Найти в Дзене
Канал ЗРЮ В КОРЕНЬ

История Гренландии - выжить на краю света

Гренландия - самый большой остров на Земле, с севера на юг растянулся почти на 2700 км, ближе всего расположен к Северному полюсу (всего 710 км). А ещё этот остров расположен не так далеко к России как кажется на карте - всего около 850 км до необитаемого российского острова Виктория и 950 км до архипелага Земля Франца-Иосифа, где также отсутствует постоянное население, но есть погранзастава и работают учёные. Любопытно что побережье юга Гренландии находится на широте Санкт-Петербурга, но климат здесь с небольшими перепадами годичной температуры благодаря тёплому Западногренландскому течению. В самых тёплых местах на юго-западе острова летом, в удачно расположенных ложбинках или склонах фьордов между холмов можно словить градусов 18-20. Но те, кому с ложбинками не повезло, живут при температуре, когда в январе она практически не опускается ниже -4 градусов, а в июле редко поднимается выше +11 градусов. При этом на 84% поверхности острова - ледяной покров круглый год. Летом там просто

Гренландия - самый большой остров на Земле, с севера на юг растянулся почти на 2700 км, ближе всего расположен к Северному полюсу (всего 710 км). А ещё этот остров расположен не так далеко к России как кажется на карте - всего около 850 км до необитаемого российского острова Виктория и 950 км до архипелага Земля Франца-Иосифа, где также отсутствует постоянное население, но есть погранзастава и работают учёные.

Любопытно что побережье юга Гренландии находится на широте Санкт-Петербурга, но климат здесь с небольшими перепадами годичной температуры благодаря тёплому Западногренландскому течению. В самых тёплых местах на юго-западе острова летом, в удачно расположенных ложбинках или склонах фьордов между холмов можно словить градусов 18-20. Но те, кому с ложбинками не повезло, живут при температуре, когда в январе она практически не опускается ниже -4 градусов, а в июле редко поднимается выше +11 градусов. При этом на 84% поверхности острова - ледяной покров круглый год. Летом там просто морозильник, а зимой очень холодный морозильник. Поэтому все населенные пункты на острове расположены на побережье. Леса на острове нет и здесь часто дуют сильные ветра или метели.

Самая древняя археологическая культура острова - культура Саккак юго-запада Гренландии, датируемая примерно с 2500 г. по 800 г. до нашей эры. Представители этой культуры были дальними родственниками наших чукчей и коряков и не оставили на острове своих потомков. Они проникли в Северную Америку из Сибири в результате миграции около 4000 г. до н.э. и впоследствии оставались в значительной степени генетически изолированными от других популяций Северной Америки. Исследования ДНК найденных волос и фрагментов костей людей культуры Саккак показали что они были генетически адаптированы к жизни при низких температурах.

Человек культуры Саккак в представлении современного художника. Вероятно художник считает что всё, что пришло с территории совр. России должно выглядеть пугающим.
Человек культуры Саккак в представлении современного художника. Вероятно художник считает что всё, что пришло с территории совр. России должно выглядеть пугающим.

Неизвестно, переправились ли они на остров на лодках или по льду, зато известно что они жили в небольших хижинах и охотились на тюленей, морских птиц и других морских животных. В качестве материалов для своих инструментов они использовали моржовые бивни, сланец, агат, кварцит и горный хрусталь.

Артефакты культуры Саккак
Артефакты культуры Саккак

В то же время между 2400 и 1000 годами до н. э. параллельно культуре Саккак на севере Гренландии и в Арктической Канаде существовала культура Индепенденс I. С перерывом в несколько сотен лет её сменила культура Индепенденс II, существовавшая в той же местности с VIII в. до н. э. по 80 г. до н. э. Были найдены археологические свидетельства поселений людей культур Индепенденс I, Индепенденс II и более поздней культуы Туле на самом севере Гренландии в центральной части Земли Пири (в наши дни необитаемой). Хотя в те времена климат был теплее, чем сейчас. Это самые северные археологические памятники на Земле. Основой их питания были овцебыки и дары моря. Люди использовали овцебыков не только в качестве еды, но и для создания одежды, инструментов, жир для огня, шкуры для чумов.

