Найти в Дзене
Sputnik Латвия

Почему в Латвии пачка масла стоит 3,39 евро, а в Эстонии - 1,59?

Оглавление

Продукты питания в Латвии такие дорогие, что государству пришлось озаботиться ограничением роста цен

© CC BY 2.0 / Mike Haller
© CC BY 2.0 / Mike Haller

В конце прошлого года Минэкономики подало в правительство поправки к закону о запрете нечестной торговой практики, напоминает латышский публицист Арнис Клуйнис. Целью поправок было названо благое дело - снижение цен на продукты питания. На передний план выдвигался запрет розничным продавцам устанавливать более высокую наценку на латвийские товары, чем на импортные.

Однако конкретный случай с латвийским маслом в Эстонии сигнализирует о том, что таким образом средние цены в латвийских магазинах не снизятся, а вырастут.

Эстонцам дали возможность купить дешевое латвийское масло, расходы на производство которого дотировали покупатели из Латвии. То есть в прошедшие праздники бутерброды и масляное печенье стали доступны эстонцам, которые не могут себе позволить быть патриотами и купить в том же магазине местное - эстонское - масло по 3 евро за пачку.

Священное слово экспорт

Об экспорте как о единственной возможности развития латвийской экономики говорится даже больше, чем о дороговизне в Латвии. В Эстонии масло не пытались продавать дороже 3 евро за стандартную 200-граммовую упаковку, а в Латвии требуют именно такую цену. И добиваются того, что такую цену платят - хотя бы из-за отсутствия выбора: в Латвии нет сейчас ни эстонского, ни литовского, ни новозеландского сливочного масла по 1,59 евро за пачку.

Тележка с продуктами в супермаркете © Depositphotos/XxxPATRIK
Тележка с продуктами в супермаркете © Depositphotos/XxxPATRIK

С точки зрения поощрения экспорта дороговизне продуктов питания и других товаров в Латвии можно найти два объяснения. Предположим, что производители воспользуются возможностью продавать на местном рынке дорогие товары, чтобы собрать денег на модернизацию производства и в дальнейшем - на расходы по маркетингу, в том числе на демпинг за рубежом, дабы попасть на иностранные рынки, получить возможность производить продукции больше и поэтому дешевле - не только для иностранного, но и для местного рынка.

Однако если на 35-м году после восстановления независимости все же приходится жаловаться на дороговизну латвийских товаров в Латвии, надо признать, что эта схема, скорее, относится к учебникам по экономике, чем к реальной жизни. Зачем предпринимателям прилагать дополнительные усилия и брать на себя риски в связи с экспортом, если на местном рынке тот же самый товар можно продать дороже?

Производство сливочного масла © Sputnik/Александр Кряжев
Производство сливочного масла © Sputnik/Александр Кряжев

Теоретически возможен и гибридный вариант - когда на экспорт отдают то, что не распродано на местном рынке, чтобы уменьшить предложение внутри страны, не создавать конкуренцию и не вызвать снижение цен. Если же экспортируют для того, чтобы уменьшить предложение на местном рынке, возможно, бизнесмены даже доплачивают, чтобы кто-то забрал остатки их продукции.

Говорят даже, что главные снабженцы Латвии импортными товарами - те, кто очищает склады за границей. Жаль, что сливочного масла (по крайней мере, на данный момент) среди этих товаров нет.

Вопросы, которых никто не задает

Скандально низкая цена конкретной пачки масла в Эстонии была выявлена случайно, но латвийские товары за границей по более низким ценам, чем в Латвии, - обычное дело. Такие цены должны вызвать интерес у латвийских госучреждений как повод задать вопрос - связаны ли цены на товары в Латвии непосредственно с производственными затратами или это цены, установленные в результате картельного соглашения? (А поддержанию их служит вроде бы однозначно одобряемый экспорт.)

Другими словами, себестоимость привычных для потребителей 180-200-граммовых пачек масла сейчас ближе к 1,59 или к 3,25 евро?

Масло (слева внизу), маргарин и сыр на полке в рижском магазине © соцсети
Масло (слева внизу), маргарин и сыр на полке в рижском магазине © соцсети

Определение окончательных цен остается за розничными торговцами, но и им государство могло бы задать вопрос - связаны ли каким-то образом их торговые наценки с ценами производителей и с налогами (на что бизнесмены всегда готовы пожаловаться)? Или все же розничные цены - это продукт торгового картеля?

В Латвии учреждением, которое задает производителям и торговцам подобные вопросы, считается Совет по конкуренции. В случае с маслом он наглядно показал, что обязанности свои не выполняет.

"Цену на товары формируют многие факторы, в том числе выбранная розничным торговцем коммерческая стратегия (включая установление наценки), регулировать которую Совет по конкуренции или государство не в состоянии", - сказано в заявлении совета.

То есть Совет по конкуренции дал ответ, совершенно противоположный тому, что обещали публично податели предложений по регулированию цен на продукты питания (с которых мы начали).

Сливочное масло © Depositphotos
Сливочное масло © Depositphotos

Еще явственнее позицию органа, призванного бдить за конкуренцией, выражает рекомендация в отношении сливочного масла "переориентироваться на альтернативные продукты по более низкой цене".

Пора привыкать к маргарину?

Читайте еще по теме:

Когда рынок "порешал": власти Латвии взялись регулировать цены на еду >>

Импортная гордость Латвии: магазины торгуют эстонским хлебом >>

Латвийцы голосуют кошельком: в магазинах полно продуктов из РФ >>