Найти в Дзене
Советская авиация

ЯК-28У: ДВУХГОЛОВАЯ ПТИЦА НЕСЧАСТЬЯ

В прошлой статье я рассказал историю создания самолёта Як-28ПП, и особенно подробно остановился на судьбе трёх постановщиков помех, которые в 1994 году в повреждённом виде попали в монинский музей ВВС. Но вместе с ними тогда в музей был передан учебный вариант («спарка») Як-28У. Сегодня речь об этой редчайшей модификации.

Подписывайтесь на Telegram канал монинских волонтёров!

Приход в войска семейства самолётов Як-28 потребовал ещё одной машины - учебной. Проектирование «спарки» велось под шифром Як-129У. Кабину инструктора расположили в носовой части фюзеляжа вместо кабины штурмана, она имела совершенно иную конструкцию и каплевидный фонарь по типу фонаря лётчика. Аналогичное тандемное расположение кабин на учебной машине впоследствии применили на самолетах Ту-128УТ и МиГ-25РУ/ПУ.

Фото: royfc.com
Фото: royfc.com

В бомбоотсеке установили дополнительный подвесной бак на 1350 л горючего.

-3

Опытную «спарку» построили в 1962 году, и с июля по сентябрь она проходила заводские испытания. Их проводили лётчик-испытатель В.П. Смирнов, штурман Н.И. Самоходкин и ведущий инженер Н.Г. Колпаков. Совместные госиспытания «спарки», которой присвоили обозначение Як-28У, проводились с 23 ноября 1962 года по 15 марта 1963 года.

Фото: vaul.ru
Фото: vaul.ru

Машина требовала доводки, и реально испытания закончились лишь 3 сентября 1964 года. Ведущим лётчиком на госиспытаниях был В.В. Добровольский, штурманом Б. Герасимов, на машине летали и другие пилоты, в том числе Ю.М. Сухов и начальник 2-го управления ГК НИИ ВВС С.Г. Дедух. От ВВС тему курировал представитель управления летных учебных заведений генерал С.А. Рыжов.

Фото: vaul.ru
Фото: vaul.ru

Серийно «спарки» строились в Иркутске (изделие «28У») параллельно с Як-28И и Як-28Л. Всего выпустили 183 самолёта.

Фото: Евгений Жигалов
Фото: Евгений Жигалов

На сегодняшний день уцелело только три Як-28У. Наиболее сохранившийся самолёт находится в Государственном музей авиации Украины им. О.К. Антонова в аэропорту Жуляны в Киеве. Самолёт с зав.н. 8931906 служил в 118-й ОАП РЭБ и в 2005 году был передан в музей.

-7

Другой самолёт пока стоит на постаменте в станице Чебургольская Краснодарского края. Но, судя по его состоянию, он в любой момент может отправиться в пункт приёма лома цветных металлов.

А третий самолёт находится в Монино, но его практически никто не видел за все 30 лет нахождения в музее, и на то есть причины.

Самолёт Як-28У с заводским номером 2930105 выпущен на Иркутском авиазаводе. В ВВС получил номер «63 синий». Где проходил службу — неизвестно.

Фото: Сергей Гайлиш
Фото: Сергей Гайлиш

На начало 1990-х годов находился в городе Пушкин, на территории 20 АРЗ. Был списан и передан музею ВВС России в Монино. В 1994 году своим ходом перелетел на Чкаловский. Там в 1995 году был разграблен вместе с тремя Як-28ПП и М-17 «Стратосфера». Подробнее об этой грустной истории я написал в предыдущей статье. Як-28У пострадал довольно сильно: кроме всего прочего, был демонтирован и унесён в неизвестном направлении фонарь передней кабины.

Фото: Николай Якубович
Фото: Николай Якубович

В августе 1995 года его вместе с остальными самолётами перебросили в монинский музей на внешней подвеске Ми-26.

До 2005 года Як-28У находился позади Ан-24, под крылом Ан-22.

Фото: Keld Bonfizz
Фото: Keld Bonfizz

Восстанавливать самолёт никто и не пытался, разумеется.

Як-28У был фактически заброшен и доступен для посетителей музея и мародёров.

Фото: Václav Vlček
Фото: Václav Vlček

А в мае 2005 года Як-28У вместе с другими повреждёнными экспонатами (тремя Як-28ПП, М-17, МиГ-23МЛ, МиГ-23МЛД, МиГ-25РБВ и Ми-24П) оттащили в дальний край стоянки.

Фото: Keld Bonfizz
Фото: Keld Bonfizz

Там самолёты подверглись ещё большему вандализму и разграблению.

Как и на трёх Як-28ПП, мародёры украли обе форсажные камеры двигателей Р11АФ2-300.

-17

Чтобы добраться до двигателей, воры частично открутили капоты.

