервью спустя годы после съемок. В СССР показывали много фильмов, снятых в странах соц. лагеря. Если говорить непосредственно о детских кино, это были: Сколько их было – не перечесть. Но для большинства наших зрителей самой любимой сказкой из кино соц. стран до наших дней осталась «Три орешка для Золушки». Пересматривать ее интересно и приятно до сих пор – сказка не устарела даже на фоне прогрессирующего не по дням, а по часам Уолта Диснея с его «филиалами». Так почему чешско-немецкая кино-Золушка столь ярко выделялась среди прочих многочисленных фильмов и настолько обожаема нашими зрителями по сей день? Ведь Вацлав Ворличек снял ее в далеком 1973 г. И сами актеры, снимаясь, не ожидали такого успеха. Тому было как минимум пять причин. Имя Золушки не зря стало нарицательным. Так можно назвать героиню, которая из бедствующего положения вдруг попала в чудесную
Оглавление

«Для меня до сих пор секрет, почему у этой сказки был такой фантастический успех», – делился сыгравший Принца Павел Травничек в интервью спустя годы после съемок.

В СССР показывали много фильмов, снятых в странах соц. лагеря. Если говорить непосредственно о детских кино, это были:

  • и румынско-советские «Мама», «Мария Мирабела» и «Мария, Мирабела в Транзистории»;
  • и польские «Академия пана Кляксы», «Путешествия пана Кляксы» и «Пан Клякса в космосе», а также «Каникулы с привидениями», «Проделки близнецов», «Пан Самоходик и тамплиеры»;
  • и чешские «Приключения в каникулы», «Пан Тау», «Арабелла», «Златовласка», «Русалочка», «Осьминожки со второго этажа», «Мы все, обязательно посещающие школу»;
  • и восточно-германские «Золотой гусь», «Беляночка и Розочка»;
  • и венгерские «Праздник непослушания», «Время повзрослеть», «Котелок и нос картошкой»;
  • и еще многие, очень многие другие.

Сколько их было – не перечесть. Но для большинства наших зрителей самой любимой сказкой из кино соц. стран до наших дней осталась «Три орешка для Золушки».

В статье даны кадры из фильма  Ворличека «Три орешка для Золушки»
В статье даны кадры из фильма Ворличека «Три орешка для Золушки»

Пересматривать ее интересно и приятно до сих пор – сказка не устарела даже на фоне прогрессирующего не по дням, а по часам Уолта Диснея с его «филиалами».

Так почему чешско-немецкая кино-Золушка столь ярко выделялась среди прочих многочисленных фильмов и настолько обожаема нашими зрителями по сей день? Ведь Вацлав Ворличек снял ее в далеком 1973 г. И сами актеры, снимаясь, не ожидали такого успеха.

Тому было как минимум пять причин.

1. Обаятельный сюжет

Имя Золушки не зря стало нарицательным. Так можно назвать героиню, которая из бедствующего положения вдруг попала в чудесную сказку. Сюжет настолько универсальный, что коррелирует с любой историей, в том числе взрослой.

В данном случае сказка подходила любому возрасту:

  • дети находили в ней таинственное и веселое волшебство;
  • взрослые смотрели ее как мини-сериал, во всем сопереживая бедной, но достойной героине (невзирая на мелкие нестыковки и легкую наивность);
  • пожилые радовались очарованию юности, светло ностальгируя о собственной жизни.

Сама Либуше Шафранкова, сыгравшая главную роль, делилась после съемок: «Каждая девочка и девушка хочет найти в себе Золушку. Любая в душе – немножко Золушка».

Фильм получился добрым, милым, уютным и светлым, его просто невозможно было смотреть без улыбки.

Казалось бы, сюжет смотрелся простым. Золушка безропотно трудилась в поте лица в доме сварливой мачехи. Та хотела устроить себе жизнь, выдав дочку за Принца, но не вышло: за Принца вышла ее падчерица, случайно в лесу познакомившаяся с этим веселым юнцом. А помогли Золушке волшебные орешки, которые под каждую ситуацию давали ей наряд, подсказывавший – как надо поступать…

Любовь и романтика были показаны, так сказать, «без излишеств нехороших». И это придавало особого очарования чистоты.

