Найти в Дзене
ArtSreda

Мастер исторической живописи и хранитель русской души. Кто же он?

Дорогие друзья, сегодня мы рады представить вам талантливого художника-передвижника, мастера жанровых и исторических картин — выдающегося представителя русской реалистической школы живописи, жившего на стыке XIX и XX веков Клавдия Васильевича Лебедева.

Лебедев Клавдий Васильевич
Лебедев Клавдий Васильевич

Клавдий Васильевич вырос в крестьянской семье, где его отец был церковным художником. Это обстоятельство оказало значительное влияние на его выбор жизненного пути и творчество. Любовь к простым радостям деревенской жизни, интерес к ее быту и образам всегда были неотъемлемой частью его жизни.

Первоначально он обучался в Строгановском училище, затем продолжил образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Там он обрёл своего любимого наставника — Василия Григорьевича Перова, а также завел дружбу с Владимиром Егоровичем Маковским, которая оставалась крепкой до конца их дней.

Погружение в историю и глубокая привязанность к родному прошлому позволяли художнику создавать удивительные произведения. Среди них выделяются такие знаковые полотна, как «Боярская свадьба» и «Царь Иван IV Грозный, просящий игумена Кирилла благословить его в монахи». За свои работы в области исторической живописи Клавдий Васильевич не только завоевал признание среди критиков, но и получил высокую оценку от императорской семьи. Его пригласили участвовать в создании коронационного альбома императора Николая II, для которого он выполнил две акварели, а одну из его работ император приобрёл себе в коллекцию.

Кроме того, Лебедев работал как иллюстратор «Записок охотника» И. С. Тургенева, создавая великолепные образы, пронизанные поэтикой произведений автора. Его работы изобилуют выразительными изображениями крестьян, которых он запечатлевал с добротой и уважением. Также он иллюстрировал Библию, создавая картины на темы Священной истории Ветхого Завета и проиллюстрировал оригинальное издание «Царская и императорская охота на Руси. Конец XVII и XVIII века».

Главным делом всей его жизни стала роспись Вознесенского собора в г. Ельце возведенного по проекту К. А. Тона. Кисти Клавдия Васильевича Лебедева принадлежит более 220 стенных росписей, живописных полотен, иконописных работ. Кстати, в настоящее время оригинальные акварели и рисунки художника хранятся в музее истории религии.

Клавдий Васильевич продолжал работать до последних дней своей жизни. После его смерти на мольберте остался незаконченный эскиз к картине «Иван Грозный». В течение всей жизни он оставался преданным исторической тематике, и его обширные знания позволяли ему создавать работы, которые отличались не только художественным качеством, но и исторической достоверностью.

Наследие Клавдия Васильевича Лебедева включает в себя множество исторических полотен и рисунков, отражающих «домашний быт» боярской Руси, что до сих пор имеет высокую ценность. Его работа «Боярыня» была продана на аукционе в 2012 году за 133 250 британских фунтов. Согласно информации, предоставленной HammerPrice, российскими аукционными домами было продано 16 работ художника за последние несколько лет. Самая высокая цена, достигнутая на летнем московском аукционе в 2024 году, составила 12 миллионов рублей за полотно с тем же названием «Боярыня».

"Боярыня", 1903 год, материалы: холст, масло, размеры: 85 х 103 см. Источник: https://moscow-auction.ru
"Боярыня", 1903 год, материалы: холст, масло, размеры: 85 х 103 см. Источник: https://moscow-auction.ru

Больше информации об истории аукционных продаж художника вы узнаете здесь👉HammerPrice👈