Найти в Дзене
Фоторазговоры

Эффектные фотографии. Несколько важных моментов для начинающих

Оглавление

(18+)

Фото автора
Фото автора

Купил камеру и ощутил себя фотографом, даже деньги стал понемногу зарабатывать этим ремеслом... но почему люди, от которых так важно получить одобрение, отводят глаза..., а с другой стороны, лайки в соцсетях зашкаливают...

Оставьте версию о том, что коллеги и наставники просто завидуют и, кроме этого, проблем нет!

Поговорим о том, что должен уметь ХОРОШИЙ фотограф...

Несколько мыслей о шедеврах

Огюст Роден, скульптура
Огюст Роден, скульптура

Известный афоризм Родена "Я беру глыбу мрамора и отсекаю от нее все лишнее.", априори предполагает, что уже вначале работы Огюст Роден знал, какой результат ожидает его в итоге... странно думать, что скульптор был готов до изнеможения работать молотком, доверясь случаю. :)

В современном цифровом мире требуется лишь слегка двинуть указательный палец, чтобы получить очередной фотоснимок... без изнурительного труда, да что там "без труда", вообще не напрягаясь!

Нужно знать, что в фотографии существует два фундаментальных подхода к съемке:

  • результат определяется моментом, посланным свыше, вкупе с умением фотографа увидеть этот момент и оценить его
  • фотограф заранее, досконально продумывает все нюансы будущего кадра и тщательно подготовившись, снимает.

Парадокс в том, что обе концепции являются истинными. Если, очень условно, разделить всю фотографию на две части: спонтанную и постановочную, то все станет понятно.

К спонтанной фотографии относятся репортаж и стрит, когда фотограф, опираясь на опыт, вкус и талант, фиксирует представившийся момент.

К постановочной фотографии относятся все жанры, которые позволяют продумать кадр до съемки. Опять же, автор должен опираться на те же самые талант, вкус и опыт.

Одним из гениев спонтанной фотографии безусловно был Анри Картье-Брессон, выдающийся французский фотограф XX века. Картье-Брессон исповедовал филосовию, согласно которой, ПРОВЕДЕНИЕ дает фотографу МОМЕНТ, а фотограф "лишь" должен оценить его и зафиксировать с помощью камеры.

А.Картье-Брессон
А.Картье-Брессон

"Строить композицию, кадрировать в момент съемки - вот единственная правда, даже для репортёра." А.Картье-Брессон. Диалоги

Для постановочной фотографии, необходимостью является предварительная выработка концепции будущего кадра и проработка всех деталей еще до начала съемки. Иначе никак!

Дальше я буду говорить о постановочной фотографии, именно это направление наиболее актуально среди начинающих коммерческих фотографов.

Лирическое отступление... Когда-то, много лет назад, мне показали любительскую фотографию, где немолодая женщина стояла на фоне яркой голубой стены в оранжевом свитере и держала в каждой руке по ярко-желтой дыне размером с крупный апельсин.

Дыни находились на уровне груди, на лице была вымученная улыбка... представили себе?

В этом снимке была тоска по ушедшей молодости, страх перед будущим и еще много чего, что сделало из любительской карточки, полноценную историю, даже сагу...

Сложилась и визуальная конструкция: симметрия, дополненная деталями, которые сохранили в кадре движение, замечательно сочетающиеся яркие и чистые цвета, тени от солнца... все сложилось без участия фотографа, который только нажал на спуск в нужный момент ─ так случилось! :)

После моего восхищения, фотографию распечатали, вставили в рамку и повесили на стену в тесной прихожей... кажется, до сих пор, я единственный ценитель этой замечательной работы. :)

У меня нет готового рецепта как осознанно получить выдающийся результат, думаю рецепта вообще не существует...

Но есть и хорошая новость, я знаю как сделать работы максимально выразительными, чтобы ваши идеи заметили и оценили...

Идея в фотографии

"Идея, товарищи, — это человеческая
мысль, облечённая в логическую
шахматную форму."
И.Ильф, Е.Петров

С "идеей", вроде бы, можно не заморачиваться, достаточно снять красивую девушку и успех обеспечен... если удастся минимизировать количество одежды на ней, то успех сменится триумфом... нет девушки? Не беда, подойдет трогательная зверушка: собака, котик или енот.

Такой подход ─ это самый простой способ собрать гору лайков, нужно только найти подходящую социальную площадку... Простите за сарказм, вы же понимаете, что это шутка.

Подобный подход заключается в грубом воздействии на определенные психологические и физиологические особенности человеческой натуры: половой инстинкт или любовь к животным, а, в качестве приправы, можно сдобрить все это порцией сантиментов.

Возможно я не совсем точно определил механизм подобного воздействия, пусть меня поправят психологи, но думаю, в целом, мой нарратив понятен.

Можно на этом остановится, но тогда ваша работа превратится в вечную погоню за красивыми женщинами и котиками... Конечно, не всегда и не всем из нас удается в качестве идеи для съемки представить историю "Госпожи Бовари", это непросто... тем более, если ваша фамилия не Флобер, как в моем случае.

Ю.Смит
Ю.Смит

Юджин Смит, выдающийся американский фотограф, запечатлел рождение ребенка. Все предельно выразительно и драматично, это не изображение красивой девушки в нарядной одежде с пушистым котиком в руках. Сюжет, без натяжки, завораживает, если в вас есть хоть капля эмпатии.

Тем не менее любую фотографию можно сделать максимально выразительной!

Важное замечание, самый простой сюжет можно представить максимально эффектно, если знать законы восприятия изображения и цинично использовать эти знания в своей работе :) Об этом чуть позже, сначала закончу с "идеей".

В общем случае, идея включает мысль, которую автор стремится донести до зрителя, но, кроме сюжета, в ней еще есть выразительные средства, используемые автором, чтобы достичь максимального эффекта.

По другому, "структура" идеи повторяет пресловутую модель восприятия изображения, включающую два аспекта: смысловой и визуальный. О модели восприятия изображения вы, конечно, знаете, если нет, этот пробел лучше устранить как можно быстрей.

Сюжет, как смысловая реализация

О смысловой реализации мы говорим всегда, даже тогда, когда ничего не знаем
о выразительных средствах и композиции, она включает все, что связано с сюжетом: котиков, песиков, енотов, девушек, наряды этих девушек, если они есть, намеки на то, что уже произошло и признаки того, что произойдет после окончания съемки.

Поэтому чем более детально продуман сюжет, тем легче подобрать выразительные средства, с помощью которых история должна быть визуализирована.

Б.Брандт
Б.Брандт

Констебль в проулке между домами... можно придумать множество историй о том, как он здесь оказался и что с ним произойдет. С помощью выразительных средств сюжет получил драматическую интерпретацию: контрастные тональные формы, вертикальные линии, перспектива, создающая иллюзию объема: вместе эти средства циклично возвращают взгляд к фигуре полицейского и простой факт "наличия присутствия" приобретает черты драматической истории.

Визуальным рядом мы называем все то, что помогает зрителю понять сюжет таким образом, каким его видит автор. Более того, визуальное решение часто зависит от коннотации той истории, которая содержится в сюжете. Например, фотография оформленная в стиле "Noir", в общем случае, подчеркивает драматичность, а "Pin up" настраивает на легкомысленный лад.

Это правило действует в случаях, когда основа фотографии, в большей степени, опирается на сюжет. Если идея носит скорей абстрактный характер, то этот порядок может меняться и доминирующим становится визуальный ряд.

А иногда визуальные средства формируют смысл, но об этом поговорим в другой статье...

П.Линдберг
П.Линдберг

Портрет актрисы Ш.Стоун работы П.Линдберга. Казалось бы, известная актриса, старый стул и пляж: что можно придумать, чтобы не снять очередной портрет знаменитости? Посмотрите внимательно: здесь и начало пути, и место человека рядом с природой, и много чего другого, что, в большей степени, зависит от фантазии зрителя :)

Итак, сюжет продуман до мельчайших деталей, построена вся цепочка событий: что было до начала экспозиции, что представляет собой момент и что случится после него. Определены участники, их костюмы и отношения. Драматургия совершенно понятна... да, это сродни написанию пьесы и постановке спектакля.

Визуальная основа изображения

Вспоминается чудесный фильм М.Захарова "Формула любви" и фраза из него: "Материализация чувственных идей в зрительные образы"... чуть раньше разговор шел о сюжете, который является частью идеи, сейчас пойдет речь о его "материализации"...

Пришло время обсудить средства, которые позволяют максимально выразительно представить сюжет зрителю ─ поговорим о визуальной реализации подробней.

На самом деле, не существует четкой границы, разделяющей смысловую и визуальную составляющие изображения. Например, позы и жесты часто можно отнести как к одной, так и к другой сущности, то же касается взаимного расположения объектов. Одни и те же черты могут появляться при описании как смысловой, так и визуальной составляющих фотографии.