Овцебыки
Овцебыки

С 800 г. до н.э. по 1500 по гг н.э. в Гренландии развивается Дорсетская культура, пришедшая сюда, постепенно расселяясь, с территории Аляски через канадские острова. Дорсетская культура была распространена в канадской Арктике, Гренландии, в Ньюфаундленде и Лабрадоре. Носители этой культуры были охотниками, для передвижения на большие расстояния использовавшие маленькие лыжи и каяки, а возможно еще и собачьи упряжки.

Искусство Дорсета характеризуется фигурками животных и миниатюрными человеческими масками.

Зооморфная фигурка Дорсетской культуры
Зооморфная фигурка Дорсетской культуры

Народ Дорсетской культуры просуществовал в Гренландии примерно до 1300г. На их стоянках были обнаружены предметы скандинавского происхождения - возможно, имели место обмены. Основа их питания были морские млекопитающие, на которых они охотились со льда. Для охоты на тюленей, моржей и нарвалов они использовали гарпуны. Для Дорсетской культуры характерно отсутствие лука и стрел поэтому, в отличие от эскимосов инуитов, они реже охотились на наземных животных, таких как белые медведи, овцебыки и карибу. И если охотились, то только в короткий летний период. Дома у них были относительно большие и прямоугольные, с толстыми стенами из торфа, хорошо защищающими от холода. Кроме того, похоже что люди Дорсета первыми в Гренландии начали строить ледяные иглу.

Карта, показывающая упадок культуры Дорсета и распространение эскимосской культуры Туле в 900–1500 гг. н.э.
Карта, показывающая упадок культуры Дорсета и распространение эскимосской культуры Туле в 900–1500 гг. н.э.

Дорсетскую культуру вытеснила пришедшая ей на смену эскимосская культура Туле (инуиты), между которыми генетическая связь не найдена. (Эскимосы - родственная группа народов, инуиты - народ, культура Туле - археологическая культура, тождественность которой инуитам доказана). Дошедшие до нас эскимосские легенды описывают как мир с древними людьми, так и конфликты. Эти предания упоминают туниитов - дословно первых жителей, которые были выше и сильнее, чем инуиты, однако будучи робкими и глупыми избегали контактов с ними. (Возможно это описание скандинавов). В других легендах тунииты, напротив, изображаются низкорослыми и коренастыми, но очень сильными, опасными и коварными врагами, иногда с фантастическими или звероподобными чертами. (А это возможно описание дорсетцев).

В этих легендах иногда говорится, что тунииты ушли в неведомые страны, а иногда — что они умело прячась от человеческого глаза продолжают жить рядом с людьми. Впрочем бывают более правдоподобные легенды, в которых честно говорится что инуиты сражались с первыми жителями и истребили их. Все предания единогласно отрицают какие-то браки между инуитами и туниитами. Впрочем, не исключено, что тунииты это всего лишь другая этническая группа эскимосов, не имеющая никакого отношения к Дорсетской культуре.

Когда Эрик Рыжий с другими викингами поселились на юго-западном побережье Гренландии они нашли останки людей. Должно быть это были следы Дорсетской культуры.

В раннее Средневековье среди скандинавских народов, действовал закон о наследовании, отдававший предпочтение первенцу, при этом новые пахотные земли и пастбища в Скандинавии перестали осваиваться из-за относительно плотного заселения. Пассионарность, высокая ценность личной смелости и физической стойкости в местном обществе, а также развитие судостроения создали предпосылки для путешествий и набегов викингов в широком географическом диапазоне, в том числе и на край мира.

Гренландия заселялась из Исландии. По оценкам, в X веке в Исландии проживало от 50 000 до 60 000 человек. К этому времени земля на острове в основном была распределена и доставалась по наследству старшему сыну. Этот фактор и несколько лет неурожаев и голода послужили предпосылками для поиска новых земель во второй половине X века.

