Анализ фотографий
- Рассмотрим, как конкретные фотографии воздействуют на наше восприятие. Будем анализировать не только общие эстетические принципы, понятные широкому кругу, но и тонкости композиции, света и формы, которые способны вызывать глубокий эмоциональный отклик у подготовленного зрителя.
- Говоря о визуальной реализации, конечно, не будем забывать об идее, которую автор планировал передать зрителю.
- Обсудим работы знаменитых фотографов, чтобы показать, какие «ключи» помогают создавать столь запоминающиеся образы.
- Поговорим о фотографиях из пабликов, опубликованных их авторами, для того, чтобы научиться оценивать собственные работы.
Ключевой момент: этот материал написан фотографом для фотографов. Наша задача — научиться анализировать, прежде всего, собственные снимки. Поэтому текст должен быть коротким и понятным: несколько ёмких предложений о выразительности и визуальном качестве работы помогут в дальнейшем рационально оценивать фотографии.
Но начнем, как я уже написал, с анализа выдающихся работ выдающихся фотографов!
Приблизительный план
Составим шаблон, который позволит коротко оценивать фотографии с точки зрения их визуальной конструкции, подробно обсуждать смысловую часть мы не будем, так в этом вопросе объективность сомнительна...
1. Идея и визуальная реализация
1.1. Концепция кадра: очень коротко формулируем основную идею или тему снимка, как мы еее понимаем
1.2. Визуальное воплощение: как выбор сюжета, реквизита или постановки передаёт эту идею
2. Взаимодействие элементов в композиции
2.1. Принципы гештальта
Использование каких гештальт-принципов очевидно, насколько удачно они влияют на визуальную конструкцию фотографии.
2.2 Глубина и объём
- Плановость: разграничьте передний, средний и задний планы; опишите их взаимоотношения.
- Наложения и скрытие: как объекты частично перекрывают друг друга, создавая ощущение глубины.
- Перспектива и масштаб: сходящиеся линии, уменьшение размеров с удалением, игра перспективы.
2.3 Тональная градация
- Переходы света-тени: плавные или резкие градиенты от бликов к теням.
- Мидтоны: наличие «мостов» серых полутонов, смягчающих контрасты.
- Контрастность: соотношение самых светлых и самых тёмных участков и их эмоциональное влияние.
2.4 Линии и формы
- Ведущие линии: диагонали, кривые или прямые, направляющие взгляд к ключевым объектам.
- Геометрические фигуры: треугольники, круги, прямоугольники и их роль в построении композиции.
- Органические vs. конструктивные: взаимодействие природных контуров и архитектурных форм.
2.5 Ритм, движение и взаимодействие объектов
- Повторение и шаблоны: повторяющиеся формы или цвета, задающие ритм кадра.
- Чередование: контрасты «свет/тень», «большое/малое» для усиления динамики.
- Намёки на движение: жесты, наклоны, размытость, побуждающие ощущать движение.
2.6 Симметрия и асимметрия
- Ось симметрии: отражения по вертикали или горизонтали для статичности.
- Преднамеренная асимметрия: смещение важных объектов от центра для динамического напряжения.
2.7 Баланс визуального «веса»
- Масса и плотность: оценим «тяжесть» форм, тонов или цветов на разных участках кадра.
- Статика vs. динамика: равновесие или напряжение между элементами, создающее эмоциональный отклик.
3. Ракурс и освещение
3.1. Точка съёмки: высота и угол камеры (глазной уровень, «сверху», «снизу») и их психологический эффект.
3.2. Глубина резкости: мелкая или большая ГРИП, изоляция или интеграция слоёв.
3.3. Направление и качество света: жёсткий/мягкий, боковое/контровое/фронтальное для моделирования формы.
3.4. Тени и рефлексы: роль отбрасываемых теней и бликов в «сшивании» или «расшивании» композиции.
Далее будем использовать этот шаблон для краткого разбора фотографий, комбинируя наблюдения с принципами визуального восприятия.
Сильные и выразительные образы в фотографии
Понимание механизмов визуального восприятия – от нейрофизиологических основ зрения до гештальт-принципов – является ключом к созданию снимка, способного эффективно донести идею автора. Изучение таких факторов, как освещение, линии, тональные переходы и взаимодействие объектов в композиции, позволяет фотографу не только технически качественно передать сцену, но и наполнить её эмоциональной силой и смыслом.
Когда фотограф понимает, как зритель воспримет определенные формы, как "склеит" отдельные элементы в цельное изображение, то получает возможность целенаправленно добиваться ожидаемой реакции.
Например, уместное использование освещения помогает выделить главный объект, добавляя глубину и объем, а тональные градации создают иллюзию пространства. Применение ведущих линий направляет взгляд м создает ритм, а взаимодействие элементов помогает выстроить баланс и динамику композиции.
Знание этих принципов дает возможность передать индивидуальность в виденье мира, позволяет создать фотографии, которые вызывают отклик у зрителя, побуждая его переживать и ощущать определенные эмоции.
Эллиотт Эрвитт
Несколько посетителей музея стоят спиной к камере перед двумя большими картинами в рамах. На левой картине изображена женщина в пеньюаре ─ перед ней стоит одна единственная женщина зритель, на правой ─ похоже, та же самая женщина обнажена ─ перед ней сгрудились семь зрителей и все они мужчины. Ирония, вложенная автором, очевидна и не требует пояснений.
1. Идея и визуальная реализация
1.1. Концепция
Посетители-мужчины наблюдают обнажённое тело на картине, понятно, что "нагота" для них в приоритете. При этом они сами являются "рамкой" для правой картины, таким образом, привлекая наше внимание и создавая интригу. Посетитель-женщина перед левой картиной, своим "одиночеством", создает смысловой контраст, поддерживая идею в сюжете.
1.2. Визуальная реализация
Двойной «фокус»: сначала это музейные картины, затем — публика, чьи силуэты фиксируют внимание на картинах. Взгляд постоянно перемещается от зрителей на картины и обратно, такая организация картинного пространства известна как "закрытая композиция".
2. Взаимодействие элементов в композиции
2.1 Принципы гештальта
Фигура–фон: Тёмные силуэты людей читаются на светлом фоне стены, чётко отделяясь от висящих картин.
Непрерывность: Вертикали спин и рам создают зрительный маршрут, по которому глаз плывёт от левой группы к правой.
Замыкание: Расположение зрителей формирует визуальную конструкцию, объединяющую два полотна в единую структуру.
Близость: Мужчины-посетители у правой картины, воспринимаются, вместе с ней, как группа, которая противопоставлена второй группе, состоящей из единственной женщины и левой картины.
Простота: Каждая из картин на стене объединяет вокруг себя "собственную" группу зрителей, создавая легкую для восприятия конструкцию.
Сходство: Картины похожи формой, тоном и размерами, отличие становится заметным когда зритель задает себе вопрос: "Почему так распределились посетители? В чем интрига?" ─ найдя ответ в содержании полотен, он начинает понимать иронию, лежащую в основе сюжета.
2.2 Глубина и объём пространства (ГРИП)
Планы
Передний план: группа мужчин издалека наслаждающихся содержанием правого полотна.
Средний план: женщина-посетитель, наслаждающаяся картиной с близкого расстояния.
Задний план: картины и стена музея.
Наложения
Фигуры в правой группе слегка перекрывают друг друга, определя порядок расположения и создавая иллюзию пространства.
Перспектива
Линии мраморного пола сходятся в глубине, усиливая ощущение глубины.
2.3 Тональная градация
Плавные переходы от едва различимых полутонов на стене и картинных рамах до глубокого чёрного силуэта одного из зрителей.
Контрасты. Резкий переход от светлосерого пола к тёмной одежде отделяет передний план от фона.
Мидтоны. Средние тона на картинных рамах и одежде посетителей смягчают общий контраст.