К тому же, история была снята рядом с настоящими историческими рыцарскими замками и внутри них, что сделало историю невероятно атмосферной (особенно в годы, когда натурными съемками не слишком баловали, да еще и в соц. фильмах, имевших не самые большие бюджеты):

  • королевским дворцом стал немецкий охотничий замок Морицбург неподалеку от Дрездена;

  • домом мачехи выступил небольшой, но симпатичный и добротный готический чешский Швигов (Швихов) рядом с Пльзенем;
  • прекрасные зимние пейзажи, задорные скачки, охоту и т. д. снимали в местечке Шумава в западной части Чехии на границе с Баварией;
  • другие сцены снимали в Моравии, в пригороде чешского города Крнова (в том числе в церкви Рождества Пресвятой Богородицы), плюс в деревне Яворне вблизи города Клатови;
  • для финальной романтической сцены на лошадях приехали в деревню Есени.

Забавно, что по сценарию фильм планировался с чуть более стандартной концовкой – Золушка и Принц должны были просто ускакать вдаль. Но во время съемок лошадь под актером случайно провалилась в сугроб с головой, и Травничеку только и оставалось, что любоваться Шафранковой издалека.

Так благодаря неожиданности сюжет стал не только лиричным, но и мило-ироничным;

  • и проч.
«Двойная география» была связана с бюджетом.
Изначально чехи выписали фильму стандартные 1 млн марок на съемки. Режиссер подключил восточно-германскую сторону, и там добавили примерно столько же, но с условием: часть съемок будет проходить в Германии.
От этого фильм, безусловно, только выиграл.

Всё это очаровывало, создавало самые чудесные впечатления и надолго оставляло в памяти «привкус» волшебства.

2. Обаятельная Золушка

В отличие от других кино- и мульт-Золушек, эта чаровница имела особую улыбку.

Она улыбалась и очаровательно, и женственно, и изящно, и в то же время слегка иронично, словно бы все время над чем-то безобидно забавляясь.

Кстати, Шафранкова сыграла немало принцесс в разных фильмах – видимо, во многом на волне популярности Золушки:

  • в 1976 г. – принцессу Терезю в картине «О Терезке и Пани Мадам» и принцессу в «Русалочке»;
  • в 1978 г. – заглавную героиню в «Принце и Вечерней Звезде»;
  • в 1982 г. – принцессу Марушку в кино «Соль дороже злата»;
  • и др.

Но особую народную любовь получила именно очаровательная, смешливая Золушка, которая смогла противостоять мачехе и сама построила свою судьбу… с помощью случайно доставшегося ей волшебного артефакта.

Впрочем, такие вещи попадают в руки людям не просто так. Перефразируя нашего отечественного героя, можно сказать, что волшебные орешки ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалятся.

3. Обаятельный принц

Что греха таить: часто в сказках принцессы были самыми-самыми, а вот принцы слегка не дотягивали – выглядели немного искусственно, несолидно-юно и т. п.

Но в «Трех орешках для Золушки» Принц был весьма хорош во всех отношениях. Актеру удалось остаться в образе:

  • пoвecы, любившего развлекаться и не желавшего взрослеть, vs быстро решившего жениться от «нечаянно нагрянувшей, когда ее совсем не ждешь» настоящей любви;
  • лирического героя vs реального, неаморфного (каким, увы, смотрелся каждый второй принц в других сказках) юноши.

Кстати, сыгравший его Травничек впоследствии снялся как принц в паре с той же Шафранковой как принцессой в еще одной картине – «Третий принц». Как тут было зрителям не заподозрить романтические отношения между этими двумя красивыми актерами?

