На заре не только нового века, но и нового тысячелетия для метала, после непростого десятилетия для тяжелой музыки в целом, ветераны жанра, а также относительно новые группы, которые начали делать себе имя в конце 90-х, пережили возрождение.
Брюс Дикинсон и Адриан Смит вернулись в Iron Maiden. "Металлический Бог" Роб Хэлфорд даже ворвался в ворота нового тысячелетия с возвращением к форме после нескольких лет экспериментов с Fight и 2wo.
В экстремальном металле In Flames прокладывали свой собственный новый путь, Nile начали формироваться как сила дэт-метала с египетской тематикой, которой мы их знаем с тех пор, а вокалистка Ангела Госсов дебютировала с Arch Enemy.
Блэк-метал и пауэр-метал также сохранили свои позиции благодаря некоторым знаковым релизам 2000 года.
К сожалению, это был год, когда Pantera выпустили свой последний альбом — он довольно недооценен!
Ниже представлены 25 лучших, по нашему мнению, метал-альбомов 2000 года в алфавитном порядке.
Black Label Society, Stronger Than Death
Эпоха гранжа не оказала полностью негативного влияния на метал, или, по крайней мере, на это указывает Stronger Than Death, второй альбом Black Label Society. Закк Уайлд, явно увлеченный Alice in Chains и Corrosion of Conformity, наряду с неизменным влиянием Black Sabbath, убрал излишества из своих мощных, грохочущих риффов, предпочитая играть с чувством, а не с блеском. Тем не менее, это же Закк Уайлд — он нашел время для шреда, когда дело дошло до соло.
Children of Bodom, Follow the Reaper
Этот шедевр неоклассического мелодик-метала был записан всего через несколько месяцев после 21-летия фронтмена Алекси Лайхо и клавишника Янне Вирмана, чего достаточно, чтобы заставить любого усомниться в своих собственных жизненных достижениях. Follow the Reaper, третий альбом финской группы Children of Bodom, зарядил новое тысячелетие. Избегая грува, который царил в тяжелой музыке в последнее десятилетие, он закрепил за Лайхо статус нового гитарного бога метала, способного привнести чувство блеска, стиля и веселья в обычно более узкие рамки экстремального метала.
Cradle of Filth, Midian
После трех альбомов симфоническое блэк-метал великолепие Cradle of Filth наконец-то обрело достойное продюсирование, которое в полной мере представило богатство звука группы. Midian еще больше отошел от строгих канонов блэк-метала, приняв некоторые дэт-металлические моменты в ритмическом плане, при этом двигаясь вперед с заметно более готическим оттенком благодаря обилию органных партий. Также здесь присутствует, пожалуй, самая известная работа группы: «Her Ghost in the Fog».
Decapitated, Winds of Creation
Подростки, пишущие крутой дэт-метал, не были новой концепцией в 2000 году. Многие пионеры жанра, особенно в Швеции, были подростками, когда создавали определяющие альбомы, но поляки Decapitated затмили их всех. Шведы писали песни с более рок-ориентированными структурами и не были такими техничными, как Decapitated, чей братский дуэт Фогг (гитара) и Витек (ударные, R.I.P.) были 18 и 16 лет соответственно, когда их дебют Winds of Creation пересмотрел параметры дэт-метала в отношении техничной брутальности, которая взорвется в течение следующих нескольких лет.
Dio, Magica
90-е были самыми бурными годами для группы Dio, которая выпустила три альбома — Lock Up the Wolves, Strange Highways и Angry Machines — с умеренным и неоднозначным приемом, хотя некоторые из них выдержали испытание временем значительно лучше, чем считалось в то время. Ронни Джеймс Дио также вернулся в Black Sabbath для записи одного альбома в течение этого десятилетия, а в 2000 году он совершил настоящее возвращение к металлическому величию и эпическому фэнтези, которое поклонники обожали в 70-х и 80-х, с концептуальным Magica. Вернулся и гитарист Крейг Голди, стоявший за недооцененным альбомом Dream Evil, что помогло возродить сольную карьеру Дио.
