Найти в Дзене
DEMIDOV

Крупнейшие воры искусства в истории: что входило в коллекцию Гитлера?

Оглавление

Нацисты считали, что истинное искусство принадлежит высшей расе - арийцам, а представители других низших рас не имеют на него право. Поэтому во время Второй Мировой войны ими было украдено и вывезено большое количество разнообразных произведений из разных стран. Сразу несколько подразделений занимались поиском и транспортировкой произведений и архивов. Было ограбило огромное количество библиотек, музеев, храмов, частных коллекций. Склады с трофеями ломились от количества бесценных произведений всех времен и народов. Что побывало в руках нацистов, а что до сих пор не могут найти?

Ценители идеального и изящного

Адольф Гитлер считал себя знатоком прекрасного, несмотря на то, что ему несколько раз было отказано в поступлении в Венскую академию изящных искусств. Не каждое общепринятое искусство признавалось нацистами. С 1933 года в Германии началась пропаганда «статического идеала» нации. Все произведения искусства должны были пройти цензуру и получить одобрение нацистской партии. Современное искусство не признавалось ни в каком виде и подлежало уничтожению.

В 1937 году в Мюнхене состоялась выставка «дегенеративного искусства». Работы авангардного искусства сопровождались унизительными и издевательскими подписями. Произведения модернистов были объявлены плодами больного воображения. Ценились работы только старых мастеров.

выставка «дегенеративного искусства»
выставка «дегенеративного искусства»

Самые известные незаконные трофеи во время войны

После капитуляции Франции было изъято и перевезено в Германию более 20 тысяч предметов из более 200 частных и государственных коллекций. Стоимость перевезенных произведений оценивалась в 1 млрд рейхмарок. Среди украденного был «Гентский алтарь» Яна ван Эйка, который украли из собора Бавона в Генте. Из личной коллекции Ротшильдов было вывезено около 5 тысяч произведений.

-3

Работы русских художников уничтожались, так как не признавали их ценности. Янтарную комнату Екатерининского дворца царского села (Пушкин) вывезли в октябре 1941 года. Янтарную комнату изготавливали немецкие и датские мастера. Это был подарок прусского короля Фридриха Вильгельма I российскому императору Петру I в знак дружбы. Немцам потребовалось разобрать панели из-за хрупкости и в таком виде перевезти в Кенигсберг.

-4

В 1943 году подразделение «Кунстшутц» занялось конфискацией итальянских произведений искусства под предлогом «защиты от бомбардировок». Тогда немцами было вывезено из одной только Флоренции мраморных и бронзовых произведений Донателло, Микеланджело и древнегреческих скульптур около 100 единиц, около 300 картин Боттичелли, Рафаэля и др.

«Гентский алтарь» в 1945 году
«Гентский алтарь» в 1945 году

Дальнейшая судьба трофеев

Трофеи складировали в соляной шахте в Альтаусзее, в церкви в Эллинге и в других местах. Предполагалось, что эти предметы искусства будут выставлены в «Музее фюрера» в Линце. Но проект музея так и не был реализован. В случае поражения нацисткой армии места складирования произведений искусств было приказано взорвать.

Церковь в Эллинге, которую нацисты превратили в склад конфискованных произведений искусства
Церковь в Эллинге, которую нацисты превратили в склад конфискованных произведений искусства

После 1945 года было обнаружено и возвращено владельцам лишь малая часть украденного.

Множество произведений были уничтожены за «бесполезность». Другие и вовсе до сих пор не были найдены: так были потеряны несколько картин Ван Гога, Рафаэля и др. Специальное подразделение занималось розыском произведений, спрятанных нацистами. Сколько еще бесценных произведений могут быть спрятаны в ненайденных еще тайниках - сказать сложно. Но то, что по масштабам ограбления нацисты превзошли всех воров - факт!

-7