В начале XIV века во дворе замка Вильруж-Термен взвилось пламя костра. В нем сгорел Гийом Белибаст — человек, чья судьба стала финальным аккордом в истории катарской ереси, более двух столетий противостоявшей католической церкви в Лангедоке. Его жизнь и смерть во многом отразили судьбу последних катаров Южной Франции.
Судьба последнего катара Лангедока
История последнего катара Лангедока началась около 1280 года в небольшой деревушке Кюбьер-сюр-Синобль. Никто тогда не мог предположить, что родившемуся в обычной катарской семье мальчику предстоит стать последним "совершенным" — духовным наставником некогда могущественной религии "добрых людей", как называли себя катары.
От убийцы к «совершенному»
Зимним днем 1305 года в окрестностях Вильруж-Термена произошло событие, определившее дальнейшую судьбу последнего катара Лангедока. Молодой Гийом Белибаст, уроженец небольшой деревушки Кюбьер-сюр-Синобль, в пылу ссоры убил местного пастуха Бартелеми Гарнье. Это преступление, казалось бы, должно было навсегда перечеркнуть его жизнь, но парадоксальным образом оно привело его к духовному преображению и превратило в одного из последних духовных лидеров катаризма.
Спасаясь от правосудия, Белибаст бежал, оставив жену, ребенка и все имущество. Его путь лежал в Рабастенс, где находилась одна из последних действующих катарских общин Лангедока. Здесь, в доме Филиппа д'Алейрака, он встретил Раймонда де Кастельно — одного из немногих оставшихся катарских "совершенных". Под его руководством начался процесс духовного становления будущего проповедника.
В те годы положение катаров в Лангедоке было уже крайне тяжелым. После разгрома Монсегюра в 1244 году и масштабных преследований инквизиции большинство общин было уничтожено. Оставшиеся "совершенные" вели полуподпольное существование, постоянно перемещаясь между убежищами у тайных сторонников веры. Именно в этих условиях проходило становление Белибаста как катарского священнослужителя.
Процесс превращения убийцы в "совершенного" был долгим и сложным. Согласно катарским правилам, кандидат должен был строго следовать евангельским предписаниям и "Правилам справедливости и правды": соблюдать посты, воздерживаться от мяса (кроме рыбы), избегать лжи и убийства любых живых существ. После периода послушничества совершался обряд духовного крещения — "консоламентум", который означал полное посвящение в катарскую веру.
Однако судьба готовила Белибасту новое испытание. Вместе с группой единоверцев он был схвачен и заключен в печально известную тюрьму Каркассона — "Стену", как ее называли современники. Это место было специально создано инквизицией для содержания еретиков. Тем не менее, благодаря помощи сочувствующих стражников, Белибасту удалось совершить побег, который современники считали почти чудом.
Спасение от неминуемой гибели еще больше укрепило его веру. Теперь уже окончательно порвав с прошлой жизнью, он полностью посвятил себя служению катарской церкви, став одним из последних ее священнослужителей в истории. Именно в этот период сформировались те черты его характера и убеждения, которые позже проявятся в его проповеднической деятельности в изгнании.
Духовная трансформация Белибаста от убийцы до религиозного лидера отражает удивительную способность катарской веры к прощению и преображению человеческой души. Этот путь тем более примечателен, что проходил он в эпоху жесточайших гонений, когда сама принадлежность к катарской вере означала смертный приговор.
Жизнь катарской общины в изгнании
После побега из тюрьмы Каркассона Белибаст нашел прибежище в Каталонии, где провел некоторое время в Эмпорде, а затем обосновался близ Валенсии, в средневековом городе Морелья. Здесь он возглавил небольшую общину катаров, состоявшую преимущественно из окситанских изгнанников. Большинство членов этой общины были беженцами из высокогорной деревни Монтайю в Арьеже. Среди них оказался и Пьер Мори, пастух из Монтайю, с которым Белибаста связывала давняя дружба.
Однако даже в изгнании Белибаст не всегда следовал строгим правилам катарской веры. Документы инквизиции сохранили свидетельство о его связи с Раймондой Марти, которая забеременела от него. Опасаясь утратить духовный авторитет, Белибаст организовал поспешный брак между Раймондой и своим другом Пьером Мори, чтобы скрыть свое отцовство. Позже он расторг этот брак.