Около 900 года мореплаватель Гуннбьёрн Ульфссон совершал путешествие из Норвегии в Исландию, и так получилось, что его корабль придрейфовал вероятно в район сегодняшнего мыса Фарвел на южной оконечности Гренландии. Он увидел пустынный, недружелюбный к человеку ландшафт и не стал высаживаться на берег.

Как рассказывают саги, однажды Альтинг отправил одного из исландских землевладельцев Эрика Рыжего в ссылку на три года за совершение убийства, и в 982 году он, вместо того, чтобы отправиться на юг чтобы пограбить добропорядочных европейцев, отплыл на запад вместе с тремя другими преступниками - Торбьёрном, Эйольфром и Стирром - чтобы найти землю Гуннбьёрна. Он достиг побережья Восточной Гренландии (вероятно, современный Амассалик), затем поплыл на юг и обогнул мыс Фарвел в поисках подходящей земли для поселения. Свою первую зиму он провел на острове у южного побережья, где и нашел вышеупомянутые следы Дорсетской культуры.

Эрик Рыжий. Гравюра из исландского издания 1688 года «Гренландия» Арнгримура Йонссона
Эрик Рыжий. Гравюра из исландского издания 1688 года «Гренландия» Арнгримура Йонссона

Следующей весной Эрик поплыл дальше на север и вошел в большой фьорд, названный им Эриксфьордом в свою честь. В конце фьорда, на широте около 61°, он основал свою ферму Браттахлид в самом климатически благоприятном районе Гренландии. Оттуда он продолжил исследовать остров на север, достигнув залива Диско.

В следующем году он отплыл обратно в Исландию, где ему удалось сагитировать около 700 человек, убедив их, что на «Зеленой земле» (так Эрик назвал Гренландию) они найдут пышные пастбища и шикарные условия для жизни. Хотя Эрику повезло - в этот период как раз случился Средневековый климатический оптимум - период средневекового потепления X–XIII веков и травка с редкими низкорослыми деревцами на гренландском побережье действительно зазеленела.

Группа энтузиастов покинула Исландию на 25 кораблях, из которых, согласно сагам, лишь 14 достигли побережья Гренландии. Эти первые поселенцы составили ядро ​​Восточного поселения в Эриксфьорде.

Из исландских саг также следует, что в последующие 14 лет в Гренландию прибыли еще как минимум три флота с поселенцами. Западное поселение было основано примерно в 500 км к северу (а не к западу) от Восточного в менее благоприятных условиях. К 1000 году практически все районы Гренландии с относительно благоприятным климатом были заселены.

Третье Среднее поселение было еще меньше чем Восточное и Западное. По вопросу общей численности населения поселений пока нет единого мнения - считается что она могла составлять максимум до 6 000 человек. Археологи выявили руины более 400 построек.

-8

Жители Гренландии жили в основном за счет рыболовства и животноводства. Они разводили овец, коз, крупный рогатый скот (он был меньше современного крупного рогатого скота), а также свиней и исландских лошадей. У них имелись амбары, склады и хозяйственные постройки, по археологическим остаткам которых можно сделать вывод, что здесь осуществлялось текстильное производство и молочное животноводство. Также для собственных нужд выращивалось немного зерна в самых тёплых местах. Но в основном его было импортировали. Важным источником витаминов стал дудник, стебли и корни которого употребляли в пищу. Его завезли в Гренландию поселенцы и до сих пор он там растёт. Из-за больших пастбищ, необходимых для разведения скота, фермы были сильно отделены друг от друга и фактически были самодостаточными хуторами.

Постоянная нехватка древесины оказалась проблемой. На рубеже первого и второго тысячелетий в Гренландии росли только небольшие карликовые березы и карликовые ивы. Коряги, выброшенные на берег Западно-Гренландским течением (ответвление Гольфстрима), были низкого качества, их иногда использовали для крыш. Таким образом, пиломатериалы были важным и дорогим импортным товаром. Острой была нехватка железа. Соль, необходимую для засолки мяса и рыбы, тоже приходилось импортировать.

Из Гренландии в Европу вывозили очень востребованных у любителей соколиной охоты белых кречетов. Еще выше ценился бивень нарвала, который наделяли способностью нейтрализовать яд и часто выдавали за рог единорога. К 1100 году Гренландия стала главным поставщиком моржовой кости для Западной Европы.

Панно из средневековой гренландской моржовой кости
Панно из средневековой гренландской моржовой кости

Поселенцы летом ездили в северную часть залива Диско, расположенного на 70° широты, где они охотились на моржей, нарвалов и белых медведей, а ещё обменивали товары у эскимосов. Из моржовых шкур изготавливали прочные и долговечные корабельные канаты. Не смотря на опасность и долгий путь эти ресурсы им были необходимы для выживания, так как служили им формой валюты, обеспечивающей наиболее важные экспортные товары.

Важное описание жизни и сельского хозяйства в Гренландии встречается в норвежском дидактическом произведении Королевское зеркало, написанном ок. 1250 года: « Говорят, что в Гренландии хорошие пастбища и есть большие и хорошие фермы, потому что там много крупного рогатого скота и овец, и они получают там много масла и много сыра; живут преимущественно этим, а также мясом и всякой добычей: и оленьей, и китовой, и тюленьей, и медвежьей; всем этим люди живут в той стране.»

Королевское зеркало , ок. 1250
Королевское зеркало , ок. 1250

«В Гренландии... все, что туда привозят из других стран, там дорого, потому что страна находится так далеко от других стран, что люди туда редко ездят. Все что нужно для населения надо покупать в других странах, и железо, и всю древесину, из которой они строят дома. А оттуда привозят товары: козлиные, коровьи, тюленьи шкуры и веревки, которые нарезаются из рыб, называемых моржами, и которые называются «тяжелыми веревками» (кожаными веревками), а также их рыбьи клыки.»

Дома гренландцы строили из камней и торфяного дёрна. Крыши, если не было дерева, из коряг, китового уса и китовой кости, которые покрывались дерном. В наиболее крупных фермах были церковь или часовня и сауна.

Ферма Эрика Рыжего Братталид в Восточном поселении была раскопана в 1930-х годах. Это оказался самый обширный комплекс того времени с несколькими соединенными между собой жилыми зданиями, с залом длиной 25 метров, в котором, вероятно, решались вопросы общины. Сохранились фундаменты нескольких складов и хозяйственных построек, а также коровника на 50 коров, кузницы и церкви.

План руин Братталида. Национальный музей Дании, Копенгаген.
План руин Братталида. Национальный музей Дании, Копенгаген.

Вокруг церкви было раскопано кладбище, на котором находились 144 скелета, из которых 24 были детьми, 65 мужчин, 39 женщин и 16 взрослых, пол которых не удалось определить. Около половины мужчин (некоторые из них ростом выше 1,80 м) были в возрасте от 40 до 60 лет. У многих из них были явные признаки артрита и сильно изношенные зубы. На кладбище также находилась братская могила с останками 13 человек. На этих скелетах, как и на некоторых других, были видны следы ударов ножом или топором, полученных предположительно в стычках с гренландскими эскимосами - инуитами.

Сам Эрик Рыжий не был христианином, однако колония около 1000 года была обращена в христианство сыном Эрика Лейфом Эрикссоном, привёзшим сюда священника. Как гласят саги жена Эрика Рыжего Торхильд построила небольшую церковь в имении Эрика, считающуюся первой часовней на острове. До XII века Гренландия находилась под властью Бременской архиепархии.

Сага о гренландцах сообщает, что в 1118 году колония послала Эйнара Соккасона в Норвегию, чтобы убедить короля Сигурда Крестоносца назначить Гренландии своего собственного епископа. Первым гренландским епископом стал Арнальд в 1126 году. Впоследствии из Норвегии присылались еще 7 епископов. Всего археологи раскопали на острове остатки 16 церквей (не считая часовен), женский бенедиктинский монастырь и мужской монастырь августинцев.

Руины Собора и епископской резиденции в Гардаре, охраняется ЮНЕСКО
Руины Собора и епископской резиденции в Гардаре, охраняется ЮНЕСКО

Резиденция епископов находилась Гардаре, когда-то религиозном центре скандинавской Гренландии XII века. Этот район находился в самом центре Восточного поселения и ещё с 1830-х годов подвергся обширным археологическим раскопкам. Были найдены остатки крестообразного собора, построенного в 1126 году из красного песчаника размером 27 на 19 метров, когда-то посвященного покровителю мореплавателей Святителю Николаю Мирликийскому. В нем были окна из зеленоватого стекла и колокольня с бронзовыми привезёнными колоколами. Помимо резиденции епископы владели достаточно большой фермой для приблизительно 100 коров и исключительным правом ловить рыбу и охотится в окрестностях. Была у епископа своя кузница и даже своя пристань. Доходы епископы также собирали от пользования местными горячих источников, которые, как считалось, имели целебные свойства. Всего комплекс включал около 40 зданий разного размера, и одно это доказывает выдающееся положение, которое Гардар занимал в обществе викингов Гренландии. Кроме этого, население платило епископам налоги. Епископы имели судебные полномочия и могли наказывать население штрафами и конфискацией имущества.

Набалдашник епископского посоха (из ясеня, украшенный моржовой костью) и золотое епископское кольцо гренландского епископа XIII века, вероятно, епископа Смириллы (1189–1209).
Набалдашник епископского посоха (из ясеня, украшенный моржовой костью) и золотое епископское кольцо гренландского епископа XIII века, вероятно, епископа Смириллы (1189–1209).

Ещё в 1261 году гренландская колония признала власть норвежской короны. Взамен гренландцы получили обещание регулярного судоходного сообщения. Этот шаг также привел к созданию норвежской торговой монополии. В 1294 году норвежский король Эрик II Магнуссон выдал норвежским купцам привилегированные грамоты для торговли с Гренландией. Всем остальным, особенно Ганзейскому союзу, было запрещено посещать остров. По-видимому, вплоть до второй половины XIV века велась регулярная торговля с одним-двумя «государственными» кораблями в год. После того как Норвегия в 1397 году вступила в унию с Данией (так называемый Кальмарский союз) торговля с Гренландией пошла на спад и в конечном итоге почти прекратилась, поскольку отдаленный форпост не интересовал датскую корону.

К концу XIV века в Гренландии начались годы упадка. Последний гренландский епископ умер в 1378 году. Ему также был назначен преемник, но он не захотел лишиться комфортных условий жизни в Норвегии и наотрез отказался отправиться в негостеприимную Гренландию. Вместо себя он отправил викария. Впоследствии епископы Гренландии назначались вплоть до реформации хотя ни один из них никогда не посещал остров.

Последнее бесспорное задокументированное событие в Гренландии, произошедшее в то время - свадьба в 1408 году в церкви Хвалси (Восточное поселение), которое упоминалось в письмах священника из Гардара. Из исландских источников известно что через 2 года пара переселилась сначала в Норвегию, а затем в Исландию. Сама церковь Хвалси размером 128 кв.м. была построена в начале XII века из гранитных булыжников (некоторые из камней весят от 4 до 5 тонн) с крышей из дерева и торфа, на берегу фьорда, и была оштукатурена белой штукатуркой. Она является наиболее хорошо сохранившимися скандинавскими руинами в Гренландии. Церковь находилась в классической гренландско-скандинавской усадьбе с дополнительными прилегающими зданиями. Усадьба включала в себя основное здание, в котором было 11 комнат, объединяющих жилые помещения, зал размером 40 кв.м. и загоны для скота. В стороне от главного здания были другие загоны для скота, загон для лошадей, складские помещения.

Листайте:

В устной традиции гренландских инуитов существует легенда о том, почему норвежское население Хвалси вымерло и почему их дома и церкви лежат в руинах. Согласно легенде, причиной стала вражда между местным норвежским вождем по имени Унгорток и молодым, но решительным воином-инуитом по имени Кайсапе. В отместку за убийство Унгортоком своего младшего брата Кайсапе во главе воинов-инуитов приблизился к Хвалси по морю на каяках, замаскированных под айсберг, а затем сжег поселенцев в их домах. Унгорток вместе со своей семьей избежал резни, но Кайсапе в конце концов выследил и убил Унгортока с его семьёй на ферме недалеко от мыса Уманарссуак (это самая южная точка Гренландии). Загадкой остаётся тот факт что по данным археологических исследований признаков пожара здесь нет.

