Найти в Дзене
Записки артистки балета

Т.Карсавина и её "Ballet Technique". Часть четвертая

Оглавление
Продолжаю публиковать главы из книги Т.П.Карсавиной "Ballet Technique". Книга вышла в 1956 году в Лондоне. На русский язык никогда переведена не была.

7

НАПРЯЖЕНИЕ И РАССЛАБЛЕНИЕ

Для исправления довольно часто встречающейся сейчас ошибки у учеников, которые думают, что толчок для вращения в pirouette делается только ногами, необходимо заставить их понять, что сам по себе pirouette это сложное движение: одновременно исполняемые толчок вверх и поворот. Функция ног в pirouette, после установления равновесия – поднять тело прямо вверх на пальцах. Именно поэтому так полезны releves при подготовке fondue из четвёртой или из второй позиции на полупальцах или пальцах одной ноги. Они учат ученика находить равновесие при движении вверх и вниз. Поворот делается плечами и руками. Быстрый поворот плеч из croise или скорее их перекрещивание и быстрое возвращение в квадрат, фактически с помощью бёдер, даёт настоящий толчок для вращения. Руки также следуют заданному движению вместе с плечами и оказывают дополнительную помощь. То, что именно поворот плеч создаёт основную силу движения хорошо демонстрировали некоторые итальянские балерины, например, Брианца и Леньяни, которые часто исполняли pirouettes с руками перекрещенными на уровне груди или с руками опущенными на бёдра (последний акт «Копеллии» и в других балетах жанрового характера). В таких случаях им нужно было только повернуть плечи, чтобы начать вращение.

Само по себе лёгкое движение, не требующее большого напряжения, поворот плеч перед pirouette кажется трудным для восприятия большинством учащихся. Этому может быть только одно объяснение: недостаток движения в верхней части тела. Правильно натренированный корпус должен быть гибким и сильным; это необходимое условие для осанки и равновесия, а также для элегантности линии. Теофил Готье, восхищаясь гибким и стройным торсом Фанни Эльслер, говорил о других танцовщицах, что они не более, чем «пара бесноватых ног под неподвижным торсом».

Цель наших упражнений, с точки зрения техники исполнения, заставить ноги свободно двигаться вокруг своей оси – бедер. Тот же принцип, в основном, должен определять движение корпуса; он должен двигаться так, чтобы не тянуть за собой всё тело. Для этого, на ранней стадии обучения необходимо, чтобы ученик понял важность epaulements; сначала самых элементарных, а затем быстрых изменений epoulement при исполнении движений и комбинаций. Например, sissonnes sautees в четко выраженном epaulement efface вправо, то же самое влево, выполненное в умеренно быстром темпе, будет полезно для достижения поставленной цели. Или то же самое в epaulement croisee. На продвинутой стадии обучения упражнения для корпуса должны быть более напряжёнными и включать наклоны вперёд, прогибы назад и вращательные движения. В моё время было два вида упражнений выполняемых ежедневно: у станка и на середине.

Держась за станок при выполнении developpe devant не очень высоко, тело складывается вперёд к ноге, а затем назад, оставляя ногу поднятой в developpe. Такие наклоны вперёд и назад выполнялись и в позе attitude. Самый академичный преподаватель Мадам Анна Иогансон обычно говорила в конце класса: «А теперь делайте ваши вращения». Это были необычные port de bras на середине. Носки и пятки сдвинуты вместе, корпус наклонён настолько низко вперёд, что руки дотрагиваются до носков, затем тело прогибается назад, руки выполняют полное port de bras в стороны, вниз и вверх en couronne. Затем, при том же положении носков и пяток, руки в положении en couronne, корпус поворачивается вправо и влево насколько возможно, но так, чтобы не сместить бёдра; голова поворачивается, чтобы бросить взгляд через плечо вправо или влево. Затем были вращательные движения корпуса: вниз в одну сторону, назад и в другую сторону. Таким образом тело выполняло полный круг верхней частью при неподвижных бёдрах.

Всегда хорошо помнить, что во всех поворотах и полуповоротах жёсткость рук в неподходящий момент останавливает вращательное движение, а не помогает им. Момент, в который следует напрячь руки наступает тогда, когда они замирают в конечном положении. При подготовке движения руки не должны быть напряжены. Это же правило относится к бёдрам и коленям, они должны быть расслаблены при подготовке fondu и напряжены в releve.

