Порой археологам не удаётся точно определить происхождение древних находок, отнести их к определённому времени или культуре. Это может быть связано с несколькими факторами.
Во-первых, если у предмета нет аналогов — то есть похожих вещей с уже известной историей. Во-вторых, если находка была обнаружена вне археологического контекста, в месте, где не было обнаружено других предметов, которые могли бы помочь узнать её возраст и назначение. Или же, если она найдена случайно, и археологический контекст был утрачен.
В таких случаях учёный может только выдвигать гипотезы. Среди археологов существует шутка: «Если не можешь определить назначение предмета, значит, он имеет культовое значение».
К таким «непростым» находкам, не имеющим точных аналогий, относится уникальное надгробие, которое хранится в Анапском археологическом музее.
Этот памятник представляет собой антропоморфную стелу — полуфигуру из известняка серовато-белого цвета. На ней выделяются покатые плечи и овальная голова с схематично проработанным лицом: круглыми глазами, вытянутым треугольным носом и овальным ртом. Голова закутана в платок, окрашенный в чёрный цвет, следы этой краски видны на голове и груди. Складки платка и губы выделены красной краской.
Размеры стелы составляют: высота — 66 см, ширина — 28 см, толщина — 16 см. Нижняя часть надгробия, высотой 15 см, выполнена грубо и не обработана, и, возможно, предназначалась для закапывания в землю.
Обнаружили надгробие в 1979 году в центре Анапы при устройстве траншеи под теплотрассу вдоль улиц Крепостной и Астраханской. Её извлек из грунта экскаватор. На лицевой стороне остался заметный след от удара зубом экскаваторного ковша.
За работами в траншее следили археологи. В результате раскопок им удалось обнаружить и исследовать 71 захоронение, относящееся к античному периоду. Эта территория является частью некрополя Горгиппии. Помимо множества погребального инвентаря и нашего загадочного надгробия, были найдены и другие надгробные памятники известных типов — статуи-полуфигуры и антропоморфные плоские стеллы.
Доктор исторических наук и начальник Анапской археологической экспедиции (1972-2001 гг.) Екатерина Михайловна Алексеева, опубликовавшая надгробие в 1982 году, высказала некоторые предположения.
Она считает, что стела изображает набальзамированную мумию. При помощи рельефов и краски на изваянии передана система пеленания усопшего. Исследовательница ссылается на сообщение Геродота о бальзамировании скифских вождей в северопричерноморских степях и египетские подвески, изображающие канопу — сосуд для бальзамирования покойника, которые имеют общие черты с трактовкой антропоморфной фигуры надгробия.
Также можно предположить, что стелла является варварским подражанием греческим надгробным статуям-полуфигурам, которые были широко распространены на территории некрополя Горгиппии с III века до нашей эры по II век нашей эры (подобные памятники также встречаются на территории некрополей античных поселений и городов, которые располагались на Таманском и Керченском полуостровах).
Этот тип надгробий имеет несколько общих черт с нашей стеллой:
- Они также представляют собой поясные фигуры, предназначенные для обзора только спереди.
- Основание этих памятников выполнено в виде необработанного расширения, что позволяет закапывать их в землю.
- На фигурах можно увидеть следы красной краски, которая подчеркивает складки одежды.
Кроме того, исследователи высказывают осторожное предположение, что этот памятник может принадлежать к более ранним культурам эпохи бронзового века и каким-то образом оказаться на территории античного некрополя. Например, его могли использовать как строительную деталь в конструкции одного из погребальных сооружений.
Благодаря своей уникальности и необычному внешнему виду, надгробие вызывает большой интерес у рядовых посетителей музея и специалистов по истории и археологии. Его можно увидеть в экспозиции музея «Античный город Горгиппия».
Литература: Алексеева Е.М. Юго-восточная часть некрополя Горгиппии // Горгиппия II. Краснодар, 1982. С. 106. Рис. 60. Алексеева Е. М. Антропоморфные «надгробия» некрополя Горгиппии // Древности Боспора. Т. 22. М. С. 9-23.