Найти в Дзене
Анна Бердникова

Как своим энергичным личным примером не воспитать хомячка-иждивенца?

Из рабочего процесса: Недавно встретились с подругой, выпили по рюмке чаю, вспомнили юность боевую. Как мы по барахолке бегали – кофе разносили, как лекции писали по очереди, кто-то на работе, кто-то на лекции, как шили юбки на заказ. Крутились, как могли, были молоды, бодры, веселы и энергичны. Наши дети совсем другие. Подруга жаловалась на дочь, что та еле сдала ЕГЭ, подруга заплатила за внебюджет, но дочь не сдала вторую сессию и бросила институт. Сейчас сидит дома и не работает. На все намеки подруги делает вид, что не понимает, что происходит, чего от нее ждут. Девице уже двадцать лет. А она, как домашний питомец: спит, ест, смотрит сериалы… С подругами иногда куда-то выходит. Я спросила подругу, почему не выпнет дочь в большой мир крутиться, как это делали мы. Она сказала, что боится это сделать, опасается, что дочь не выдержит столкновения с реальным миром и сорвется в какой-нибудь штопор. У меня дети младше, старшая дочь в десятом классе, учится так себе, на репетиторах. Младш

Из рабочего процесса:

Недавно встретились с подругой, выпили по рюмке чаю, вспомнили юность боевую. Как мы по барахолке бегали – кофе разносили, как лекции писали по очереди, кто-то на работе, кто-то на лекции, как шили юбки на заказ. Крутились, как могли, были молоды, бодры, веселы и энергичны. Наши дети совсем другие.
Подруга жаловалась на дочь, что та еле сдала ЕГЭ, подруга заплатила за внебюджет, но дочь не сдала вторую сессию и бросила институт. Сейчас сидит дома и не работает. На все намеки подруги делает вид, что не понимает, что происходит, чего от нее ждут. Девице уже двадцать лет. А она, как домашний питомец: спит, ест, смотрит сериалы… С подругами иногда куда-то выходит.
Я спросила подругу, почему не выпнет дочь в большой мир крутиться, как это делали мы. Она сказала, что боится это сделать, опасается, что дочь не выдержит столкновения с реальным миром и сорвется в какой-нибудь штопор.
У меня дети младше, старшая дочь в десятом классе, учится так себе, на репетиторах. Младший сын вообще на учебу забил, в седьмом сейчас – балбесничает.
Разговор с подругой меня, если честно, выбил из колеи. Я задумалась о том, что не застрахована от того, что с ней происходит. Ее дочь как-то тоже ведь школу закончила, даже экзамен сдала. У моих это все еще впереди. У них нет какой-то четкой определенности и жажды – хочу быть врачом или директором завода. Мне иногда кажется, что дети вообще ничего не хотят. Это, наверное, пугает больше всего. Что я могу сказать им или сделать, чтобы не вырастить из них этаких хомячков – домашних питомцев? Или уже поздно, раньше надо было что-то делать? И почему личный пример не работает?

Вы совсем не обязательно окажетесь в ситуации своей подруги: разные семейные ситуации, разные личностные особенности, разные воспитательные подходы – все очень разное, поэтому и результат тоже скорее всего будет различаться.

-2

Для того чтобы вырастающий ребенок видел перспективу ему ее нужно рисовать и обозначать, что будет если. Например, что будет, если студент вылетит из института:

1. Пойдет работать и восстановится только, если приложит к этому максимум усилий и заработает сам.

2. Или будет сидеть дома семестр, и мама потом все пороги обобьет, чтобы восстановить ребенка, заплатить за него снова.

3. На какую помощь и поддержку выросший ребенок может в этом случае рассчитывать?

4. Какова его мера ответственности за происходящее?

5. Если ребенок все-таки вдруг осядет дома, как долго он может это делать? Что будет, если он превысит пределы допустимых сроков?

6. Насколько родители готовы воплощать то, о чем говорят, в жизнь.

Конечно, может так случиться, что студент не выдерживает психологической нагрузки, связанной с обучением, срывается. Как тогда можно проявлять такую жестокость и заставлять его возвращаться туда, где ему было плохо? В этом случае должна быть серьезная реабилитация, восстановление сил и выход в широкий социум.

Человек – социальное существо, поэтому ему в любом случае жить среди других людей. Невозможно пользоваться всеми благами социума и быть свободным от него, с одной стороны. И задача родителей – стать как можно скорее ненужными своим детям – с другой. Объединив эти два момента, Вы можете двигать воспитательный процесс в нужном направлении. Но гарантий, к сожалению, ничего не может дать.

Что касается личного примера, то с ним все немного сложнее. Да, Ваши дети – Ваше продолжение, у них наполовину Ваша генетика, они проникнуты Вашим отношением к жизни. Однако, они живут в других условиях, им, например, нет нужды подрабатывать на барахолке, да и сама барахолка в нашем городе стала иной – перебралась под крышу в павильон. Работать там сегодня это совсем не то, что 20 лет назад. Вокруг них ровесники, у которых также нет необходимости подрабатывать и «крутиться». Они все живут в других условиях, другой системе ценностей, в другом окружению – все это вместе вносит свой вклад в формирование мировосприятия подрастающего поколения, воспитывает их. Личный пример – это один из воспитывающих факторов из целой совокупности.

Анна Бердникова