Ф.Халсман
Ф.Халсман

Знаменитая фотография Филиппа Халсмана, попробуйте разделить составляющие идею снимка сюжет и выразительные средства. Чем служит поза героя? Она выражает эмоциональное состояние или создает физическую форму, лежащую в основе композиции? Анализ этого снимка может доставить эстетическое удовольствие... или свести с ума...

Сложно перечислить характеристики изображения, определяющие его визуально. Я попытаюсь это сделать, хотя уверен, что список будет неполный, зато это будет открытый список и вы всегда сможете его расширить для себя, продвигаясь в профессии.

Компоновка и соразмерность

Взаимодействие объектов кадре ─ один из способов выражения идеи. В качестве примера приведу работы замечательного Эллиотта Эрвитта, который покинул нас всего несколько месяцев назад. Он был самым ироничным фотографом из известных мне.

Эллиотт Эрвитт
Эллиотт Эрвитт
Эллиотт Эрвитт
Эллиотт Эрвитт

Юмор, основанный на контрасте между образом и размерами его носителя, понятен любому зрителю. Это действительно весело!

Эллиотт Эрвитт
Эллиотт Эрвитт
Эллиотт Эрвитт
Эллиотт Эрвитт

В двух последних работах улыбку вызывает комическое визуальное сходство несоизмеримых образов.

Эллиотт Эрвитт
Эллиотт Эрвитт

Необычное использование компоновки изображения, когда взаимное расположение объектов практически обнуляет линейную перспективу, создавая причудливый мир, не лишенный иронии.

Фото автора
Фото автора

Я решил "примазаться" к славе Мастера, и вставил свой снимок, который иллюстрирует ничтожность человеческого Эго в большом мире. Уже не так смешно, но и я не Э.Эрвитт :)

Цвет, насыщенность и тон

Цвет и тон ─ отличный инструмент для привлечения внимания зрителя... Если идея не очевидна, играйте цветом, насыщенностью и тоном... только осторожно, тут легко оказаться вульгарным, помогать должны вкус и чувство меры.

Ги Бурден ─ мастер фэшн фотографии. У него все на грани, а иногда и за ней.

Ги Бурден
Ги Бурден

Выделение цветом. С помощью цвета, внимание сразу обращено на девушку, а если кому-то этого мало, то замечательная контрастная тень не даст отвести взгляд :)

Ги Бурден
Ги Бурден

Обнаженную грудь вы, возможно, заметите не сразу, но фигура мгновенно привлечет внимание насыщенным цветом. Вообще, такой прием используется фотографами так часто и грубо, что сначала лучше стать "ги бурденом" и только потом его исвоспользовать!

Ги Бурден
Ги Бурден

Прекрасный пример организации визуальной связи объектов с помощью тона. Все тот же Ги Бурден, как у всякого выдающегося мастера, диапазон применяемых приемов очень широк.

Перспектива

Обдумывая этот раздел, я не секунды не сомневался в том, что в качестве примера приведу работы А.Картье-Брессона.

А.Картье-Брессон
А.Картье-Брессон

Линейная и тональная перспективы отлично рисуют глубину картинного пространства и организуют расположение объектов в нем. Кроме того, жесткие тени на переднем плане направляют взгляд прямо на главные персонажи.

Более наглядного примера использования линейной перспективы не найти!

А.Картье-Брессон
А.Картье-Брессон

Мальчик в гамаке, его тень и люди на втором плане вместе создают глубину пространства и, одновременно, "ведут" взгляд от одного персонажа к другому...

А.Картье-Брессон
А.Картье-Брессон

Ценителям "бритвенной" резкости рекомендую сразу закрыть глаза, чтобы не испытать дискомфорт. :) Для остальных, фокусировка важна, но не всегда уместна, еще существует 0,00000000000001% фотографий, где она не имеет значение! :)

Эта фотография отличный пример использования обратной тональной перспективы, чтобы заставить зрителя внимательно изучить все детали... помните только о "проценте" случаев, когда такой прием становится уместным.

Знаки

Знаки ─ это лексические единицы выразительного языка фотографии... дискуссию о существовании которого, уже больше века, не могут завершить искусствоведы.

Однако, знаки существуют, независимо от того, существует ли язык и являются ли эти знаки его лексическими единицами.

Р.Аведон
Р.Аведон

Простой пример, девушка на портрете, с помощью руки, привлекает взгляд зрителя к лицу, рука ─ это знак-указатель. Конечно, кроме того, рука участвует в создании композиции, попробуйте прикрыть руку кусочком серой бумаги и убедитесь, что без руки не обойтись.

