10 концертных альбомов, которые остаются вершиной карьеры 10 легендарных групп
Для любой серьезной рок-группы это был обряд посвящения. Если концертный альбом не подтверждал статус группы как легендарной, то он, как минимум, распахивал перед ней двери к успеху.
От Kiss до Cheap Trick и Peter Frampton – блистательная история рока изобилует концертными альбомами, проданными миллионными тиражами, которые сделали для раскрутки групп больше, чем любое количество студийных релизов.
Для других концертный альбом был скорее подведением итогов, оценкой пройденного пути. Возможностью отпраздновать прошлые успехи и текущий статус.
Некоторые группы так и не превзошли эти концертные альбомы. И хотя со временем живые записи утратили свой культовый статус, переместившись в категорию «бонус-дисков», эти оригинальные альбомы 70-х (что неудивительно, девять из десяти наших выборов относятся к этому десятилетию) все еще остаются вехами.
Выбор огромен. Поэтому здесь нет ни Alive!, ни Alive II, ни Tokyo Tapes, ни Unleashed In The East, ни Made In Japan, ни Live At Leeds.
Вместо этого у нас есть 10 альбомов, чей свет не померк за все это время. 10 альбомов, которые запечатлели своих героев в их абсолютном, захватывающем расцвете. 10 альбомов, без которых не обходится ни одна настоящая коллекция пластинок.
Bob Seger & The Silver Bullet Band - 'Live' Bullet
Записанный в 12-тысячном Cobo Hall в Детройте в то время, когда Боб Сигер с трудом заполнял клубные площадки в других городах, ‘Live’ Bullet объединяет треки с альбома Beautiful Loser 1975 года с несколькими ранними хитами, производя ошеломляющий эффект. Turn The Page, лишь один из ярких моментов, с его запоминающимся саксофоном, просто потрясает.
Возможно, существуют более качественные, лучше записанные версии этих песен на других альбомах, но ни одна из них не передает той почти истерии, вызванной домашним концертом Silver Bullet Band на пике их напряженной, электризующей энергии. Этот альбом дал миру за пределами Детройта понять, что они опоздали на вечеринку, но был достаточно великодушен, чтобы пригласить их присоединиться.
Thin Lizzy - Live And Dangerous
Хотя продюсер Тони Висконти позже утверждал, что 75% Live And Dangerous было пересоздано в студии после концертов, альбом точно передает дух классического состава Lynott-Robbo-Gorham-Downey на пике их возможностей.
Он делает то, что делают все по-настоящему великие концертные альбомы: представляет еще более яркие исполнения уже ставших классикой студийных хитов. Лучше всего то, что он передает ощущение – ощутимое на концертах – того, каково было находиться с этими парнями в одном помещении.
По обе стороны сцены толпилось около 50 человек, от Джорджа Беста до различных девушек с третьей страницы, телезвезд, группи и наркодилеров, которые в разные моменты вываливались на сцену. Вы не видите этого на записи, но вы слышите веселье, чувствуете эту искру.
Peter Frampton - Frampton Comes Alive!
В середине 1975 года бывший гитарист Herd/Humble Pie Питер Фрэмптон был умеренно успешным сольным исполнителем. В течение года Frampton Comes Alive! побил все известные рекорды продаж, превратив его в одну из крупнейших звезд рок-музыки.
До этого момента большинство концертных записей были не более чем слепками с исполнением артистом своих самых популярных песен. Расслабленный ...Comes Alive! пошел дальше, группа растягивала свои песни, чтобы максимально раскрыть их потенциал: Do You Feel Like We Do была увеличена вдвое по сравнению с оригинальной длиной, когда Фрэмптон serenaded ревущую публику своим ток-боксом, инструментом, который также был использован с потрясающим эффектом в бессмертной Show Me The Way.
UFO - Strangers In The Night
Стив Харрис из Iron Maiden кое-что знает о концертных альбомах. Maiden записали одиннадцать таких альбомов, включая легендарный Live After Death 1985 года. И у Харриса нет никаких сомнений относительно того, какой концертный альбом является величайшим из когда-либо созданных. «UFO — одна из моих любимых групп, — говорит он. — А Strangers In The Night — мой любимый концертный альбом. Некоторые альбомы надоедают, но я до сих пор слушаю Strangers».
Выпущенный в 1979 году, Strangers In The Night стал заключительным актом золотых лет UFO. Незадолго до выхода альбома гитарист Михаэль Шенкер покинул группу. Но его игра была потрясающей. Каждый в группе был на пике формы. И на этом двойном альбоме так много отличных треков: Natural Thing, Only You Can Rock Me, Lights Out, This Kid’s, Rock Bottom, Doctor Doctor и, возможно, лучший из всех, эпичная Love To Love, масштаба Led Zeppelin.
