Найти в Дзене
Московские истории

Улица Грановского: В квартире № 9

Родилась я в 1957 году и жила первые годы своей жизни на улице Грановского, 2 (Романов переулок), в квартире № 9. Это была коммуналка. Наша семья и еще 5 соседей. В квартире было две большие комнаты (одна из них наша) и 4 маленькие. Дед был военный, и когда его комиссовали в первые годы ВОВ, поселили в этой комнате вместе с другой семьей - через перегородку. Моему папе было тогда 9 лет. Кухня была 40 квадратных метров! Помню две плиты, и у каждого свой кухонный столик и шкафчик. По черной лестнице выносили мусор и ходили во двор гулять. Окно в кухне во двор было высоко. Когда меня поднимали на руки, видела купола и кресты храма (храм иконы Божией Матери «Знамение» на Шереметевом дворе). Я тогда думала, что это старинный корабль. Сам храм был за забором. Тогда там помещалась столовая кремлевской больницы и там же раздавали правительственные пайки. В это время улица была вся в черных машинах. Олег: В 1980-е года мой приятель был зятем замминистра, ему перепадали от тестя продуктовые
Оглавление

Обе 1957 года рождения, у обеих семьи жили в коммунальной квартире № 9, где была огромная кухня и сосед, пишущий книгу о Кирове. А встретились они здесь, на "Московских историях".

behonika

Улица Грановского, 2 ("главный корпус"), 1975 - 1978 г. Источник: архив ЦИГИ.
Улица Грановского, 2 ("главный корпус"), 1975 - 1978 г. Источник: архив ЦИГИ.

Родилась я в 1957 году и жила первые годы своей жизни на улице Грановского, 2 (Романов переулок), в квартире № 9. Это была коммуналка. Наша семья и еще 5 соседей. В квартире было две большие комнаты (одна из них наша) и 4 маленькие. Дед был военный, и когда его комиссовали в первые годы ВОВ, поселили в этой комнате вместе с другой семьей - через перегородку. Моему папе было тогда 9 лет.

Кухня была 40 квадратных метров! Помню две плиты, и у каждого свой кухонный столик и шкафчик. По черной лестнице выносили мусор и ходили во двор гулять. Окно в кухне во двор было высоко. Когда меня поднимали на руки, видела купола и кресты храма (храм иконы Божией Матери «Знамение» на Шереметевом дворе). Я тогда думала, что это старинный корабль. Сам храм был за забором.

Фотография Церкви Знамения в Шереметевом дворе сделана К.А.Тимирязевым из окна дома по Романову переулку. 1894 год.
Фотография Церкви Знамения в Шереметевом дворе сделана К.А.Тимирязевым из окна дома по Романову переулку. 1894 год.

Тогда там помещалась столовая кремлевской больницы и там же раздавали правительственные пайки. В это время улица была вся в черных машинах.

Олег: В 1980-е года мой приятель был зятем замминистра, ему перепадали от тестя продуктовые заказы, которые получали на улице Грановского. Он иногда просил меня поехать с ним на моей машине. Для получения этих заказов туда вечером подъезжали "Чайки" и черные "Волги", и солидные дядьки с картонными коробками выходили из подъезда. Их водители открывали багажник, клали эти коробки и быстро уезжали.

Окна нашей комнаты были прямо напротив "дома с досками", и можно было видеть, как загорался свет сразу в шести окнах - проходил какой-то банкет.

Романов переулок, 3, - 5-й Дом Советов, "маршальский дом". На фасаде размещено множество мемориальных досок в честь знаменитых жильцов.

В нашей квартире жил Исаак Соломонович Синельников. Он написал книгу о Кирове из серии "Жизнь замечательных людей":

-3

Журналист, историк, он много работал в архивах, и ему постоянно угрожали по телефону, в письмах. Я его помню, как дядю Сеню.

Автором книги о Кирове указан Семен (Соломонович) Синельников. Видимо, это псевдоним Исаака Соломоновича. Если кто-то знает больше - поделитесь пожалуйста!

До сих пор храню его подарок мне на годик - деревянный ксилофон. Когда я подросла, он пускал в комнату только меня, стал болезненно подозрительным.

-4

Наталия Белова

Я тоже 1957 года рождения. Мои дед и бабушка жили в этой самой квартире № 9 дома 2 на улице Грановского до 1938 года. У деда были две большие комнаты: в одной спали, в другой - его кабинет: он преподавал в Академии Генштаба.

Мой дед -  Павел Андреевич Живилов.
Мой дед - Павел Андреевич Живилов.

Потом в квартиру вселился сосед-нквдешник, который, собственно, и накатал на деда донос (так многие поступали, чтобы улучшить жилищные условия). Книги - огромная библиотека - этому "писателю" были не нужны, а всякую бронзу и статуи растащили соседи. Кстати, у кого-то из них остался дедов торшер в стиле модерн в виде обнаженной женщины, которая держит над головой шар.

Бабушка до и после лагеря. Арестована 17 февраля 1938 г., как ЧСИР (член семьи изменника). родины - жена). Освобождена 17 марта 1943 года.
Бабушка до и после лагеря. Арестована 17 февраля 1938 г., как ЧСИР (член семьи изменника). родины - жена). Освобождена 17 марта 1943 года.

Да, вот еще прикол: в коридоре был телефон, а под ним стоял дедов сундук, на котором все сидели, когда разговаривали по телефону. В сундуке лежали книги с дарственными надписями "Павлу Андреевичу с революционным приветом от Троцкого", "другу Павлику от Бухарина", и такого добра целый сундук. В кабинете эти опусы дед не держал, а выкинуть - неудобно, ну и поставил в коридоре. Хорошо, что никто не поинтересовался содержимым, сундук так и стоял еще лет 30, а ведь, если нашли бы, могли бы всю квартиру посадить.

Подробнее историю деда и бабушки я вот тут в комментариях рассказываю:

Потом мы туда приходили к бабушкиной подруге Катерине. Я бывала в гостях в этой квартире в конце 1950-х и начале 1960-х, пару раз каталась на велосипеде по коридору. Была маленькая, поэтому смутно помню кухню размером с вокзал и не менее огромный коридор.

Если вы из квартиры № 9, то, может быть, помните соседей Суматохиных (тетя Соня, дядя Вася, их дочь Ира и сын Саша) и тетю Катю Брикатушкину, сестру дяди Васи? Они там жили до самого расселения дома. Из рассказов тети Кати смутно помню какого-то Исаака Соломоновича и что он писал книгу про Кирова, но что-то там не заладилось.

Потом всех расселили. Катерину переселили в 1967-м или 1968-м в Бескудниково, где стояли пятиэтажки в чистом поле среди грязи.

Году примерно в 2015 мама попросила отвезти ее на Грановского. Их дом переделали, там какая-то стеклянная арка.

 Наиль Мустафин: вот что построили напротив Храма Знамения (фотографировал в декабре 2014). г.).
Наиль Мустафин: вот что построили напротив Храма Знамения (фотографировал в декабре 2014). г.).

P. S. И вот еще такой комментарий включаю в публикацию - вдруг кто-то откликнется:

Наталья Васина: Здравствуйте! Ищу родственников мужа, Зверевых, которые проживали на улице Грановского, 2, в квартире № 19, с 1920 года до расселения в 1981 году. Известно, что Зверев Владимир Иванович и его сын Александр Владимирович были юристами, дочь - Галина Владимировна -работала в Мосздраве. В 1976 году мой 11-летний тогда муж был в гостях у потомков этого рода со своей бабушкой Татьяной Николаевной Сумбул - внучкой В. И. Зверева. Может быть, вы слышали о таких людях, знаете, куда их расселили? Буду благодарна за любую информацию. К сожалению, бабушки нет в живых и осталось много тайн, которые не получается раскрыть!

Все началось здесь: