Найти в Дзене

"Какой же видный народ осетины, молодец к молодцу!": Василий Верещагин во Владикавказе

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) — выдающийся русский художник, главный баталист своей эпохи. Он известен своими реалистичными картинами, посвященными военным конфликтам и их последствиям.

Также он был и активным путешественником. Он побывал в Туркестане, Индии, Сирии, Палестине, Америке и Японии. Дважды он совершал поездки на Кавказ: в 1863 и 1865 годах. В своих поездках он посещал и Владикавказ.

Это отрывок из книги
«Деятели русской культуры во Владикавказе» (Москва, 1995). Составителем книги была Людмила Хмелева, заслуженный работник культуры РСО–Алании. Она работала в Национальной научной библиотеке, была заведующей отделом искусств.

В середине 1863 года, покинув Академию художеств, Василий Верещагин отправляется в творческую поездку на Кавказ. В это время Верещагин познакомился с живописцем Л.Ф. Лагорио, отправлявшимся тогда в третий раз на Кавказ. Лагорио, участвовавший в боевых операциях на Кавказе, талантливо изобразивший в ряде своих произведений величавую природу этого края, по-видимому, увлёк своим творчеством и рассказами Верещагина, и тот избрал Кавказ целью путешествия. Лагорио обещал ему всемерную поддержку, т.к. был прикомандирован к свите наместника Кавказа и имел, следовательно, большие возможности, чтобы помочь Верещагину хорошо ознакомиться с краем.

Верещагин выехал из Петербурга в первых числах июля 1863 года. Следуя на лошадях по Северному Кавказу художник с интересом знакомился с народами, обитавшими в этом крае, с условиями их жизни и обычаями. «Побывав в Ставрополе, Верещагин отправился в Георгиевск, который произвёл на него сильное впечатление своим чисто восточным базаром, группой встреченных пленных горцев, конвоируемых солдатами, и видом на далёкую панораму Главного Кавказского хребта. Далее его путь лежал в Пятигорск, Владикавказ, а затем по Военно-Грузинской дороге в Ананури, Михет и Тифлис. Двигаясь без особой спешки, художник всё время делал в походном альбоме зарисовки».

В дороге художником сделаны многие эскизы, рисунки акварелью и карандашом: «Осетин Измаил» (1863), «Армянин из Моздока» (1863) и другие.

Армянин из Моздока
Армянин из Моздока

Наряду с беглыми путевыми зарисовками Верещагин сумел исполнить ряд более сложных рисунков, послуживших основой для созданных позднее гравюр: «Джигитовка», «Остатки замка царицы Тамары в ущелье Дарьяла».

В марте 1865 года Василий Верещагин вновь посещает Кавказ. В течение полугода объезжает многие его районы. Верещагин вместе с несколькими другими художниками пытался основать Кавказское художественное общество, которое способствовало бы эстетическому воспитанию и образованию населения края. Однако тогда это намерение не удалось осуществить и Общество было организовано только через несколько лет. Но Верещагин отмечен в истории Общества как один из первых его инициаторов.

«Осенью 1865 года с большим запасом впечатлений и рисунков художник выехал из Тифлиса в Петербург с тем, чтобы вскоре же отправиться в Париж для продолжения образования. Видимо, Верещагин очень спешил, т.к. по его собственным словам, огромное расстояние от Тифлиса до Петербурга преодолел в несколько дней...»

Некоторые впечатления Верещагина от этой второй поездки отражены в его многочисленных рисунках и этюдах, а также в трёх литературных очерках, содержащих интересную географо-этнографическую информацию и объединённых под общим заголовком «Из путешествия по Закавказскому краю».

В 1888-1900 годы художник по накопленным впечатлениям создаёт ряд картин и этюдов, отражающих природу и архитектурные памятники Кавказа. В 1897 году Верещагин вновь побывал на Кавказе. «Терские ведомости» за 4 июля (N° 79) сообщили: «Известный художник Вас. Вас. Верещагин в настоящее время живёт на станции Казбек, на Военно-Грузинской дороге. Вас. Вас. поселился в особой палатке и занят, по словам кавказских газет, писанием видов окружающей его величественной горной местности».

В письме к другу, московскому писателю В.А. Киркору художник сообщает, что в июне 1897 года находился в горах у подножия Казбека, посещал древний монастырь Святая Троица, который изображен на картине «Гора Казбек».

 «Гора Казбек» (Государственный Русский музей).
«Гора Казбек» (Государственный Русский музей).

Василий Верещагин участвовал в военных действиях 1877-1878 г.г. на Балканах, лично наблюдал добровольцев из «осетинского дивизиона» и записал о них следующее: «Какой же видный народ осетины, молодец к молодцу, точно как на подбор. Весь дивизион состоял из охотников. Что мне в особенности бросилось в глаза у осетин, это их осанка и походка. Каждый осетин имел походку точно князь какой и выступал важно, степенно, с чувством собственного достоинства».

У генерала Скобелева ординарцем был С. Дз. Хоранов, которого называли «летучий сотник». «Хоранов, как буря, носился с приказами генерала по линии войск, не зная устали, совершенно не опасаясь ружейного и пушечного огня», - вспоминал участник той войны.

На картинах Верещагина «Перед атакой. Под Плевной» и «Шипка - Шейново. 1883-1888» (Государственный Русский музей) рядом с генералом Скобелевым изображён С. Хоранов, который за боевые заслуги получил звание есаула, а также был награждён высокими боевыми орденами Святой Анны, Станислава и Владимира с мечами и бантом.

Василий Верещагин был знаком с осетинским поэтом и художником Коста Хетагуровым. Познакомившись ещё в Академии художеств, встречались они и позднее. Подтверждают это воспоминания известного русского журналиста М.Ф. Дороновича, работавшего в газетах «Казбек», «Терек», который познакомился с Хетагуровым в доме пятигорского врача Иодкевича. В 1904 году М. Доронович виделся в Порт-Артуре с художником В. Верещагиным и записал об этом в своём дневнике: «В 1904 году посчастливилось мне в Порт-Артуре встретиться с художником В.В. Верещагиным, высоко ценившим Хетагурова. Верещагин очень лестно отзывался о нём, как об одарённом человеке. Мне же, помню, Коста Леванович с большим огорчением жаловался, что подаренный ему Верещагиным ящик с красками у него украли».