Если вам недостаточно почерпнутых в интернете рун о том, "как сделать фотографии выразительными и получить от зрителя отклик, который вы ожидали", стоит найти ответы на вопросы, которые вы стыдились задать... ─ Автор
Вступление
Фотография – один из способов передать идею с помощью визуального образа. Способ далеко не единственный, есть еще живопись и скульптура... можно вспомнить и другие человеческие занятия, но в этой статье речь пойдет только о Фотографии.
Идея, переданная с помощью выразительных средств и фотопроцесса, может вызвать у зрителя эмоциональную реакцию... конечно, если человек с камерой, действительно фотограф.
Понимая принципы восприятия, можно предполагать, насколько ярко и эмоционально зритель отреагирует на идеи, переданные фотографом... и отреагирует ли вообще. А следовательно, можно пытаться управлять восприятием и эта задача уже намного сложней!
Если вы уже познакомились со статьями "Эффектные фотографии. Несколько важных моментов для начинающих" и "О построении кадра в Фотографии", поговорим о том, как используя определенные принципы и психологические закономерности, эффективно выразить идею и вызвать ожидаемый эмоциональный отклик.
Дальше будем говорить о том, как, используя выразительные средства и законы восприятия, передать идею и получить ожидаемый эмоциональный отклик.
Текст статьи можно условно разделить на две части:
- Знакомство с некоторыми особенностями оценки окружающего мира через призму гештальт-психологии, науки, исследующей механизмы восприятия, и принципы реконструкции пространства из изображения на плоскости. Также разберемся как именно в нашем сознании формируется иллюзия трехмерного пространства, изображенного на фотоснимке.
- Во второй части, мы будем анализировать известные и неизвестные фотографии, используя информацию знания, полученные в первой части статьи.
Наша задача заключается в том, чтобы научиться манипулировать реакцией зрителя, чтобы максимально точно и ярко донести идею автора.
В данном случае слово "манипулировать" означает формирование визуального образа в сознании, соответствующего замыслу фотографа, в этом нет негативного оттенка.
Физиология зрения
Технически процесс восприятия окружающего мира человеческим зрением, можно описать следующим образом: отраженный от окружающих объектов свет проходит через отверстие зрачка, роговицу и хрусталик глаза, которые фокусируют изображение на сетчатке.
На сетчатке расположены фоторецепторы, преобразующие свет в электрофизиологические сигналы. Эти сигналы передаются через зрительный нерв в мозг, где происходит их первичная обработка. Мозг интерпретирует полученные данные: выделяет контуры, распознанает цвет, форму и относительный размер объектов. И это только начало процесса восприятия!
Исследования показывают, что визуальное восприятие – это сложный когнитивный процесс, в котором есть несколько стадий обработки информации: от первичного сбора данных на сетчатке до формирования целостного образа в зрительной коре головного мозга.
Важно отметить, что мозг не просто регистрирует изображение с помощью доступных ему органов чувств, как это показано на изображении вверху, но и активно реконструирует его, опираясь на предыдущий опыт.
Реконструкция изображения на плоскости в иллюзию объёмного пространства
Как сказано выше, на 1 шаге изображение формируется на сетчатке глаза и передается через зрительный нерв в мозг, где начинается процесс восприятия... или лучше сказать "продолжается процесс восприятия".
Восприятие изображения мозг начинает с первичной организации визуальной информации, принципы которой, лучше всего описывает гештальт-психология. На этом этапе мозг группирует элементы, составляющие изображение, в понятные для него структуры ─ это 2 шаг.
3 шагом становится реконструкция пространственного объема: используя «глубинные маркёры», мозг создаёт иллюзию объёмного пространства, "восстанавливая" его из плоского изображения.
И наконец, 4 шаг: на основании собранной мозгом информации, в сознании создается визуальный образ.
Эти четыре шага повторяются все время, пока зритель концентрирует свое внимание на изображении.
Приведу в качестве примера фотографию А.Битесниха, для зрителя имеющего определенный культурный бэкграунд, это художественое произведение, он отметит, что красивая обнаженная женщина, своей позой выражает раздумье, неуверенность, напряжение, узкий длинный коридор, в котором она находится, давит на нее, заставляя сделать выбор, темные прямогульники на полу коридора задают ритм, в который героиня не вписывается... одним словом, весьма драматичная история, о которой рассказывает автор.
Если зритель не понимает язык фотографа и у него "скромный уровень эстетического восприятия", то скорей всего он увидит только красивую голую женщину, сравнит ее со своими представлениями о женской привлекательности и выдаст соответствующее мнение... именно это я имел в виду, говоря о "культурном бэкграунде зрителя".
Гештальт-психология и ее принципы
Гештальт-психология – это направление в психологии, которое изучает, как человеческий мозг объединяет отдельные фрагменты в цельные, насыщенные смыслом образы. Эти образы не просто сумма точек и линий — они обретают новую, «синергетическую» сущность. Выявляя элементарные визуальные конструкции и их взаимодействие, гештальт-принципы помогают объединить их в единую структуру.
