Найти в Дзене
Записки артистки балета

О балете с любовью. Т.Карсавина и её "Ballet Technique"

Многие знают, что читать комментарии бывает гораздо интереснее, чем статьи, под которыми они написаны. Намедни попалась мне на глаза именно такая статья, где в комментариях чуть ли не драка: кто больше сделал для русского балета - Кшесинская или Ваганова. Я столько узнала "нового". Оказывается до Вагановой вообще русский балет не существовал. Не было балерин до Вагановой. А уж педагогов и подавно. И книги, точнее балетные учебники, никто ни до ни после нее не писал. В свете этого мне захотелось поделиться главами одной книги. Это не совсем учебник. Хотя... как посмотреть. "Ballet Technique" ("Техника балета"), написанная Тамара Карсавиной вышла в 1956 году. В неё вошли эссе, которые двумя годами ранее были опубликованы в журналах “The Dancing Times” и “The Ballet Annual”. Переработанный и дополненные они были изданы под названием "Ballet Technique". Предлагаю вам познакомится с книгой. 1 ВСТУПЛЕНИЕ: МЕДЛЕННО, НО ВЕРНО То, что я предлагаю здесь вниманию преподавателей, а такж

Многие знают, что читать комментарии бывает гораздо интереснее, чем статьи, под которыми они написаны.

Намедни попалась мне на глаза именно такая статья, где в комментариях чуть ли не драка: кто больше сделал для русского балета - Кшесинская или Ваганова. Я столько узнала "нового". Оказывается до Вагановой вообще русский балет не существовал. Не было балерин до Вагановой. А уж педагогов и подавно.

И книги, точнее балетные учебники, никто ни до ни после нее не писал.

В свете этого мне захотелось поделиться главами одной книги. Это не совсем учебник. Хотя... как посмотреть.

"Ballet Technique" ("Техника балета"), написанная Тамара Карсавиной вышла в 1956 году. В неё вошли эссе, которые двумя годами ранее были опубликованы в журналах “The Dancing Times” и “The Ballet Annual”. Переработанный и дополненные они были изданы под названием "Ballet Technique".

Предлагаю вам познакомится с книгой.

1

ВСТУПЛЕНИЕ: МЕДЛЕННО, НО ВЕРНО

То, что я предлагаю здесь вниманию преподавателей, а также вниманию учащихся является не каким-то новым методом или панацеей от всех бед, а только результатом моего собственного опыта. То, что было полезно мне, вполне вероятно, может оказаться полезным и для других, допуская, во всех случаях, что у этих других нормальное телосложение. Любое отклонение от нормы, каким бы незначительным оно ни было, требует использования специального подхода, применительно к конкретному случаю.

Когда я это писала, я видела перед собой ребёнка наделённого физическими данными потенциального танцовщика, ребёнка не моложе восьми или девяти лет. Я твёрдо убеждена в том, что дети меньшего возраста не должны подвергаться напряжению, неизбежному при серьёзном обучении профессионального танцовщика. Я наблюдала за довольно большим количеством детей моложе восьми лет, подпадающих под определение «юное дарование» и пришла к выводу, что преждевременное развитие мускулатуры сдерживает нормальный рост ребёнка.

Мы, учителя, знаем, что навыки при профессиональном обучении накапливаются постепенно, - поэтому медленно. Означает ли это, что более способных детей следует сдерживать, чтобы они были наравне с менее одарёнными? Боюсь, что ответ, хотя бы в одном смысле, будет утвердительным, каким бы неуместным он ни казался. Недостаточно добиться правильного исполнения движения, оно должно быть крепко усвоено. Оно должно перестать быть сознательным усилием, но должно стать инстинктивным. Однако, психологически, нежелательно, чтобы ребёнок чувствовал, что его сдерживают. Ребёнка можно легко и с пользой избавить от этой обескураживающей мысли, предоставив ему различные комбинации с рядом таких движений, которые необходимо усвоить, прежде чем приступать к более сложным упражнениям.

Поэтому нашим базовым принципом в обучении должно быть «медленно, но верно». Другим фундаментальным правилом является постепенное усложнение работы в правильном порядке.

Я слышу ваши возражения, «Разве программа, составленная Королевской Академией Хореографии, не устанавливает правильный порядок?» Да, устанавливает. Она также определяет краеугольные принципы технического развития: две основные цели – правильная постановка корпуса и достаточная выворотность en dehors.

Но ни одна программа не может учесть различные степени одарённости, когда преподавателю в одном и том же классе приходится иметь дело с более и менее одарёнными детьми. Поэтому для детей с меньшими способностями необходимо придумать какие-то особые средства.

Необходимость в таких средствах часто чувствуется при проведении элементарных экзаменов. Как часто мы видим, что после правильного исполнения у палки не всегда следует такое же правильное исполнение на середине зала.

