В последние годы в российские школы и лицеи стало массово возвращаться «хорошо забытое старое» - во многих регионах открываются профильные классы не только полиции, но и Росгвардии, ФСИН и даже прокуратуры.
В основном они формируются из учеников 10-ых и 11-ых классов, но кое-где этот процесс начинается с 7 класса. Так, например, в одной из гимназий г.Волжского в 2024/2025 учебном году было открыто аж целых три специализированных полицейских класса - в седьмом, восьмом и девятом классах. А кое-где решили всех переплюнуть и пошли ещё дальше: стали готовить к службе семилеток, набрав специализированный полицейский первый класс.
Основные цели создания такого рода классов (как это заявлено в разработанных Положениях) не претерпели изменений с советских времён - это патриотическое и нравственное воспитание подрастающего поколения, повышение правосознания детей и подростков, воспитание учащихся на традициях органов внутренних дел и других силовых структур, подготовка кадров для поступления в ведомственные учебные заведения.
В силу известных причин с последним у нас в полиции в последние годы наметилась напряжёнка: если бы не девчонки, с завидным упорством рвущиеся в нынешние нестройные ряды правоохранителей, то все планы по комплектованию можно было бы похоронить ещё в зародыше.
Как кадровик со стажем, «съевший собаку» и набивший немало шишек на этом деле, вынужден признать, что ныне существующая система профориентации молодёжи имеет массу недостатков: она осуществляется бессистемно, принцип оптимизации не используется, преобладают традиционные (апробированные ещё в советские времена) формы передачи профинформации и устаревшие методики профотбора.
В большинстве случаев полицейские кадровики предпочитают не утруждать себя долгосрочными и трудоёмкими формами профориентационной работы с молодежью, делая упор на разовые акции - публикацию объявлений, беседы в школах, раздачу памяток, организацию экскурсий в местные ОМВД и т.п. К тому же, проводится всё это зачастую в авральном режиме - когда начинает подпирать отборочная кампания. Разумеется, о какой-либо продуманной и целенаправленной профориентационной работе в такой ситуации говорить не приходится...
Хотя в бытность российской милиции имелась довольно любопытная (замечу- эффективная) форма данной работы - классы милицейской профориентации молодёжи. В начале 1990-ых они появлялись повсеместно, как грибы после дождя. Назывались такие классы везде по-разному, но заявленные цели у всех были одни (о них упомянуто выше).
По задумкам руководства МВД подобные профориентационные классы должны были создаваться на базе одной из средних школ и функционировать под эгидой местных отделов народного образования. У нас в Подмосковье в основном так и происходило. Мы же в своём ОВД в 1994 году пошли иным путём - организовали милицейский класс на базе городского отдела внутренних дел, максимально приблизив его к нашим милицейским реалиям.
Тут мы убили сразу нескольких зайцев: материально-техническая база оказалась под рукой, привлекаемые к учебному процессу сотрудники комфортнее чувствовали себя в привычной обстановке и экономили служебное время, затрачиваемое на дорогу. К тому же, оказываясь в ситуации регулярного соприкосновения с буднями милиционеров и наблюдая изнутри подоплёку их деятельности (посещение инструктажей и разводов нарядов, знакомство с организацией работы по приёму заявлений и т.п.), слушатели вольно-невольно проникались пониманием милицейского менталитета. А это, согласитесь, уже полдела!
Процедура зачисления в класс отчасти напоминала оформление на службу. Здесь, пожалуй, не было лишь прохождения медицины, а всё остальное присутствовало - анкетирование, тестирование психолога, проверка уровня физической подготовленности, проверки по учётам ОДН и т.д. Дополнительно кандидаты проходили тестирование на интеллект (два десятка вопросов на различную тематику) и общую грамотность (в форме диктанта). Уже на этапе отбора мы стремились разглядеть в юношах и девушках перспективу их поступления в учебные заведения МВД и на службу, заблаговременно отсеивая явно неперспективных - с серьёзными заболеваниями и психологическими проблемами, с судимыми близкими родственниками (в анкете имелись соответствующие графы), откровенных «двоечников»...
