Многие подписчики упрекают «Трудный элеМЕНТ» в том, что некоторые проблемные вопросы на своём канале он освещает с позиции замполита-кадровика, которая не всегда соответствует восприятию ситуации «земляных» (или «земельных»?) сотрудников.
Поэтому решил свою сегодняшнюю публикацию «отдать на откуп» одному из подписчиков - полковнику полиции в отставке, отдавшему более трёх десятков лет службе в уголовном розыске и прошедшему путь от оперативника до одного из руководителей республиканского уровня. Сослуживцы знают его как профессионала своего дела, очень грамотного и уважаемого руководителя, ощутившего все «прелести» службы на себе. Потому-то «больные мозоли» МВД, которые беспокоят сегодня практически каждого действующего сотрудника, ему хорошо известны.
Полностью с его оценкой нынешней ситуации в ведомстве (которую он считает предкатастрофической) можно ознакомиться в публикации «Что не так в МВД?» на персональном канале «Записки оперативника». Я же ограничусь выдержками из неё...
Как показывает практика, деятельность МВД сейчас сосредоточена на борьбе с личным составом, имитации бурной деятельности, формализме и формировании дутой статистической отчётности, основанной на той самой пресловутой «палочной системе». Необходимо отметить, что на протяжении последних десятилетий в «дорожных картах» МВД России указывалось на необходимость искоренения излишнего бумаготворчества в служебной деятельности (прежде всего в оперативно-розыскной, составляющей), а также «палочной системы» в работе, однако данная проблема из года в год, с изданием новых нормативно-правовых актов, становится всё актуальней и актуальней.
В этой связи обоснованные нарекания вызывает внедрённая в 2014 году система оценки деятельности территориальных органов МВД (далее - Система оценки) и разработанные на её основании подобные системы оценки отдельных служб и подразделений, которые, по сути своей, являются изощрённой и извращённой трансформацией той самой палочной системы.
Некоторые пункты указанного документа вообще вызывают недоумение. Ну никак невозможно раскрыть определённое количество преступлений отдельной категории, таких как, например, совершаемых в составе организованных преступных групп и преступных сообществ, а потом направить уголовные дела в отношении данной категории лиц в суд, в расчёте на 100 единиц штатной численности подразделений полиции и следственных подразделений, если подобные преступления на территории обслуживания не совершаются. Причём, согласно Системе оценки, если данный показатель у тебя нулевой, то работа подразделения будет оцениваться отрицательно и являться предметом постоянного обсуждения. А регионы, где наблюдается разгул организованной преступности, из-за большего их документирования будут иметь большие баллы и соответственно будут на передовых местах. Возникает обоснованный вопрос: «А как же профилактика и предупреждение преступлений?». Получается, надо самим возглавить организованную преступность и в угоду статистике искусственно «выдавать на гора» подобные деяния.
На практике введение подобных оценочных показателей в отдельных случаях идёт вразрез интересам службы, а в ведомствах с наиболее «прогрессивным руководством» зачастую приводит к увеличению числа служебных проверок либо прочих негативных эмоций по фактам низких оценочных показателей.
Если взять такой пункт, как количество допущенных краж из охраняемых объектов, квартир и иных мест хранения имущества граждан (на 1000 охраняемых объектов, квартир и иных мест хранения имущества граждан), то ответственными за сохранность этого имущества являются подразделения Росгвардии, а конечным ответчиком по Системе оценки почему-то остаются территориальные органы внутренних дел. Подобные примеры не единичны, и как минимум порядка десяти из оценочных показателей представляются спорными.
В различных выступлениях экспертов в средствах массовой информации указывается на низкий уровень заработной платы, который служит основной причиной увольнения сотрудников из системы МВД. И в этом есть своя правда. Но у этой медали две стороны… К примеру, заработная плата сотрудников так называемых «рабочих» подразделений с ненормированным рабочим днём практически находится на уровне с денежным обеспечением сотрудников вспомогательных служб. Не в обиду последним будет сказано, но некоторые из них по чьему-то «волшебному хотению» в определённый момент встали на уровень ключевых.
Подход к финансовому стимулированию должен быть дифференцированным. Получать значительно больше должны сотрудники подразделений, находящихся на передовом рубеже борьбы с преступностью, то есть тех, кто не считаясь с личным временем, днём и ночью, в ущерб своим семьям непосредственно занимаются работой с населением и чья деятельность в первую очередь формирует общественное мнение о работе Министерства в целом. Принятие данных мер позволит повысить престиж этих служб и в какой-то мере остановить наметившийся отток из них. Сегодня же наблюдается тенденция, когда многие сотрудники бегут в подразделения с меньшей нагрузкой (в полицейском обиходе их принято называть «комфортными»), и никакими уговорами их обратно не заманишь. Ведь на одном голом энтузиазме и любви к Родине долго не продержишься, необходимо кормить семью, поднимать детей, а не жертвовать своим здоровьем (как зачастую это происходит), которое впоследствии (по окончании службы) никто ему не сможет восстановить…
Немало случаев, когда на руководящие посты по принципу личной преданности руководству и иным внеслужебным причинам назначаются дилетанты и откровенно эмоционально неустойчивые лица, не обладающие достаточным уровнем профессиональной подготовки, а иногда и интеллектуального развития. Научившись красиво говорить, такие руководители занимаются откровенным очковтирательством, поощряют доносительство и интриги, тем самым разлагая морально-психологический климат в коллективах. А это одно из самых главных условий, на которых держится «боеспособность» подразделения.
В службах, которые возглавляют «случайные» руководители, организация работы заметно «хромает», подчинённые подвергаются систематическим дисциплинарным наказаниям, порой за минимальные проступки, только ради того, чтобы отрапортовать, что ими применяются меры управленческого воздействия. Тем самым банально прикрывается собственная несостоятельность и перекладывается ответственность на подчинённых. Это в итоге приводит к тому, что к концу года масса сотрудников этих подразделений приходят с багажом дисциплинарных взысканий и лишаются годовых премий, которая уходит для премирования руководства и сотрудников служб, не связанных с профилактикой и раскрытием преступлений. И наоборот: в службах, где адекватные руководители, организация работы и результаты намного стабильнее и отток сотрудников на порядок меньше.
В милицейскую бытность всегда считалось, что на вершине воображаемой пирамиды, характеризующей деятельность МВД стояла профилактика, раскрытие и расследование уже совершённых преступлений, а потом уже вся остальная сопутствующая деятельность. На современном этапе та самая пирамида приобрела вид перевёрнутой острием вниз, где «рабочим подразделениям» отведена второстепенная роль, и на которых «паразитирует» вся действующая структура. Подобное в советской милиции трудно было себе представить.
Сегодня, с учётом либерализации уголовного и уголовно-процессуального законодательств, Федеральных законов, регламентирующих деятельность полиции, расширения прав подозреваемых (обвиняемых) лиц, вовлечённых в орбиту уголовного судопроизводства и смягчения санкций за эти деяния, мы пришли к тому, что эффективно раскрывать преступления и расследовать уголовные дела стало намного сложнее.
Зачастую для успешной реализации этих задач приходится пройти «семь кругов ада», исписав горы никому не нужных документов и сталкиваясь с различными правовыми препонами, а нередко и противодействием надзорных инстанций. При этом, любая необоснованная жалоба либо оговор сотрудника полиции со стороны граждан (в том числе с криминальной историей) при молчаливом согласии руководства МВД воспринимается теми самыми надзорными инстанциями как руководство к действию по проведению проверочных мероприятий, направленных на «поиск чёрной кошки в тёмной комнате», отбивая всякую охоту к дальнейшему прохождению службы в полиции. В результате чего эти проверки, в лучшем случае, заканчиваются дисциплинарными наказаниями, а нередко - направлением материалов в Следственный комитет для доследственной проверки. И как в таких условиях, на фоне тотальной несправедливости и «правового беспредела» должны работать сотрудники полиции? На этот вопрос сегодня, к сожалению, не могут ответить ни законодатели, ни руководство МВД России, ограничиваясь дежурными лозунгами и увещеваниями..
Вызывает обоснованные вопросы также система первоначальной подготовки вновь прибывающих на службу сотрудников. При существующем дефиците кадров после прохождения стажировки молодые сотрудники загонялись на 6 месяцев в казарменный режим в созданные в регионах институты повышения квалификации (ВИПК МВД России) с непомерно раздутыми штатами с майорскими, подполковничьими и полковничьими должностями и необоснованно увеличенными учебными часами, приближёнными к ВУЗовским, где наряду с нормативно-правовыми актами, регламентирующими работу служб и подразделений МВД, им преподают общеправовые предметы, ранее уже изученные в период обучения в юридических учебных заведениях.
К примеру, в подразделениях ждут оперативников, однако, в связи с тем, что на «первоначалку», как правило, направляются вчерашние стажёры, не допущенные к осуществлению оперативно-розыскной деятельности (таковы правила), в ВИПК преподавание данного предмета сводится к формальным ограниченным часам изучения общих её понятий преподавателями, которые обладают поверхностными знаниями о её сущности, не говоря уже о реализации данных норм на практике. Взамен этому, наряду с названными выше предметами месяцами они муштруют строевую подготовку, устав ППС и административное право.
Таким образом, по истечении малополезного «просиживания штанов» на первоначалке, наставникам на местах приходится дополнительно их обучать в рамках занятий по специальной и служебной подготовке элементарным азам полицейской деятельности. Правда, с начала текущего года всё-таки кто-то в МВД России сподобился снизойти до территорий и сократить сроки первоначальной подготовка от 3 до 4 месяцев (в зависимости от имеющегося образования). Но и подобные сроки не отвечают интересам службы.
В этой связи необходимо вернуться к 45-суточному циклу с дневным посещением Центров первоначальной подготовки, входящих в состав кадровых аппаратов Министерств и Управлений внутренних дел, что позволит высвободить в масштабах страны до сотни полицейских должностей, ранее введённых в ВИПК.
Видится необходимым вспомнить также некоторые «рычаги» борьбы с преступностью, которые действовали в бытность советской милиции и которые необоснованно были упразднены.
Достаточно вспомнить хотя бы лечебно-трудовые профилактории (ЛТП), куда по решению судов помещались на длительные сроки лица, злоупотреблявшие алкоголем и наркотиками, где они проходили принудительное лечение и работали на производствах, принося определённую пользу государству и своим семьям - ведь им начислялась заработная плата (пусть и символическая), часть которой переводилась родственникам на сберкнижку. Необходимо отметить, что направление в ЛТП эти самые антиобщественные элементы боялись как огня, тем самым этот институт имел хороший сдерживающий эффект. Сегодня же толпы этих самых наркоманов отравляют жизнь своим семьям, бродят по нашим улицам в поисках закладок, не работают, на службу их не призывают, никакой пользы стране не приносят.
Непродуманной ошибкой руководства МВД было согласие на передачу специальных подразделений ОМОН, СОБР и спецподразделений «ГРОМ» в структуру Росгвардии. При этом основная деятельность по противодействию организованной преступности, терроризму и наркомании по-прежнему возложена на МВД России, которую оставили без силовой поддержки. Да, был принят совместный приказ по их привлечению при проведении соответствующих мероприятий подразделениями МВД, однако из-за необходимости подготовки соответствующих распорядительных документов, сбора подписей и согласований на уровне руководства ведомств теряется оперативность, а следовательно - и эффективность намечаемых мероприятий.
Последние публикации на канале:
Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!