Найти тему
"Хомо люденс"

Где снимали дворцы и замки в кино СССР и России

Оглавление

Если большинство морских сцен в советском кино снималось у Чepного мopя, то с дворцами было сложнее. С одной стороны, их у нас гораздо больше, чем морей; с другой – их снимать сложнее (надо показать зАмок ближе, а потому сымитировать его, как море, в тазике не получится).

Как правило, было 3 следующих варианта решения.

1. «Дворцы и хижины» на декорациях

В кино-сказке «Золушка» дворец короля показывали главным образом изнутри, а снаружи мелькали малочисленные, но весьма привлекательные для зрителей ракурсы.

Причем это был тот вариант, когда колоризация фильма сыграла не самую позитивную роль. Да, после раскраски ленты картинка стала более четкой и яркой. Да, появились многочисленные цвета. Но в том числе стало видно, что мы имеем дело не с реальными зданиями, а с декорациями. Причем порой потрескавшимися.

И это не ляпы кино. Это просто отражение времени – не надо сравнивать:

  • современные возможности кинематографистов, владеющих различными сложными компьютерными программами,

и

  • ресурсы авторов фильма далекого 1947 г.

Может, и права была дочка оператора Евгения Шапиро, которая по поводу раскраски этого кино-шедевра сказала в интервью: «Если хотите цветную "Золушку", снимайте новую».

Декорациями были и дворцы:

  • сотворенные джинном для простого советского пионера Вольки в фильме «Хоттабыч»;
  • ставшие чертогами в «Снежной королеве»;
  • многие другие в фильмах, снятых ранее 1960-х гг.

2. Реальные зАмки

Для съемок «Д’Артаньяна и трех мушкетеров» пришлось ехать во вполне реальные исторические места:

  • в Свиржский замок. Здесь снимали как имение отца нашего гасконца, так и Бетюнский монастырь. Более того, тут же располагался кино-бастион крепости Ла-Рошель;
  • Хотинскую крепость. Кстати, эту же крепость задействовали для других советских фильмов: «Стрелы Робин Гуда», «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», «Черная стрела» и проч.

Но самым запоминаемым местом, где были показаны придворные интриги и Мерлезонский балет, конечно, выступило другое. И вы наверняка его узнАете, если успели попутешествовать по территориям бывшего Союза…

Кадр из советского фильма «Д’Артаньян и три мушкетера»
Кадр из советского фильма «Д’Артаньян и три мушкетера»

Вполне исторические здания попали также в кадры фильма о великом русском ученом «Михайло Ломоносов».

Так, сцены при дворе российской императрицы снимались в пригородах Петербурга. Фон для сюжетов из жизни главного героя за границей взяли в Тaллинне и ГДР. А неприступную крепость, где юного рекрута пpинyдительно учили coлдaтскому «ремеслу», снимали в Саксонской Швeйцapии в подлинной крепости Кенигштайн.

Для фильма «Гардемарины, вперед!» также задействовали вполне исторические здания:

  • императорский дворец снимали в самом настоящем музее – «Кусково»;
  • для показа северного дома, откуда де Брильи увозил Софью и Анастасию Ягужинскую, пришлось ехать на юг – в кpымcкий Массандровский дворец.

В сериале «Графиня де Монсоро» для сцен в аббатстве Святой Женевьевы задействовали замок Кршивоклат в Среднечeшском крае. Само здание показывали без особых «вкраплений» актеров конкретно на его фоне. Большинство сцен разыгрывалось в стенах зАмка… т. е. на киностудии.

Точно так же реальный замок Шомон показали в современной экранизации детектива Иоанны Хмелевской. Сам Шомон в кадр попадал вместе с титрами, а вот герои на его фоне не особо дефилировали. Их показывали внутри здания… то бишь, опять-таки, снимали на киностудии.

Кадр из российского фильма Игоря Масленникова
Кадр из российского фильма Игоря Масленникова

3. Реальные зАмки «с доработками»

Как уже сказано, чаще всего для фильма реальные дворцы снимали снаружи, а повороты сюжета и действия героев – внутри.

И чтобы снять внутри, необязательно было везти в другую местность (город или даже страну) всех, чтобы в кадр попало историческое здание.

Достаточно было имитировать помещения дворца на съемочной студии, а также слегка «доработать» с помощью декораций и ретуширования вид зАмка снаружи так, чтобы он больше подходил под конкретный сюжет.

Например, «Собаку на сене» снимали в кpымском Ливaдийском дворце и его парке, а «дорабатывали» на киностудии.

Правда, некоторые историки критикуют режиссера и художников за получившуюся в итоге «антиисторичность» декораций. Но откуда было в 1977 г. взять подлинную «историчность»?

Впрочем, как выразилась в книге «Из первых уст» Маргарита Терехова, сыгравшая в том фильме главную роль, «Ленфильм – это же великое место, где из ничего могут сделать всё».

П. с. Также читайте мои посты «4 забавных примера, как актеры приезжали на съемки фильма "по-быстрому" из другой местности» и еще «Что это были за 1-я и 2-я части Марлезонского балета в "Д’Артаньяне и трех мушкетерах"». Ну, и еще и Дзен-статью «"Поел на экю – погулял на мильён": и как это кардинал в XVII в. этак умудрился».

#кино #телевидение #знаменитости #культура #актеры #Россия #ссср