Рубрика "Стар Трек: космический уровень психологии общения". Выпуск 51. Сезон 2, серия 13 "Одержимость" ("Obsession").
Продолжение статьи. Начало – здесь.
Каким бы неприятным и горьким ни было чувство вины, люди не спешат с ним расстаться. Вина – одно из тех чувств, которые "подкармливаются" с руки, получают от человека подпитку, хотя самому человеку может казаться, что он просто ничего не может поделать с этим чувством.
По сути, здесь речь идет о том, чтобы увязнуть, застрять в роли "Жертвы". "Я ничего не могу с этим поделать!" – это как раз девиз таких людей. А с чего вы это взяли? Не знаю. А хотя бы пробовали что-то сделать? Нет... А зачем?! С этим же ничего поделать нельзя!
Всё же человек может сделать что-то, чтобы уменьшить неприятные переживания от чувства вины.
1. Как и любое другое чувство / эмоция, чувство вины подвластно человеку.
Мы не можем по желанию создавать эмоции и чувства, но мы можем ими управлять. Можем снижать или усиливать их интенсивность, частотность, значимость. Мы – редакторы своих чувств, и об этом полезно помнить.
Мичман Гаравик не потерял голову от своего чувства вины, а вот капитан Кирк был где-то на грани. Не случайно серия получила название "Одержимость" (хотя иногда переводят как "Наваждение").
2. Сферу эмоциональности уравновешивает сфера рациональности.
Олицетворением Рацио в "Стартреке" является мистер Спок. Впрочем, и доктор Маккой обычно отличается рассудительностью. Разум позволяет проанализировать факты, собрать и сопоставить данные, принять во внимание внешние факторы и т.д. Спок и Маккой примерно этим всю серию и занимались.
Рационально можно задать себе множество вопросов. Что было сделано? А позволяли имеющиеся навыки сделать лучше, быстрее? Каковы были шансы на успех? Была ли вина, причинил ли лично я своими действиями или бездействием вред, ущерб другим?
В эпизоде, например, акцент делается на то, что испугаться, испытать страх в определенной ситуации – вполне естественная, физиологически обусловленная реакция человека. Испугаться – нормально. От Кирка и Гаравика зависело, справятся они со страхом или нет, но от них не зависело, испытают ли они это.
– Это нормальная реакция, – говорит доктор Кирку. – Вы испугались. Вы задержались с выстрелом всего на две секунды.
– Если бы я не замешкался, то убил бы его.
Больше узнав о свойствах инопланетного существа, Кирк признал, что в него действительно нельзя было попасть, выстрелив даже вовремя.
Рациональность также может помочь разглядеть "магическое мышление", о котором говорили в первой части статьи, и "отключить" его, "включив" здравый смысл. На любое "если бы" стоит в ответ признать, что мы не знаем, что было бы если бы. Не знаем и не можем знать.
3. Уважать выбор других людей.
Несмотря на то, что основная миссия звездолета "Энтерпрайз" научно-исследовательская, Звездный Флот всё же силовая структура. Люди, которые приносят присягу, как правило понимают, с какими рисками сопряжена их служба, и это их выбор.
Так же, как взрослый дееспособный человек имет полное право сделать свой выбор, например, отказаться пойти к врачу, пройти обследование или сдать анализы. Винить себя, в случае чего, в том, что не настояли на визите к доктору, жестоко.
4. Чувство вины часто является следствием нарушенных личных границ и не выраженной агрессивности.
Во многих случаях с этим ничего уже поделать нельзя. Однако своего рода реконструкция границ, их осознание, может помочь справиться с неприятным чувством.
Например, капитан Кирк мог бы осознать, что он когда-то переступил грань и взял на себя то, что не являлось его ответственностью тогда, 11 лет назад. Но и в настоящем моменте капитан нарушил границы. Частично это выразилось через его проекции. Когда капитан осознал, что он проецирует на мичмана свои собственные переживания, ему стало легче посмотреть на происходящее более объективно. Он смог вернуть себе свою, а на Гаравика перестал агрессировать.
5. Не утешения, а обратная связь.
"Жертва" часто притягивает "Спасателя", который тут же начинает ее утешать. Психологической пользы в этом крайне мало. И если человеку хочется выбраться из деструктивной роли, полезно посмотреть, где заканчиваются утешения из вежливости или из страха негативных эмоций и начинается здоровая обратная связь.
Мичману Гаравику немного не повезло: его не только не утешали, но на него еще и спроецировали чужое чувство вины. По сути, дикие нападки капитана – тоже своего рода обратная связь, однако нужно понимать, что к чему, чтобы корректно ее истолковать. Человек, знакомый с психологией, в принципе мог разглядеть проекции.
Что касается самого капитана, то он добровольно предпочитал заниматься самобичеванием. Документально было зафиксировано, что к нему не было никаких претензий со стороны руководства. Более того, было отмечено, что "лейтенант Кирк хороший офицер, проявивший большую храбрость". Такую информацию желательно не игнорировать, а принимать к сведению.
6. Сочувствие отличается от жалости, оно про сопереживание, а не про признание ничтожности и никчемности
Когда человек впадает в роль "Жертвы", он рассчитывает на жалость и может даже ее вызывать. В конструктивном варианте жалость сменяется сочувствием. Посочувствовать можно самому себе. Например, "Треугольник сочувствия" Стивена Карпмана предполагает, что жертве можно выразить сочувствие примерно так:
"В этой ситуации я чувствую свою беспомощным. Я не прошу о помощи и верю, что никто не может мне помочь. И хотя меня никто не обвиняет, я делаю это сам. Я виню себя в том, что произошло и ничего не могу изменить. Из-за этого я веду себя агрессивно, но на самом деле я так делаю потому, что чувствую бессилие. Мне очень жаль".
Психологическая роль "Преследователя" жаждет не сочувствия, а извинений. Их можно как дать другим, так и получить в свой адрес. В случае капитана Кирка вполне бы подошла классическая формулировка:
"Я прошу прощения за то, что кричу, когда не знаю, как поступить иначе. Я знаю, как мой крик влияет на других и что я их пугаю, когда ору и командую, проявляя не самые лучшие качества".
7. Не избавляться от эмоции, а дать ей место.
Чувство вины субъективно переживается неприятно, из-за чего мало кому нравится это чувство (а, может, и никому оно не нравится). Но любая эмоция, будучи сигналом, хочет, чтобы ее услышали, заметили, признали. Иногда полезно сказать себе: "Да, я чувствую себя виноватым перед кем-то. И мне с этим жить". Со временем такой подход приводит к тому, что чувство вины начинает беспокоить эпизодически и проходит быстро.
В фильме капитан уничтожил опасное существо. В реальности же редко удается исправить непоправимое, наверстать упущенное, вернуть безвозвратное. Поэтому "реванш" я бы не считала способом преодоления чувства вины.