2.4 Линии и формы
Ведущие линии. Стыки плит пола и нижний край картинных рам направляют взгляд к центру группы.
Геометрия. Прямоугольные рамы повторяются в форме правой группы, объединённой силуэтами.
Органика vs структура. Жёсткие архитектурные формы и мраморный пол контрастируют с округлыми линиями контуров фигур людей.
2.5 Ритм, движение и взаимодействие
Повторение. Повторяющиеся линии спин и рам создают ритмичную гармонию.
Чередование. Чёрные куртки и светлые пиджаки чередуются, разбивая ряд людей на динамические акценты, также создающие ритм.
Скрытое движение. Позы посетителей музея придают сцене лёгкую динамику.
2.6 Симметрия и асимметрия
Симметрия. Картины на стене задают условную ось симметрии.
Асимметрия. Люди расположены неравномерно: слева одна женщина, справа — сплочённая группа мужчин, что добавляет дисбаланс и напряжение в сюжет.
2.7 Баланс визуального «веса»
Визуальный вес. Центральная фигура мужчины в длинном сером плаще «утяжеляет» середину кадра и является средним элементом конструкции "весы", котораястоит в основе этой фотографии.
Статика vs динамика. Статичные позы усилены геометрическим расположением, но разделение группы на отдельные объекты создаёт баланс.
3. Ракурс и освещение
1. Точка съёмки. Камера установлена на уровне глаз, это "выстраивает" зрителей ровным фронтом.
2. ГРИП. Достаточная глубина резкости держит в фокусе и людей, и картины на заднем плане.
3. Направление и качество света. Мягкий рассеянный музейный свет от потолка, равномерно освещает и зрителей, и картины без жёстких теней.
4. Тени и блики. Слабые блики на полу подчёркивают текстуру мрамора, а едва заметные тени от фигур усиливают ощущение объёма.
Вывод
Идея ироничного «метакомментария» о том, что "ценители искусства" иногда ценят не само искусство, а собственные инстинкты, вкусы и предрассудки передана автором с присущим ему юмором и талантом.
Ведущую роль в успехе фотографии играет ее оригинальная композиционная конструкция:
- отчетливый ритм вертикалей превращает каждого зрителя в часть визуальной конструкции.
- многослойность планов поддерживает в кадре глубину, которая усиливает вовлеченность и подчёркивает динамику кадра.
- тональные переходы от светлого фона к глубоким силуэтам и текстурный контраст увеличивают выразительность, делая ироничный посыл более острым и понятным.
Общая оценка: визуальные приёмы поддерживают идею автора, создавая гармоничный и выразительный кадр.
Ричард Аведон
Представление
В этом динамичном кадре модель, словно парящая над землёй, с поднятым зонтом, воплощает идею лёгкости и элегантности в движении. Чёткие диагональные контуры ног задают мощный визуальный импульс движения вперёд, а статичный фон создаёт эффект «невесомости» и отрешенности в среде большого города. Плавные градации от светлого фона к мягким темным тонам одежды усиливают ощущение объёма, а контраст чёрных туфель и зонта на светлом фоне фокусирует взгляд на парящей над бусчаткой фигуре.
Идея и визуальная реализация
Концепция кадра: Модель в прыжке с зонтом символизирует сочетание невесомости и искушённой элегантности, играя на контрасте лёгкости полёта и элегантной строгости позы.
Визуальная реализация: Фигура на фоне зданий, зонт, плюс удлинённые линии тела подчёркивают сюрреалистическую, почти «мультяшную» идею полета.
Взаимодействие элементов в композиции
Принципы гештальта
Фигура–фон: модель и зонт чётко выделены на светлом фоне, что сразу привлекает к ним внимание и устраняет «визуальный шум».
Непрерывность: диагонали ног и вертикаль ручки зонта выстраивают единую линию взгляда, плавно перенося её от основания кадра к верхней точке зонта. Границы вертикального кадра "раздвигаются" благодаря ощущению парящего полета девушки и низкого расположения камеры.
Простота: Фигура с зонтом мгновенно и однозначно воспримается взглядом как единый центральный объект.
Симметрия: Диагонали ног вместе с вертикалью тела формируют устойчивую симметричную конструкцию треугольника, которая благодаря небольшому наклону, вызывает ощущение движения. Симметричная конструкция кадра помогает удерживать взгляд на фигуре девушки.
Принцип общей области: Вертикальные линии зданий, взаимодействуя с вертикалью тела девушки, создают естественную конструкцию вокруг центральной фигуры, которая концентрирует взгляд в центре снимка.
Глубина и объём (ГРИП)
Планы
Передний план: "летящая" девушка с зонтом ─ главный объект.
Задний план: удаленные, слегка размытые изображения зданий, обрамляющих пространство площади.
Перспектива
Линейная перспектива: брусчатка площади, уходящая вдаль, контуры и архитектурные элементы зданий, с признаками перспективных искажений, все это усиливает ощущение глубины.
Тональная перспектива: темная фигура на светлом фоне определяет конфигурацию пространства и расположение объектов в нем.
Тональная градация
Плавные переходы: светлые, размытые очертания зданий на фоне создают «коридор» светлых тонов для фигуры, исключая жёсткие тени и сохраняя воздушную лёгкость.
Контрастные акценты: чёрные туфли и зонт усиливают восприятие формы и обеспечивают графическую чёткость композиции.
Линии и формы
Диагональные линии: ноги и зонт образуют равнобедренный треугольник, со слегка наклоненной осью, это придает кадру динамическую напряжённость и чувство движения вперёд. Темная диаональ бордюра "замедляет" поступательное движение и фигура девушки выглядит парящей.
Гармония пропорций: изящные ноги, мягкие складки пальто и слегка отклоненная ручка зонта создают динамичный рисунок, подчеркивающий стройность модели в ее элегантном пальто.
Ритм и движение
Повторение форм: изгибы рук напоминают форму дуги шагового взмаха, задавая ритм и плавное, небыстрое движение.
Скрытое движение: отсутствие опоры под ногами создает иллюзию «стоп-кадра» в полёте.
Симметрия и асимметрия
Асимметричная динамика: положение рук и ног, а также поднятый зонт создают визуальный дисбаланс, который оживляет сцену и подчёркивает движение.
Баланс визуального «веса»
Центр тяжести: модель смещена влево, но зонтик и светло-серая масса здания уравновешивают композицию, создавая ощущение стабильности движения.
Ракурс и освещение
Точка съёмки: камера расположена очень низко, это усиливает впечатление «подъёма» и подчёркивает изящный силуэт девушки.
Освещение: мягкий, рассеянный свет без резких теней подчёркивает плавность форм и сохраняет лёгкость кадра.
Тени и блики: слабые блики на поверхности туфель и зонта добавляют «живости» и скульптурности образу.
Вывод
Идея лёгкости, отрыва от реальности и стилизации обыденности передана с ироничной элегантностью.
Визуальная конструкция — минималистичный фон, динамичная поза и чёткий ритм линий — поддерживают идею: вся сцена воспринимается как визуальная метафора полёта и игры.
Гармоничное взаимодействие композиции и содержания делает этот кадр выразительным примером того, как простыми средствами можно создать убедительный визуальный образ с сильным художественным посылом.
Общая оценка: Идея стилизованной лёгкости воплощена с изяществом. Визуальные приёмы поддерживают её точно и последовательно, создавая завершённое и эффектное изображение.
Andreas Bitesnich
Фотография "Yvonne & Tom #67" Андреаса Битесниха демонстрирует скульптурно выверенную композиции двух сплетенных человеческих фигур, создавая почти абстрактную композицию через силуэты, формы и их взаимодействие. Автор использует минимализм фона, чтобы подчеркнуть форму и взаимодействие тел.
Идея и визуальная реализация
Концепция кадра: Выверенное чередование тел партнёров превращает фигуры в пластические абстракции, акцентируя внимание на форме и ритме поз.
Визуальный ряд: Строгий студийный свет и чистый фон изолируют фигуры от контекста, позволяя им «парить» в пространстве.
Взаимодействие элементов в композиции
Принципы гештальта
Фигура–фон: Чёткие контуры тел контрастируют с однотонным, почти белым, фоном, усиливая читаемость форм и устраняя отвлекающие детали.
Непрерывность: Пересекающиеся линии конечностей создают плавные маршруты взгляда, связывая тела моделей в единый ритмчный узор.
Сходство: Формальное сходство двух человеческих тел диалектически акцентирует внимание на контрасте между мужской и женской природой.
Замыкание: В переплетении двух тел однозначно установлена индивидуальность форм каждого.
Симметрия: Симметрия ─ основа восприятия этого снимка, она определяет статичность формы и скрытую в ней энергию жизни.
Закон общей судьбы: Два тела воспринимаются как одно, создавая новую форму.
Глубина и объём
Плановость: Модели выстроены практически в одной плоскости, что усиливает эффект «скульптурного барельефа» без намека на перспективу.
Текстуры: Различие текстур определяет два начала: мужское и женское. Эти, на первый взгляд, незначительные различия отлично противопоставлены благодаря гладкому, почти белому, фону.
Тональная градация
Мягкие полутона: Плавный, почти незаметный, градиент фона создаёт «коридор» света для фигур моделей, усиливая их выразительность.
Высокий контраст: Глубокие тени в рельефе тел и между ними усливают ощущения от скульптурности форм.
Линии и формы
Диагонали: Линии рук и ног образуют пересекающиеся диагонали, придавая кадру динамику и напряжение.
Геометрия: Фигуры напоминают стилизованные треугольники и ромбы, это подчёркивает визуальную абстракцию.
Ритм и движение
Повторение: Зеркальный ритм поз задаёт гармонию и баланс между телами.
Имплицитное движение: Наклоны и вытянутые бедра намекают на танцевальность и синхронность действий.
Баланс и асимметрия
Множественные диагонали подчеркивают напряжённый, но устойчивый баланс, органично сочетая динамику и стабильность.
Ракурс и освещение
Ракурс: Камера расположена чуть приподнято, чтобы усилить линии туловища и нижних конечностей, придавая фигурам монументальность.
Освещение: Достаточно жёсткий студийный свет формирует чёткие тени и блики, подчёркивая скульптурность тел.
Вывод
Идея превращения человеческих тел в абстрактные формы, используя их пластическое взаимодействие реализована блестяще: строгая студийная постановка, чёткие диагонали и высококонтрастная тональная палитра создают выразительный и запоминающийся кадр.
Bill Brandt
Крупный план человеческих рук на морской гальке из серии "*Nude, Baie des Anges, France*" превращает тело в продолжение ландшафта, где пальцы и камни сливаются в единую форму. Такая связка неживой природы и плоти подчёркивается контрастом текстур и тональными переходами, а каждая деталь — от расположения рук до ритма гальки — работает на идею слияния человека и окружающей среды.
Идея и визуальная реализация
Концепция кадра: очень крупный план изображения человеческой руки на морском пляже символизирует единство человека и природы, где кожа и камни становятся взаимодействующими элементами композиции.
Реализация: чёрно-белая палитра и открытый воздух приглушают отвлекающие детали, а упор на текстуру и форму создаёт ощущение «скульптурного» соприкосновения живой плоти и камня.
Взаимодействие элементов в композиции
Принципы гештальта
Фигура–фон: руки и морская галька читаются как единая «структура» на фоне неба и моря.
Непрерывность: линии пальцев и форма камней плавно перетекают друг в друга, ведя взгляд по поверхности снимка без разрыва.
Подобие: близкие по тону и форме с камнями, пальцы воспримаются как часть природы.
Замыкание: крошечный фрагмент природы в кадре, "рассказывает" о ее необъятности и многогранности.
Симметрия: ассиметричность композиции создает в кадре выраженное напряжение на фоне безмятежного моря и неба.
Глубина и объём (ГРИП)
Плановость: отсутствует чёткое разделение слоёв — и руки, и камни находятся почти в одной фокусной плоскости, что усиливает эффект сплочённости объектов на фоне спокойного моря и безоблачного неба. Единственный глубинный маркер, сигнализирующий о присутствии объема ─ это фон, включающий море и небо.
Тактильный контраст: гладкая кожа контрастирует с шероховатой поверхностью гальки, добавляя кадру объём и осязательную насыщенность.
Тональная градация
Плавные полутона: от светлых бликов на коже до тёмных углублений между камнями — мягкие градиенты создают гармонию теней и света, подчёркивая форму рук и фактуру гальки.
Акцентный контраст: более глубокие тени у основания пальцев и в трещинах между камнями усиливают скульптурность и ритм изображенных форм.
Линии и формы
Ведущие линии: изогнутые контуры пальцев задают диагональную траекторию взгляда, направляя его от нижнего левого угла к верхнему правому.
Геометрия: сочетание овальных форм камней и мягких изгибов пальцев создаёт пульсацию, где каждое повторение усиливает перцептивный ритм.
Ритм и движение
Повторение: серповидные очертания нескольких пальцев и десятков камней задают визуальный паттерн, создавая ощущение ритма.
Имплицитное движение: слегка согнутые пальцы производят ощущение поступательного жеста.
Баланс и асимметрия
Асимметричный баланс: крупный план левой руки уравновешивается более мелким фрагментом правой, создавая динамический дисбаланс, который оживляет кадр.
Ракурс и освещение
Ракурс: взгляд с высоты чуть выше рук усиливает ощущение их соприкосновения с камнями.
Освещение: мягкий рассеянный свет (вероятно, естественный) равномерно освещает и кожу, и камни, сохраняя детализацию текстур.
Вывод
Фрагментарный портрет рук на гальке предлагает идею слияния живой и неживой природы. Гармония линий, тональные переходы и тактильный контраст создают единую картину, где рука становится продолжением камней. Композиционные приёмы поддерживают эту концепцию, превращая близкий план в поэтическую абстракцию природы и тела.
Guy Bourdin
Портрет очень крупным планом демонстрирует алый макияж губ и маникюр на пальцах, закрывающих глаза модели. Фотограф превращает лицо в драматическую абстракцию через фрагментацию и насыщенные цвета, создавая эмоционально напряжённый, почти сюрреалистический образ.
Идея и визуальная реализация
Концепция кадра: подчеркнуть приватность и эротическую загадочность через символику «слепоты», когда губы становятся единственным «окном» восприятия.
Реализация: использование студийного света изолирует лицо, акцентируя внимание на контрасте между живым телом и декоративным элементом – маникюром.
Взаимодействие элементов в композиции
Принципы гештальта
Фигура–фон: плотный оттенок лица выделяется в качестве фона, близкие полутона польцев создают эффект «поглощения», яркий цветовой оттенок губ и ногтей дополняет общую картину. Объем фона-лица и прикрывающих глаза пальцев на переднем плане, создан за счет светотени и текстуры кожи.
Подобие: множество схожих по форме и цвету пальцев создают две подобные группы: справа и слева от естественной оси симметрии снимка, вместе они взаимодествуют с губами, которые гармонично сочетаются с ними по цвету, форме и текстуре.
Близость: пальцы "правых" и "левых" рук образуют две группы, губы создают третью группу.
Замыкание: глядя на портрет легко представить изящную форму кистей рук, форму носа и глаз.
Симметрия: почти абсолютная симметрия говорит о спокойствии, за которым, возможно, сконцентрирован большой запас эмоциональной энергии, которая готова выплеснуться на зрителя.
Линии и формы
Ведущие линии: направление пальцев по диагонали формирует «путь взгляда» к губам и рту, логически связывая две главные точки внимания – пальцы и губы.
Геометрия: округлые формы кончиков пальцев и плавный контур губ создают ритмичный узор, усиливающий графический характер кадра.
Тональная градация
Контраст: ярко-красные губы и ногти резко контрастируют с приглушёнными полутонами кожи, делая цвет главным выразительным средством.
Плавные переходы: лёгкие полутона на коже обеспечивают нежный «мост» между экстремальными красными акцентами, предотвращая визуальную резкость.
Глубина и объём (ГРИП)
Плановость: малая ГРИП фокусирует зрителя на губах и пальцах, слегка размывая текстуру других деталей лица и усиливая интимность кадра.
Тактильный контраст: глянцевая поверхность лака и матовая текстура кожи создают ощутимую связь двух текстур.
Ритм и движение
Повторение: одинаково окрашенные ногти задают визуальный ритм, заставляя взгляд останавливаться на каждом пальце по очереди.
Имплицитное действие: жест «прикрытия глаз» намекает на игру между видимостью и скрытием, добавляя сюжету психологическую глубину.
Симметрия и асимметрия
Почти полная симметрия, которую мы наблюдаем, слегка нарушается расположением пальцев и создаёт лёгкое смещение центра, что оживляет и «разрывает» статичность композиции.
Ракурс и освещение
Ракурс: фронтальный угол обзора удерживает лицо в центре внимания, подчёркивая прямоту жеста и зрительный контакт через губы.
Освещение: свет, направленный сверху-сзади создаёт четкую модельную тень под пальцами, усиливая трёхмерность рук и губ.
Вывод
Эффектный фрагментарный портрет с ярко-красными акцентами успешно идею провокационной демонстрации «слепоты» и концентрации внимания на чувственных зонах. Сильный цветовой контраст, ритмичные линии пальцев и чёткая схема светотени создают выразительный, запоминающийся образ, где каждая деталь поддерживает замысел – игру между скрытым и открытым, видимым и воображаемым.
Снова анализ фотографий... на этот раз менее выдающихся
Напомню, наша цель состоит в том, чтобы научиться оценивать собственные работы и делать соответсвующие выводы... Рискну предположить, что анализ выдающихся работ в практике среднестатистического фотографа встречается нечасто.
Чтобы не выглядеть снобом, начну со своих собственных фотографий, после чего перейдем к снимкам, опубликованным в сети их авторами.
Это ровно то, чем мы занимаемся в фотошколе: студенты анализируют соственные работы. Вы увидете, что описания теперь будут менее пафосными... это не нужно в практической работе, нужно лишь определиться с тем, что делать с фотографией: отправить в корзину или оставить.
Это не должно отнимать много времени, ведь если, при взгляде на фотографию, появляются сомнения в ней... утилизируйте без сожаления и отправляйтесь снимать!
Работая со снимками опубликованными в интернете, я не буду указывать имена их авторов... из деликатности.
Мои фотографии
В качестве примеров, я использую фотографии из архива, которые сняты десять и более лет назад.
В этом кроется вполне определенный смысл: прошло много времени, я изменился, изменились подходы, обогатилась насмотренность... одним словом, я уже не тот, а следовательно, некоторые моменты, возможно, я вижу иначе и это повод для критических замечаний.
Две девушки сидят на ступенях каменной лестницы, уходящей вверх, что создает глубину сцены., Фигуры выделены цветом на фоне серого тона, это отделяет их от фона. Позы девушек схожи, но их лица выражают совершенно разное настроение: равнодушный взгляд одной контрастирует с оживленным интересом, который проявляет другая. Интрига снимка заключена в эмоциональном контрасте двух персонажей, при почти полной схожести образов.
Идея и визуальная реализация
Концепция кадра: как незначительные нюансы, делают формально схожие образы, абсолютно различными, сохранив их привлекательность.
Реализация: рассеянный свет создает мягкие тени, фигуры девушек выделяются из фона за счет насыщенного цветового оттенка и контрастной текстуры одежды.
Взаимодействие элементов в композиции
Принципы гештальта
Фигура–фон: насыщенные мягкие оттенки кожи и контрасная расцветка одежды отделяют персонажей от фона. Кроме того, присутствуют очевидные признаки линейной перспективы, которые разделяют передний и средний план и отделяют их от фона.
Подобие: выражено, прежде всего в позах, это создает устойчивую группу, которая несет в себе существенные для сюжета отношения.
Близость: визуально, две сидящие рядом, в сходных позах, девушки образуют две похожие визуальные конструкции, которые взаимодействуют между собой и с объектами вокруг.
Замыкание: глядя на портрет легко представить продолжение каменной лестицы до "точки схода", которая находится за верхней границей кадра.
Симметрия: почти абсолютная симметрия говорит о спокойствии, за которым, возможно, сконцентрирован большой запас эмоциональной энергии, усиливается это ощущение контрастом между эмоциями, выраженными в лицах и позах.
Линии и формы
Ведущие линии: линии, образующие границы лестницы, создают ощущение глубины пространства. Диагонали рук и ног привлекают взгляд к лицам девушек и их телам. Горизонтали ступеней создают контраст с вертикалями тел, который усиливает центры внимания в кадре.
Геометрия: жесткая геометрия лестницы и мягкие линии человеческих тел, создают контраст, который очень часто используется в портретной съемке, чтобы придать дополнительную выразительность.
Тональная градация
Контраст: довольно мягкие тональные переходы ступеней конрастируют с резкими переходами между одеждой и кожей в девушек. В целом, контраст наиболее явственно воспринимается именно в человеческих фигурах.
Плавные переходы: лёгкие полутона в серой палитре и мягкий светотеневой рисунок тел, гармонично соответствуют, не мешая восприятию главных объектов.
Глубина и объём (ГРИП)
Плановость: планы четко разделены, прежде всего за счет линейной перспективы и тонального перехода от темных тонов переднего плана до более светлых, которыми окрашен задний план.
Тактильный контраст: в снимке преобладает матовая текстура ─ от мягкой текстуры кожи и ткани до холодной поверхности камня ступеней, это связывает персонажей и окружаюие объекты через контрастное восприятие двух сред: живой и неживой.
Ритм и движение
Повторение: в первую очередь ступени, однозначно задают ритм... и это довольно распространенный прием, когда зрителю задается некоторый ритм, независимо от того, соответствует ли он идее произведения в целом. Далее на ритм ступеней наложен другой ритм ─ ноги и руки, повторяющие друг друга. Мелодия ритма стала немного сложней, а значит чуть интересней.
Имплицитное действие: девушка справа через мгновение что-то скажет зрителю, это хорошо ощущается. Скорей всего, левая девушка выйдет из оцепенения и поддержит подругу.
Симметрия и асимметрия
Почти полная симметрия, которую мы наблюдаем, слегка нарушается расположение рук, что оживляет и «разрывает» статичность композиции.
Ракурс и освещение
Ракурс: камера расположена ниже уровня глаз, это делает образы более уверенными, а фигуры и позы более значимыми.
Освещение: рассеянный естественный свет создаёт очень мягкий светотеневой рисунок.
Вывод
Постановочный портрет, в котором персонажи выглядят идеалистично, по жанру такую фотографию, с некоторой натяжкой, можно отнести к жанру "фэшн-фотографии" из-за гламурных образов, помещенных в сказочный мир "длинных каменных лестниц".
Если бы я снимал такой портрет сегодня, то уделил бы больше внимания позам: для того, что бы композиция выглядела более "романтической":
- снимать нужно было вертикальный кадр, где главные персонажи оставались бы внизу, а верхнюю часть занимала бы лесница, уходящая вверх к "точхе схода". Кроме того, горизонтальные границы кадра не ограничивали бы пространство так жестко.
- я бы попросил девушку справа сложить руки под подбородком и развести локти, чтобы создать подобие с позой ее подруги.
- я попросил бы правую девушку уменьшить расстояние между ступнями ног, для той же цели.
