Принцесса – это всегда прелестно, красиво и интересно. Правда, порой это курьезно. Хотя иногда и серьезно. А в каких-то случаях пикантно, комично и даже экзотично.
И это всё – о них, милых красотках.
Разумеется, когда мы говорим о принцессах, первым в памяти возникает классический образ чего-то этакого обаятельного, светлого, очаровательного…
...впрочем, иной раз имеющего некую остринку – ну вот наподобие главной героини из чешско-немецкого фильма Вацлава Ворличека «Три орешка для Золушки» 1973 г. В эту девушку, которая была не только красива, но и озорна, было влюблено все мужское поголовье телезрителей стран соц. лагеря, включая СССР.
Умела эта особа улыбаться этак забавно, словно то ли подтрунивала над кем-то, то ли вела ироничные разговоры сама с собою.
То есть образами а-ля Барби спектр не ограничен.
Так, в необычном и веселом мультфильме СССР Роберта Саакянца «В синем море, белой пене…» 1984 г. у хитрого, даже коварного морского царя и дочка имелась соответствующая. Ну, очень уж экзотичная была особа.
Причем она в кадре не просто присутствовала-красовалась, как делают большинство ее «коллег» по будущему трону, но активно помогала папочке заманить в сети главного героя: дескать, «оставайся, мальчик, с нами, будешь нашим королем!».
Или вот в советской сказке Бориса Рыцарева (заметьте, у режиссера даже фамилия была соответствующая) «Принцесса на горошине» 1976 г. было целых четыре принцессы, и все – разные:
Причем их и в самом сюжете нумеровали… вот такие были четко подсчитанные принцессы…
1) первая из них не ответила на чувства принца, вместо искренности выбрав искусственные безделушки;
2) вторая была втайне очарована… троллем, а потому с претендентами на свои руку и сердце не церемонилась. Вот они у нее и не задерживались;
3) третья, казалось бы, слыла и милой, и доброй, и умеющей ценить искренность. Она уже почти сделалась супругой принца, но вдруг откуда ни возьмись объявился Победитель, который ее похитил – и с концами;
4) четвертая была своего рода бонусом. Ну, этаким кешбэком от приключений принца, как сказали бы сегодня. Аки героиня Генриха Ибсена – своего Пер Гюнта, эта принцесса ждала принца дома.
Вот она-то в итоге и стала невестой, а затем женой нашего путешественника. Причем, говоря вновь нашим современным языком, протестировали ее с помощью… горошинки. Видите ли, ей плохо спалось на куче перин, потому что глубоко под ними была зарыта эта мелочь из семейства бобовых.
Во многом такое разноОбразие принцесс внутри одной сказки возникло с того, что режиссер снимал картину, отталкиваясь сразу от нескольких сюжетов Ханса Кристиана Андерсена.
Две принцессы были и в советском фильме Игоря Вознесенского «Кольца Альманзора» 1977 г., каждая тоже – со своим характером, но зато и с персональным именем, а не просто под номером:
1) Августа – не очень добрая;
2) Алели – не очень умная.
Да что там, дошло даже до того, что в 1990 г. Радомир Василевский снял фильм с неожиданным названием «Рок-н-ролл для принцесс». Там всё было на грани: принц увлекался здоровым образом жизни, а избранница у него была слишком уж необычная, если не сказать – странноватая («Взяла и мастерством, и волшебством, и, главное, любовью!»).
Много было в фильмах и мультфильмах и принцесс метафорических.
Так, в сказке Александра Роу «Морозко» 1965 г. Марфушенька-душенька проходила под грифом: «Принцесса? НЕТ, королевна!» Ну, то бишь это она только у своей матушки под этим грифом проходила. А остальные видели в Марфушке ту, кем она и была: конопатую, не очень вежливую девушку.
Или вот в 1997 г. Виллен Новак показал нам «Принцессу на бобах». Там герой, подчеркивая избранность возлюбленной, хотел сравнить ее с принцессой на горошине. Только вот самой горошины у него не оказалось – в наличии был лишь боб. Этакая вот постсоветская ирония.
Оно ясно, что принцесс было много и в фильмах других стран. Один только Уолт Дисней со своей студией сколько образов создал, причем как классических принцесс, так и уж очень современных.
К примеру, в сериале Саймона Мура «Десятое королевство» 2000 г. Вирджиния Льюис вообще была официанткой. И вдруг обнаружилось, что она – дочка самой настоящей Злой Королевы и внучка (вы не поверите) самой натуральной Белоснежки.
Словом, принцессы разные нужны, принцессы разные важны.
И настолько много их таких вот разных успело накопиться (за историю развития кино… и тем более за историю пересказа сказок…), что мы с вами сегодня, чтобы не запутаться, ограничимся фильмами и мультфильмами советскими. Тем более, что мы все их особенно любим, не правда ли?
П. с. Дорогие друзья, а какие принцессы (в прямом или переносном смысле) – ваши любимые героини?
Также в развитие темы читайте Дзен-статьи «Где снимали дворцы и замки в кино СССР и России», плюс «Тайна советской "Золушки": так где же состоялось свидание с Принцем».
И отвечайте на тесты о принцах и еще о королях, а также о балах в советских фильмах и мультфильмах.
#кино #телевидение #мультфильмы #психология #сказки #СССР