Если большинство морских сцен в советском кино снималось у Чepного мopя, то с дворцами было сложнее. С одной стороны, их у нас гораздо больше, чем морей; с другой – их снимать сложнее (надо показать зАмок ближе, а потому сымитировать его, как море, в тазике не получится).
Как правило, было 3 следующих варианта решения.
1. «Дворцы и хижины» на декорациях
В кино-сказке «Золушка» дворец короля показывали главным образом изнутри, а снаружи мелькали малочисленные, но весьма привлекательные для зрителей ракурсы.
Причем это был тот вариант, когда колоризация фильма сыграла не самую позитивную роль. Да, после раскраски ленты картинка стала более четкой и яркой. Да, появились многочисленные цвета. Но в том числе стало видно, что мы имеем дело не с реальными зданиями, а с декорациями. Причем порой потрескавшимися.
И это не ляпы кино. Это просто отражение времени – не надо сравнивать:
- современные возможности кинематографистов, владеющих различными сложными компьютерными программами,
и
- ресурсы авторов фильма далекого 1947 г.
Может, и права была дочка оператора Евгения Шапиро, которая по поводу раскраски этого кино-шедевра сказала в интервью: «Если хотите цветную "Золушку", снимайте новую».
Декорациями были и дворцы:
- сотворенные джинном для простого советского пионера Вольки в фильме «Хоттабыч»;
- ставшие чертогами в «Снежной королеве»;
- многие другие в фильмах, снятых ранее 1960-х гг.
2. Реальные зАмки
Для съемок «Д’Артаньяна и трех мушкетеров» пришлось ехать во вполне реальные исторические места:
- в Свиржский замок. Здесь снимали как имение отца нашего гасконца, так и Бетюнский монастырь. Более того, тут же располагался кино-бастион крепости Ла-Рошель;
- Хотинскую крепость. Кстати, эту же крепость задействовали для других советских фильмов: «Стрелы Робин Гуда», «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», «Черная стрела» и проч.
Но самым запоминаемым местом, где были показаны придворные интриги и Мерлезонский балет, конечно, выступило другое. И вы наверняка его узнАете, если успели попутешествовать по территориям бывшего Союза…
Вполне исторические здания попали также в кадры фильма о великом русском ученом «Михайло Ломоносов».
Так, сцены при дворе российской императрицы снимались в пригородах Петербурга. Фон для сюжетов из жизни главного героя за границей взяли в Тaллинне и ГДР. А неприступную крепость, где юного рекрута пpинyдительно учили coлдaтскому «ремеслу», снимали в Саксонской Швeйцapии в подлинной крепости Кенигштайн.
Для фильма «Гардемарины, вперед!» также задействовали вполне исторические здания:
- императорский дворец снимали в самом настоящем музее – «Кусково»;
- для показа северного дома, откуда де Брильи увозил Софью и Анастасию Ягужинскую, пришлось ехать на юг – в кpымcкий Массандровский дворец.
В сериале «Графиня де Монсоро» для сцен в аббатстве Святой Женевьевы задействовали замок Кршивоклат в Среднечeшском крае. Само здание показывали без особых «вкраплений» актеров конкретно на его фоне. Большинство сцен разыгрывалось в стенах зАмка… т. е. на киностудии.
Точно так же реальный замок Шомон показали в современной экранизации детектива Иоанны Хмелевской. Сам Шомон в кадр попадал вместе с титрами, а вот герои на его фоне не особо дефилировали. Их показывали внутри здания… то бишь, опять-таки, снимали на киностудии.
3. Реальные зАмки «с доработками»
Как уже сказано, чаще всего для фильма реальные дворцы снимали снаружи, а повороты сюжета и действия героев – внутри.
И чтобы снять внутри, необязательно было везти в другую местность (город или даже страну) всех, чтобы в кадр попало историческое здание.
Достаточно было имитировать помещения дворца на съемочной студии, а также слегка «доработать» с помощью декораций и ретуширования вид зАмка снаружи так, чтобы он больше подходил под конкретный сюжет.
Например, «Собаку на сене» снимали в кpымском Ливaдийском дворце и его парке, а «дорабатывали» на киностудии.
Правда, некоторые историки критикуют режиссера и художников за получившуюся в итоге «антиисторичность» декораций. Но откуда было в 1977 г. взять подлинную «историчность»?
Впрочем, как выразилась в книге «Из первых уст» Маргарита Терехова, сыгравшая в том фильме главную роль, «Ленфильм – это же великое место, где из ничего могут сделать всё».
П. с. Также читайте мои посты «4 забавных примера, как актеры приезжали на съемки фильма "по-быстрому" из другой местности» и еще «Что это были за 1-я и 2-я части Марлезонского балета в "Д’Артаньяне и трех мушкетерах"». Ну, и еще и Дзен-статью «"Поел на экю – погулял на мильён": и как это кардинал в XVII в. этак умудрился».
#кино #телевидение #знаменитости #культура #актеры #Россия #ссср