Продукты питания в Латвии такие дорогие, что государству пришлось озаботиться ограничением роста цен
В конце прошлого года Минэкономики подало в правительство поправки к закону о запрете нечестной торговой практики, напоминает латышский публицист Арнис Клуйнис. Целью поправок было названо благое дело - снижение цен на продукты питания. На передний план выдвигался запрет розничным продавцам устанавливать более высокую наценку на латвийские товары, чем на импортные.
Однако конкретный случай с латвийским маслом в Эстонии сигнализирует о том, что таким образом средние цены в латвийских магазинах не снизятся, а вырастут.
Эстонцам дали возможность купить дешевое латвийское масло, расходы на производство которого дотировали покупатели из Латвии. То есть в прошедшие праздники бутерброды и масляное печенье стали доступны эстонцам, которые не могут себе позволить быть патриотами и купить в том же магазине местное - эстонское - масло по 3 евро за пачку.
Священное слово экспорт
Об экспорте как о единственной возможности развития латвийской экономики говорится даже больше, чем о дороговизне в Латвии. В Эстонии масло не пытались продавать дороже 3 евро за стандартную 200-граммовую упаковку, а в Латвии требуют именно такую цену. И добиваются того, что такую цену платят - хотя бы из-за отсутствия выбора: в Латвии нет сейчас ни эстонского, ни литовского, ни новозеландского сливочного масла по 1,59 евро за пачку.
С точки зрения поощрения экспорта дороговизне продуктов питания и других товаров в Латвии можно найти два объяснения. Предположим, что производители воспользуются возможностью продавать на местном рынке дорогие товары, чтобы собрать денег на модернизацию производства и в дальнейшем - на расходы по маркетингу, в том числе на демпинг за рубежом, дабы попасть на иностранные рынки, получить возможность производить продукции больше и поэтому дешевле - не только для иностранного, но и для местного рынка.
Однако если на 35-м году после восстановления независимости все же приходится жаловаться на дороговизну латвийских товаров в Латвии, надо признать, что эта схема, скорее, относится к учебникам по экономике, чем к реальной жизни. Зачем предпринимателям прилагать дополнительные усилия и брать на себя риски в связи с экспортом, если на местном рынке тот же самый товар можно продать дороже?
Теоретически возможен и гибридный вариант - когда на экспорт отдают то, что не распродано на местном рынке, чтобы уменьшить предложение внутри страны, не создавать конкуренцию и не вызвать снижение цен. Если же экспортируют для того, чтобы уменьшить предложение на местном рынке, возможно, бизнесмены даже доплачивают, чтобы кто-то забрал остатки их продукции.
Говорят даже, что главные снабженцы Латвии импортными товарами - те, кто очищает склады за границей. Жаль, что сливочного масла (по крайней мере, на данный момент) среди этих товаров нет.
Вопросы, которых никто не задает
Скандально низкая цена конкретной пачки масла в Эстонии была выявлена случайно, но латвийские товары за границей по более низким ценам, чем в Латвии, - обычное дело. Такие цены должны вызвать интерес у латвийских госучреждений как повод задать вопрос - связаны ли цены на товары в Латвии непосредственно с производственными затратами или это цены, установленные в результате картельного соглашения? (А поддержанию их служит вроде бы однозначно одобряемый экспорт.)
Другими словами, себестоимость привычных для потребителей 180-200-граммовых пачек масла сейчас ближе к 1,59 или к 3,25 евро?
Определение окончательных цен остается за розничными торговцами, но и им государство могло бы задать вопрос - связаны ли каким-то образом их торговые наценки с ценами производителей и с налогами (на что бизнесмены всегда готовы пожаловаться)? Или все же розничные цены - это продукт торгового картеля?
В Латвии учреждением, которое задает производителям и торговцам подобные вопросы, считается Совет по конкуренции. В случае с маслом он наглядно показал, что обязанности свои не выполняет.
"Цену на товары формируют многие факторы, в том числе выбранная розничным торговцем коммерческая стратегия (включая установление наценки), регулировать которую Совет по конкуренции или государство не в состоянии", - сказано в заявлении совета.
То есть Совет по конкуренции дал ответ, совершенно противоположный тому, что обещали публично податели предложений по регулированию цен на продукты питания (с которых мы начали).
Еще явственнее позицию органа, призванного бдить за конкуренцией, выражает рекомендация в отношении сливочного масла "переориентироваться на альтернативные продукты по более низкой цене".
Пора привыкать к маргарину?
Читайте еще по теме:
Когда рынок "порешал": власти Латвии взялись регулировать цены на еду >>
Импортная гордость Латвии: магазины торгуют эстонским хлебом >>
Латвийцы голосуют кошельком: в магазинах полно продуктов из РФ >>