Конечно, это была бы другая фотография, но она точно была бы гораздо интересней... все меняется и я тоже.
Уличный снимок: три девушки делают селфи на фоне старинных зданий. Две из них используют "специальную" мимику, которая, как им кажется, весьма их красит... но у стороннего наблюдателя такие выражения лиц могут вызвать только испуг или гомерический смех. Одним словом, это довольно смешная фотография!
Идея и визуальная реализация
Концепция кадра: это спонтанный снимок, я увидел интересную сцену и успел воспользоваться моментом, что случается далеко не всегда. Забавная ситуация, позволившая сделать эту веселую фотографию.
Реализация: рассеянный свет, крупный план, оказавшийся приемлемым ракурс, что не всегда достается при съемки "street". Расстояние до девушек позволило использовать достаточно небольшое фокусное расстояние, это сохранило перспективу.
Взаимодействие элементов в композиции
Принципы гештальта
Фигура–фон: девушки однозначно отделены от фона благодаря признакам линейной и тональной перспективы.
Подобие: взгляды сконцентрированы на смартфоне, с помощью которого делается селфи. Фигуры девушек схожи, в изображении нет больше ничего похожего на их фигуры по размеру и форме.
Близость: визуально все персонажи расположены очень близко друг к другу, так близко, что имеет место взаимное перекрытие фигур ─ это однозначно объединяет их в группу.
Замыкание: рассматривая фон невозможно не представить, что сцена представляет собой малую часть шумной городской площади, заполненной людьми. С другой стороны, фигуры главных персонажей перекрывают друг друга, но это не мешает представить их образы в деталях.
Симметрия: конструкция кадра асимметрична, но некоторые признаки симметрии можно наблюдать в группе главных персонажей.
Линии и формы
Ведущие линии: прослеживаются едва заметные линии рядов брусчатки, которые подчеркивают глубину сцены. Довольно сильная диагональ "селфи-палки", вместе с рукой, которая ее держит, направляет взгляд на девушек. Слабые диагонали на фасадах вместе с вертикальными линиями зданий, создают ощущение некоторой стабильности, но оставляют место для имплицитного движения.
Геометрия: фасады зданий вместе с булыжной мостовой определяют жесткую геометрию фона, которая создает взаимодествие с пластичными, мягкими контурами главных персонажей. Это взаимодействие основано на диалектической противопожности форм, присутствующих в кадре.
Тональная градация
Контраст: довольно мягкие тональные переходы фона конрастируют с более резкими переходами в центральных фигурах. В целом, контраст наиболее очевиден в фигурах девушек.
Плавные переходы: в этом снимке все тональные переходы фона очень мягкие, что дает фону пластичность. Более выраженные тональные переходы видны в фигурах главных героинь, но их тоже нельзя назвать резкими.
Глубина и объём (ГРИП)
Плановость: в снимке планы четко разделены, прежде всего за счет тональной перспективы и умеренной ГРИП от темных тонов пальто девушки на переднем плане до более светлых, которыми окрашен задний план.
Тактильный контраст: в снимке преобладает матовая текстура ─ от мягкой текстуры кожи и одежды до холодной поверхности более мелких объектов: смартфона, "селфи-палки", и очков на девушках. Незначительное количество объектов, имеющих глянцевую поверхность, тем не менее важно, они создают опорные точки для всей визуальной конструкции.
Ритм и движение
Повторение: наиболее очевидно ритм присутствует в фоне, он задается деталями фасадов зданий. Лица девушек, являясь сходными мимикой, прическами, да и антропологическими признаками, задают свой ритм, менее "громкий", но более интересный с точки зрения визуальной конструкции, наложение этого ритма на фон, создает, как мне кажется довольно сложную и забавную мелодию...
Имплицитное действие: все три персонажа позами, наклонами головы и мимикой создают и поддерживают ожидание движения.
Симметрия и асимметрия
Симметрия в кадре присутствует в архитектурных формах фона, в расположении центральной фигуры, но формальной симметрии "плоского" изображении найти не удастся. Симметрия становится очевидной и заметной в процессе восприятия.
Ракурс и освещение
Ракурс: камера расположена ниже уровня глаз персонажей, это делает их образы более уверенным и значимыми, что тоже довавляет толику юмора.
Освещение: рассеянный естественный свет создаёт очень мягкий светотеневой рисунок.
Вывод
Забавный спонтанный кадр, сделанный на улице, изображает вполне жизненную ситуацию, которую можно наблюдать довольно часто. В фотографии присутствует перспектива, главные объекты отделены от фона, что создает ощущение глубины пространства. В фотографии присутствует ритм, ощутимо влияющий на восприятие. Камера расположена довольно низко, что создало удачный ракурс. Итог подведите сами, ведь это моя работа, хвалить самого себя неудобно!
{{< imgr src="the-basics-of-perception/the-basics-of-perception104.jpg" alt="Студийный портрет в винтажном стиле. Молодая женщина в шляпке. Автор Юрий Гуревич" >}}
Студийный портрет молодой женщины, сидящей на мягком пуфе, скрестив ноги. Чернобелый снимок, тонированный оттенком сепии.
Поза и мимика модели выражают одновременно настороженность и кокетливый интерес...
Идея и визуальная реализация
Концепция кадра: подчеркнуть женскую привлекательность через одежду, позу и мимику. Привлечь внимание зрителя к эстетическим проявлениям красоты зрелой женщины.
Реализация: использование студийного света для отделения модели от студийного фона и создания светотеневого рисунка, привлекающего внимание к индивидуальности образа.
Взаимодействие элементов в композиции
Принципы гештальта
Фигура–фон: модель отделена от студийного фона благодаря тональной перспективе, резкому контуру тела и светлому градиентному пятну на фоне, созданному специальным источником.
Симметрия: композиция почти симметрична, но благодаря ассиметрии в некоторых деталях, несет в признаки имплицитного движения.
Простота: фигура мгновенно выделяется взглядом: все нюансы и детали совершенно понятны и интерпретируются однозначно.
Замыкание: невидимые элементы и части тела однозначно и без напряжения "восстанавливаются" воображением зрителя.
Симметрия: снимок представляет почти идеальную симметрию, которая нарушена лишь в деталях: наклон тела, положение рук и ступней, поворот головы и направление взгляда.
Принцип общей области: поверхность пуфа, на которой сидит женщина, является "фиксирующим элементом", это нижняя граница рамки, остальные границы которой обусловлены световым пятном на фоне, визуально определяющей положение главного объекта в композиции.
Линии и формы
Ведущие линии: диагональные складки на фоне органично взаимодействуют с наклоном тела модели. Боковые грани подушки пуфа указывают на глубину, обозначенную признаками линейной перспективы. Довольно слабые диагонали, образованные контурами ног, вносят некоторое отрицание в статичность, определенную горизонтальными линиями подушки пуфа. Контуры рук, мягкие линии плеч и контуров шляпки направляют взгляд к лицу.
Геометрия: кадр выполнен в форме "весы" ─ это одна из самых распространенных конструкций для демонстрации неустойчивого равновесия.
Тональная градация
Контраст: наибольший контраст создается фигурой модели, самое светлое пятно ─ шляпа, которая направляет взгляд на лицо и плечи.
Плавные переходы: в этом снимке все тональные переходы выполнены очень мягко в своих диапазонах: в тенях ─ тональные градиенты на фоне, в светах ─ лицо, плечи и ноги, особняком стоит шляпа, которая, с одной стороны, отделяет голову от фона, а с другой ─ переводит взгляд на лицо и плечи.
Глубина и объём (ГРИП)
Плановость: планы в фотографии четко разделены, прежде всего за счет обратной тональной перспективы и умеренной ГРИП, которая позволяет слегка размыть детали и текстуру фона, но не касается фигуры девушки.
Тактильный контраст: в снимке присутствуют только матовые текстуры.
