Людей посмотреть, себя показать — примерно так можно описать современное собеседование. При этом обе части крайне важны: чтобы нанять того самого человека в свою команду, мало отыскать правильно кандидата — необходимо грамотно "продать" вакансию, заинтересовать потенциального сотрудника. Как нанимающему менеджеру подготовиться, на что обратить внимание и найти "того самого" — читайте в нашей статье.
Как подготовиться к интервью
1. Составьте список требований
Перед интервью необходимо составить примерный портрет сотрудника, которого вы ищите в команду. Какое у него должно быть образование? Какой опыт? Что конкретно он должен уметь?
Также уделите внимание возможным личным качествам будущего сотрудника. Какой человек сможет прижиться в вашей команде? Может быть, он должен быть настойчивым, иначе его идеи никто не будет воспринимать всерьез? Или он должен уметь мягко выходить из конфликтных ситуаций?
Все сформулированные критерии распишите по отдельным пунктам.
2. Расставьте приоритеты
После того, как вы составите список, выделите критически важные пункты. То, без чего кандидат не сможет успешно выполнять свою работу. Вы также сразу можете подумать, по каким требованиям готовы идти на компромисс.
3. Сформулируйте универсальные вопросы
Пройдитесь по списку еще раз и сформулируйте к нему вопросы так, чтобы они позволили сделать вывод, соответствует кандидат необходимым критериям или нет. Вопросы должны быть открытыми, требующими развернутого ответа. Это позволит лучше понять опыт и качества кандидата.
Совет: Распечатайте список вопросов и возьмите с собой на интервью, в процессе делайте заметки, чтобы ничего не забыть.
В итоге после общения со всеми кандидатами вы сможете сравнить их более объективно по единым критериям и принять взвешенное решение.
4. Изучите резюме заранее
Внимательно прочитайте резюме кандидата до собеседования. Возможно какие-то пункты вызовут у вас дополнительные вопросы. Или вы сразу поймете, что соискатель вам не подходит и тратить время на интервью смысла нет.
На что обратить внимание на интервью?
Если вкратце — то на все. Но давайте разберемся.
- Внешний вид
Одежда, поведение кандидата могут многое о нем рассказать. Например, в резюме человек пишет, что аккуратен и очень внимателен к деталям, а на его рубашке пятно и не хватает пуговицы. Или он пришел к вам на собеседование в неуместной для ситуации одежде (в крупный банк в шортах, в костюме-тройке в IT-стартап). Или очевидно, что человек сильно нервничает, суетится. Тогда о какой стрессоустойчивости он говорит в резюме?
- Личные качества
Кстати, о стрессоустойчивости. Многие пишут в резюме набор стандартных фраз. Вы можете попросить привести пример ситуации на работе, когда соискатель проявил стрессоустойчивость. Или что он понимает под словом "коммуникабельный" и как конкретно ему это в работе помогает.
- Профессиональный опыт и мотивация
Вам будет полезно узнать не только, какие задачи кандидат выполнял на предыдущем месте, но и почему его выбрал. Так вы сможете сделать вывод о том, насколько человек амбициозен, что ему важно в работе.
- Конкретные результаты
Спросите кандидата о его главных результатах и достижениях в работе. Так вы поймете, как сам человек себя оценивает с профессиональной точки зрения.
- Вопросы кандидата
Важно также обратить внимание, какие вопросы задает кандидат. Среди них, возможно, найдутся "красные флаги". Например, он уточняет очевидную информацию о компании, которую ему стоило найти самостоятельно в интернете до собеседования. Подробно о вопросах, которые не стоит задавать на интервью, мы рассказывали здесь. Этот список будет полезно изучить и нанимающему менеджеру.
Что такое интервью по компетенциям и как его провести
Чтобы принять взвешенное решение и нанять человека, действительно обладающего необходимыми навыками, можно провести интервью по компетенциям.
Это такой метод оценки кандидатов, который фокусируется на оценке конкретных навыков, знаний и качеств. Сперва необходимо составить список компетенций, которыми должен обладать кандидат. Затем сформулировать, как именно эти компетенции специалист должен проявлять.
К каждой компетенции необходимо придумать вопросы, которые помогут выявить, как человек проявляет эти качества в реальной жизни. А также систему оценки ответов.
Подробно об интервью по компетенциям мы писали тут.
Как рассказывать о вакансии так, чтобы «продать ее» кандидату
А вот тут начинается самое интересное. Помните: не только кандидат проходит собеседовании — вас и ваше предложение также оценивают. И от того, как вы подадите вакансию, какие условия предложите, зависит, согласится ценный специалист на работу или нет. Какой совет мы здесь можем дать? Задайте вопросы первым и внимательно выслушайте кандидата.
Так вы выясните, что именно важно человеку в работе, каких ценностей и взглядов он придерживается. Таким образом, рассказ о команде о вакантной должности вы сможете построить, исходя из интересов собеседника. Например, кандидат очень амбициозен, самое важное для него — возможность роста в компании. Уделите внимание рассказу о карьерных перспективах, о развитии сотрудников внутри команды.
Также вы всегда можете доверить подбор сотрудников и проведение интервью нам: мы вместе составим портрет идеального кандидата и отыщем его как детективы по фотороботу.
Как давать обратную связь рекрутеру
Во-первых, чем быстрее, тем лучше. Чем оперативнее вы дадите обратную связь, тем больше шансов, что подходящий специалист не успеет найти другую работу.
Во-вторых, постарайтесь дать максимально развернутую объективную оценку. Какие вы отметили сильные стороны, какие слабые. Так рекрутеру станет понятнее, каких сотрудников вы ищите в команду, он сможет эффективнее проводить первичный отбор резюме.
В-третьих, обсудите потенциал кандидата, возможно его стоит рассмотреть на другие должности в компании.