Найти в Дзене
Extreme Sound

Алиса Купер и упущенный шанс стать голосом Бонда

Пятидесятилетняя карьера Элиса Купера часто сводится к клише вроде «отца шок-рока» с соответствующим акцентом на его гипертеатральные, кровавые сценические шоу. Однако за этим образом скрывается куда более интересная история, связанная, например, с нереализованным саундтреком к фильму о Джеймсе Бонде. В 1973 году Элис Купер был на пике популярности. Псевдоним «Элис Купер» тогда еще не принадлежал исключительно вокалисту Винсенту Фурнье, но также относился к талантливой хард-рок группе, которая его поддерживала. Начиная с альбома Love It to Death в 1971 году, группа, с помощью продюсера Боба Эзрина, отшлифовала свой экспериментальный психоделический рок, создав классическое звучание Alice Cooper: мощный гитарный рок в сочетании с гимновыми, безумно запоминающимися мелодиями и зловещим, часто сатирическим вокалом Купера. В течение следующих трех альбомов — Killer (1971), School’s Out (1972) и Billion Dollar Babies (1973) — Купер, Эзрин, басист Деннис Данауэй, барабанщик Нил Смит и гита

Пятидесятилетняя карьера Элиса Купера часто сводится к клише вроде «отца шок-рока» с соответствующим акцентом на его гипертеатральные, кровавые сценические шоу. Однако за этим образом скрывается куда более интересная история, связанная, например, с нереализованным саундтреком к фильму о Джеймсе Бонде.

В 1973 году Элис Купер был на пике популярности. Псевдоним «Элис Купер» тогда еще не принадлежал исключительно вокалисту Винсенту Фурнье, но также относился к талантливой хард-рок группе, которая его поддерживала. Начиная с альбома Love It to Death в 1971 году, группа, с помощью продюсера Боба Эзрина, отшлифовала свой экспериментальный психоделический рок, создав классическое звучание Alice Cooper: мощный гитарный рок в сочетании с гимновыми, безумно запоминающимися мелодиями и зловещим, часто сатирическим вокалом Купера.

В течение следующих трех альбомов — Killer (1971), School’s Out (1972) и Billion Dollar Babies (1973) — Купер, Эзрин, басист Деннис Данауэй, барабанщик Нил Смит и гитаристы Глен Бакстон и Майкл Брюс исследовали безграничную гибкость своего стиля. Музыка Alice Cooper охватывала всё: от галопирующего гаражного рока «Under My Wheels» до буйного подросткового гимна «School’s Out» и мрачной прогрессив-рок баллады «Ballad of Dwight Fry».

Как показывает «Ballad of Dwight Fry», Купер и его команда были настоящими киноманами 70-х. Мрачная, навеянная The Doors, песня «Desperado» была вдохновлена персонажем Роберта Вона в фильме «Великолепная семерка», а переплетающиеся гитары в «Unfinished Sweet» явно отсылают к культовой теме Джеймса Бонда Монти Нормана.

«Это вся музыка, которая нам нравится», — весело признался Купер в интервью Rolling Stone в марте 1972 года. «Мы позаимствовали около 11 фрагментов из саундтрека к Голдфингеру на первом альбоме и просто переделали их для гитары».

Так почему бы не написать тему для Джеймса Бонда по-настоящему? В 1973 году группа отправилась в студию для записи Muscle of Love, который стал последним альбомом оригинального состава Alice Cooper. Впоследствии Элис Купер продолжил сольную карьеру, а Данауэй, Смит, Бакстон и Брюс создали группу Billion Dollar Babies, которая, к сожалению, распалась после неудачного дебютного альбома Battle Axe.

Во время сессий Muscle of Love Элис Купер записал «The Man With the Golden Gun» в качестве возможной темы для девятого фильма о Джеймсе Бонде, второго с Роджером Муром в роли агента 007. Позже ходили слухи, что группа заключила контракт с продюсерами Бонда Альбертом Р. Брокколи и Гарри Зальцманом, но, скорее всего, Купер записал песню на свой страх и риск, рассуждая, что раз создатели фильма выбрали песню Пола Маккартни для предыдущего фильма, Живи и дай умереть, то они могут поступить так же и с группой, чей альбом Billion Dollar Babies занял первое место в Billboard.

(Слушать «The Man With the Golden Gun» Элиса Купера)

(Была ли тема Лулу к «Человеку с золотым пистолетом» худшей из всех?)

Но этому не суждено было случиться. В 2011 году Купер рассказал A.V. Club, что «Golden Gun» была доставлена Брокколи и Зальцману слишком поздно — они уже подписали контракт с шотландской певицей Лулу на исполнение темы, написанной Джоном Барри на слова Дона Блэка. (Предварительные попытки привлечь Элтона Джона или Кэта Стивенса к записи трека провалились.)

«Она пришла на день позже», — подтвердил Купер. «К тому времени, как продюсеры ее услышали, они уже подписали контракт на песню Лулу. Я сказал: «Вы выберете Лулу вместо этого?». Ведь она идеально подходила к Человеку с золотым пистолетом. Там были вертолеты, пулеметы, на бэк-вокале — Pointer Sisters, Ронни Спектор и Лайза Миннелли! Мы прослушали каждый альбом Джона Барри, чтобы создать идеальную песню о Джеймсе Бонде».

Куперу можно простить предвзятость к своей работе, но в данном случае он прав. «The Man With the Golden Gun» — почти идеальная тема Бонда. Она не достигает таких высот, как исполнение Ширли Бэсси «Goldfinger» или симфоническая поездка Маккартни в Живи и дай умереть, но «The Man With the Golden Gun» на ступеньку или две выше напряженной инструментальной темы Барри к На секретной службе Ее Величества и недооцененной версии «A View to a Kill» Duran Duran.

Записанная без Бакстона, которого заменил сессионный музыкант и коллега Лу Рида Дик Вагнер, песня «The Man With the Golden Gun», приписываемая всему составу группы, избегает почти дословного копирования стиля Джеймса Бонда, продемонстрированного в «Unfinished Sweet», в пользу более органичного подхода. Атмосфера Бонда достигается за счет множества мотивов в стиле Джона Барри, включенных в хард-рок звучание Alice Cooper.

(Слушать «The Man With the Golden Gun» Лулу)

(Какие еще темы Джеймса Бонда были отклонены?)

Грязный гитарный рифф напоминает духовые секции из тем Джеймса Бонда 60-х, таких как «Goldfinger» и «Thunderball», в то время как хриплый вокал Купера сразу же вплетает название фильма в текст. В припеве Купер поднимается на октаву, дополненный диссонирующими всплесками духовых, что намного лучше, чем отвлекающие триоли, которые Барри вплетает в заунывную официальную тему в исполнении Лулу. На самом деле, Лулу и Барри впоследствии критиковали свою песню.

«Я думаю, что моя была, вероятно, худшей из всех», — сказала Лулу британскому журналисту Дилану Джонсу в 2017 году, в то время как Барри чувствовал, что вся партитура была сляпана слишком быстро, за три недели. «Это та, которую я ненавижу больше всего», — сказал он в британской телепрограмме 2006 года James Bond’s Greatest Hits. «У меня просто ничего не получилось».

В отличие от этого, тема Купера полна приятных сюрпризов. Бридж с пульсирующим басом напоминает тему Джеймса Бонда Нормана, не копируя ее, в то время как звенящие гитары и жуткие клавишные в стиле терменвокса переходят в развязный припев. Затем ускоренное аутро мчится на взбудораженных восходящих духовых и вихревых медных, как циклон. Купер завершает тему драматической паузой, за которой следует протяжный вой. Это смелый и эффектный финал разнообразной и энергичной темы, в целом гораздо более мощной и меткой , чем вялое шпионское приключение, для которого она была написана.

«Даже Кристофер Ли, который играл [злодея] Скарамангу в фильме, сказал: «О, чувак, почему мы взяли песню Лулу? Вот эта песня — то, что нужно!» — сказал Купер в интервью A.V. Club. В качестве утешительного приза Купер включил мелодию в Muscle of Love. «Я сказал: «Мне все равно, я собираюсь сделать трек про Джеймса Бонда, несмотря ни на что»».

В пантеоне нереализованных тем Джеймса Бонда версия Купера — самая большая потеря. Несколько других, например, неиспользованная тема Ace of Base для Золотого глаза и попытка Pulp написать заглавный трек для Завтра не умрет никогда — который группа переделала и выпустила как «Tomorrow Never Lies», — кажутся бледными по сравнению с ней. Только заброшенная тема Джонни Кэша для подводного приключения 007 1965 года Шаровая молния приближается к ней, но жутковатый ритм этой мелодии больше подходит для спагетти-вестерна, чем для фильма о Джеймсе Бонде.

Другие неиспользованные варианты, такие как тема Pet Shop Boys 1987 года для Искры из глаз и мелодия Blondie 1981 года для Только для твоих глаз, являются достойными и запоминающимися песнями, но они не передают дух Джеймса Бонда с такой же любовью и энергией , как убойное сочетание Элиса Купера, человека, и Alice Cooper, группы. Их «Golden Gun» попадает прямо в цель, элегантная серебряная пуля, несущая экшн , интригу, секс и опасность.

(Слушать «Thunderball» Джонни Кэша)