Ритм и движение
Повторение: почти незаметные отголоски ритма в складках фона и рисунке ткани, которой обтянут пуф. Положение рук намекает на медленное и плавное танцевальное движение.
Имплицитное действие: о присутствии скрытого движения говорят: наклон тела, поворот головы, направление взгляда и положение рук.
Симметрия и асимметрия
Конструкция снимка абсолютно симметрична относительно вертикальной оси. Небольшую асимметрию вносят: наклон тела, положение рук, поворот головы и взгляд ─ эти нюансы вносят в композицию скрытую динамику.
Ракурс и освещение
Ракурс: камера расположена значительно ниже уровня глаз, это делает образ более уверенным и значимым, добаляя скульптурность и основательность.
Освещение: акцентированный студийный свет от трех источников: большой софт бокс определяет экспозицию кадра, расположенный слева от камеры "стрип" прорисовывает детали, создавая нюансы светотеневого рисунка. Третий источник, используя рефлектор, создает световое пятно на фоне, прямо за фигурой девушки.
Вывод, учитывающий прошедшие годы
Студийный портрет молодой женщины, сделан более десяти лет назад, сейчас бы он выглядел совершенно иначе.
- Начну с того, что это была бы серия из нескольких портретов, в общем повторяющих друг друга, но имеющих незначительные отличия в позах, которые бы радикально меняли настроение и восприятие образа.
- Во-вторых, в них было бы гораздо больше интимности и откровенности... речь идет не об обнаженности, а о более очевидном взаимодействии со зрителем.
- В-третьих, в зависимости от настроения конкретного снимка, менялась бы одежда, но головной убор обязательно присутствовал бы во всех вариантах, положение тела и окружающая обстановка оставались бы без изменений ─ это было бы ключом, связывающим снимки в серию.
Уличный снимок: парень и девушка ведут напряженный разговор, сидя на каменном ограждении, на фоне зданий. Она напряженно замерла, в то время, как он что-то говорит, подкрепляя сказанное выразительными жестами рук.
Идея и визуальная реализация
Концепция кадра: это спонтанный снимок, сделанный во время уличной съемки. Фотограф, это был я, успел воспользоваться моментом и сделать кадр. Фотография вышла очень эмоциональной и "повествовательной", конечно мое мнение не может считаться объективным, но мне так кажется...
Реализация: сложное освещение, которое нередко случается в городской застройке: герои освещены мягким, рассеянным светом, но на волосах персонажей играют блики, образованные "прорвавшимся" прямым лучом света. Центральные фигуры выделены с помощью ограниченной ГРИП и тональной перспективы. Девушка сидит лицом к камере и ее напряжение видно в позе и мимике, парень повернут к камере спиной, но кисть его руки на фоне черной куртки подруги, рассказывает о его эмоциональном состоянии.
Взаимодействие элементов в композиции
Принципы гештальта
Фигура–фон: персонажи отделены от фона признаками тональной перспективы и ограниченной ГРИП.
Подобие: напряженные позы и близкие тона одежды сплетают их фигуры в одну конструкцию, которая сразу выявляет связь между ними.
Близость: визуально персонажи расположены очень близко друг к другу, так близко, что в глаза бросается взаимное перекрытие ─ это объединяет их в группу.
Замыкание: мозг легко достраивает невидимые из-за перекрытия и рамки кадра части фигур.
Симметрия: конструкция кадра, в целом, симметрична, но ракурс и различия в позах вносят асимметричные моменты, которые позволяют предполагать в фотографии наличие скрытого движения.
Линии и формы
Ведущие линии: основными линиями, определяющими конструкцию кадра можно назвать вертикали и дигагонали. Первые создают ощущение нестабильности и тревоги, вторые ─ добавляют в кадр напряжение. Роль горизонтальных линий менее очевидна, так как они либо находятся в размытом фоне, либо демонстрируют низкую контрастность.
Геометрия: архитектурные конструкции во всех планах определяют жесткую геометрию, которая, как часто случается, создает конфликтное взаимодествие с пластичными, мягкими контурами человеческих фигур. Этот распространенный прием основан на диалектическом единстве, казалось бы несовместимых форм, образующих композицию.
Тональная градация
Контраст: самые контрастные формы сосредоточены в куртке девушки и изображении зданий в фоне. Такое сочетание поддерживает связь визуального центра изображения с формами, образующими фон. Добавлю, контровое освещение отлично отделяет фигуры главных героев от близкого по тону фона, благодаря светлой линии контура.
Плавные переходы: в этом снимке большинство тональных переходов довольно мягкие и гармоничные, благодаря мягкому освещению большей части снимка.
Глубина и объём (ГРИП)
Плановость: в снимке четко выделены передний план и фон, прежде всего за счет тональной перспективы и умеренной ГРИП: от темных тонов пальто девушки на переднем плане до более светлых, которыми окрашен задний план.
Тактильный контраст: в снимке преобладает матовая текстура ─ мягкая текстура кожи и одежды, выраженная матовая текстура камня.
Движение
Имплицитное действие: основное движение этого кадра сосредоточено в руке молодого человека. Выразительный жест руки, расположенной на контрастном черном фоне, фактически содержит все напряжение и всю динамику, которые есть в этом разговоре, это главный смысловой центр всей композиции. В фотографии движется только эта рука, демонстрируя нервозность, напряжение и агрессию.
Симметрия и асимметрия
Симметрия условно присутствует в кадре: сцена включает симметрию двух человеческих фигур, которое нарушается деталями, самый важный фактор асимметрии ─ это ракурс.
Ракурс и освещение
Ракурс: камера расположена ниже уровня глаз персонажей, это добавляет категоричности и безысходности. Ракурс в котором снят молодой человек позволяет видеть только его спину, что подчеркивает жесткость и бескомпромиссность момента.
Освещение: рассеянный естественный свет рисует мягкую светотень, прорвавшийся поток прямого контрового света отражается яркими бликами в прическах героев и подсвечивает контуры их фигур.
Вывод
Фотография демонстрирует очень жесткую и эмоциональную сцену, при этом прмисутствуют аллюзии на некоторые гештальт-признаки, что говорит о том, что снимок может легко и естественно восприниматься зрителем.
Снимки из социальных сетей
Публикации выбраны из социальных сетей достаточно случайно, чтобы провести анализ по формальным признакам. Не буду указывать авторов, потому что наша задача состоит только в том, чтобы научиться максимально объективно оценивать собственные работы, но не выражать свое одобрение или его отсутствие.
Портрет девушки, сидящей на корточках на берегу ручья. Цветной снимок, поза девушки весьма неудобна, на мой взгляд. Лицо и поза выражают настороженное ожидание...
Идея и визуальная реализация
Концепция кадра: подчеркнуть женскую привлекательность и незащищенность через одежду, позу и мимику и окружение.
Реализация: использование естественного освещения для создания светотеневого рисунка, привлекающего внимание к индивидуальности образа. Девушка достаточно удачно вписана в окружающую среду.
Взаимодействие элементов в композиции
Принципы гештальта
Фигура–фон: фигура модели отделена от второго плана и фона блакодаря незначительной ГРИП. В кадре присутствуют признаки линейной перспективы, что тоже создает глубину, но размытый фон и второй план, снижают значение линейной перспективы в создании объема.
Простота: фигура легко выделяется взглядом благодаря оттенку и тону, детали понятны и легко воспринимаются.
Замыкание: скрытые за рамкой кадра элементы фона легко восстанавливаются в процессе восприятия, тоже можно сказать о фигуре девушки.
Симметрия: фотография содержит почти идеальную симметрию, нарушенную только в деталях: наклон и поворот головы.
Линии и формы
Ведущие линии: диагональные линии в фоне взаимодействуют с вертикалью тела. Есть еще диагонали, контурами ног и мягкими линиями плеч, в целом, конструкция воспринимается через контраст вертикальных и горизонтальных линий, в качестве последних воспринимаются очень слабые диагонали, составляющие контуры ручья и дороги.
