В прошлой статье я рассказал историю создания самолёта Як-28ПП, и особенно подробно остановился на судьбе трёх постановщиков помех, которые в 1994 году в повреждённом виде попали в монинский музей ВВС. Но вместе с ними тогда в музей был передан учебный вариант («спарка») Як-28У. Сегодня речь об этой редчайшей модификации.
Подписывайтесь на Telegram канал монинских волонтёров!
Приход в войска семейства самолётов Як-28 потребовал ещё одной машины - учебной. Проектирование «спарки» велось под шифром Як-129У. Кабину инструктора расположили в носовой части фюзеляжа вместо кабины штурмана, она имела совершенно иную конструкцию и каплевидный фонарь по типу фонаря лётчика. Аналогичное тандемное расположение кабин на учебной машине впоследствии применили на самолетах Ту-128УТ и МиГ-25РУ/ПУ.
В бомбоотсеке установили дополнительный подвесной бак на 1350 л горючего.
Опытную «спарку» построили в 1962 году, и с июля по сентябрь она проходила заводские испытания. Их проводили лётчик-испытатель В.П. Смирнов, штурман Н.И. Самоходкин и ведущий инженер Н.Г. Колпаков. Совместные госиспытания «спарки», которой присвоили обозначение Як-28У, проводились с 23 ноября 1962 года по 15 марта 1963 года.
Машина требовала доводки, и реально испытания закончились лишь 3 сентября 1964 года. Ведущим лётчиком на госиспытаниях был В.В. Добровольский, штурманом Б. Герасимов, на машине летали и другие пилоты, в том числе Ю.М. Сухов и начальник 2-го управления ГК НИИ ВВС С.Г. Дедух. От ВВС тему курировал представитель управления летных учебных заведений генерал С.А. Рыжов.
Серийно «спарки» строились в Иркутске (изделие «28У») параллельно с Як-28И и Як-28Л. Всего выпустили 183 самолёта.
На сегодняшний день уцелело только три Як-28У. Наиболее сохранившийся самолёт находится в Государственном музей авиации Украины им. О.К. Антонова в аэропорту Жуляны в Киеве. Самолёт с зав.н. 8931906 служил в 118-й ОАП РЭБ и в 2005 году был передан в музей.
Другой самолёт пока стоит на постаменте в станице Чебургольская Краснодарского края. Но, судя по его состоянию, он в любой момент может отправиться в пункт приёма лома цветных металлов.
А третий самолёт находится в Монино, но его практически никто не видел за все 30 лет нахождения в музее, и на то есть причины.
Самолёт Як-28У с заводским номером 2930105 выпущен на Иркутском авиазаводе. В ВВС получил номер «63 синий». Где проходил службу — неизвестно.
На начало 1990-х годов находился в городе Пушкин, на территории 20 АРЗ. Был списан и передан музею ВВС России в Монино. В 1994 году своим ходом перелетел на Чкаловский. Там в 1995 году был разграблен вместе с тремя Як-28ПП и М-17 «Стратосфера». Подробнее об этой грустной истории я написал в предыдущей статье. Як-28У пострадал довольно сильно: кроме всего прочего, был демонтирован и унесён в неизвестном направлении фонарь передней кабины.
В августе 1995 года его вместе с остальными самолётами перебросили в монинский музей на внешней подвеске Ми-26.
До 2005 года Як-28У находился позади Ан-24, под крылом Ан-22.
Восстанавливать самолёт никто и не пытался, разумеется.
Як-28У был фактически заброшен и доступен для посетителей музея и мародёров.
А в мае 2005 года Як-28У вместе с другими повреждёнными экспонатами (тремя Як-28ПП, М-17, МиГ-23МЛ, МиГ-23МЛД, МиГ-25РБВ и Ми-24П) оттащили в дальний край стоянки.
Там самолёты подверглись ещё большему вандализму и разграблению.
Как и на трёх Як-28ПП, мародёры украли обе форсажные камеры двигателей Р11АФ2-300.
Чтобы добраться до двигателей, воры частично открутили капоты.
Причём с правой мотогондолы они не только демонтировали воздухозаборник (к счастью, не украли), но и оторвали солидный кусок капота.
Были вскрыты все лючки и из внутренних отсеков вырвано всё, что представляло хоть какую-то ценность для приёмки цветных металлов.
Внутри технических отсеков практически пусто.
Гаргрот воры смогли открыть не полностью, поэтому просто выкусили провода, до которых смогли добраться.
Был расколот на несколько частей фонарь кабины инструктора. Пострадал и лобовой триплекс.
Разумеется, стекло было разбито не просто так, а чтобы добраться до ценного оборудования в кабине.
Самолёты заросли молодым лесом и кустарниками, что играло на руку мародёрам, скрывая их от глаз охраны.
«Кладбище самолётов в Монино» стало популярной локацией для urbex-туристов всех мастей и популярнейшей точкой для съёмок с беспилотников.
Як-28У частенько попадал в объективы коптерщиков даже отдельно от своих «собратьев по несчастью».
Первый за 25 лет позитивный сдвиг в судьбе Як-28У произошёл лишь в августе 2019 года, когда новый начальник музея А.М. Зарубецкий начал наводить порядок в сильно запущенном музейном хозяйстве. Он вызвал кран, с помощью которого все самолёты из т.н. «отстойника» были расставлены на асфальтовой дорожке, проходящей вдоль забора музея.
Как это было — посмотрите в этом вдохновляющем видео.
Так «отстойник повреждённых экспонатов» из «кладбища самолётов» стал вполне упорядоченной реставрационной площадкой.
Наконец, спустя 14 лет существования волонтёрского отряда, волонтёры получили возможность заняться восстановлением редчайшего самолёта Як-28У.
Очень быстро в кустах за ангаром № 7 нашёлся когда-то давно припрятанный правый воздухозаборник. Но сначала волонтёры демонтировали левый воздухозаборник, ведь в первую очередь нужно было вернуть на место капоты двигателей.
Когда Як-28У подняли краном, из него вывалилось огромное жёлтое «яйцо» дополнительного топливного бака. Когда-то давно мародёры сняли бак с креплений, но вытащить его из-под самолёта не смогли — самолёт стоял слишком низко.
Благодаря тому, что бак перекрывал доступ в бомбовый отсек самолёта, внутри сохранилось многое из оборудования.
Бак крепился длинными осями на стандартном бомбодержателе. Чтобы установить бак на место, сначала открутили бомбодержатель и вставили его в гнездо в верхней части бомбоотсека. Как видно по устройству этого узла, бак при необходимости можно было сбросить прямо в полёте.
Затем снизу подвели сам бак, насадили его на оси и зафиксировали специальными гайками.
Затем подняли на место капоты двигателей и вернули воздухозаборники.
А также закрутили все вскрытые лючки и створки гаргрота.
Дальше волонтёры занялись восстановлением МиГ-23МЛД б/н 19 и Як-28ПП б/н 43, поскольку они находились в гораздо лучшем состоянии по сравнению с другими «жителями» реставрационной площадки. По крайней мере, у них были абсолютно целые фонари кабин лётчиков.
А ситуацию с восстановлением Як-28У нельзя назвать радужной. Необходимо изготовить полностью новое остекление для фонаря кабины инструктора.
С нуля создать фонарь передней кабины для курсанта и заменить одно из боковых стёкол этой кабины.
Нужно отремонтировать колёса, что будет достаточно сложно, поскольку они много лет провели в земле.
Из простого — изготовить несколько заглушек взамен утраченных лючков. Но это не решает проблему.
В данный момент никаких работ в бывшем «отстойнике» не ведётся, поскольку до сих пор не заключён договор между музеем и РОО МПО «Гвардия», которое на данный момент является головной структурой волонтёрской организации.
Як-28У продолжает ждать восстановления, но будущее туманно. Опережая вопросы скажу, что самолёт из государственного музея нельзя просто так передать в частный музей (например, в Верхнюю Пышму), поскольку по закону такая процедура максимально усложнена, чтобы противодействовать «разбазариванию» музейных коллекций. С одной стороны, при более мягком законе монинская коллекция в 1990-е годы наверняка сильно бы поредела. С другой — многие экспонаты находятся в ужасном состоянии, поскольку государство не выделяет достаточного финансирования, а формально по букве закона это и не требуется. В результате имеем то, что имеем.
Другие статьи об истории экспонатов музея в Монино:
Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!
Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!
Также подписывайтесь на Telegram канал монинских волонтёров!