Кого вы представляете, когда слышите слово оборотень? Ну конечно же человека, который в полнолуние, или просто по желанию может превращаться в гибрид гуманоида и хищника из семейства псовых. Или же становится настоящим волком, только крупнее обычного, без признаков разума и с неуемной жаждой убийства. Это или проклятие, или заразная болезнь, которые передаются через укус. Иногда от такого недуга даже можно излечиться.
Голливудские киноделы растиражировали такой образ просто в невозможных количествах, черпая вдохновение в позднем западноевропейском фольклоре, страшных историях, дошедших до нас уже в виде литературных сказок, таких как «Три поросенка» или «Красная шапочка».
Но вы ведь согласитесь, что Волк, который умеет разговаривать, умело обращается с человеческими вещами, ходит на задних лапах и переодевается в бабушку, это именно ликан? К тому же древний, отнюдь не детский, вариант истории включал еще и сексуальные мотивы, когда девочка ложится в постель к мнимой бабушке. И никаких лесорубов. Кончалось всё для старушки и её внучки самым печальным образом, что подчёркивало мораль истории — не водись с незнакомцами.
Волк в подобных историях — ненасытное, хитрое и опасное существо, которое заслуживает только одной участи — безоговорочного истребления. И на то были причины.
Вспомним, что переставляла собой Европа раннего средневековья. Хотя населена она была уже не так густо, как в античности - сыграли роль и климат, и распад Римской империи, и эпидемии — но сельское хозяйство постоянно требовало новых земель взамен истощенных. Потому зелёным насаждениям там приходилось туго.
Основным материалом строительства было дерево, да и отапливались им же. В результате изначальных лесов почти не осталось, недаром охота в уцелевших чащобах стала привилегией аристократов. Такие хищники как рыси, леопарды или медведи практически исчезли. Из опасных животных остались волки, лисы да кабаны.
Лиса на роль воплощения зла не слишком подходит (хотя в Азии думают иначе). Кабан, при всей своей свирепости, это скорее добыча, чем охотник.
Иное дело волки. На обширных пустошах, превращенных в поля и пастбища, им было раздолье. Умные, сильные звери отлично приспособились к новым реалиям, собирая дань с владельцев домашней многочисленной скотины.
В загоне или хлеву, среди беззащитных жертв, которым и бежать-то некуда, серых часто охватывало кровавое охотничье безумие. Они грызли всех, до кого смогли дотянуться, бросая истерзанные туши на месте расправы. Что мог испытывать суеверный крестьянин, увидев подобную бессмысленную, инфернальную жестокость? Наверняка мистический ужас перед подобной кровожадностью. Ну а дальше подобные истории обрастали новыми, жуткими подробностями, превращая серых в легендарных чудовищ.
И всё же на самого человека волки нападают чрезвычайно редко, только в случае крайней нужды, признавая в нём равного и опасного противника. Но бывают и исключения, которыми, как ни странно, мы обязаны самим себе и нашему лучшему другу — собаке.
История изобилует опустошительными войнами, и приходящими следом эпидемиями. Когда города и деревни безлюдели, оставалось много бездомных собак. Они сбивались в стаи, уходили в лес, скрещиваясь с волками.
И если серым родовая память велит держатся от человека подальше, то одичавшие собаки и гибриды такого ограничителя не имеют. Века отбора вытравили из них этот страх, и научили понимать желания и повадки своих хозяев.
Гибриды, в силу законов генетики, часто получаются крупнее, сильнее и сообразительнее предков - собак и даже волков. Среди них довольно часто встречаются и альбиносы, то есть белоснежные особи с красными глазами.
Войны и эпидемии оставляют много не погребённых трупов. Голод рано или поздно заставляет одичавших псов отведать человечины. Ну а приучив к ней, толкает на следующий шаг - охоте на двуногую дичь. Главное, выбрать беззащитный объект: женщину, ребенка, старика. Если естественного страха перед человеком нет, тогда это просто удобная добыча.
Теперь представьте такого огромного седого убийцу с горящими алыми глазами. Кем он может быть, как не исчадием ада — оборотнем?
Подобные истории вполне реальны и происходили даже в недавнем прошлом, в середине прошлого века.
В детстве мне попадалась книга (к сожалению не помню ни точного названия, ни автора) - воспоминания бывалого охотника, который отправился вечером через лес в соседнее село.
В районе к тому времени произошло уже два случая нападения дикого зверя. В первом он загрыз женщину-грибника, во втором напал на водителя грузовика, но мужчине удалось спрятаться в кабине. Оба случая произошли в вечерних сумерках. После рассказа водителя среди жителей поползли слухи про оборотня. Неизвестный хищник был крупнее обычных волков, и покрыт белыми пятнами, словно облит сметаной, к тому же действовал очень хитро.
Герой же рассказа, будучи не местным, ничего про оборотня не слышал, а от предупреждения своего престарелого друга просто отмахнулся. Но всё же взял у него старое ружьё с единственным патроном.
Будь он простым селянином, наверняка бы стал очередной жертвой людоеда. Но в зарослях кустарника, на фоне закатного солнца, наметанный глаз охотника заметил два характерных треугольника - уши притаившегося зверя.
Поняв, что его заметили, хищник бросился к добыче, и при этом старался всё время держаться так, чтобы солнце светило в глаза охотнику, мешая целится.
Но всё же точный выстрел нашел цель. Эта история закончилась удачно для человека.
Примечательно, что в патроне было тринадцать картечин, и пыж был из козьей шерсти, как и предписывали снаряжать их для охоты на перевёртышей народные поверия:
« Их глаза словно свечи, Зубы шила острей. Ты тринадцать картечей Козьей шерстью забей И стреляй по ним смело! Прежде рухнет волк белый...»
Баллада А.К. Толстого «Волки».
Нет сомнения, случись эта история лет на сотню раньше, никто бы не сомневался, что убит был именно оборотень.
И здесь мы уже вступаем в царство славянского фольклора, а о нем в другой раз.
#Фэнтези, #оборотни, #волки, #магия, #сказки, #фольклор