Не пугайтесь, мы не будем изучать основы этой науки, а лишь воспользуемся выводами, которые уже сформулированы.
Например, если на снимке изображена стая птиц, мозг, определяя каждую птицу как серого журавля и понимая, что стая по форме похожа на треугольник, делает вывод, что это "журавлинный клин". И зрителю с определенным культурным бэкграундом вспоминается строка поэта Р.Гамзатова
"Летит, летит по небу клин усталый —
Летит в тумане на исходе дня..."
─ так работают гештальт-принципы, объединяя элементы в общую идею.
Для нас важно знать, что существует несколько довольно простых принципов, описывающих процесс восприятия окружающего мира...
Главный принцип гештальт-психологии для фотографии гласит: “Целое больше суммы его частей”.
Синергический эффект массово используется в маркетинге для стимулировании продаж: "Купите два предмета и получите третий в подарок!" ─ конечно, вам знаком подобный прием.
Вернемся к нашей теме...
Представьте фотографию, на которой несколько похожих объектов расположены рядом – зритель интуитивно объединяет их в группу. Гештальт-принципы активно используются художниками и дизайнерами для создания композиционно сбалансированных и эмоционально насыщенных образов, с помощью которых можно управлять процессом восприятия.
Рисунки вверху, иллюстрируют двойственность восприятия согласно гештальт-принципам, а фотография Э.Эрвитта, ниже, позволяет оценить использование фотографом сразу нескольких принципов: простоты, близости и сходства.
Гештальт-психология считает, что мозг, формируя образ, опирается на несколько важных и очевидных принципов:
Принцип простоты (Law of Prägnanz)
Принцип простоты утверждает, что наш мозг стремится воспринимать сложные или неоднозначные визуальные образы в их наиболее простой, упорядоченной и симметричной форме. Даже при наличии неоднозначной или неполной информации, восприятие стремится к упрощению, формируя целостные и понятные структуры.
Примером может служить изображение, где сложная сцена упрощается до основных форм и линий, позволяя зрителю легко интерпретировать и запомнить изображение.
Дерево на снежном белом фоне с малозаметной текстурой, нет никаких других объектов, взгляд сразу концентрируется на главном.
Совершенно минималистичная композиция состоит из двух элементов ─ неба и моря, разделенных линией горизонта.
Одинокое дерево на светлом фоне и извилистый ручей вместе образуют выразительную композицию: чёткий контур дерева и сильный тональный контраст делают эту сцену мощным центром внимания.
Люди, помещенные в прямоугольники, высвеченные солнечными лучами, демонстрируют разобщенность.
Светотеневой рисунок выделяет несколько довольно простых сцен, в каждой из которых развивается собственная история. В совокупности, каждая из них является частью общей идеи: отличный пример *синегического эффекта*, о котором мы говорили!
В данном случае, любые объяснения излишни, всякому человеку понятна идея этой работы... не скажу, что впервые встречаю фотографию на тему "Связь поколений", но должен сказать, что всегда чувствую волнение... как всякий человек, минимально наделенный эмпатией.
Убрав лишние детали, фотограф производит шаг в сторону выразительности и глубины восприятия работы, делая композицию более понятной и эмоционально сильной.
Принцип Простоты ─ основа минималистичного подхода в Фотографии.
Закон близости (Law of Proximity)
Закон близости, согласно которому элементы, расположенные близко друг к другу, воспринимаются как связанные между собой и образуют группы. Это позволяет сознанию упрощать и структурировать визуальную информацию, объединяя близко расположенные объекты в целостные образы.
Самым распространеным использованием Закона Близости, можно считать любительские снимки из серии "солнышко на ладони" ─ сколько миллиардов подобных сюжетов хранит всемирная сеть.
Конечно, это не значит, что Закон Близости ─ удел дилетантов, напротив, многие мастера фотографии используют этот принцип в своих работах!
Стая птиц образует определенную форму, которая воспринимается как единый объект.
Простой ряд маффинов на подносе, где один стоит немного отдельно, что мгновенно выделяет его благодаря удалению от основной группы. Это история о том, как следование принципам гештальта могут "сделать" фотографию, казалось бы, из ничего.
В снимке Дж.Роуза элементами, связывающими людей в группу, являются подвешенные на цепях кольца. Так фотограф реализовал принцип *Близости* в своей весьма ироничной работе.
Фотографы группируют элементы, располагая их близко друг к другу, чтобы: усилить визуальную связь, снизить визуальный шум и создать баланс и симметрию.
Закон сходства (Law of Similarity)
Закон сходства, говорит о том, что обладающие схожими визуальными характеристиками (цвет, форма, размер, текстура, направление), воспринимаются как связанные между собой и образуют группы. Сходство — мощный инструмент для создания визуально привлекательных и легко читаемых изображений.
Фотографы часто применяют принцип сходства, чтобы объединить элементы композиции в единое визуальное целое и направить внимание зрителя на их взаимосвязь.
Три девушки, приблизительно равные по росту и конституции, их прически похожи так же как их силуэты ─ типичный случай использования Схожести для объединения объектов в группу.