Травничек впоследствии делился в интервью, что во время съемок «Трех орешков для Золушки» они с Шафранковой убегали в лес и целовались…
Актриса же всегда акцентировала, что главным мужчиной ее жизни был муж.
-5

4. Обаятельная музыка

Композитору Карелу Свободе удалось передать очарование волшебства в музыке.

Она звучала счастливо, раздольно, радостно, безмятежно. Словно у тебя, дорогой зритель, именно у тебя впереди еще – целая жизнь, полная радости и любви.

Эффект дополнил популярный тогда эстрадный певец Карел Готт, которого называли золотым голосом Чехословакии. Он исполнил здесь симпатичную песню «А где твое гнездо, птичка?».

5. Обаятельная постановка даже в мелочах

Любопытно, что этот детский фильм о Золушке до сих пор интересен многим взрослым. Да и в советское время сказку вместе с детьми с удовольствием смотрели их родители.

И всё – благодаря тому, что в кино умудрились сделать чудесным буквально всё, от целого до тонких нюансов и незначительных (на первый взгляд) деталей.

Скажем, таинственности придавали волшебные орешки. Они попали к Золушке от конюха Винцеха за ее замечательный характер и доброту.

Между прочим, в отличие от варианта сказки братьев Гримм с феей-крестной, в варианте Шарля Перро Золушке доставался дар от умершей матушки: волшебный орешник на ее могиле.

Режиссер Ворличек же все печальные моменты заменил на жизнеутверждающий подарок живого поклонника.

Еще одна причина любви зрителей – веселые диалоги, которые вели герои фильма. Вспомним хотя бы милые перекидывания остротами Золушки и Принца:

«– Мы уже, кажется, где-то виделись?

– Поройся в памяти, может, припомнишь?»

«– Кто вы?

– Вы будете меня исповедовать или танцевать?»

Добавим также такой взрослый (в определенном смысле) момент, как переодевания Золушки. Она все время меняла наряды, причем радикально:

  • от ветхой одежды уборщицы до волшебных платьев для бала. Причем платья каждый раз были разными – тут уж надо отдать дань чудесным орехам… и костюмерам, которые в те годы умудрились сотворить настоящие чудеса;
  • от женственных нарядов, в которых она неизменно выглядела очаровательно (неважно – была это Золушка до бала или на балу), до охотничьих костюмов, в которых героиня притворялась звероловом.
Художник по костюмам Теодор Пиштек ориентировался на наряды героев картин эпохи Возрождения, а также картин Питера Брейгеля с зимними сюжетами.
Костюмы в сказке получились настолько замечательными, что после съемок их не выкинули, а передали в музей киностудии «Баррандов» рядом с Прагой. Там они и хранятся до сих пор, привлекая толпы туристов и время от времени выезжая на выставки в Чехии и Германии. :)

Пока одни телезрители жалели бедную девушку, вынужденную работать без продыху в доме собственного отца, и радовались, когда она находила счастье с Принцем…

…другие любовались переодеваниями прекрасной Шафранковой. Несомненно, она дала бы 100 очков многим звездам, которых публика признаёт самыми красивыми актрисами мира.

В целом это кино о Золушке стало любимым:

  • на Родине. Так, по опросам, до сих пор более 30% (а это около 1/3 части жителей) чехов смотрят эту сказку во время ее трансляции;
  • в других государствах. Например, вот уже более 50 (!) лет ее показывают на Рождество и под Новый год в Скандинавии, Германии, а также в нашей стране, где благодарные зрители обожают и Золушку, и Принца, и сказку в целом… и ту необъяснимую искру, которая делает фильм волшебным.

П. с. Друзья, а какие сказки, привозимые в СССР из других стран, нравились в детстве вам?

И на близкие темы читайте посты «10 причин, почему в СССР так любили фильм "4 танкиста и собака"», а также «9 анти-Золушек советского кино» и вот еще «Где снимали дворцы и замки в кино СССР и России». И отгадывайте тесты на знание фильмов по героям – принцам и принцессам. #кино #культура #сказки #СССР #Чехия #телевидение #знаменитости