Найти в Дзене
Литературный попкорн

Фильм «Успех» о горькой правде театрального закулисья. Филатов, Фрейндлих, Дуров в киноленте 1984 года, которую вы могли пропустить

Почему мы сегодня ставим «Чайку»? Чтобы заглянуть в себя. Вот – предмет нашего изучения. Потому что без этого нет личности. А без личности нет общества. – цитата из фильма "Успех" 1984 года, режиссёр Константин Худяков Фильм об изнанке театральной жизни был снят в 1984 году Константином Худяковым. Главные роли исполнили Леонид Филатов, Алиса Фрейндлих, Александр Збруев, Лев Дуров, Алла Мещерякова, Лариса Удовиченко. Геннадий Максимович Фетисов (Леонид Филатов) – молодой режиссёр, приглашённый в областной театр для постановки пьесы. Когда Фетисов прибывает в областной город и приходит знакомиться с руководством, его сразу же приземляют: этих актёров надо бы «занять» в порядке гуманитарной помощи – через год им на пенсию. А это муж нашей примы, тоже его в постановочку возьмите, вам же лучше будет. Винокуров намекнул, что при успехе пьесы Фетисова тот может рассчитывать на его место – главного режиссёра областного театра. А также ненавязчиво дал понять, что неплохо бы для начала поставить
Оглавление
Почему мы сегодня ставим «Чайку»? Чтобы заглянуть в себя. Вот – предмет нашего изучения. Потому что без этого нет личности. А без личности нет общества.
– цитата из фильма "Успех" 1984 года, режиссёр Константин Худяков

Фильм об изнанке театральной жизни был снят в 1984 году Константином Худяковым. Главные роли исполнили Леонид Филатов, Алиса Фрейндлих, Александр Збруев, Лев Дуров, Алла Мещерякова, Лариса Удовиченко.

постер к фильму "Успех" 1984 года, режиссёр Константин Худяков
постер к фильму "Успех" 1984 года, режиссёр Константин Худяков

О чём кино

Геннадий Максимович Фетисов (Леонид Филатов) – молодой режиссёр, приглашённый в областной театр для постановки пьесы. Когда Фетисов прибывает в областной город и приходит знакомиться с руководством, его сразу же приземляют: этих актёров надо бы «занять» в порядке гуманитарной помощи – через год им на пенсию. А это муж нашей примы, тоже его в постановочку возьмите, вам же лучше будет.

Винокуров намекнул, что при успехе пьесы Фетисова тот может рассчитывать на его место – главного режиссёра областного театра. А также ненавязчиво дал понять, что неплохо бы для начала поставить «Чайку» Антона Павловича Чехова.

кадр из фильма "Успех" 1984 года, режиссёр Константин Худяков
кадр из фильма "Успех" 1984 года, режиссёр Константин Худяков

Как говорится, в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Такой позиции придерживаются актёры театра, уже не одну сотню лет игравшие чеховских героев. Однако Фетисов решает поставить Чехова на свой лад, привнести непривычную образность любимым персонажам.

На многочисленные протесты и пререкания режиссёр решительно отвечает: а кто сказал, что так правильно? Вам сам Чехов пояснял, как следует играть, что ли?

кадр из фильма "Успех" 1984 года, режиссёр Константин Худяков
кадр из фильма "Успех" 1984 года, режиссёр Константин Худяков

Постепенно режиссёру удаётся завоевать авторитет в глазах театральных старожилов.

Но на пути к идеальной постановке возникает нравственный выбор: оставить актёров, негласно утверждённых руководством, или же идти собственным путём? Стоит ли приспосабливаться, чтобы крепче удержаться в режиссёрском кресле и получить шанс проявить себя?

Фетисов – пример непростого руководителя. С ним тяжело сработаться, его нужно уважать и беспрекословно слушать.

кадр из фильма "Успех" 1984 года, режиссёр Константин Худяков
кадр из фильма "Успех" 1984 года, режиссёр Константин Худяков

Когда Фетисов появляется в областном театре, труппа испытывает недовольство: словно разбалованные дети (а Винокуров заранее предупреждает Фетисова о почти детской обидчивости актёров), они не желают работать свыше положенной нормы, а по окончании репетиции все, словно школьники по звонку на перемену, вскакивают с мест с недосказанными репликами на устах и бегут к выходу.

Фетисов намерен навести порядок и поставить лучшую «Чайку», чтобы поразить специально прибывших на премьеру московских критиков.

История создания кино

Изначально за работу над кинолентой взялся режиссёр Анатолий Эфрос. В 1974 году он предложил Анатолию Гребневу написать сценарий о взаимоотношениях актёров и режиссёра при постановке спектакля. После того, как картина была запущена в производство, сменился директор «Ленфильма». Он счёл тематику кино скудной и слишком высокоинтеллектуальной для массового зрителя. Не все, мол, смогут уловить тонкие материи плохой и хорошей игры.

кадр из фильма "Успех" 1984 года, режиссёр Константин Худяков
кадр из фильма "Успех" 1984 года, режиссёр Константин Худяков

В конечном счёте работа над кинопроектом возобновилась в 80-х годах. Условие режиссёру было поставлено следующее: для главной театральной постановки использовать современную пьесу, а тема должна была быть приземлённее, связанная с производством. Дальше я расскажу о режиссёрской хитрости, благодаря которой мы можем радоваться киноленте «Успех».

При работе над фильмом возникали затруднения, которые помешали Анатолию Эфросу продолжить работу в качестве режиссёра. В итоге режиссёром стал Константин Худяков, близко знакомый с тонкостями театрального ремесла.

Сценарная хитрость

Поскольку на пьесе «Чайка» и строился базис киноленты, никто не планировал менять драматурга. Однако, чтобы избежать лишних вопросов от руководства, в фильм была добавлена сцена с пьесой современного драматурга, переданной в руки режиссёру Фетисову.

кадр из фильма "Успех" 1984 года, режиссёр Константин Худяков
кадр из фильма "Успех" 1984 года, режиссёр Константин Худяков

К режиссёру подходит сияющий драматург и передаёт новый, переработанный вариант пьесы, где герой достигает своей цели. «Неожиданно», - иронично подмечает Фетисов.

После этого следует вопрос от режиссёра:

«Скажите, как по-вашему, что лучше: приспосабливаться или идти напролом?»

Современный герой, по мнению Фетисова, должен ежедневно решать проблемы бытия. Не быта, а бытия. Судя по озадаченному взгляду драматурга, в переработанном варианте пьесы герой, как раз, приспособился. И драматург с готовностью забрал назад вариант пьесы, чтобы ещё больше не разочаровать Фетисова.

Награды

Фильм «Успех» снискал признание на международной арене.

  • Гран-при на Международном кинофестивале (МКФ) в Барселоне
  • Приз «Золотой тюльпан» на МКФ в Стамбуле.
  • Приз на МКФ в Вашингтоне.
  • Приз на МКФ в Картахене (Колумбия)
  • Приз на МКФ в Мангейме (Германия)
  • Приз Королевской академии киноискусств Швеции.

А вы смотрели фильм "Успех"?