-18

Причём с правой мотогондолы они не только демонтировали воздухозаборник (к счастью, не украли), но и оторвали солидный кусок капота.

Были вскрыты все лючки и из внутренних отсеков вырвано всё, что представляло хоть какую-то ценность для приёмки цветных металлов.

-20

Внутри технических отсеков практически пусто.

-21

Гаргрот воры смогли открыть не полностью, поэтому просто выкусили провода, до которых смогли добраться.

-22

Был расколот на несколько частей фонарь кабины инструктора. Пострадал и лобовой триплекс.

-23

Разумеется, стекло было разбито не просто так, а чтобы добраться до ценного оборудования в кабине.

-24

Самолёты заросли молодым лесом и кустарниками, что играло на руку мародёрам, скрывая их от глаз охраны.

Фото: Иван Семёнов
Фото: Иван Семёнов

«Кладбище самолётов в Монино» стало популярной локацией для urbex-туристов всех мастей и популярнейшей точкой для съёмок с беспилотников.

Як-28У частенько попадал в объективы коптерщиков даже отдельно от своих «собратьев по несчастью».

Первый за 25 лет позитивный сдвиг в судьбе Як-28У произошёл лишь в августе 2019 года, когда новый начальник музея А.М. Зарубецкий начал наводить порядок в сильно запущенном музейном хозяйстве. Он вызвал кран, с помощью которого все самолёты из т.н. «отстойника» были расставлены на асфальтовой дорожке, проходящей вдоль забора музея.

Как это было — посмотрите в этом вдохновляющем видео.

Так «отстойник повреждённых экспонатов» из «кладбища самолётов» стал вполне упорядоченной реставрационной площадкой.

-30

Наконец, спустя 14 лет существования волонтёрского отряда, волонтёры получили возможность заняться восстановлением редчайшего самолёта Як-28У.

-31

Очень быстро в кустах за ангаром № 7 нашёлся когда-то давно припрятанный правый воздухозаборник. Но сначала волонтёры демонтировали левый воздухозаборник, ведь в первую очередь нужно было вернуть на место капоты двигателей.

Когда Як-28У подняли краном, из него вывалилось огромное жёлтое «яйцо» дополнительного топливного бака. Когда-то давно мародёры сняли бак с креплений, но вытащить его из-под самолёта не смогли — самолёт стоял слишком низко.

-33

Благодаря тому, что бак перекрывал доступ в бомбовый отсек самолёта, внутри сохранилось многое из оборудования.

Бак крепился длинными осями на стандартном бомбодержателе. Чтобы установить бак на место, сначала открутили бомбодержатель и вставили его в гнездо в верхней части бомбоотсека. Как видно по устройству этого узла, бак при необходимости можно было сбросить прямо в полёте.

Затем снизу подвели сам бак, насадили его на оси и зафиксировали специальными гайками.

-36

Затем подняли на место капоты двигателей и вернули воздухозаборники.

Фото: Виктория Струц
Фото: Виктория Струц

А также закрутили все вскрытые лючки и створки гаргрота.

Дальше волонтёры занялись восстановлением МиГ-23МЛД б/н 19 и Як-28ПП б/н 43, поскольку они находились в гораздо лучшем состоянии по сравнению с другими «жителями» реставрационной площадки. По крайней мере, у них были абсолютно целые фонари кабин лётчиков.

А ситуацию с восстановлением Як-28У нельзя назвать радужной. Необходимо изготовить полностью новое остекление для фонаря кабины инструктора.

-39

С нуля создать фонарь передней кабины для курсанта и заменить одно из боковых стёкол этой кабины.

-40

Нужно отремонтировать колёса, что будет достаточно сложно, поскольку они много лет провели в земле.

-41

Из простого — изготовить несколько заглушек взамен утраченных лючков. Но это не решает проблему.

-42

В данный момент никаких работ в бывшем «отстойнике» не ведётся, поскольку до сих пор не заключён договор между музеем и РОО МПО «Гвардия», которое на данный момент является головной структурой волонтёрской организации.

-43

Як-28У продолжает ждать восстановления, но будущее туманно. Опережая вопросы скажу, что самолёт из государственного музея нельзя просто так передать в частный музей (например, в Верхнюю Пышму), поскольку по закону такая процедура максимально усложнена, чтобы противодействовать «разбазариванию» музейных коллекций. С одной стороны, при более мягком законе монинская коллекция в 1990-е годы наверняка сильно бы поредела. С другой — многие экспонаты находятся в ужасном состоянии, поскольку государство не выделяет достаточного финансирования, а формально по букве закона это и не требуется. В результате имеем то, что имеем.

Фото: aero4you_ru
Фото: aero4you_ru

Другие статьи об истории экспонатов музея в Монино:

История экспонатов музея ВВС в Монино | Советская авиация | Дзен

Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!

Также подписывайтесь на Telegram канал монинских волонтёров!