Западное поселение находилось недалеко от Нуука - современной столицы Гренландии. Его случайно обнаружили 2 охотника в 1990 году. Здесь были найдены руины около 95 ферм на которых, по оценкам историков, в период наибольшей численности населения проживало около 1000 жителей. Жители Западного поселения разводили овец, коз, коров, лошадей, возможно приручили северных оленей и имели собак. Однако находки костей показывают, что большая часть мяса приходилась на дичь, тюленей и северных оленей (не понятно диких или прирученных), а сельскохозяйственных животных содержали в первую очередь для дойки и шерсти. Они изготавливали различные виды кисломолочных продуктов, сами ткали шерстяные ткани и из-за нехватки железа в большей степени чем жители Восточного поселения использовали рога северного оленя для создания инструментов. Также они потребляли много рыбы, в основном арктического гольца, треску и мойву. Ели тюленей и дичь.

В последний раз это поселение описывается где-то между 1341 и 1360 годами, когда священник Ивар Бардарсон был отправлен в Гренландию епископом Хоконом из Бергена для инвентаризации церковного имущества и чтобы выяснить ситуацию и «оказать поддержку жителям против нападения эскимосов». Так как епископ Гренландии ко времени прибытия Ивара Бардарсона скончался, тот стал главой епархии в переходный период. Посетив Западное поселение он нашел здесь лишь заброшенные фермы: «В настоящее время все Западное поселение перешло под власть скрелингов [инуитов]. И хотя там остались лошади, козы, коровы и овцы, но все они одичали, а людей вовсе не осталось — ни христиан, ни язычников».

На одной ферме археологам удалось реконструировать последние месяцы жизни жителей. Они переехали в сарай, вероятно, чтобы согреться. Затем забивали и съедали домашних животных, в последнюю очередь собак. Потом они ели белую куропатку, вероятно, пойманную в силки. Наконец, следы насекомых указывают на то, что трупы какое-то время лежали в сарае. Вероятно они боялись охотится из-за опасения столкновения с эскимосами. Кто-то их вынес и закопал, возможно, люди Ивара Бардарсона.

Известна дальнейшая судьба этого священника - в 1360 году он вернулся в Берген, чтобы служить каноником Бергенского собора.

Гибель Западного поселения совпадает с Малым ледниковым периодом (периодом глобального похолодания XIV—XIX веков).

В XIII веке эскимосы культуры Туле проникают в Гренландию из Северной Канады и Аляски, а туда они пришли с территории Чукотки, заменив людей культуры Дорсета, ранее населявших этот регион.

 Инуиты Гренландии
Инуиты Гренландии

Эскимосы делали более совершенные гарпуны чем у людей Дорсета, которые они использовали при групповой охоте на китов, а также большие лодки. Кроме того, они использовали собачьи упряжки. У них даже можно было наблюдать зачатки иерархической социальной структуры, отражающейся в размере, форме и содержании жилища и личных вещах. Зачаткам расслоения общества способствовала необходимость охотиться коллективно на китов. Мясо гренландских китов эскимосы ели, жир использовали для освещения хижин и приготовления пищи, а кости — для строительства построек и изготовления инструментов.

В нескольких сагах упоминаются контакты и стычки скандинавов со скрелингами (дословно «заморышами») - так они называли гренландских инуитов. С другой стороны устные предания инуитов сообщают о нескольких вооружённых конфликтах. В археологических памятниках инуитов обнаруживались скандинавские предметы, например из железа. Однако неизвестно, были ли они получены путем мирного обмена или грабежа.

Помимо нападений на Западное побережье известно что в 1379 году инуиты напали на Восточное поселение, убив 18 человек и увезя с собой двух мальчиков.