Закон сходства используется для создания гармоничных и структурированных композиций: усиления визуальных связей, снижения визуального шума и создания баланса и симметрии.
Закон замыкания (Law of Closure)
Закон замыкания — описывает способность мозга «достраивать» неполные визуальные образы до целостных форм. Даже если объект изображён фрагментарно он автоматически заполняет недостающие элементы, формируя завершённую картину.
В фотографии А.Картье-Брессона, мужчина прыгнул через лужу, его силуэт почти сливается с тёмным фоном. Однако «чистое» отражение в воде создаёт завершённый образ прыжка: мозг автоматически заполняет недостающие детали, используя для этого отражение.
Пара обменивается поцелуями в автомобиле, рама зеркала обрезает часть фигур, но зритель интуитивно завершает силуэты, воссоздавая интимность момента.
Фигуры пассажиров частично скрыты рамами окон, мозг «достраивает» контуры, создавая ощущение целостности.
Именно этот механизм вовлекает зрителя в «додумывание» сцены, добавляя эмоциональную глубину и делая фотографию интересней.
- Закон замыкания, используется чтобы создать интригу в сюжете, упростить композицию и акцентировать внимание.
Закон непрерывности (Continuity Low)
Закон непрерывности — принцип, согласно которому наш мозг стремится воспринимать линии и формы как непрерывные и плавные, даже если они прерываются или частично скрыты. Это позволяет объединять разрозненные элементы в единое целое, создавая ощущение целостности.
Диагональ дороги, пересекающиеся фигуры людей и их тени формируют непрерывную траекторию, втягивая зрителя в движение группы.
Ряды арок и книжных стеллажей создают ритмичные изгибы, которые ведут взгляд все дальше вглубь просторного интерьера.
Закон непрерывности помогает направлять взгляд зрителя, создавая визуальные пути и связи между элементами кадра. Это создает ощущение глубины и вовлекает зрителя в изображение.
Закон симметрии (Symmetry)
Symmetry — принцип, согласно которому симметричные элементы воспринимаются как единая группа, образуя устойчивую и гармоничную структуру.
Симметрия уменьшает когнитивную нагрузку и ускоряет распознавание объектов.
Черно‑белая фотография зелёного перца, помещённого в перевёрнутый металлический воронок, формирует почти идеальную симметрию: изгибы перца и окружность воронки балансируют друг друга по оси кадра.
Снимок помещения музея с центрально расположенным полотном и равномерно расставленными фигурами посетителей воплощает симметрию архитектуры и экспозиции.
Принцип симметрии является мощным инструментом, позволяя создавать визуально привлекательные и гармоничные композиции, которые легко воспринимаются зрителем.
Закон общей судьбы (Law of Common Fate)
Закон общей судьбы гласит, что элементы, движущиеся или ориентированные в одном направлении, воспринимаются как единый объект или «поток».
Закон позволяет объединять множество отдельных объектов в динамичные визуальные «потоки», будь то сотни птиц, движущихся синхронно, или марш военного оркестра. Принцип common fate создаёт ощущение единства и упорядоченности.
Фотограф "поймал" рой скворцов, сложившийся в форме огромной птицы над озером. Тысячи пернатых, летящих в одном направлении, воспринимаются как единое целое, создавая впечатляющий силуэт.
Шесть истребителей выстраиваются в плотную «ромбическую» формацию и летят вместе, при этом группа выглядит, как единый летящий объект.
Принцип общей области (Law of Common Region)
Закон общей области согласно которому элементы, находящиеся внутри одной визуально ограниченной области (например, рамки, окна, арки), воспринимаются как связанные между собой, даже если они различаются по форме, цвету или находятся на значительном расстоянии друг от друга.
Стремясь поймать «решающий момент», Картье‑Брессон выстроил кадр так, что велосипедист появляется внутри изогнутой лестницы — естественной «рамки», направляющей взгляд к движению.
Фасад с панорамными окнами формирует чёткую «рамку», внутри которой домашний интерьер становится законченным визуальным блоком.
Чёткая граница создаёт общую область, внутри которой, зритель воспринимает элементы как единое целое.
Этот принцип часто реализуется через приём «рамка внутри кадра», где архитектурные элементы, такие как арки, окна или дверные проёмы, создают естественные границы, объединяющие объекты внутри.
Принцип Фигура-фон (Figure–Ground Relationship)
Принцип фигуры и фона, показывает, как наше восприятие организует визуальное поле, разделяя его на «фигуру» (объект внимания) и «фон» (контекст или окружающая среда вокруг). Этот процесс происходит автоматически и помогает сосредоточиться на важной информации, игнорируя второстепенные детали.
Зелёные глаза девушки резко сочетаются с размытым фоном и контрастируя оттенком накидки, мгновенно фокусируют внимание на лице.
Силуэты детей на светлом фоне обеспечивают легкую, естественную "читаемость" и эмоциональную простоту кадра.