Геометрия: прежде всего в глаза бросается неустойчивое равовесие в кадре, обусловленной вертикалями в фигуре девушки ─ это распространенная конструкция для демонстрации неустойчивого состояния. В сравнении с центральной фигурой остальные контрастные переходы воспринимаются довольно тяжело, взгляду сложно адаптироваться к тональностям в которых изображен ландшафт от почти максимальных тональных значений в центральной фигуре. Нужно добавить, что ветки деревьев вокруг создают некоторый хаос линий, но не пересекают и не "вростают" в контур фигуры. Ветки над головой девушки "давят" и даже есть ощущение, что наклон головы ─ результат этого давления.
Тональная градация
Контраст: как я уже написал: наибольший контраст создается центральной фигурой ─ это самый светлый объект в кадре, его яркость сразу привлекает внимание.
Плавные переходы: в этом снимке все тональные переходы следует разделить на две зоны: ландшафт, занимающий фон и фигуру девушки ─ поотдельности в них вполне гармоничные и мягкие тональные переходы ─ между этими зонами "тональная пропасть".
Глубина и объём (ГРИП)
Плановость: в снимке есть четкое разделение между передним планом и фоном, за счет оттенка, обратной тональной перспективы и ограниченной ГРИП. Есть и проблема, она заключается в том, что то, что воспринимается как фон, на самом деле состоит из второго плана и фона. К сожалению, довольно большой отрезок глубины, включающий ручей и дорожку за ним, интерпретируется как часть фона и это обедняет представление о глубине пространства в кадре.
Тактильный контраст: благодаря мягкому рассеянному свету в снимке присутствуют только матовые текстуры, никаких световых бликов нет. Присутствие бликов часто усиливает ощущение объема.
Скрытое вижение
Имплицитное действие: о присутствии скрытого движения говорят: поворот и наклон головы, направление взгляда и неустойчивая поза.
Симметрия и асимметрия
Конструкция снимка абсолютно симметрична относительно вертикальной оси. Небольшую асимметрию вносят: наклон тела, положение рук, поворот головы и взгляд ─ эти нюансы вносят в кадр скрытую динамику.
Ракурс и освещение
Ракурс: камера расположена значительно ниже уровня глаз, это делает образ более уверенным и значимым, добаляя ему основательность. В данном случае, ракурс вносит диспропорцию в фигуру модели: увеличивает визуальный вес нижней части тела и делает ноги непропорционально короткими. Вся нижняя часть тела выглядит неэстетично, у меня возникла ассоциация с работами Дианы Арбус... такое себя сравнение для гламурного снимка...
Освещение: естественный рассеянный свет, создает невыраженыый и очень мягкий светотеневой рисунок.
Вывод
Уважаемый читатель, вывод об уровне фотографии сделайте самостоятельно и, если хотите, изложите его в комментарии под этой статьей.
Студийный портрет двух полуодетых девушек.
Идея и визуальная реализация
Концепция кадра: вся таже, очень распространенная в социальных сетях, идея женской сексуальности, незащищенности и зависимости от обстоятельств ─ во всяком случае, я именно так понял идею этого снимка.
Реализация: использование двух источников света (возможно двух!): заполняющего и бокового (моделирующего).
Видимо, по замыслу автора, источник рисующего света является доминирующим, поэтому экспозиция от него дает практически "пересвеченный" результат... вполне возможно, мое впечатление основано на недостаточно качественном файле, который я сохранил из сети.
Интерьер сцены состоит из стопки матрасов, подобранных по цвету и находящихся в гармонии с фоном. Две девушки в черном и белом белье и это все ─ очень минималистичный снимок.
Взаимодействие элементов в композиции
Принципы гештальта
Фигура–фон: в снимке есть четко разделенные передний, средний и задний (фон) планы. Они разделены с помощью цветовых оттенков, линейной перспективы и взаимного перекрытия фигур. Расположение объектов читается достаточно просто и однозначно. Нужно сказать, что геометрия контуров тела "девушки в белом" прослеживается несравненно лучше, чем у ее коллеги, тело которой, в значительной мере, сливается с окружающими объектами.
Простота: фигуры легко выделяется благодаря оттенку и тону, но нельзя не сказать о визуальном шуме, который присутствует в значительной степени. Пол и стопка разноцветных матрасов отвлекают внимание.
Симметрия: снимок симметричен, и как часто бывает, асимметрию вносят детали в позах и положении тел, можно говорить о симметрии вертикальной и горизонтальной и центральной.
Линии и формы
Ведущие линии: слабые диагональные линии контуров верхних матрасов соседствуют с горизонталями нижних. Фигуры персонажей выявляют сильные диагонали рук "девушки в черном" и вертикали контуров тел.
Геометрия: устойчивое равновесие в фигуре "девушки в черном" соседствует с неустойчивым положением тела второй девушки, их взаимодествие рождает конфликт, добавивший фотографии драматизм и, даже кажется, немного "депрессивности".
Тональная градация
Контраст: наибольший контраст создается фигурой "девушки в белом", хотя за счет освещения правая часто ее тела находитсся в тени ─ сознательно или бессознательно, но автор снова сделал шаг навстречу тоске и депрессии.
Собственно, фигура "девушки в белом" ─ самый яркий контрастный акцент в снимке, фигура "девушки в черном", скорей всего задумывалась автором как контрастный акцент в тенях, но не сработала. Еще должен добавить, что детали в фигуре "девушки в черном" читаются не однозначно, на мой взгляд, это персонаж концентрирует в себе большую часть визуального шума, которого в этой композиции, без того, достаточно.
Плавные переходы: в снимке достаточно резкие тональные переходы благодаря "жесткому" освещению и это работает на драматическое восприятие фотографии. В этом направлении работает вся светотеневая картина, благодаря ей изображение выглядит "грязным" ─ это определение не следует рассматривать как недостаток, многие выдающиеся фотографии сделаны в таком ключе, я просто описываю то, что вижу.
Глубина и объём (ГРИП)
Плановость: в снимке есть четкое разделение между передним, средним и задним (фоном) планами. Есть коллизия, которая заключается в расположении моделей ─ "девушка в белом" расположилась на переднем плане, что позволяет говорить об обратной тональной перспективе. В общем, планы разделены за счет признаков линейной перспективы (боковые линии верхнего матраса) и взаимного перекрытия фигур. Планы разделены, расположение объектов в пространстве считывается однозначно, но объем читается неоднозначно.
Тактильный контраст: боковое освещение хорошо прорисовывает текстуры, за исключением кожи на освещенных частях лиц (я уже писал, что это возможно из-за низкого качества имеющегося у меня файла).
Скрытое движение
Имплицитное действие: скрытая динамика отлично наблюдается в этом снимке благодаря позам.
Симметрия и асимметрия
Конструкция снимка симметрична, асимметрию вносят: наклоны тел, положение рук, поворот головы "девушки в белом" и взгляд "девушки в черном" ─ все это говорит о наличии в кадре скрытой динамики.
Ракурс и освещение
Ракурс: камера расположена ниже уровня глаз, поэтому наблюдается диспропорция в фигурах девушек: увеличен визуальный вес нижней части тел, что очень заметно в фигуре "девушки в белом".
Освещение: определяя направление световых потоков, я затрудняюсь сказать определенно о том, был ли вообще источник "заполняющего света" или фотограф обошелся единственным источником, расположенным позади-слева от камеры... и все-таки склоняюсь к варианту с одним источником.
Вывод
Все не однозначно. С одной стороны, есть идея и есть ее реализация, другой ─ множество спорных моментов, мешают восприятию этой идеи.
Нужно сказать, что эта фотография выбрана мной из серии, опубликованной автором. Сам по себе, такой подход не предполает объективности, поэтому я уточняю, что все снимки в серии, так или иначе поддерживают одну идею.