Dying Fetus, Destroy the Opposition
Два года спустя после восхитительно прямолинейного Killing on Adrenaline с его разрушающим сабвуферы, гулким басом, Dying Fetus усовершенствовали свой звуковой подход на бессмертном Destroy the Opposition. Взаимодействие между убийственными грувами, неандертальскими слэмами и ослепительной техничностью демонстрировало изящество, которого еще не слышали в этом виде дэт-метала, поскольку Dying Fetus отказались от лирической направленности на уличные темы в пользу более масштабных социальных проблем, подчеркивающих идею о том, что человечество — не более чем самый проблемный паразит Земли.
Electric Wizard, Dopethrone
Есть причина, по которой обложка этого альбома Electric Wizard довольно туманна, и с таким названием, как Dopethrone, нет никаких иллюзий относительно того, почему. 90-е годы стали свидетелями настоящего подъема стоунер-рока/метала, и в 2000 году английские любители гашиша выдали одно из главных достижений стиля — 71-минутный сеанс пропитанных реверберацией, окутанных fuzz, залитых солнцем риффов, которые прикуют вас к дивану крепче, чем тот косяк с индикой, который вы только что затянули.
Enslaved, Mardraum: Beyond the Within
С самого начала Enslaved бросали вызов своим поклонникам нестандартным прогрессивным блэк-металом, который шел вразрез с lo-fi, любительским стилем, принятым многими ранними экстремальными группами Норвегии. Mardraum: Beyond the Within был настолько продвинутым, что предыдущие работы Enslaved выглядели на его фоне детской забавой. Добавив элементы джаза, психоделии 70-х, авангарда и, конечно же, блэк-метала, Enslaved рискнули всем в смелом шаге, который определил их траекторию на следующие 20 лет. Во многих отношениях это их лучший альбом.
Exhumed, Slaughtercult
Поклонение Carcass никогда не было лучше, чем это... ну, это и EP Necrology от General Surgery. Slaughtercult — это 34-минутная прогорклая куча пропитанной кровью грязи от калифорнийцев Exhumed. Для неподготовленных ушей это может звучать как три галлона дерьма в маслобойке, но для нас это блестящий пример вершин жанра дэт-грайнд. Как и у Carcass, под всей этой брутальностью скрывается объединяющее чувство мелодичного веселья, которое делает каждое слово, изрыгаемое Мэттом Харви, еще более безумным.
Halford, Resurrection
В период своего отсутствия в Judas Priest Роб Хэлфорд отошел от традиционного метала, увлекшись меняющимися веяниями 90-х в своих других проектах Fight и 2wo. Но в 2000 году Металлический Бог знал, что нужно делать, и сделал свое заявление очевидным на первом альбоме Halford, Resurrection. Текст заглавного трека ясно давал понять, что он осознал, где его истинное место, вернувшись к более обтекаемой и цельной металлической атаке. Приглашение Брюса Дикинсона, который только что вернулся в Iron Maiden, на песню «The One You Love to Hate» стало вишенкой на торте, которая мгновенно стерла все плохие воспоминания о 90-х у старых металлистов.
Helloween, The Dark Ride
Идея пауэр-метала, охватывающего более зловещую сторону, интригует. В жанре, где доминируют мажорные тональности и фолковые мелодии, The Dark Ride от Helloween бросил вызов любым предвзятым представлениям, но это не значит, что группа отказалась от фирменных элементов своего стиля. «Mr. Torture», открывающий альбом трек, агрессивно дерзок, что является характерной чертой Helloween, и не пытается скрыть тот факт, что он о телефонном сексе. Это отличный пример одноразового переключения стиля, от которого, безусловно, могут выиграть многие группы.
Immolation, Close to a World Below
Задолго до того, как местные адвокаты разместили радиорекламу, требуя возмещения ущерба жертвам сексуального насилия со стороны духовенства католической церкви, Immolation выставили напоказ извращенных, педофильных священнослужителей. В то время как Close to a World Below, главный опус Immolation, наполнен до краев яркими моментами (атмосферный адский пейзаж заглавного трека, сокрушительный открывающий трек «Higher Coward»), именно «Father, You’re Not a Father» и его поразительно яркая картина потерянной невинности, вызванной отвратительными священниками-насильниками, выдвинули дэт-метал в новое царство религиозных преследований.
