Земля – колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели.
– Константин Циолковский, русский учёный и провидец, 1911 год
«Первый. Новая история Гагарина и космической гонки» - исследование, посвящённое космической гонке СССР и США. Британский автор Стивен Уокер проделал колоссальный путь, чтобы эта книга вышла в свет: он много лет работал в российских архивах, тесно сотрудничал с Федеральным космическим агентством «Роскосмос» и корпорацией «Энергия», провёл сотни часов интервью со специалистами, занимавшимися подготовкой первых полётов в космос и в СССР, и в США, беседовал с российскими космонавтами, их жёнами и детьми, а также с американскими астронавтами и их близкими.
Юрий Гагарин – первый человек в космосе
Можно ли мечтать о большем?
– Юрий Гагарин, за девять дней до старта, 3 апреля 1961 года.
Счастливая звезда вела его к всемирной известности и заветной цели. Когда началась война, немцы оккупировали Клушино, семью выгнали из дома, позволив жить в тесной землянке. Пока длилась война, Юрию Гагарину посчастливилось побывать в кабине настоящего самолёта. В тот момент он знал, что когда-нибудь станет лётчиком.
Он стал больше, чем просто лётчиком, ему удалось совершить полёт вокруг Земли и вернуться живым. Он был Первым на планете, кто сделал это.
Гонка вооружений
СССР и США конкурировали за первенство на космической арене. Россияне посылали в космос собак, а США – шимпанзе. Только тактики отличались: если США на весь мир заявляли о достижениях, то СССР держали их в тайне.
В условиях «холодной войны» гражданам было важно осознавать, что их государство окажется первым в решающей гонке за космос. Это был вопрос национальной гордости.
Король
Для всех он был Шеф или Король. Тайна его личности строго охранялась вплоть до самой смерти в 1966 году, и ЦРУ были бессильны. Сергей Королёв был причиной того, что космонавты вообще появились. Сергей Павлович был движущей силой космической программы СССР, он напрямую отчитывался перед Хрущёвым. Он любил Юрия Гагарина как собственного сына. Именно его фото будет найдено в бумажнике разбившегося насмерть Гагарина.
Антагонист
Вернер фон Браун конструировал ракеты для США, а в годы Второй Мировой Войны был членом Нацистской партии и штурмбаннфюрером СС. По словам американцев, они никогда не считали немцев частью команды. И именно чрезмерная осторожность фон Брауна, по словам автора, привела к проигрышу американцев.
Американская команда
Команда Mercury 7 состояла из хорошо подготовленных лётчиков – истребителей, которые должны были налетать 1500 часов. Они блистали на телешоу и были национальными знаменитостями. Именно один из них должен был первым лететь в космос, по крайней мере, таков был расчёт американцев. Алан Шепард и Джон Гленн, любимцы публики и прямые соперники, каждый из них рассчитывал на право быть Первым с американской стороны.
Советская команда
Цель – найти лучшего мужчину, который сделает это.
Два загадочных врача начали ездить по крупным авиабазам с 1959 года, спустя 4 месяца после знакомства публики с командой Mercury 7. Они приглашали лётчиков на отстранённый диалог. Всё держалось в строжайшем секрете.
Из первоначального списка в 3456 человек было отобрано 352 кандидата. Руководил поиском Владимир Яздовский. Он проявил себя при подготовке собак в космос. Ему доверили самое важное – отобрать лучшего кандидата на полёт в космос. В итоге кандидатов осталось 20. Никто до конца не понимал, что его ждёт.
Юрий Гагарин и Герман Титов
Гагарин и Титов стали лучшими друзьями. Их жёны, Валентина Гагарина и Тамара Титова, поддерживали друг друга как сёстры. Ведь мужей подолгу не было дома, к тому же им нельзя было распространяться о подготовке. Даже жёны не имели права знать.
Лётчики жили через стенку и ходили друг к другу в гости через балконную перегородку.
Они дружили, но внутри каждый надеялся, что станет Первым.
Мытарства выбора: Гагарин и Титов
Неописуемые трудности
Колоссальная личная ответственность каждого вовлечённого в процесс подготовки полёта, секретность, кратчайшие сроки отправки, отсутствие права на ошибку. Многие, сопричастные легендарному событию, поплатились годами жизни из-за немыслимого уровня стресса.
Это означало, что у нас возникла аварийная ситуация с двигателем третьей ступени. Я видел лицо Королёва и не узнавал его. Я никогда не видел его таким. Он был бледен и серьёзен, губы плотно сжаты. Сбой в работе прибора продолжался около двух секунд. Но такие секунды укорачивают жизнь.
– отрывок из книги Стивена Уокера «Первый»
Самое прекрасное в этой книге
Вы побываете в космосе. Вы прочтёте дневниковые записи. Найдёте секретные материалы, запрещённые к публикации вплоть до конца существования СССР. Вы окажетесь в том времени. Вы узнаете биографические сведения о космонавтах, поданные в виде рассказа. Больше всего, естественно, сведений о Юрии Гагарине.
И вы увидите текст письма Юрия Гагарина своей жене Валентине. Письмо было написано на случай, если он не вернётся домой после полёта. Вот отрывок:
…В технику я верю полностью. Она подвести не должна… Ну а если что случится, то прошу вас и в первую очередь тебя, Валюша, не убиваться с горя… Береги, пожалуйста, наших дочек, люби их, как люблю я…
…Надеюсь, что это письмо ты никогда не увидишь. И мне будет стыдно перед самим собой за эту мимолётную слабость. Но, если что-то случится, ты должна знать всё до конца…
– отрывок из книги Стивена Уокера «Первый».
Публикация участвует в марафоне «Нескучные биографии» на канале Библио Графия.