Визуальная реализация вполне соответствует драматизму идеи, но меня объективно разочаровывают многие технические приемы, которые автор применил для создания визуальной конструкции.
Возможно вы не согласны со мной, если так, напишите комментарий под статьей... может получится интересная дискуссия!
Портрет, который можно было бы назвать "Девушка с обнаженной грудью"... Поясной портрет очень красивой девушки анфас, прикрывшей руками грудь, вроде напрашивается определение "стыдливо", но больше подходит определение "демонстративно"... как-то так. Такими снимками переполнены социальные сети, часто они выполнены в формате "селфи", но не этот.
Разберем его достоинства и недостатки.
Идея и визуальная реализация
Концепция кадра: в каком-то смысле этот снимок относится к жанру, который называется "Simple nu". Если вы не знали, в этом жанре работали *Irving Penn*, *Ruth Bernhard*, *Edward Weston*, *Peter Lindbergh*, *Helmut Newton* и многие другие выдающиеся и великие фотографы. Но жанр определяет лишь направление, но не характеризует качество фотографии.
Реализация: красивая молодая женщина сидит анфас на красном кожаном диване, помада на ее губах и тонкий браслет на руке совпадают по тону и оттенку с обивкой дивана. Сцена освещена одним источником, расположенным за камерой, выше и левей ее оптической оси. Светотень достаточно вялая.
Взаимодействие элементов в композиции
Принципы гештальта
Фигура–фон: фигура девушки отделена от фона только благодаря ограниченной ГРИП, поэтому объем ощущается слабо. Есть еще диагональные линии, разделяющие подушки дивана, но эффект линейной перспективы почти не заметен, очень похоже, что использовалось достаточно большое фокусное расстояние, из-за чего перспектива была "сжата". В целом, первый план выделяется за счет тона и цветового оттенка.
Симметрия: конструкция имеет почти идеальную симметрию, которая слегка нарушена положением рук, наклоном головы и расположением подушек дивана. И этого достаточно, чтобы говорить о скрытой динамике, хотя изображение выглядит статичным, что-то вроде "Я уже показала, то что хотела ─ мяч на вашей стороне!", иными словами, в снимке скрыта явная агрессия.
Простота: фигура девушки легко выделяется оттенком и тоном.
Линии и формы
Ведущие линии: основные направляющие линии связаны с руками ─ это контуры плечей, предплечий и пальцев, все они приводят взгляд к груди. Линии, образующие контуры дивана, создают вертикали, горизонтали и диагонали, влияние которых можно обозначить как "визуальный шум" ─ они достаточно слабые и их значение в визуальной конструкции неочевидно.
Геометрия: плоскость изображения разделена пополам цветовым оттенком, верхняя часть ссылается на оттенки тела, нижняя ─ связана с макияжем на губах и тонким браслетом на руке девушки. Визуальный вес этих связей не соизмерим, поэтому читаются они довольно тяжело.
Линии, образованные конструкцией дивана слабо участвуют в конструкции кадра, проще говоря, мало что дают для направленного восприятия фотографии. В целом, композиция (???) довольно статичная, о деталях, нарушающих симметрию, скажу ниже.
Тональная градация
Контраст: отчетливо видны три контрастные зоны: масса волос, то, что прикрывает бедра девушки (буду называать это шорты), видимая часть дивана и стна за спиной. Визуально волосы и шорты воспринимаются как две зоны одного тона и оттенка, это образует устойчивую связь между ними.
В итоге, появляется ощущение неустойчивого равновесия, как почти всегда происходит при восприятии вертикальных конструкций.
Плавные переходы: тональную картину я охарактеризовал бы как "конструкцию с контрастными зонами", смысл такого определения в том, что нужно рассматривать как общую тональную картину, так и тональные переходы в главном объекте.
Общая картина: фигура девушки легко выделяется в кадре, волосы создают четкую границу вокруг лица, диван и "шорты" выделяют торс, образуя его основание ─ фигура модели "зафиксирована" между "темными зонами".
Центральный объект: мягкие тональные переходы создают довольно вялый, не акцентированный светоневой рисунок, так происходит из-за слишком высокой насыщенности оттенков.
Глубина и объём (ГРИП)
Плановость: фигура девушки легко читается благодаря контрасту, но говорить о разделении планов сложно, изображение выглядит довольно плоско, не помогает и небольшая размытость фона. Можно догадаться, что при съемке использовалось слишком большое фокусное расстояние, которое "сжало" перспективу.
Тактильный контраст: для снимков такого рода, часто большое значение имеет детализация текстур, к сожалению, на этом снимке текстуры размыты, возможно дело в качестве фотографии, попавшей в мои руки...
Скрытое движение
Наклон головы создает ощущение некоторой скрытой динамики, я бы охарактеризовал ожидаемое действие словами "вызов" и "агрессия", возможно я ошибаюсь в определении конкретного действия, но динамика в снимке присутствует однозначно.
Симметрия и асимметрия
Компановка кадра симметрична, небольшую асимметрию вносят: наклон головы, положение рук, расположение линий рисующих подушки дивана, все это поддерживат динамику, присутствующую в фотографии.
Ракурс и освещение
Ракурс: камера расположена ниже уровня глаз и это способствует пропорциональному изображению лица девушки и ее груди... мне кажется именно эти части тела автор предполагал в качестве визуальных центров внимания.
Освещение: один источник (его отражение можно наблюдать в глазах девушки) создает достаточно жеское освещение, эта "жесткость" в некотрой мере компенсируется отражением от светлых стен помещения, но при этом световые потоки становятся более хаотичными.
Вывод
Анализ показал... не буду повторять то, что уже написал об этом снимке, есть важный вывод, который следует из написанного... в фотографии всегда две важные сущности, которые делают работу фотографа осмысленной и плодотворной: идея и ее визуальное представление. Если эти сущности присутствуют и их сочетание гармонично и пропорционально, то работа состоялась. Каждый выбирает пропорции, в которых эти начала присутствуют.
Идея показать обнаженность, мягко говоря, не оригинальна, но всегда популярна и востребована, как бургер из Макдональса, который по популярности оставляет далеко позади условное "Суфле Гран Марнье", но несмотря на свою востребованность, навсегда останется бутербродом.
Нагота воздействует на половое влечение, базирующееся на одном из основных инстинктов. Другой вопрос, как показать обнаженную натуру? В этом "как" кроется основное отличие настоящей Фотографии от образов стимулирующих влечение. Каждый автор сам решает, что и как ему снимать!
Собирая материал для этого раздела статьи, я совершенно случайно увидел данную публикацию. Она столь нетипична для подобных сообществ, что я указал имя автора.
Я не стану анализировать эти работы, попробуйте сделать это самостоятельно, уверен, что найти их будет несложно. Свое мнение можете оставить в комментариях под этой статьей.
Послесловие
Текст получился довольно длинным, поэтому осилит его только тот, кто серьезно увлечен Фотографией, иначе зачем себя мучить!
Любой фотограф должен понимать все о своих работах, иначе, подобно глухому музыканту, ему остается только прислушиваться к мнению посторонних, пытаясь определить свое место в Фотографии.
И конечно, я слышал о Бетховене, но во-первых, он был гением, во-вторых, потерял слух в зрелом возрасте, уже будучи выдающимся композитором, в-третьих, сколько еще "бетховенов" вам известны? А ведь исключения лишь подтверждают правила!
"Мнение посторонних" это важно, но стоит понимать, кто эти сторонние критики: иные "критики" обсуждают стати изображенных девушек, а "фотографы" принимают восхищение на свой счет... Но раз вы дочитали этот скучный длинный текст до конца, к вам точно это не относится!
Творческих успехов и выдающихся работ, коллеги!
Полный текст статьи можно найти на сайте фотографического агентства GurFoto.Ru.
Посетите сайт фотошколы school.gurfoto.ru.