In Flames, Clayman
Clayman — это холм, на котором поклонники In Flames будут стоять до последнего. Шведский коллектив приблизился к этой более рок-ориентированной структуре всего годом ранее с Colony, и с наступлением нового тысячелетия появился новый стиль In Flames. В инструментальном плане проницательный металлический хруст ритмов и совершенно заразительные гитарные мелодии остались, и больше всего изменился вокалист Андерс Фриден, переняв приглушенный и сдержанный вокальный стиль, который служил балансом между использованием In Flames чисто сыгранных пассажей и типичных мелодик-дэт-метал моментов. Для многих поклонников это граница в карьере группы между так называемой «классической эрой» и всем, что последовало за ней.
Iron Maiden, Brave New World
Возвращение Брюса Дикинсона и Адриана Смита в Iron Maiden до сих пор остается одним из самых знаменательных моментов в истории классического хэви-метала после 80-х. В похвалах, которыми осыпали Brave New World, есть некоторая ирония, поскольку многие песни здесь были написаны с расчетом на то, что их будет петь Блэйз Бэйли, сменивший Дикинсона в 90-х. Тем не менее, вокалист не должен приписывать себе весь успех альбома 2000 года, в котором вернулись некоторые песни в винтажном стиле наряду с эпизодическими, прог-нагруженными путешествиями — продюсер Кевин "Пещерный человек" Ширли смог узурпировать единоличный контроль над продюсированием у Стива Харриса, у которого не очень хорошо получалось в последние два раза. И мир продолжает благодарить его за это.
Isis, Celestial
Isis, лидеры пост-метал сцены 2000-х, еще не были той блаженной, мерцающей, кинематографичной группой, которой они вскоре стали на Oceanic и Panopticon, когда выпустили свой дебют Celestial. Изобилуя элементами Neurosis, Godflesh и бостонского хардкора от недавно переехавшего Аарона Тернера, который учился в Массачусетсе, Celestial ознаменовал эволюцию и смешение этих стилей для будущего поколения, которое с чрезмерным рвением использовало новый музыкальный план Тернера для своих собственных амбиций.
Morbid Angel, Gateways to Annihilation
Вторая попытка Morbid Angel в эпоху Стива Такера оказалась гораздо более убедительной, чем то, что легенды дэт-метала выложили на Formulas Fatal to the Flesh, альбоме, который прошел как кофе комнатной температуры, несмотря на свои претензии на новаторскую, беспорядочную брутальность. Безусловно, самоуверенный Gateways to Annihilation, будучи более прямолинейным в своем подходе, не предлагал никаких компромиссов для одного из самых изобретательных коллективов жанра. Трей Азагтот вернул себе место титана расплавленных/болотистых риффов, заряженных мелодическими обертонами, а Такер наконец дал понять, почему он был признан наиболее подходящей заменой любимого Дэвида Винсента, который ушел в 96-м.
Mudvayne, L.D. 50
90-е были тяжелыми для мейнстримного метала, но они породили много странной, разноплановой музыки, которая побуждала группы искать вдохновение не только у своих сверстников. Потрясающий дебютный альбом Mudvayne L.D. 50 черпал столько же вдохновения из фьюжна, джаза, альтернативы и рэпа, сколько и из метала, мастерски соединили брутальность и мелодичность на L.D. 50, создав альбом, который понравился как фанатам метала, так и более широкой аудитории.
Nevermore, Dead Heart in a Dead World
Этот альбом, похоже, разделяет поклонников Nevermore, и причины этого делают его выдающимся не только для группы, но и для эпохи в целом. Некоторые моменты Dead Heart in a Dead World идут против течения, поскольку Джефф Лумис выходит еще дальше за рамки своего уникального пауэр-трэш-грув стиля с некоторыми более прогрессивными тенденциями. Голос Уоррела Дэйна редко звучал так мучительно снова, и, будучи помещенным поверх нескольких из этих более сложных для понимания пассажей, вызывает все те же причины, которые сделали амбициозный альбом Queensryche Rage for Order таким блестящим.
Nightwish, Wishmaster
Найдя свой путь на Oceanborn и одновременно открыв эпоху оперного, симфонического пауэр-метала, Nightwish столкнулись со сложной задачей, стремясь превзойти свой второй альбом. Wishmaster мудро принял более мрачное настроение в целом, чему способствовало немного приглушенное звучание, и меньше полагался на героическую сказочную кинематографичность. Это исследование настроений хорошо послужит Nightwish в последующие годы, когда они позже объединят эту динамику и закрепят за собой статус непревзойденных мастеров своего дела.