Принцип «фигура–фон» проявляется через резкий контраст, чёткие силуэты и минималистские фоны, это позволяет мозгу легко выделить главные объекты.
Восприятие объёма и пространства
Изображение способно вызвать у зрителя ощущение объёма, несмотря на то, что реальная глубина в нем отсутствует. Это возможно за счёт визуальных маркеров, которые заставляют мозг реконструировать трёхмерное представление о пространстве из плоской проекции.
Ключевые элементы, создающие иллюзию объёма
В создании объема основную роль играют те же самые элементы, которые образуют изображение.
Вспомним о каких выразительных средствах идет речь:
Линейная перспектива. Объекты, находящиеся ближе к зрителю, имеют больший размер, чем те, что расположены дальше. Этот естественный закон помогает мозгу создать конструкцию пространства, где размеры и пропорции объектов говорят об их удалённости. Как следствие, параллельные линии, такие как края дороги или архитектурные элементы, сходятся в максимально удаленной точке, которую принято называть "*точкой схода*".
Светотень (Тональная перспектива). Плавные переходы между светлыми и темными участками изображения подчёркивают рельеф и форму объектов. Тени и блики создают впечатление, что объекты имеют рельеф, а не являются просто закрашенными участками картинной плоскости. Правильное использование света позволяет выделить выпуклости, углубления и изгибы, придавая изображению дополнительный объём. При этом, более темные, по тону, объекты выглядят расположенными ближе к зрителю, чем светлые.
Дымка (Атмосферная перспектива). Когда глубина картинного пространства значительна, объекты, удаленные от зрителя, могут быть несколько размыты, так происходит из-за неидеальной прозрачности земной атмосферы.
Оттенки цвета (Перспектива цвета). Объекты, имеющие холодные цвета, выглядят более удаленными от зрителя, чем объекты, окрашенные в теплые цвета.
Перекрытие. Когда один объект частично закрывает другой, мы автоматически воспринимаем его как находящийся ближе. Это помогает упорядочить конструкцию изображенного пространства и структурировать его: сразу однозначно определяется порядок расположения объектов в пространстве.
Тональные градации
Переходы между светом и тенью
Тональные переходы между светом и тенью – это один из визуальных сигналов, помогающих мозгу «восстановить» объёмное изображение из плоского.
Когда яркость изменяется постепенно, мозг воспринимает эти изменения как указание на то, насколько сильно искривлена поверхность и каков характер этого изгиба.
Если градиент отсутствует и имеет место резкий переход от света к тени, мы говорим о контурах и ребрах. В общем случае, резкие светотеневые переходы формируют в изображении линии.
Влияние контраста на акценты в изображении
Контраст между тональными областями способствует выделению сюжетнозначимых элементов композиции. Высокий контраст акцентирует внимание на ключевых деталях, управляя восприятием.
В то же время, умеренный контраст может использоваться для создания плавных переходов, поддерживая общий баланс и гармонию.
Признаки, которые информируют мозг о присутствии объема (глубины), принято называть "глубинными маркерами" или "маркерами объема".
Гештальт-принципы и маркеры объема
Разберемся с тем, как принципы гештальт-психологии совместно с глубинными маркерами создают ощущение глубины пространства в изображении.
Гештальт-принципы описывают, как мозг группирует похожие элементы и упрощает сложные конструкции для формирования целостных образов. Среди них, именно фигура–фон задаёт первичное разделение сцены на «объект» и «фон».
На этой основе срабатывают «глубинные маркеры» — линейная перспектива, светотень, перекрытие и другие, которые позволяют мозгу реконструировать глубину.
Такое взаимодействие дает возможность строить полноценную пространственную модель окружающего мира, пусть и иллюзорную.
Можно выделить несколько типичных примеров взаимодействия гештальт-принципов с глубинными маркерами:
- Сегментация фигур–фона и взаимное перекрытие. Разделение на «фигуру» и «фон» помогает правильно отнести перекрывшиеся объекты к разным планам.
- Замыкание и восстановление светотени. Когда контуры неполны, принцип замыкания сочетается с «shape-from-shading» (форма из тени) для реконструкции поверхности.
- Непрерывность линий и перспектива. Следование глазами по непрерывным контурам усиливает действие линейной перспективы.
- Группировка текстуры (близость, сходство) Однородные участки текстуры помогают применить текстурную перспективу к целым поверхностям.
- Движение и общая судьба Скоординированное движение элементов поддерживает кинетический эффект глубины.
Линии, формы и их значение для композиции
Разберемся, как направляющие линии помогают управлять взглядом, акцентируя внимание на ключевых элементах изображения.
Направляющие линии и взгляд
Линии имеют важное значение в построении композиции, так как естественным образом направляют взгляд зрителя. Вертикальные, горизонтальные или диагональные линии помогают структурировать изображение, выделяя его главные элементы.
Например, дорожка, изгибающаяся в глубину кадра, или архитектурные линии здания создают «проводники», по которым взгляд перемещается к ключевым точкам композиции.