Р.Аведон
Р.Аведон

Пальцы рук "лепят" из лица некий арт объект, являясь при этом иконическими знаками.

Р.Аведон
Р.Аведон

Художник С.Дали и его жена Гала. Левая рука Галы ─ знак, привлекающий взгляд и формирующий "портрет Дали"... такая затейливая композиция удается редко и не всем!

Р.Аведон
Р.Аведон

Все знают человека на портрете, это Боб Дилан, но если бы мы не узнали музыканта, то чехол от гитары у его ног подсказал бы зрителю род занятий юноши. :) В данном контексте чехол является знаком-символом, называющим профессию человека.

Р.Аведон
Р.Аведон

Вывеска в левой части, называет место, где все происходит. Такого рода знаки, косвенно определяющие определенные обстоятельства, называются "индексами".

Р.Аведон
Р.Аведон

Забавный пример использования знаков... Рука в характерном жесте ─ это иконический знак, он устанавливает связь между изображением и его значением. Одновременно это знак-символ, уточняющий эмоции человека на портрете. Ну а если кто-то не понял смысла, то на лбу Эбби Хофмана, известного левого активиста из "чикагской семерки", есть соответствующая надпись ─ это индексный знак. :)

Это собирательный образ человека, для которого символы важней содержания.

Глубина резкости

Еще одно средство, часто используемое, чтобы добиться выразительности. Наверное, это средство вызывает наибольшее количество споров и дискуссий в среде новичков.

Новички часто используют ГРИП, чтобы "создать" объем картинного пространства. Они максимально сокращают ГРИП, "размазывая" фон, передний план и часто частично размывают сам объект съемки.

Невозможно однозначно определить, какой должна быть ГРИП на конкретном изображении, как обычно в фотографии, готовый рецепт не существует. Важно понимать, что к иллюзии объема ГРИП имеет мало отношения и вот почему.

Глубина резкости ─ характеристика оптической системы, одна из нескольких, человеческое зрение формирует изображение в памяти, многократно сканируя пространство в поле зрения. Чем дольше человек смотрит, тем больше деталей остается в его памяти... и все они всегда резкие!

Посмотрите на произведения классической живописи, там все в резкости, кроме того, что размыто благодаря атмосферной перспективе, как на картине Леонардо да Винчи "Мона Лиза"

Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи

Обратите внимание как нарисован фон, он слегка размыт, благодаря тому, что воздух не совсем прозрачен, это и есть атмосферная перспектива. Художники эпохи Возрождения отлично понимали как устроен наш Мир. :)

Тем не менее, глубина резкости или ГРИП ─ вполне приемлемый прием для управления вниманием зрителя. Этим приемом пользуются многие фотографы.

П.Линдберг
П.Линдберг
Р.Аведон
Р.Аведон

Гораздо более сложный вариант использования ГРИП, когда нерезкость создается на переднем плане, как на портрете вверху. Ниже еще несколько примеров такого использования ГРИП.

П.Линдберг
П.Линдберг
Х.Ньютон
Х.Ньютон
И.Пенн
И.Пенн

Важные итоги

Далеко не все становятся выдающимися фотографами, не все создают гениальные фотографии, к сожалению.

На мой взгляд, лучше представлять собственное место в системе отсчета, принятой для оценки гениев. Я называю это адекватностью. :)

Хочется обходиться без уничижительной самооценки и не окунаться в иллюзию собственной гениальности: постараемся оставаться в рамках адекватности... насколько возможно.

Чего однозначно можно достичь, это умения анализировать изображения и, как следствие, научиться создавать фотографии, где гармонично сочетаются элементы смысловой и визуальной структуры... это не просто, но абсолютно достижимо.

А это значит, что быть ХОРОШИМ фотографом может каждый... или почти каждый.

В дальнейшем, используя насмотренность, которую, я уверен, вы постоянно развиваете и используя навыки создания композиции, вы будете создавать красивые и выразительные снимки для клиентов. Это будет вашим преимуществом, развивайте свою "экспертность", коллеги.

Полный текст статьи можно читать на сайте фотоагентства GurFoto.Ru https://gurfoto.ru/blog/spectacular_photos/

В новом году мы постараемся написать еще больше полезных статей. Подписывайтесь на этот канал в Дзене, вступайте в сообщество https://vk.com/rostov.photoschool, а тех, кто живет в Ростове-на-Дону, я приглашаю в нашу школу https://school.gurfoto.ru/