Nile, Black Seeds of Vengeance
Интрига окружала Nile в начале их пути после выхода брутального дэт-грайнда Amongst The Catacombs of Nephren-Ka в 1998 году. Два года спустя видение главного автора песен Карла Сандерса было полностью реализовано на Black Seeds of Vengeance, откровении для дэт-метала на пороге нового десятилетия. Египетские мелодии и лирические темы бушевали на этом альбоме, работающем на пределе, с одной из самых захватывающих эпох в истории. Разбавленный случайными атмосферными пассажами, которые еще больше укрепляли авторитет группы в почитании этой ушедшей эпохи, Black Seeds of Vengeance остается таким же новаторским, как и в день своего выхода.
Pantera, Reinventing the Steel
Reinventing the Steel имеет печальное отличие — это последний альбом Pantera. Хотя на тот момент они были вместе почти 20 лет, к 2000 году их лучше всего рассматривать как группу, просуществовавшую всего десятилетие. Группы, естественно, начинают терять хватку после десяти лет, и хотя внутри Pantera были разлады, это почти не проявилось в конечном продукте. В отличие от нескольких предыдущих альбомов, Pantera не открывали новых горизонтов тяжести, а вместо этого больше склонялись к своим корням с более прямолинейным подходом к написанию песен, который напрямую обращался к расцвету рока, конечно же, через фильтр сокрушительных риффов Дайма. Возможно, Reinventing the Steel раздражал некоторых фанатов тогда, но время было добрее к этому альбому, чем вы, возможно, помните.
Rhapsody, Dawn of Victory
Редко пауэр-метал достигает такой эпической и славной помпезности, как это делали итальянцы Rhapsody (теперь Rhapsody of Fire и бесконечный список других вариаций) в начале своей карьеры. Dawn of Victory, третий альбом в саге группы «Emerald Sword», настолько кинематографичен, насколько это возможно в этом жанре — массивные хоры, оперный вокал, драматические повествования, неоклассическая гитарная игра и оркестровка с клавесином. В 2000 году в США, возможно, не было ничего менее крутого, чем пауэр-метал, но никто с рубашкой с рюшами не пытается представить себя крутым. Да здравствует пауэр-метал!
Sentenced, Crimson
Набрав обороты на Frozen, гипермелодичном, оптимистичном альбоме, пропитанном суицидальными темами, Sentenced стали немного более меланхоличными на Crimson, своем шестом альбоме и третьем с хриплым вокалистом Вилле Лайхиала. Здесь они приняли рок-ориентированный подход к написанию песен, часто выдавая приглушенные куплеты, которые перерастают в запоминающиеся припевы, которые так и хочется подпевать. Лайхиала снова размышляет о саморазрушении, делая акцент на темах потерянной любви, одиночества и алкогольной зависимости, чтобы обуздать эти горькие эмоции.
Stratovarius, Infinite
Infinite, девятый альбом финских пауэр-метал рыцарей Stratovarius, возможно, не был таким высокоинтеллектуальным, как прошлые классические альбомы, больше склоняясь к более традиционным песенным структурам и простоте, но в тактике «меньше значит больше» есть свое искусство. Привязанность к Ричи Блэкмору и Scorpions эпохи Ули Джона Рота все еще ощущалась на Infinite, двум группам, которые всегда умели сдерживать свою броскость и ставить песню на первое место, что ясно видно в главном хите карьеры «Hunting High and Low». Эмоции подпитывают этот альбом, от слепой безумной скорости «Millennium» и «Freedom» до помпезности в стиле Queen в размашистой «Mother Gaia».
Vader, Litany
Диджеи дабстепа должны завидовать, услышав Litany от Vader с его захватывающим, ужасающим басом, но, возможно, мы живем в фантастическом мире, где нажимающие на кнопки хайпмены на самом деле разбираются в польском дэт-метале. Возвращаясь к теме… это определяющий альбом в карьере Vader, наносящий удар по репутации Reign in Blood от Slayer как самого интенсивного 30-минутного альбома в истории.
Это завершает список 25 лучших метал-альбомов 2000 года. Какие из них ваши любимые? Делитесь в комментариях!