Особое значение в Фотографии имеют диагонали, их значение зависит от расположения и угла наклона. Обычно, при описании диагоналей используют определение "сильная" или "слабая", которое устанавливает значение конкретной линии в композиции.
В практической Фотографии ведущие линии используются для усиления динамики и создания ощущения движения.
Пример того, как линии передают настроение... "Утро на Рамбла": расслабенное настроение передается "слабыми" диагоналями, легкое беспокойство создают линия тени от уличного фонаря и линии в верхней части снимка, где находятся сочувственно-осуждающие, но равнодушные к состоянию главного героя персонажи. Линии деревянного покрытия бульвара добавляют учащенный, но слыбый ритм... кто в своей жизни не испытывал подобного состояния?
Геометрия и абстрактные формы
Геометрические формы, в значительной степени, формируют эмоциональный тон всего изображения. Они, как правило, вызывают определённые ассоциации: плавные, округлые контуры воспринимаются как спокойные и приятные, тогда как угловатые, резкие линии могут создать ощущение напряжения.
Важное значение имеют тональные переходы. Резкие контрастные границы могут выделять отдельные элементы, делая их центром внимания. Плавные переходы между светом и тенью помогают «смягчить» кадр, создавая ощущение глубины.
Диагональные линии на снимке создают ощущение динамичного, мощного и размеренного ритма, плавная кривая добавляет спокойствие и безмятежность... Возникает чувство отстраненности от жизни за окном... Такое настроение фотография передает благодаря принципам простоты, сходства, законам непрерывности и общей судьбы.
Взаимодействие объектов в кадре
Элементы композиции – их баланс, ритм, симметрия и асимметрия – дополняют друг друга и влияют на восприятие.
Расположение объектов помогает задать ритм и движение, определяет то, как движется взгляд внутри кадра, какие детали становятся центрами внимания, а какие – остаются в фоне.
Применение гештальт-принципов и ощущение баланса, ритма и симметрии позволяют направлять внимание и вызывать желаемый отклик.
Основные принципы гештальт-психологии мы уже обсудили, нужно лишь добавить, что очевидное нарушение этих принципов, может быть использовано как инструмент, изменяющий реакцию зрителя, например, нарушение принципа "Сходство" может привлечь внимание к определённому элементу, создавая смысловой или визуальный акцент.
Ритм и движение
Повторение таких элементов, как линии, формы или цвета, создает ритм, который управляет взглядом. Чередование этих элементов способно имитировать движение.
Ритм, созданный повторяющимися элементами или изменениями в размере, управляет взглядом и придает изображению динамику.
Автомобильная гонка снята с длинной выдержкой, превращая движущиеся объекты в разноцветные «размазанные» следы, создавая эстетический ритм.
Длинная выдержка и слияние множества силуэтов создают «призрачный» поток людей в городском пейзаже.
Симметрия и асимметрия
Симметрия в фотографиях устанавливает порядок и баланс, приглашая взгляд задержаться на центральных композиционных элементах. Асимметрия, напротив, создаёт динамику и напряжённость, смещая фокус и подчёркивая движение или эмоциональный акцент в кадре.
При этом симметрия делает композицию статичной, а ее, даже незначительные нарушения, вносят движение в кадр.
Панорамные снимки интерьеров иранских мечетей с использованием широкоугольных и "fish eye" объективов, подчёркивающих симметрию архитектуры.
Симметричный крупный план портрета, создает ощущение равновесия и нейтральности.
Портрет с асимметричной композицией, подчёркивающей индивидуальность и характер.
Семейный портрет. Фотограф использовала асимметрию для передачи эмоций и настроения.
Симметрия предсказуема, в то время как, ассиметрия создает интригу ─ выбор зависит от реализуемой идеи.
Примеры взаимодействия: баланс, ритм, симметрия и асимметрия
Баланс достигается, когда объекты распределены так, что изображение не перегружено ни с одной стороны. Симметрия может способствовать чувству стабильности и порядка, тогда как асимметрия позволяет привнести динамику и напряжение в композицию. Ритм, созданный повторяющимися элементами или изменениями в их размерах, направляет взгляд зрителя и придает изображению динамичность.
Очередь людей демонстрирует Принцип близости — взгляд легко скользит по линии фигур, центральная фигура смещена влево, что добавляет эмоциональную асимметрию и подчёркивает тему одиночества в толпе. Ритм человеческих силуэтов на минималистском фоне добавляет драматизм в композицию.
Графичная «корона» из разбивающихся брызг показывает почти идеальную симметрию в центре кадра и ритмичное повторение капель вокруг неё. Контраст тёмного фона и ярких капель разделяет фигуру и фон, а плавные кривые брызг создают непрерывный, притягательный узор.
Строгая архитектурная симметрия фасада здания сочетается с асимметрично расположенными прохожими, чьи силуэты образуют ритмический ряд на переднем плане. Принцип сходства отображается в повторении оконных рам, а фигура–фон усиливает контраст между тёмными силуэтами людей и геометрией здания.