Motörhead - No Sleep 'Til Hammersmith
"Всё громче, чем всё остальное" – таков был их девиз, и именно так всё и звучало на No Sleep ’Til Hammersmith. На нём был представлен золотой состав Motörhead: Лемми на басу и вокале, «Быстрый» Эдди Кларк на гитаре и «Грязный Животное» Тейлор на барабанах. И они были на пике славы после трёх подряд классических альбомов: Overkill, Bomber и Ace Of Spades.
В их скоростной атаке присутствует маниакальная интенсивность и общее ощущение дорожного безумия, представляющий трек (We Are) The Road Crew диким криком в микрофон. То же самое относится и к названию альбома: боевой клич для кампании грабежа и разбоя.
Rory Gallagher - Irish Tour '74
Irish Tour ’74, виниловый двойник, проданный тиражом два миллиона экземпляров, давно считается его лучшим – мастер-классом импровизационного блюз-рока с захватывающими дух гитарными соло. По сути, три стороны были саундтреком к фильму Тони Палмера о туре, плюс одна сторона – after-hours джем-сейшн, записанный на мобильной студии Ронни Лейна.
Хотя качество звука варьируется – отчасти из-за того, что они не могли застраховать мобильную студию Ронни Лейна в более неспокойных районах Северной Ирландии – альбом никогда не теряет своей первобытной, сырой энергии. Это звук группы, балансирующей на краю пропасти – то, что Рори Галлахер сознательно поощрял, импровизируя по ходу шоу.
The Allman Brothers Band - At Fillmore East
У Дуэйна Оллмана было свое определение того, что группа делала на сцене: религия. Её догматы включали крещение в блюзе, роке и джазе, в сочетании с верой в своих товарищей по группе и способностью проповедовать с помощью своего инструмента.
At Fillmore East, записанный в Нью-Йорке в 1971 году, не только запечатлел лучшее из этой обжаренной во фритюре божественности (с умелым редактированием от Тома Доуда), но и стал пионером южного рока и определил искусство джема.
Концерты были переизданы целиком как The Fillmore Concerts, но оригинальный альбом остается must-have библией для всего, что связано с Allman Brothers Band. Statesboro Blues, Stormy Monday, Whipping Post… Аминь, братья.
Humble Pie - Performance: Rockin’ The Fillmore
Они были достаточно впечатляющи в студии, но именно на живых выступлениях Humble Pie по-настоящему блистали. Этот размашистый двойной альбом, записанный в Нью-Йорке в мае 1971 года, — великолепная демонстрация жгучего вокала Marriott и его яростного взаимодействия с гитаристом Питером Фрэмптоном.
Помимо безудержной мощи Stone Cold Fever, песни представляют собой энергичные каверы, от медленного джема I’m Ready до расширенных версий Rolling Stone и классики R&B I Don’t Need No Doctor. Возможно, лучшим из всех является титаническая реконфигурация I Walk On Gilded Splinters Доктора Джона, драматично растянутая на захватывающие 24 минуты.
Cheap Trick - At Budokan
Как и Kiss с Alive! и Peter Frampton с Frampton Comes Alive, карьера Cheap Trick фактически началась с определяющего эпоху концертного альбома «лучшее из группы на данный момент» — At Budokan.
Записанный на легендарной токийской площадке, он поражал энергией и мелодической мощью группы. Выступление выявило лучшее в песнях, которые до сих пор не оставили своего следа; внезапно все захотели узнать о Clock Strikes Ten, Surrender, I Want You To Want Me.
По сей день сочетание блестящих, простых мелодий, уверенного мастерства и экстаза толпы на At Budokan напоминает о том, почему Cheap Trick входят в число элитных артистов в истории хард-рока.
Hawkwind - Space Ritual
Если концертный альбом должен подводить итог карьере группы на сегодняшний день, то этот более чем справляется с задачей для Hawkwind. Один из самых знаковых двойных концертных альбомов, он был записан в Ливерпуле и Ньюкасле в 1972 году во время тура Doremi Fasol Latido.
Как и следовало ожидать, большая часть сет-листа взята с этого студийного альбома, а три новые песни добавлены для остроты. Электронные и разговорные интерлюдии, соединяющие музыку, добавляют атмосферы. «Группы, как правило, подчищали звук, чтобы он был максимально похож на студийный альбом, — рассказал нам писатель Иэн Рэнкин. — Space Ritual был другим… даже сейчас это единственный концертный альбом, к которому я возвращаюсь снова и снова – у меня должно быть четыре или пять копий в разных форматах. И до сих пор никто по-настоящему не звучит так, как они».