В современном мире решение российского хоккеиста перейти в НХЛ считается абсолютно адекватным и вполне исполнимым. Необходимо лишь уладить формальности: знать язык и решить вопрос с документами. Мало того, с образованием Континентальной хоккейной лиги, спортсмены зачастую возвращаются обратно на родину берёз и кваса, ведь размер оплаты игроков не стоит рядом с западным.
А всего лишь 40 лет тому назад советскому хоккеисту даже представить такое было проблематично, не то, чтобы осуществить. Об этом говорили только среди своих, а в случае появления на поверхности таких разговоров наказанием могло быть как исключение из сборной, так и объявления «инакомыслящего» врагом родины, которому грозила решетка.
Но почему же после 1989г все же находились смельчаки , которые «променяли союз, который их кормит» на заокеанские страны?
Вынужденное решение.
Сейчас тяжело будет найти человека, который будет считать зарплаты игроков сборных адекватными по сравнению с обычным средним классом. Мало того, зачастую этот вопрос перерастает в жесткую полемику, ведь как ни крути, ценник за услуги медицинских работников и специалистов в сфере образования в десятки, а иногда и в сотни раз ниже игроков на поле.
Но в СССР на момент развития наших легендарных ледовых команд было все до точности наоборот. На тот момент хоккей являлся полупрофессиональным видом спорта, и по этой причине зарплаты игроков были немного выше работников среднего класса.
«Сейчас в НХЛ за год зарабатывают столько, сколько я не заработал за всю свою карьеру», - делился как-то в одном из интервью защитник сборной Советского Союза Васильев.
Безусловно, сравнивать премии советских хоккеистов и участников КХЛ бессмысленно, но зарплаты наших игроков были все же выше средней границы.
«Я не знаю, как с точки зрения сегодняшнего дня оценивать те наши премии, например, в тысячу долларов, которые делали нас богачами? Конечно, с деньгами тех, кто пахал в поле или спускался за углем в шахты, наши заработки сравнивать нельзя, но тогда уже существовало достаточное число людей, которые жили так же, как мы, а порой гораздо лучше. Различными способами они прекрасно вписались в ту коммунистическую систему, которая сейчас многим старикам кажется справедливой, и откровенно смеялись над остальными. Когда я уезжал в отпуск отдыхать, мне денег хватало только заплатить за хороший номер и посидеть в ресторанах, а вокруг меня на дорогих курортах эти люди широко гуляли. У них денег хватало на все», — так защитник Вячеслав Фетисов описывал ситуацию в своей книге «Овертайм».
В 80-е средняя зарплата была 130-150р, когда игроки получали от 200 до 300р. И немаловажным бонусом была прибавка в размере 100р за победы в матчах. Поэтому многие не жаловались на положение вещей. Многие, но не все.
Сам Владислав Третьяк в свои золотые профессиональные годы на Родине получал около 330р , да капитанскую прибавку в 120р. ЦСКА докидывали сверху еще 180р за победы , а это ориентировочно 30 выигрышных матчей за сезон.
Что касается сборной , учувствовавших в Олимпийских играх, то там положение было повольготней. Выплата за победу была около 2 000р. Не стоит забывать так же и о «подарках» от правительства нашим сборникам в виде недвижимости и автомобилей.
Так же существовал своеобразный бизнес хоккеистов, когда из-за бугра игроки сборных привозили дорогостоящую амуницию и импортные вещи и технику. А потом уже перепродавали их у себя.
«Любой игрок и тренер сборной — я говорю не только о хоккее — старался в зарубежных поездках сделать нехитрый бизнес. Сводился он к формуле 1:10 — то есть на один вложенный в покупку доллар полагалось продать привезенного барахла на 10 рублей. Чистый маразм. Хоккеистам выдавали валюту только по окончании последней игры. Обычно нас увозили на следующий день вечером, если турнир проходил в Европе, или через день утром, если играли в Америке. Сколько же за день предстояло всего купить?! И подарки родным и вещи на продажу. Дурдом, как вспомнишь: люди, отыграв суперсерию, неслись по заснеженному Монреалю с двумя хоккейными мешками за плечами. Бегали, распаренные, в родных ондатровых шапках‑ушанках, в дубленках, с огромными красными баулами, чтобы успеть за несколько часов купить то, что здесь семья покупает в течение года. Нам не разрешалось даже ходить прицениваться во время турнира», —уже спустя годы комментировал эту ситуацию Фетисов.
Стоит упомянуть , как в 1972г после победы нашей сборной на Олимпиаде, игроки получили по 300 долларов, хотя обещано было иное. Недовольство ребят было оправдано, поэтому с японцами было согласованы дополнительные коммерческие матчи, за которые сборная получила дополнительные выплаты. В следствии чего команде досталось от главы спорткомитета.
«Многие мои сограждане искренне считали, что мы получаем слишком большие дары за «гоняние шайбы». Как сказал отец заместителя министра спорта Николая Ивановича Русака: «Какие же вы деньги этим дармоедам платите!» А наш тренер Виктор Васильевич говорил: «Ты что — академик? Ты что — токарь высокого разряда? Ты хоккеист, тебе говорят «живи на сборах», значит, езжай и живи на сборах». Зарплату мы имели все одинаковую, около 250 рублей, плюс доплата за офицерское звание и 20 рублей за звание заслуженного мастера спорта. Еще полагалось получать за выслугу лет. Не знаю, какая средняя зарплата была в те годы в стране. Но официант, директор магазина или продавец‑мясник в то время имели заработки, наверное, побольше, чем хоккеист сборной страны. Однако не с ними мне бы хотелось сравниваться», — говорил Фетисов.
Первопроходцы.
А теперь поговорим немного о тех, кто одними из первых перешли на иностранную сторону хоккея.
Сергей Фёдоров
Игрок ЦСКА и изменник родине (да ,это официальное заключение относительно Федорова) буквально совершил побег.
В 1990 в США проходили «Игры доброй воли», куда и отправилась союзная сборная. Параллельно играм Сергей узнает , что его задрафтовала американская «Детройт Ред Уингз». Решение бежать было принято мгновенно.
И осуществил задуманное по своему плану: его у дверей отеля поджидали представители американской команды, и, выходя последним исз спортивного автобуса , Федоров пошел не к дверям отеля, а напрямую к американцам.
Ну а дальше уже били три «Кубка Стенли» и титул одного из самых достойнейших российских игроков в НХЛ.
Виктор Нечаев
Виктор Нечаев – один из первых осуществил задуманное по переходу на запад. Причем весьма своеобразным образом.
Нападающий сборной СССР , находясь в угнетенном состоянии перебирал различные варианты для осуществления переезда в США. И в конечном итоге он нашел девушку Шэрол, которая приехала в СССР для того, чтобы расписаться с Нечаевым. Перебравшись через таможню, их план сработал на ура. По приезду пара подала на развод, а сама Шэрол получила кругленькую сумму за свою услугу. От этого и начался западный путь Нечаева.
В нынешнее время сложно представить, насколько затруднительно было все то, через что прошли игроки сборной прошлых десятилетий. Но все же , кажется, что без тех трудностей, возможно , не было бы такого успеха в хоккее за его русскую историю.
Что вы думаете по ситуации 80-90х готов в хоккейном мире? Делитесь в комментариях.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить свежие статьи.
Здесь также много интересного: