Найти в Дзене
Литературный попкорн

«Школьный вальс» - 5 причин, по которым нельзя выходить замуж за Гошу

Есть очевидный любовный треугольник: Зося Кнушевицкая (Елена Цыплакова), Гоша Кораблёв (Сергей Насибов) и Дина Соловьёва (Евгения Симонова). Зося и Гоша вроде бы влюблены, но на их лицах не отражается радость. Оба размышляют о будущем после окончания школы, а в семье Зоси к тому же происходят неприятности, о которых даже не с кем поговорить. Единственная опора Зоси это Гоша. Зося боится потерять его и признаётся ему в своих страхах расстаться из-за пустяка. Зритель уже чувствует неладное пророчество… По пятам за парочкой настойчиво следует активистка Дина, жизнерадостная одноклассница, безответно влюблённая в Гошу. Она из последних сил пытается привлечь внимание будущего вулканолога, осознавая, что после школьной линейки они больше не увидятся. У родителей всё хорошо, а у дочки будет ещё лучше – ведь не надо ездить по гарнизонам, терпеть лишения: ей и будущему мужу купят кооперативную квартиру, мебель и тележку Птичьего молока. Это трудно назвать борьбой за Георгия, поскольку Зося
Оглавление

Есть очевидный любовный треугольник: Зося Кнушевицкая (Елена Цыплакова), Гоша Кораблёв (Сергей Насибов) и Дина Соловьёва (Евгения Симонова).

Зося и Гоша вроде бы влюблены, но на их лицах не отражается радость. Оба размышляют о будущем после окончания школы, а в семье Зоси к тому же происходят неприятности, о которых даже не с кем поговорить.

Единственная опора Зоси это Гоша. Зося боится потерять его и признаётся ему в своих страхах расстаться из-за пустяка. Зритель уже чувствует неладное пророчество…

кадр из фильма "Школьный вальс" 1978 года, режиссёр Павел Любимов
кадр из фильма "Школьный вальс" 1978 года, режиссёр Павел Любимов

По пятам за парочкой настойчиво следует активистка Дина, жизнерадостная одноклассница, безответно влюблённая в Гошу.

Она из последних сил пытается привлечь внимание будущего вулканолога, осознавая, что после школьной линейки они больше не увидятся.

У родителей всё хорошо, а у дочки будет ещё лучше – ведь не надо ездить по гарнизонам, терпеть лишения: ей и будущему мужу купят кооперативную квартиру, мебель и тележку Птичьего молока.

кадр из фильма "Школьный вальс" 1978 года, режиссёр Павел Любимов
кадр из фильма "Школьный вальс" 1978 года, режиссёр Павел Любимов

Это трудно назвать борьбой за Георгия, поскольку Зося при виде стремительно приближающейся соперницы сразу же сдаёт позиции, с чувством собственного достоинства плетётся позади Гоши и Дины и даже не пытается заявить о себе. Она хочет увидеть реакцию Гоши, его отпор нахалке.

Почему в центре любовного конфликта Гоша?

Ведь он отвратительно инертный, ничем не примечательный, пыльно-скучный паренёк с туманным представлением о своём будущем. Он хочет быть уникальным: вулканолог – это востребованная профессия, а специалистов-то единицы! И ждёт, в свою очередь, что его будут отговаривать от смертельно опасного поприща.

Это вариант инфантильного маминого сынка, который от женщины ожидает наряду с бесконечным восхищением ещё и взвешенных решений касаемо собственного будущего.

кадр из фильма "Школьный вальс" 1978 года, режиссёр Павел Любимов
кадр из фильма "Школьный вальс" 1978 года, режиссёр Павел Любимов

Зося начинает угнетать Гошу своими думами. Меньше мыслей – меньше проблем! А рядом девушка-праздник Дина, у которой дом как полная чаша. Приветливая семья, стать частью которой любому за радость. Гоша – поразительно поверхностный и ведомый. Как телок, которого можно прямо на улице подхватить и увести за свои ворота.

По сути именно так он и попадает под венец. На свадьбе Дина, отчаянно заглядывая в счастливые физиономии брачующихся, понимает наконец цену своей роковой ошибки: она женила на себе Гошу насильно!

кадр из фильма "Школьный вальс" 1978 года, режиссёр Павел Любимов
кадр из фильма "Школьный вальс" 1978 года, режиссёр Павел Любимов

А в то время Зося под влиянием блудливой матери уже находилась в больнице с навязанной целью избавиться от ребёнка. Естественно, Гоши рядом не было, хотя он знал о положении Зоси. И с готовностью сделал ноги.

Так почему же нельзя выходить за такого, как Гоша, а уж тем более рожать от него?

кадр из фильма "Школьный вальс" 1978 года, режиссёр Павел Любимов
кадр из фильма "Школьный вальс" 1978 года, режиссёр Павел Любимов
  • Гоша не умеет брать на себя ответственность за свои ошибки поступки. Дело сделано, ребёнок зачат, но уж больно надоела эта грустная Зося. Это она должна взбодрить Гошу, взять его худые щёчки в свои тёплые ладошки и промолвить, что они справятся! Гоша, я и тебя, и ребёночка выхожу!
  • Гоша не понимает, что ему нужно по жизни. Ведь девушки, которыми он обладал – полные противоположности. Обе прекрасны, отличные ученицы, спортсменки, комсомолки. Они как лёд и пламя, так почему Гоша не осознал, кто ему на самом деле был нужен? (Спойлер: никто).
  • Гоша во всём винит других. Ты виновата, что забеременела от меня. Ты виновата, что женила на себе. Вы все виноваты, что я бросил институт, начал пить и опустился на дно.
  • Гоша не умеет говорить «прости». Такие мужья не принесут семейного счастья ни в каком виде. Когда он целый день ест наполеон с уткой у Дины в гостях, несчастная Тося убежала из дома (где мама болтает со своим молоденьким Владиком прямо при отце) и ждёт его на улице. Вместо заветного «прости меня» он с вызовом говорит, что телефон был занят, мол, ТЫ специально его сняла и не хотела со мной разговаривать.
  • И, напоследок, самое важное: Гоша не умеет делать выводы. Вроде и есть понимание, что Дина – не его вариант, вот она и Зося на вечере встреч, давшая понять, что дома её ждёт их общий сынок. Нужно было упасть в ноги, пересыпать голову пеплом и покаяться за свою слабохарактерность. Нет, пожалейте меня, я бросил институт.

Действительно, жаль тебя, Гоша.