Влияние композиционных элементов на эмоциональное восприятие и интерпретацию истории, рассказанной изображением
Благодаря балансу, ритму, симметрии и асимметрии фотограф формирует у зрителя определенный эмоциональный отклик.
Автор использует перспективу и светотень для акцентирования архитектурных особенностей здания. Он выбрал ракурс, подчёркивающий изогнутые линии и объёмы, это усилило ощущение динамики и футуристичности.
Благодаря гармоничному сочетанию архитектурных форм и композиционных приёмов, фотография вызывает эмоциональный подъем. Она передаёт атмосферу оптимизма и новизны, характерную для эпохи реактивной авиации.
Рама из прялки и мягкий свет создают символичную композицию «простота–мудрость». Фотограф разместила Ганди чуть правее центра, а прялку — на переднем плане. Чёткая граница между фигурой и светлым фоном усиливает принцип фигура–фон, фокусируя внимание на руках и лице Ганди.
Плотное кадрирование и боковое освещение акцентируют внимание на экспрессивном взгляде художника. Жёсткий боковой свет вырисовывает глубокие тени на лице Пикассо, а почти центральное размещение головы усиливает впечатление «крыла накидки». Взгляд художника, направленный чуть в сторону, кажется одновременно игривым и властным. Структурная асимметрия драпировки и строгость ракурса передают сложный характер.
Изящная поза модели и размер животных создают контраст. Симметрия уравновешивает композицию.
Аведон строит кадр по горизонтальной оси: рука Довимы с тонким браслетом и хобот слона слева образуют диагональную линию, задавая ритм и баланс. Строгая симметрия тела модели и асимметричные позы слонов создают визуальный контраст «элегантность–мощь». Светотень подчёркивает текстуру бархатного платья и кожи животных, усиливая ощущение роскоши и драмы.
Как выбирать ракурсы
При выборе ракурса важно учитывать не только внешний вид объекта, но и его «визуальный вес» на фоне окружающих объектов.
Принцип динамического фокуса
Принцип динамического фокуса заключается в использовании различных углов съёмки для усиления эмоционального воздействия. Низкий угол съёмки может придать объекту величественность и драматизм, в то время как высокий угол способен подчеркнуть уязвимость или показать масштаб сцены.
Серхио Ларраин в своей серии «Вальпараисо» часто использовал низкий угол, чтобы подчеркнуть архитектурные особенности города и динамику уличной жизни. Его кадры, снятые снизу вверх, создают ощущение движения и вовлечённости зрителя.
Фотограф использует экстремально низкий угол съёмки и широкоугольный объектив, чтобы создать искажённую перспективу и усилить агрессивность сцены. Такой приём подчёркивает напряжение и экспрессию.
Халсман придумал концепцию «jumpology», фотографируя знаменитостей в прыжке. Использование низкого угла съёмки в этих портретах придаёт изображению динамику и подчёркивает энергетику момента.
В кадре «Регистрация безработных» Ланж сняла мужчин, стоящих в очереди, с галереи выше. Такой угол съёмки подчеркивает безликую массу и социальную драму эпохи Великой депрессии.
Принцип разделения плоскостей (планов)
Принцип разделения планов — композиционный приём, позволяющий создать ощущение глубины и объёма в "плоском" изображении. Он основан на разделении кадра на передний, средний и задний планы, каждый из которых играет роль в формировании пространственной структуры снимка.
Наш мозг стремится организовать визуальную информацию в иерархическую структуру, где объекты на переднем плане воспринимаются как более близкие, а на заднем — как удалённые.
Использование нескольких планов в кадре позволяет создать глубину и направить взгляд зрителя.
Дополнительными средствами для разделения планов являются тональная перспектива и цветовая перспектива.
Эти приёмы усиливают ощущение глубины и пространственной организации кадра.
Ракурс в фотографии — это точка наблюдения или угол, под которым объект фотографируется.
Выбор ракурса существенно влияет на композицию, динамику и эмоциональное воздействие изображения, так как он изменяет форму, пропорции и восприятие пространственных отношений. Кроме того, от выбора ракурса зависит то, как в кадре проявляется разделение плоскостей — переднего, среднего и заднего планов.
Ракурс на уровне глаз (eye level). Съёмка на уровне глаз создаёт естественное представление объекта, передаёт его в привычном для нас виде. Такое изображение позволяет зрителю легко ассоциировать себя с объектом, создавая чувство комфорта и идентификации.
August Sander в своём знаменитом портрете трёх молодых мужчин, стоящих на сельской дороге, использует ракурс на уровне глаз. Все фигуры выстроены вдоль дороги, создавая чёткое разделение плоскостей: передний план — дорожное покрытие и фигуры, задний план — размытый сельский пейзаж. Сглаженный переход тонов и простая фоновая плоскость усиливают ощущение пространства.
Низкий ракурс (low-angle view). Съёмка снизу вверх подчёркивает величественность и доминирование объекта. Зритель воспринимает объект как мощный и внушительный, понимает, что он смотрится «с земли» ─ усиливает драматизм кадра.
Gilden предпочитал широкоугольный объектив и постоянный ближний контакт с персонажами: он часто приседал или ложился на землю, чтобы снять случайного прохожего снизу. В его агрессивных кадрах лица и тела крупным планом доминируют на фоне городских фасадов, оттесняя фон и создавая напряжённый контраст между человеком и окружением. Этот приём подчёркивает индивидуальность героя и рельефность образа.
Высокий ракурс (high-angle view). Съемка сверху вниз позволяет охватить больше пространства и показывает объект в его окружении. Такой ракурс может создавать ощущение уязвимости или, наоборот, демонстрировать масштаб сцены, придавая изображению свободу и развернутость.
Margaret Bourke-White сделала снимок, где передний план занимает корона статуи и платформа острова, а вдали видны силуэты манхэттенских небоскрёбов. Высокий угол подчёркивает контраст между монументом и далёким городом.
Птичий взгляд (bird’s-eye view). Съёмка непосредственно сверху дает необычный обзор, позволяющий воспринимать объект и окружающее пространство с новой перспективы. Этот ракурс может использоваться для создания абстрактных композиций или для демонстрации геометрии и структурности сцены.
В своё последнее интервью для Rolling Stone Leibovitz сняла Леннона, улёгшегося обнажённым рядом с полностью одетой Йоко, их тела формируют «фигуру» на фоне минималистичного фона.
«Червоточковый» взгляд (взгляд "червя", worm’s-eye view). Съёмка почти с уровня земли делает объект ещё более внушительным, акцентируя его высоту и грандиозность. Такой ракурс создаёт динамическое ощущение движения.
Чёткое разделение плоскостей достигается за счёт эффекта фигура–фон: лежащий мужчина выступает «фигурой» на фоне однородной текстуры песка и светлого неба. Благодаря лёгкому размытию заднего плана (прохожий и линия горизонта) мозг зрителя интуитивно «отделяет» главного героя от общего контекста снимка.
Этот контраст формирует визуальный ритм и отражает «нервозность» и «случайность» уличной фотографии. Горизонтальное положение тела понижает визуальный центр тяжести. Чёткие тональные переходы между светом и тенью на теле лежащего подчёркивают его объём и рельеф.
Косой ракурс (Dutch angle). Наклон камеры создаёт ощущение нестабильности, напряжения или динамического движения. Косой ракурс часто используется для эмоционально заряженных сцен, чтобы вызвать чувство тревоги или удивления.
Фигура модели занимает центральное место, она чётко выделяется на фоне благодаря контрасту и освещению. На среднем плане мужчина в ковбойской шляпе, он добавляет глубину, его положение и поза добавляют динамику в композицию. Вертикальные линии столба и фигура модели поддерживают структуру и направляют взгляд зрителя. Разделение плоскостей и использование различных текстур делают изображение многослойным.
Экспериментальные ракурсы. Необычные и нестандартные точки зрения (например, съемка через отражения, использование зеркал, макросъёмка с неординарными углами) позволяют создавать сюрреалистические и концептуальные изображения, провоцирующие зрителя необычные ассоциации и интерпретации.
Испанский сюрреалист использует зеркало, встроенное в разворот книги, чтобы получить двусторонний образ. Это сочетание отражённого и настоящего создаёт чёткое разделение плоскостей.
Чёрно-белый отпечаток демонстрирует часть лица женщины, отражённую в небольшом зеркале; реальная рука и отражение создают два параллельных плана и провоцируют «двоение» образа.
В одном кадре фотограф сочетает макро-вид под водой и панораму над водой: поверхность моря явно делит передний и задний планы, создавая необычный образ.
Такие варианты ракурса помогают не только передать форму и пространство, но и воздействовать на эмоциональное восприятие кадра.
Освещение как инструмент выделения объёма
Освещение – один из самых мощных инструментов, он помогает создать ощущение объёма, выделить форму и текстуру объекта и организовать соответствующий эмоциональный настрой. Рассмотрим, как различные схемы освещения – боковое, контровое, мягкое рассеянное и верхнее – влияют на визуальное восприятие кадра.
Боковой свет акцентирует текстуру и форму объекта за счёт создания естественных теней. Такой свет падает под углом, выделяя детали поверхности, что помогает зрителю реконструировать объём.
В известном кадре И.Стравинский сидит за роялем, а боковой свет слева от камеры вырисовывает рельефные контуры лица. Тёмный край открытой крышки рояля и светлая стена за ней образуют строгий графический контраст, разделяя плоскости и подчёркивая формальный строй композиции.
Фотограф подсветил цветок с левого бока, что позволило чётко увидеть тональные градации на «губах» каллы. Резкий свет выявляет фактуру и плавный изгиб лепестков, словно высеченных из мрамора, придавая цветку скульптурность.
Контровой свет, источник располагается за объектом, создавая яркий ореол вокруг него. Такая техника помогает отделить объект от фона и добавить изображению дополнительный объём.
Newton нередко размещал источник прямо за спиной модели в своих чёрно-белых fashion-сюжетах, создавая жёсткий «ореол» вокруг ее силуэта. В этом случае контровой свет формирует «скульптурный» объём фигуры и создает драматичность чернобелого кадра.