Археологические данные показывают, что на протяжении XV века последние скандинавские поселения в Гренландии медленно вымирали. Сведения о Гренландии после свадьбы в 1408 году в церкви Хвалси отрывочны. Известно что датский картограф Клаудиус Клавус, судя по всему, посетил Гренландию в 1420 году, нанеся её на карту.

В 1473 году состоялась совместная датско-португальская экспедиция мореплавателя Жуана Корте-Реала, возможно достигшего берегов Ньюфаундленда и Гренландии (либо только Гренландии). Корте-Реала сопровождали немецкие моряки Дидрик Пининг и Ганс Поторст. Если так, то организация экспедиции логична - у португальцев были лучшие корабли того времени, способные к долгим путешествиям в открытых водах (каравеллы), а Дания считала что Гренландия является её владением. Утверждение о том, что Жуан Корте-Реал открыл Новую землю трески («Terra Nova do Bacalhau»), возникло в книге Гаспара Фрутуозо «Тоска о земле», написанной примерно в 1570–1580 годах. Есть предположение, что этот неопознанный остров был Ньюфаундлендом. Фрутуозо также предположил, что Корте-Реал получил в управление часть острова Терсейра из-за этого открытия. К сожалению в документах о присвоении этой должности и владения говорится, что они были предоставлены из-за «оказанных услуг» без конкретизации. Ещё существует упоминание письма бургомистра Киля Грипа королю Кристиану III, датированного 3 марта 1551 года, из которого явствует, что отправленные его дедом «адмиралы» Пининг и Потхорст в Гренландию столкнулись там с какими-то «гренландскими пиратами».

Однозначно можно лишь утверждать что во второй половине XV века какое-то редкое сообщение с большой землей у островитян всё ещё было - археологами были обнаружены женские скелеты, одетые в европейские одежды по моде 70-х годов XV века.

Король Португалии Мануэл I послал сыновей Жуана Корте-Реала Мигеля и Гаспара в 1500 и 1501 годах исследовать северо-западную Атлантику. Они официально открыли остров Ньюфаундленд и побережье Лабрадора. Не известно зашли ли они в Гренландию, но как и Ньюфаундленд южная береговая линия Гренландии была нанесена на планисферу Кантино 1502 года.

Планисфера Кантино, 1502 год. В верху с левой стороны можете видеть изображение юга Гренландии
Планисфера Кантино, 1502 год. В верху с левой стороны можете видеть изображение юга Гренландии

Исландский мореплаватель Джон Гринландер, посетивший Гренландию в 1540-х годах, обнаружил там труп европейского гренландца, которого описал так:

«Мертвец лежал лицом вниз на земле. На его голове был хорошо сшитый капюшон, а в остальном хорошая одежда из фризовой ткани и тюленьей кожи. Рядом с ним лежал нож в ножнах, погнутый, сильно изношенный и изъеденный».

Подытоживая причины исчезновения колонии скандинавов в Гренландии можно сказать что она была не одна, а их было несколько:

  • Экспансионистская культура народа Туле / инуитов сначала вытеснила культуру народа Дорсет, а потом теснила приходящие в упадок поселения скандинавов. По крайней мере для Западного поселения конкуренция на охотничьих угодьях и вооруженные столкновения могли стать решающим фактором.
  • Ухудшение торговых отношений лишило поселенцев поставок жизненно важного сырья, особенно древесины и железа.
  • Ещё одна причина - снижение стоимости слоновой кости в Европе из-за притока бивней моржей, добываемых русскими поморами и притока бивней африканских слонов из-за развития африканской торговли португальцами.
  • Резко ухудшился климат из-за малого ледникового периода и как следствие условия для ведения хозяйственной деятельности.
  • Многие молодые и сильные жители покидали Гренландию, уезжая на большую землю, как, например, пара, поженившаяся в 1408 году в церкви Хвалси.

