Найти в Дзене

А бросим-ка лозунг в массы: «Даёшь милицейские классы!»

В последние годы в российские школы и лицеи стало массово возвращаться «хорошо забытое старое» - во многих регионах открываются профильные классы не только полиции, но и Росгвардии, ФСИН и даже прокуратуры. В основном они формируются из учеников 10-ых и 11-ых классов, но кое-где этот процесс начинается с 7 класса. Так, например, в одной из гимназий г.Волжского в 2024/2025 учебном году было открыто аж целых три специализированных полицейских класса - в седьмом, восьмом и девятом классах. А кое-где решили всех переплюнуть и пошли ещё дальше: стали готовить к службе семилеток, набрав специализированный полицейский первый класс. Основные цели создания такого рода классов (как это заявлено в разработанных Положениях) не претерпели изменений с советских времён - это патриотическое и нравственное воспитание подрастающего поколения, повышение правосознания детей и подростков, воспитание учащихся на традициях органов внутренних дел и других силовых структур, подготовка кадров для поступления в

В последние годы в российские школы и лицеи стало массово возвращаться «хорошо забытое старое» - во многих регионах открываются профильные классы не только полиции, но и Росгвардии, ФСИН и даже прокуратуры.

Дисциплина в подобных классах - превыше всего. Фото из открытых источников.
Дисциплина в подобных классах - превыше всего. Фото из открытых источников.

В основном они формируются из учеников 10-ых и 11-ых классов, но кое-где этот процесс начинается с 7 класса. Так, например, в одной из гимназий г.Волжского в 2024/2025 учебном году было открыто аж целых три специализированных полицейских класса - в седьмом, восьмом и девятом классах. А кое-где решили всех переплюнуть и пошли ещё дальше: стали готовить к службе семилеток, набрав специализированный полицейский первый класс.

Основные цели создания такого рода классов (как это заявлено в разработанных Положениях) не претерпели изменений с советских времён - это патриотическое и нравственное воспитание подрастающего поколения, повышение правосознания детей и подростков, воспитание учащихся на традициях органов внутренних дел и других силовых структур, подготовка кадров для поступления в ведомственные учебные заведения.

В силу известных причин с последним у нас в полиции в последние годы наметилась напряжёнка: если бы не девчонки, с завидным упорством рвущиеся в нынешние нестройные ряды правоохранителей, то все планы по комплектованию можно было бы похоронить ещё в зародыше.

Возможно, кто-то из них со временем вольётся в полицейские ряды. Фото из открытых источников.
Возможно, кто-то из них со временем вольётся в полицейские ряды. Фото из открытых источников.

Как кадровик со стажем, «съевший собаку» и набивший немало шишек на этом деле, вынужден признать, что ныне существующая система профориентации молодёжи имеет массу недостатков: она осуществляется бессистемно, принцип оптимизации не используется, преобладают традиционные (апробированные ещё в советские времена) формы передачи профинформации и устаревшие методики профотбора.

В большинстве случаев полицейские кадровики предпочитают не утруждать себя долгосрочными и трудоёмкими формами профориентационной работы с молодежью, делая упор на разовые акции - публикацию объявлений, беседы в школах, раздачу памяток, организацию экскурсий в местные ОМВД и т.п. К тому же, проводится всё это зачастую в авральном режиме - когда начинает подпирать отборочная кампания. Разумеется, о какой-либо продуманной и целенаправленной профориентационной работе в такой ситуации говорить не приходится...

Сотрудники нашего ОМВД знакомят школьников с устройством ПМ. Фото из архива ОМВД г.Дубны.
Сотрудники нашего ОМВД знакомят школьников с устройством ПМ. Фото из архива ОМВД г.Дубны.

Хотя в бытность российской милиции имелась довольно любопытная (замечу- эффективная) форма данной работы - классы милицейской профориентации молодёжи. В начале 1990-ых они появлялись повсеместно, как грибы после дождя. Назывались такие классы везде по-разному, но заявленные цели у всех были одни (о них упомянуто выше).

По задумкам руководства МВД подобные профориентационные классы должны были создаваться на базе одной из средних школ и функционировать под эгидой местных отделов народного образования. У нас в Подмосковье в основном так и происходило. Мы же в своём ОВД в 1994 году пошли иным путём - организовали милицейский класс на базе городского отдела внутренних дел, максимально приблизив его к нашим милицейским реалиям.

Тут мы убили сразу нескольких зайцев: материально-техническая база оказалась под рукой, привлекаемые к учебному процессу сотрудники комфортнее чувствовали себя в привычной обстановке и экономили служебное время, затрачиваемое на дорогу. К тому же, оказываясь в ситуации регулярного соприкосновения с буднями милиционеров и наблюдая изнутри подоплёку их деятельности (посещение инструктажей и разводов нарядов, знакомство с организацией работы по приёму заявлений и т.п.), слушатели вольно-невольно проникались пониманием милицейского менталитета. А это, согласитесь, уже полдела!

Руководители нашего ОМВД проводят профориентационную беседу с потенциальными кандидатами на учёбу. Фото из архива ОМВД г.Дубны.
Руководители нашего ОМВД проводят профориентационную беседу с потенциальными кандидатами на учёбу. Фото из архива ОМВД г.Дубны.