В своей работе Салли Мэн сняла дочь на закате: контровой свет обрисовывает края волос и плеч, отделяя её фигуру от размытых деревьев и кустов на заднем плане.
Мягкий, рассеянный свет способствует плавному переходу между светом и тенью, минимизируя резкие контрасты, что делает изображение более объемным и реалистичным Естественные линии света и тени являются важным маркером для реконструкции трёхмерного пространства мозгом.
Фотография с беременной Деми Мур сделана на сером фоне при очень мягком источнике, это даёт плавный тональный переход от лица к телу и подчёркивает форму без лишней жёсткости.
В портрете Салли Мэнн мягкий свет тонко очерчивает лицо девочки, создавая интимную, почти «онемевшую» атмосферу.
Верхний свет выделяет форму объекта, создавая характерные тени и подчеркивая его структурные особенности.
«Magnolia Blossom» — классический пример «чистой» фотографии, где крупный план и жёсткое кадрирование превращают цветок в почти абстрактный орнамент. Благодаря верхнему-боковому рассеянному свету и съёмке при закрытой диафрагме, каждый изгиб лепестка и стебля чётко прорисован, а мягкие тени придают композиции объем.
Контраст между яркими лепестками и ровным, однотонным фоном мгновенно отделяет «фигуру» цветка от «фона», фокусируя внимание на центральном элементе.
Камера фиксировала пассажиров метро при свете жестких рефлекторов и люминесцентных ламп в потолке вагона. Такой свет подчёркивает плоскость лба и скул, придавая лицу монументальную «массивность»
Техники работы с линиями, тональными переходами и взаимодействием элементов
Умение работать с графическими элементами – линиями, тональными переходами и взаиморасположением объектов – основа для создания выразительных фотографий, в которых каждое визуальное решение чрезвычайно важно. Применение этих техник позволяет организовать кадр так, чтобы он точно транслировал идею автора, вызывая ожидаемый эмоциональный отклик у зрителя.
Работа с линиями
Линии задают структуру кадра, направляют взгляд зрителя и создают визуальный ритм в изображении, кроме того, линии подчеркивают глубину пространства. Они помогают выделить главный объект и усилить динамику композиции.
Морияма фиксирует улочку с острыми резкими тенями и графичными линиями решёток и дорожек. Высокий контраст превращает дороги и фасады зданий в сеть резких диагоналей, акцентирующих хаотичный ритм мегаполиса.
Тональные переходы
Плавные изменения между светлыми и темными областями играют решающую роль в создании иллюзии объёма на плоской поверхности. Тональные переходы помогают мозгу «склеить» форму, определить рельеф и создать эмоциональный акцент.
Судек снимал своё окно при равномерном дневном свете, создавая почти акварельный переход от яркого внешнего света через стекло к мягким теням внутри, что формирует эффект одновременного восприятия внутреннего и внешнего пространств.
В этой работе Bernhard использовала верхний и боковой мягкий свет, чтобы получить тональные переходы на изгибах тела: от ярких бликов на плечах до глубоких теней в складках, создавая впечатление скульптурности и интимности.
Взаимодействие элементов в композиции
Расположение и соотношение объектов в кадре формируют общую динамику изображения. Удачное взаимодействие элементов помогает создать баланс, ритм и контраст, что делает композицию насыщенной и эмоциональной.
Фигура девушки вписана в строгий прямоугольник дверного проёма, а её изогнутые руки и ноги образуют плавные диагонали, которые эффектно контрастируют с чёткими вертикалями и горизонталями рамки кадра. Такое сочетание подчёркивает скульптурность позы и усиливает визуальный интерес.
Автор смещает главные элементы к краям кадра: линии почти касаются рамки, открывая взгляду пространство за пределами сцены и добавляя глубину.
Простор белого фона выступает как обширное негативное пространство, подчёркивая фигуру на переднем плане и усиливая контраст между светом и тенью. Чёткое разделение на передний план и фон создаёт глубину пространства. Отсутствие любых посторонних деталей делает каждую линию и каждую текстуру ключевыми элементами композиции, удерживая внимание на главном герое.
Органическое сочетание мягких форм лица и плеч со строгими геометрическими линиями одежды строит асимметрию, которая придаёт кадру динамику.
В этом чёрно-белом «кинематографическом» кадре Шерман выстраивает динамику через контраст строгих и мягких линий.
Извилистые контуры воротника образуют плавные диагонали, которые направляют взгляд вдоль силуэта модели, а чёткие вертикали архитектуры на заднем плане создают еще более контрастное восприятие фигуры девушки, поддерживая выразительность структуры.
Боковое освещение создаёт мягкие полутона на лице и глубокие тени под подбородком, это придаёт портрету скульптурную плотность.
Эффективное использование графических элементов – линий, тональных переходов и взаимодействия объектов – всегда кардинально повышает выразительность снимков.
На этом заканчивается первая часть статьи и мы переходим к практическому анализу.