В 1721 году норвежский священнослужитель Ганс Эгеде обратился к королю Дании Фредерику IV с просьбой предоставить средства для поездки в Гренландию и восстановления там контактов с норвежскими поселенцами. Фредерик разрешил Эгеде и некоторым норвежским купцам основать Берген-Гренландскую компанию для возобновления торговли с островом. Он основал успешную миссию среди инуитов, а также основал столицу Гренландии Годхоб , ныне известную как Нуук, и привлек переселенцев.

Памятник Гансу Эгеде в столице Гренландии Нууке
Памятник Гансу Эгеде в столице Гренландии Нууке

После Наполеоновских войн Норвегия отделилась от Дании, но все заморские колонии, включая Гренландию, сохранились за Данией.

К началу XIX века Гренландия оставалась незаселенной выше 81° северной широты. Эта ситуация изменилась к середине века с иммиграцией из Канады семей инуитов, поселившихся в тех районах.

Между 1862 и 1863 годами в Гренландии впервые были проведены демократические выборы для избрания представителей округов, но важные для острова решения принимались в Копенгагене, где жители Гренландии не имели представительства.

После того, как Норвегия получила независимость в 1905 году, она отказалась признать суверенитет Дании над Гренландией, которую многие норвежцы считали бывшим владением своей страны. В 1931 году норвежский китобой Холлвард Деволд по собственной инициативе поселился в восточной необитаемой части Гренландии. Эту "оккупацию" поддержало норвежское правительство. Два года спустя Международный Суд вынес решение в пользу иска Дании, который затем был принят Норвегией.

Во время Второй мировой войны, когда Германия распространила свои военные операции на Гренландию, Хенрик Кауфман, посол Дании в Соединенных Штатах , который отказался признать немецкую оккупацию Дании, 9 апреля 1941 года подписал договор с США, что позволило американским вооруженным силам создать базы в Гренландии. Из-за проблем, с которыми Дания столкнулась с управлением островом во время войны, а также благодаря успешному экспорту природных ресурсов, особенно криолита, Гренландия стала пользоваться более независимым статусом. Их поставки гарантировались США и Канадой.

Американская авиабаза Туле
Американская авиабаза Туле

В годы Холодной войны Гренландия приобрела стратегическое значение, частично контролируя доступ между арктическими советскими портами и Атлантическим океаном. Была создана постоянная авиабаза Туле (сейчас Каанаак) для наблюдения за возможным применением межконтинентальных баллистических ракет. В 1953 году Дания вынудила некоторые семьи инуитов покинуть свои дома, чтобы освободить место для расширения баз. По этой причине база стала источником трений между правительством Дании и гренландцами. Эти проблемы усилились 21 января 1968 года, когда произошла ядерная авария: бомбардировщик B-52 с четырьмя водородными бомбами разбился недалеко от базы, выбросив большое количество плутония на лед. Одна бомба была утеряна и не найдена до сих пор. Инуиты до сих пор говорят об уродствах животных в результате этой катастрофы.

23 февраля 1982 года большинством в 53% гренландцы проголосовали за выход из Европейского Союза, которое вступило в силу в 1985 году. Местное правительство Гренландии позиционирует себя как нация инуитов. Датские топонимы были заменены местными названиями. Годтхаб, центр датской цивилизации на острове, теперь называется Нууком и стал столицей практически суверенного правительства. В 1985 году был установлен флаг Гренландии на основе цветов флага Дании.

флаг Гренландии
флаг Гренландии

После выхода из Евросоюза Гренландия подписала с ним специальные договоры, а также присоединилась к различным организациям с Исландией , Фарерскими островами, а также с инуитским населением Канады и России. Она также является одним из основателей Арктического совета в 1996 г.

-20

Правительство Гренландии хотело бы пересмотреть договор 1951 года между Данией и Соединенными Штатами, на этот раз с участием местного правительства Гренландии и закрыть авиабазу Туле, преобразовав её в станцию ​​спутникового слежения при ООН. Этим и вызвана угроза избранного президента Трампа присоединить остров к США в качестве нового штата или же заморской территории. Бонусом США получили бы огромные природные ресурсы Гренландии и усиление контроля над Арктикой.

-21

Если понравилась статья - ставьте "палец вверх", подписывайтесь и комментируйте!