«Расписание на послезавтра» - советский художественный фильм Игоря Добролюбова о популярном в то время споре «физиков» и «лириков». Представители научно-технической интеллигенции пребывали в вечном противостоянии с представителями гуманитарной интеллигенции.
Физики считались гораздо более любимыми государством, чем лирики – всё решал непосредственно прикладной характер их деятельности и нуждаемость оборонной промышленности СССР в светлых головах и прорывных идеях.
Что-то физики в почете.
Что-то лирики в загоне.
Дело не в сухом расчете,
Дело в мировом законе.
Значит, что-то не раскрыли
Мы, что следовало нам бы!
Значит, слабенькие крылья —
Наши сладенькие ямбы,
И в пегасовом полете
Не взлетают наши кони…
То-то физики в почете,
То-то лирики в загоне.
Это самоочевидно.
Спорить просто бесполезно.
Так что даже не обидно,
А скорее интересно
Наблюдать, как, словно пена,
Опадают наши рифмы
И величие степенно
Отступает в логарифмы.
Автор: Борис Слуцкий, 1959 год
Об этом фильме я услышала давно, но просмотр всё время откладывала. И вот, в преддверии Нового года, решила наверстать упущенное и включила! Включила и-и-и…
О чём фильм
В физико-математическую школу имени Льва Ландау устраивается хрупкая учительница русской литературы Антонина Сергеевна. Её предшественница плюнула на всё и вернулась в обычную школу со здоровой советской иерархией «учитель-ученик», знакомой каждому и по сей день.
Здесь же ученики позиционируются наравне со взрослыми, любая инициатива и самая безумная идея с жаром подхватывается наставниками, всё вмиг фиксируется на доске и подвергается тщательному анализу.
Каждый ощущает свою ценность, не боится показаться смешным или жалким, смелость и научное творчество культивируются, в первую очередь, передовым директором школы, доктором наук Андреем Андреевичем «Кварком».
За своих воспитанников он стоит горой, и отстаивает не только их интересы, но и право на самоуважение. Когда профессор Куликов позволяет себе излишество и насмешливо замечает негодность идеи Ковалёва (он увлечён идеей получения металлического водорода), Андрей Андреевич пресекает подобное поведение своего друга.
Над моими учениками смеяться не нужно. Отобьёшь интерес.
И вот, в атмосферу романтизации научного познания попадает Антонина Сергеевна со своими поэтами и стихами.
На вопрос «А почему доска не готова к уроку и исписана формулами?», учительнице дают понять, что, мол, ты свой предмет рассказывай, а мы пока будем в параллель заниматься более важными делами, но мы в то же время тебя будем слушать краешком уха, так что начинай.
Антонина Сергеевна осознаёт, что должна нестандартными приёмами завладеть вниманием учащихся, и она, отойдя задумчиво к окну, прочтёт строки Леонида Латынина, посвящённые Маргарите Тереховой…
М.Тереховой
Сад ты мой, больной и белый,
Свет ты мой – на склоне дня.
Жест по-детски неумелый...
Вспоминай меня.
Двор. И выход в переулок.
Вечер долгий без огня.
Лес не прибран, гол и гулок...
Вспоминай меня.
Все неправедные речи.
Речка. Полынья –
Место нашей главной встречи...
Вспоминай меня.
Позабудешь – Бог с тобою,
Все у нас равно.
Опускаюсь с головою
В трезвое вино.
Ах, какая там удача
Среди бела дня –
Вечер. Снег. Чужая дача...
Вспоминай меня.
Что за сила мчит нас лихо,
В разны стороны гоня?
Еле слышно. Еле. Тихо.
Вспоминай меня.
Автор: Леонид Латынин
Научные открытия отложены в сторонку, задумчивые глаза медленно приподнимаются на учителя, недоумение читается на лицах будущих учёных.
Розовый конь
Антонина Сергеевна поведёт свой класс по тропе литературного просвещения, она поставит «пятёрку» за сочинение-стенограмму восьмиклассника-вундеркинда Вовы Овечкина:
"Антонина Сергеевна, вы, по-моему, не очень сечете ..." "чем отличается фантазия
в научном творчестве " "от фантазии в искусстве." "Фантазии в искусстве это голый вымысел, к сожалению," " очень часто " " безответственный." "Фантазии в науке это взгляд в будущее." "Это гипотеза." "Это мечта основанная на строгих научных фактах." "Когда-нибудь человек полетит в другую галактику " " на корабле из металлического водорода, " " но никто никогда не сможет проскакать на розовом коне."
- цитата из фильма "Расписание на послезавтра" 1978 года, режиссёр Игорь Добролюбов
И Антонина Сергеевна постарается доказать Вове Овечкину, что он уже давно скачет на том розовом коне, о котором он написал.
В фильме показано неравнодушие к учащимся. Учителя верят в своих подопечных, запросто могут наведаться к ним в гости, чтобы за чаем посмотреть на условия их жизни.
Директор запросто играет с учениками в водное поло, а за приветствие новенькой Антонины Сергеевны получает штрафные баллы наравне с остальными игроками.
Любознательный Овечкин подрывает школьную лабораторию, запертую от деятелей науки на амбарный замок, а вместо исключения из школы он должен обосновать свои доводы и исправить ошибки в вычислениях.
Но и романтика не обходит стороной живущих идеями Льва Ландау и Альберта Эйнштейна ребят.
За свидание с самой красивой и самой бессердечной девчонкой в школе они готовы на время отложить эксперименты и час-другой посидеть на морозе, рядом с другом-конкурентом, которому тоже назначено свидание в то же время в виде насмешки.
Мой папа тоже все открытия сделал с тетей Юлей. А женился на моей маме! Потому что она красивая!
- цитата из фильма "Расписание на послезавтра" 1978 года, режиссёр Игорь Добролюбов
Впечатления от фильма
И-и-и фильм оканчивается так же внезапно, как и начинается. Остаётся сладкое послевкусие, пусть недолгой, но причастности к науке. Сразу хочется открыть учебник физики или почитать о жизни Королёва. (Короля)
Прекрасная игра актёров, сделавшая слегка монотонный слог повествования ярким событием и радостным времяпровождением. Олег Даль, Маргарита Терехова, Тамара Дегтярёва, Александр Леньков, Александр Денисов, Валентин Никулин и много, много кто ещё!
Юрий Воротницкий сыграл Вову Овечкина, одарённого восьмиклассника, а по факту – самого себя. Он стал кандидатом физ-мат наук и заведующим кафедрой телекоммуникаций и информационных технологий факультета радиофизики и компьютерных технологий Белорусского государственного университета.
Антонина Сергеевна пыталась научить своих учеников быть всесторонне развитыми личностями, приводя в пример Альберта Эйнштейна, говорящего о важности гуманитарных знаний для гармоничного и всестороннего развития личности.
Я нашла такую цитату Эйнштейна:
"Воображение важнее, чем знания. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию."
А что, как не гуманитарные науки, стимулирует воображение!