Жизнь общины катаров-изгнанников была организована согласно их традициям. По свидетельствам, сохранившимся в реестре инквизитора Жака Фурнье, они продолжали совершать свои обряды и проповедовать. Белибаст выступал в роли духовного наставника, "доброго человека", как называли катарских священнослужителей.
Изгнанники поддерживали тесные связи между собой, создав своеобразную сеть взаимопомощи. Большинство из них обосновалось в Сант Матеу, откуда поддерживали контакты с единоверцами, все еще остававшимися во Франции. Это была последняя попытка сохранить катарскую веру, которая к тому времени уже практически исчезла в Лангедоке под давлением инквизиции.
Белибаст проповедовал своим последователям учение, основанное на евангельских текстах. Согласно показаниям перед инквизицией, он говорил о том, что после конца света весь видимый мир будет уничтожен, но все человеческие души окажутся в раю, где будет "столько же счастья для одной души, сколько и для другой".
Предательство и гибель
Трагический финал в судьбе последнего катара был предопределен появлением Арно Сикра — человека, чья личная история тесно переплелась с историей преследования катаров. Согласно документам, он был сыном нотариуса Арно Сикра и Сибиллы Байе из Акс-ле-Терма. В семье сложился настоящий религиозный раскол: отец служил писарем в церкви, оставаясь католиком, а мать была убежденной катаркой, за что позже была сожжена инквизицией.
После казни матери и конфискации семейного имущества Арно-младший, лишившийся наследства, решил стать информатором инквизиции. Он отправился в Каталонию, где присоединился к группе катаров-изгнанников. Выдавая себя за истинного верующего, Сикр вошел в доверие к Белибасту.
Чтобы заманить свою жертву обратно во Францию, Сикр разработал хитроумный план. Он убедил Белибаста вернуться в Лангедок якобы для участия в церемонии повторного посвящения в "совершенные". По дороге в Тирвию Белибаст был арестован и заключен в замок Кастельбон, принадлежавший графу де Фуа.
После ареста последнего катарского проповедника состоялся суд в Каркассоне. Приговор был очевиден — смертная казнь через сожжение. Местом казни был выбран замок Вильруж-Термен, принадлежавший архиепископу Нарбонны. Выбор места не был случайным — именно здесь когда-то Белибаст совершил свое первое преступление, убив пастуха Бартелеми Гарнье.
В 1321 году во дворе замка Вильруж-Термен был разожжен последний костер катарской веры. С гибелью Белибаста завершилась не только его личная история, но и многовековая история катаризма в Лангедоке. Арно Сикр, чье предательство привело к этой казни, также способствовал аресту Беатрис де Планисоль, бывшей владелицы замка Монтайю, которую подозревали в приверженности к катарской вере.
Наследие последнего катара
С движением катаров и судьбой Гийома Белибаста связан целый ряд преданий, нашедших отражение в произведениях европейского искусства и фольклора. Замок Вильруж-Термен, где был казнен последний катар, сегодня стал местом памяти: здесь создана музейная экспозиция с манекенами, аудио и видео комментариями, позволяющая погрузиться в мир Гийома Белибаста и последних катаров.
Начиная с эпохи Просвещения и до наших дней, катаризм оценивается большинством исследователей как самый действенный противник римско-католической церкви до начала Реформации. Историки отмечают, что это движение во многом повлияло на религиозные процессы XIV—XVI веков.
В современной историографической дискуссии о катаризме произошли существенные изменения. До 1950 года изучение этого вопроса находилось под исключительным влиянием теологов. Однако после открытия большого числа новых источников, в том числе документов самих катаров, взгляды исследователей изменились. Большинство современных специалистов рассматривают катаризм как одно из многочисленных, но уникальных христианских движений, проявившихся одновременно в Западной и Восточной Европе.
История Белибаста примечательна тем, что в ней отразились все ключевые аспекты катарского движения: строгость религиозных предписаний и человеческие слабости, преследования со стороны инквизиции и поддержка тайных сторонников, предательство близких и верность своим убеждениям до конца.