Это может означать только одно. При отсутствии опоры на палку, у ребёнка недостаточно силы для выполнения упражнения на середине, с необходимой выворотностью при сохранении правильного положения корпуса. Поэтому, вполне логично будет сказать, что укрепление мышц – это первый пункт программы профессионального обучения. Такая работа по укреплению мышц должна проводиться постепенно, избегая любых перенапряжений. Другими словами, обучение следует планировать так, чтобы развивать различные мышцы попеременно. Например, если после developpe мы дадим grands battements, то нагрузка на те же самые мышцы бёдер будет слишком большой. С другой стороны, если упражнения с plies следуют одно за другим, то мы, возможно, переутомим колени. Устанавливая порядок упражнений, следует иметь в виду, что для того, чтобы обеспечить напряжение и расслабление, необходимые для мышц, нужно чередовать напряжённую работу с расслабляющей.

Цель укрепления мышц достигается путём деления любого конкретного упражнения на его составляющие части и многократного повторения до тех пор, пока мышца, управляющая движением, не станет достаточно сильна.

В качестве одного из многих примеров «деления упражнения» давайте возьмём ronde de jambe a terre en dehorse, где очень часто бедро выворачивается до того, как рабочая нога перейдёт в первую позицию, чего оно не должно делать. Вместо выполнения сразу всего движения ученик должен задерживаться на каждом из трёх основных точек круга: devant, en seconde, en arriere, а также на первой позиции, следя за тем, чтобы бедро было должным образом подтянуто и вывернуто en dehors. Удерживание мышцы в напряжённом состоянии это способ укрепить её. Когда в выполнении этого упражнения достигнуто полное совершенство, то можно делать его с очень небольшим поднятием рабочей ноги от пола. Вы заметите, что при этом начинают работать мышцы бедра и это будет хорошей подготовкой к adage(адажио).

В следующей главе я предлагаю несколько упражнений, способствующих выполнению плавного adage. Я опробовала эти упражнения на новичках и обнаружила, что они очень помогают в моей собственной работе.

Глава 2

ADAGIO (Адажио)

ADAGIO, чтобы быть красивым в исполнении, требует очень пристального внимания к деталям. Даже мельчайшая неточность, которая может пройти незаметной в быстром движении, становится очевидной при медленном исполнении adagio. Застывшие или повисшие кисти рук, плохо сгруппированные пальцы — уже этого достаточно, чтобы испортить красоту линии.

-2

От педагога требуется много усилий, чтобы исправить многочисленные ошибки, которые могут возникнуть при исполнении adagio и очень трудно для ученицы сконцентрировать своё внимание на исправлении сразу нескольких ошибок в одном движении. Гораздо более рационально проводить подготовительные этапы adagio, прежде чем выполнять движение в целом. Чёткое понимание того, что требуется для безупречного исполнения adagio — это первый шаг к систематической подготовке.

Помимо поворота en dehors, который для всех целей достигается экзерсисом у палки, нам необходимо следующее: контроль за спиной, гибкость тела, правильно поставленные и экспрессивные руки и корректировка равновесия, когда вес переносится с одной ноги на другую. Большая часть подготовительной работы для выполнения этих требований может быть добавлена к упражнениям у палки.

«Asseyez vous bien vos reins» — «сильнее зажимайте нижнюю часть спины» — было любимым советом мадам Евгении Соколовой. Наработке такого состояния, контролирующего спину, хорошо помогает arabesque alongee, выполняемый у палки. Именно здесь преподаватель может фундаментально исправить позу, убедившись в том, что вес тела смещён вперёд достаточно далеко и опорная нога стала центром тяжести. Положив руку на нижние мышцы спины, преподаватель может убедиться в том, что поясница зажата. Для гибкости тела очень полезны все ports de bras, когда корпус наклоняется вперёд, назад и в стороны. Для этого особенно хороши port de bras, когда нога находится в degage en arriere: корпус наклоняется вперёд, а затем выгибается назад и это же port de bras с degage слегка поднятым от пола.

Специальное упражнение adagio, которое я хотела бы предложить для укрепления бедра, сводится к следующему: удерживая developpe, быстро опустить и также быстро поднять рабочую ногу, не расслабляя бедра. Опускание должно быть очень небольшим, не более двух или трёх дюймов и даже меньше для маленьких детей. Просто «намёк» на движение ноги.

В качестве подготовительного упражнения для удержания равновесия вряд ли есть что-то лучше, чем проверенное временем temps lie на середине. Обычная ошибка, сначала поставить ногу, выполняющую degage на пол, а затем переносить на неё вес тела, что ослабляет положительный эффект данного упражнения. Наступать на ногу в degage надо одновременно с переносом веса; длина шага должна быть равной длине стопы рабочей ноги. Любое сокращение данного движения в сторону, использование рабочей ноги до переноса на неё веса, делает temps lie почти бесполезным.

Исполнение temps lie enl’air и всех его производных, при переходе из одного developpe на другое, также сопровождается этой же ошибкой; вес тела следует переносить с одной ноги на другую без снижения developpe. Правильное исполнение temps lie учит ученицу чувствовать равновесие.

P.S. Не помню у кого стащила. Но очень понравилось.

-3