Разумеется, преимущественным правом зачисления в класс пользовались дети сотрудников ОВД, имеющие намерение продолжить милицейские семейные династии. В каждом наборе таких насчитывалось от 15 до 25%. В результате первого набора было отобрано 25 юношей и девушек из местных школ и профлицеев. После того, как эта форма профориентации была основательно раскручена, к нам потянулись учащиеся лицеев и колледжей из соседней Тверской области и даже студенты университета «Дубна» (последние - с перспективой поступления на службу). Замечу, что во время обучения они стали своеобразным рупором милиции и агитаторами правовых знаний среди своих друзей и одноклассников.
Занятия в классе были организованы дважды в неделю с 15.00 до 19.00 часов. В первый день это были лекции в классе и ознакомительно-прикладные занятия в подразделениях, а день второй (он проходил либо в тире ОВД, либо на прилегающей территории) посвящался огневой подготовке, отработке приёмов самообороны и тактике действий в нештатных ситуациях.
В качестве преподавателей привлекались руководители ОВД и структурных подразделений, работники суда и прокуратуры, а также наиболее опытные сотрудники. Помимо преподавания общеюридических и специальных дисциплин, слушателей знакомили с содержанием служебной деятельности основных милицейских подразделений - УР, ОБЭП, УУМ, следствия, дознания, дежурных частей, ОДН, ГИБДД, ППС. Все выпускники во время обучения прошли практику в различных подразделениях и службах, получив достаточно ясное представление о работе милиции.
В целом же, пребывание в милицейском классе позволило им не только приобрести основные правовые знания и умения, но и в определённой степени сформировать в себе профессионально значимые для будущей службы качества.
Не могу не остановиться на персоналиях, благодаря которым класс состоялся. Вернее, на одном из них. Огромной удачей для ОВД стало появление в милицейских рядах бывшего преподавателя местного Волжского ВВСКУ подполковника М.Ю.Аверьянова, который не только пришёлся ко двору в качестве психолога, но и стал в отделе настоящим подвижником в вопросах продвижения милицейского имиджа.
Именно на него было возложено нелёгкое бремя руководства и функционирования класса. И на этой стезе тот проявил себя во всей красе, став опекуном и любимцем юного коллектива! Тонко чувствуя запросы молодёжи и обладая приёмами «влезть в душу», Михаил уделял особое внимание раскрытию социальной значимости милицейской профессии, коррекции в сознании слушателей негативного образа милиционера, формированию познавательного интереса к деятельности ОВД и стремлению развить в себе необходимые индивидуально-психологические качества ( наблюдательность, смекалку, реакцию, память, коммуникабельность, способность убеждать и влиять на людей). Вы всё ещё утверждаете, что «сапоги» в милиции - это никчёмные создания?
Всем выпускникам вручались свидетельства об окончании милицейского класса, а в оценочные ведомости, прилагаемые к школьному аттестату, по согласованию с городским Управлением народного образования вносилась запись о том, что они прослушали курс «Основы правоохранительной деятельности органов внутренних дел».
Впоследствии это стало лишним бонусом при поступлении в милицейские ВУЗы, а некоторые местные профлицеи юридической направленности даже стали принимать наших выпускников вне конкурса. И для этого были все основания, поскольку курс обучения включал ознакомление с такими дисциплинами, как теория государства и права, уголовное право, уголовный процесс, административное право, организационные основы деятельности правоохранительных органов.
Многие выпускники милицейского класса разных лет добились немалых высот на службе в ОВД, некоторые сегодня уже пребывают на пенсии. К слову сказать, непоступившие в учебные заведения МВД не были нами «списаны со счетов» - мы их «вели» потом несколько лет, отслеживая дальнейшую судьбу и стараясь заполучить в свои ряды. Большинство из ребят впоследствии окончили гражданские юридические ВУЗы и колледжи и также нашли себя в ОВД, воспользовавшись имевшимися в те годы послаблениями в части поступления в милицию без армейской службы…
Недавно в разговоре со своими бывшими коллегами-кадровиками поднял эту тему: мол, почему бы не возродить в ОМВД эту полезную (вне всякого сомнения!) профориентационную форму работы с учащейся молодёжью? Если своими силами справиться не в состоянии, то ветераны охотно придут на подмогу. Те недоуменно переглянулись, пожали плечами и… перевели разговор на другую тему.
Последние публикации на канале:
Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!