Fouette на пальцах из efface devant в attitude ouvert является хорошим примером тому, в какое время следует напрягать и расслаблять руки. Когда движение выполняется справа налево (на левой ноге), оно начинается с подъёма рабочей ноги devant, правая рука поднята в сторону (на уровне плеча), левая согнута в demi-bras. Теперь, если левая рука будет напряжена до того как она откроется в сторону, она будет мешать повороту. Левая рука должна свободно уйти в сторону ведомая кистью руки. Перейдя в открытое положение, левая рука должна напрячься, чтобы удерживать положение. Напряжение и расслабление мышц должно быть хорошо рассчитано по времени при выполнении не только поворотов, но и всех других движений.

8

РЕЗЮМЕ

В данной главе я хочу остановиться на основной идее, высказанной в предыдущих главах книги: почему профессиональная подготовка, особенно начальная, должна быть медленной, постепенной и учитывать индивидуальные физические особенности ученика. В основном потому, что, если начальные ошибки не были устранены на ранних стадиях обучения, то они могут укорениться в сознании ученика и избавиться от них позднее будет трудно, а иногда, вообще невозможно. Грациозность, живость, мощь могут на время скрывать ошибки, но возможности несовершенного танцовщика ограничены и его дальнейший профессиональный рост может остановиться. Только техника, фундамент которой закладывался постепенно, от шага к шагу, позволит достичь высшего мастерства в искусстве. Подготовка основы для безупречного исполнения - это медленный кропотливый труд преподавателя. Поскольку, недостаточно только указать ребёнку или молодому студенту на его ошибку – при всём желании молодой человек не будет знать, как выполнить упражнение лучше; и только преподаватель может определить причину ошибки и найти средство её устранения. Поэтому, простое повторение одного и того же движения во всей его полноте не позволит достигнуть цели. Неправильно выполненное движение, образно говоря, должно быть аналитически расчленено на части и упражнения должны быть выполнены с той группой мышц, которые работают неправильно. Таким образом, закладывание фундамента хорошей техники исполнения требует времени. Обучение требует больших, длительных усилий, но оно, ни в коем случае, не должно быть насильственным. Некоторые упорно повторяемые ошибки могут быть либо из-за отсутствия внимания, либо из-за недостатка сил или из-за физических недостатков. В каждом из этих случаев должны применяться различные методы коррекции. И, если отсутствие силы можно исправить, подобрав определённые упражнения, которые будут помогать слабым мышцам, то отсутствие желания или внимания требуют психологического подхода. И в самом деле, понимание детской психологии крайне важно для преподавателя. Не менее важной является способность найти причину упорного повторения ошибки. Если причиной является физический недостаток, то повторение «нет, не так» и т.д. будет только раздражать ученика и не принесёт пользы. Давайте возьмём конкретный пример, а именно, недостаточная растяжка подколенных мышц. У ученицы просто не хватит сил напрячь колено, если ей не помогут избавиться от недостатков, которые мешают ей напрягать мышцы. Данный конкретный дефект и другие, подобные ему возникают из-за неэластичности мышц, а не из-за какого-нибудь физического недостатка, и позволяют сделать лишь лёгкую разминку, о котором я говорила в предыдущих статьях.

Обобщая мысли, которые я высказывала по поводу обучения классической танцовщицы, я хотела бы обратить внимание моего читателя на то, что совершенная техника классической танцовщицы, в настоящее время становится редкостью. Снижение её ярко проявляется в балетах Романтического стиля, в таких, как: «Жизель» и «Сильфиды». Хотя они довольно точно следуют хореографическому замыслу, движения отличаются от того, что представлял себе хореограф. Они переносятся из возвышенной сферы в исполнение terre a terre. Ballon и сохранение позы при приземлении стали редкостью. Великолепная и прекрасная особенность Романтического стиля, такая как, приземление из fouette en l’air в продолжительный arabesque fondu практически утраченное искусство. В чём причина ухода от совершенного, выполняемого без видимых усилий прыжка? Ответ прост: отсутствие упражнений необходимых для ballon. Основной пружиной прыжка и плавного контролируемого приземления является ахиллово сухожилье (ахилл) и сильные колени. Если на их мышцы не обратить должного внимания на элементарных стадиях обучения танцовщицы, то выполнить совершенный ballon не получится. С практической точки зрения – battements fondusи все формы demi-plie с давлением на пятку должны стать частью ежедневных занятий. Быстрое сгибание только коленей, без давления на пятки не достигает цели. Пусть в ходе занятий battements fondus станут “ежедневной зарядкой” и помогут добиться качества прыжка (ballon), необходимого для классического танцовщика.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

О балете с любовью. Т.Карсавина и её "Ballet Technique"

Т.Карсавина и её "Ballet Technique". Часть вторая

Т.Карсавина и её "Ballet Technique". Часть третья