Процедура зачисления в класс отчасти напоминала оформление на службу. Здесь, пожалуй, не было лишь прохождения медицины, а всё остальное присутствовало - анкетирование, тестирование психолога, проверка уровня физической подготовленности, проверки по учётам ОДН и т.д. Дополнительно кандидаты проходили тестирование на интеллект (два десятка вопросов на различную тематику) и общую грамотность (в форме диктанта). Уже на этапе отбора мы стремились разглядеть в юношах и девушках перспективу их поступления в учебные заведения МВД и на службу, заблаговременно отсеивая явно неперспективных - с серьёзными заболеваниями и психологическими проблемами, с судимыми близкими родственниками (в анкете имелись соответствующие графы), откровенных «двоечников»...

Разумеется, преимущественным правом зачисления в класс пользовались дети сотрудников ОВД, имеющие намерение продолжить милицейские семейные династии. В каждом наборе таких насчитывалось от 15 до 25%. В результате первого набора было отобрано 25 юношей и девушек из местных школ и профлицеев. После того, как эта форма профориентации была основательно раскручена, к нам потянулись учащиеся лицеев и колледжей из соседней Тверской области и даже студенты университета «Дубна» (последние - с перспективой поступления на службу). Замечу, что во время обучения они стали своеобразным рупором милиции и агитаторами правовых знаний среди своих друзей и одноклассников.

Занятия в классе были организованы дважды в неделю с 15.00 до 19.00 часов. В первый день это были лекции в классе и ознакомительно-прикладные занятия в подразделениях, а день второй (он проходил либо в тире ОВД, либо на прилегающей территории) посвящался огневой подготовке, отработке приёмов самообороны и тактике действий в нештатных ситуациях.

Кадетский полицейский класс отрабатывает строевые приёмы. Фото из открытых источников.
Кадетский полицейский класс отрабатывает строевые приёмы. Фото из открытых источников.

В качестве преподавателей привлекались руководители ОВД и структурных подразделений, работники суда и прокуратуры, а также наиболее опытные сотрудники. Помимо преподавания общеюридических и специальных дисциплин, слушателей знакомили с содержанием служебной деятельности основных милицейских подразделений - УР, ОБЭП, УУМ, следствия, дознания, дежурных частей, ОДН, ГИБДД, ППС. Все выпускники во время обучения прошли практику в различных подразделениях и службах, получив достаточно ясное представление о работе милиции.

В целом же, пребывание в милицейском классе позволило им не только приобрести основные правовые знания и умения, но и в определённой степени сформировать в себе профессионально значимые для будущей службы качества.

Только что состоялся очередной выпуск милицейского класса. Около десяти выпускников потом пришли на слубу в ОВД. Фото из личного архива автора.
Только что состоялся очередной выпуск милицейского класса. Около десяти выпускников потом пришли на слубу в ОВД. Фото из личного архива автора.

Не могу не остановиться на персоналиях, благодаря которым класс состоялся. Вернее, на одном из них. Огромной удачей для ОВД стало появление в милицейских рядах бывшего преподавателя местного Волжского ВВСКУ подполковника М.Ю.Аверьянова, который не только пришёлся ко двору в качестве психолога, но и стал в отделе настоящим подвижником в вопросах продвижения милицейского имиджа.

Именно на него было возложено нелёгкое бремя руководства и функционирования класса. И на этой стезе тот проявил себя во всей красе, став опекуном и любимцем юного коллектива! Тонко чувствуя запросы молодёжи и обладая приёмами «влезть в душу», Михаил уделял особое внимание раскрытию социальной значимости милицейской профессии, коррекции в сознании слушателей негативного образа милиционера, формированию познавательного интереса к деятельности ОВД и стремлению развить в себе необходимые индивидуально-психологические качества ( наблюдательность, смекалку, реакцию, память, коммуникабельность, способность убеждать и влиять на людей). Вы всё ещё утверждаете, что «сапоги» в милиции - это никчёмные создания?

2002 год. М.Ю.Аверьянов в окружении слушателей милицейского класса. Фото из местной газеты.
2002 год. М.Ю.Аверьянов в окружении слушателей милицейского класса. Фото из местной газеты.

Всем выпускникам вручались свидетельства об окончании милицейского класса, а в оценочные ведомости, прилагаемые к школьному аттестату, по согласованию с городским Управлением народного образования вносилась запись о том, что они прослушали курс «Основы правоохранительной деятельности органов внутренних дел».

Впоследствии это стало лишним бонусом при поступлении в милицейские ВУЗы, а некоторые местные профлицеи юридической направленности даже стали принимать наших выпускников вне конкурса. И для этого были все основания, поскольку курс обучения включал ознакомление с такими дисциплинами, как теория государства и права, уголовное право, уголовный процесс, административное право, организационные основы деятельности правоохранительных органов.

Такие свидетельства об окончании класса выдавались его выпускникам. Фото из личного архива автора.
Такие свидетельства об окончании класса выдавались его выпускникам. Фото из личного архива автора.

Многие выпускники милицейского класса разных лет добились немалых высот на службе в ОВД, некоторые сегодня уже пребывают на пенсии. К слову сказать, непоступившие в учебные заведения МВД не были нами «списаны со счетов» - мы их «вели» потом несколько лет, отслеживая дальнейшую судьбу и стараясь заполучить в свои ряды. Большинство из ребят впоследствии окончили гражданские юридические ВУЗы и колледжи и также нашли себя в ОВД, воспользовавшись имевшимися в те годы послаблениями в части поступления в милицию без армейской службы…

Недавно в разговоре со своими бывшими коллегами-кадровиками поднял эту тему: мол, почему бы не возродить в ОМВД эту полезную (вне всякого сомнения!) профориентационную форму работы с учащейся молодёжью? Если своими силами справиться не в состоянии, то ветераны охотно придут на подмогу. Те недоуменно переглянулись, пожали плечами и… перевели разговор на другую тему.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Последние публикации на канале:

Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!