Смеркалось. Ветер стих, и мороз почти не чувствовался ― так, только слегка пощипывал щеки. Катя освободилась с работы пораньше и сейчас быстрым шагом шла с автобусной остановки в районную библиотеку. Снег скрипел под ногами, воздух казался невероятно свежим после душного автобуса. Хорошая выдалась в этом году зима ― идеальная, чтобы сидеть в кресле, кутаться в огромный свитер, пить травяной чай и читать книгу.
За ней-то Катя и спешила в любимую библиотеку. Плечо оттягивала сумка, в которой лежали три уже прочитанных книги ― нужно вернуть и взять что-нибудь еще. В век информационных технологий, электронных книг, онлайн-магазинов Катя казалась своим друзьям-приятелям каким-то динозавром, который ходит в библиотеку за книжками.
― Кать, ты слышала, Интернет провели, ― с серьезным видом говорил коллега Андрей. ― А в нем любые книжки можно найти и почитать. Просто пишешь название, и вот тебе книжка.
― Отстань, без тебя знаю! Много ты понимаешь в книжках.
― Я кое-что понимаю в том, как беречь свое время и не тратить его на ненужные походы куда-либо. Весь же мир в смартфоне.
Катя только молча отворачивалась. Не хотелось ничего никому объяснять. Хотелось, чтобы ее не трогали и дали заниматься тем, что ей нравилось.
Ходить в библиотеку ей нравилось по нескольким причинам. Она всегда любила читать, и никакая электронная книга не могла ей заменить книгу настоящую ― шорох страниц, запах типографской краски, прикосновение к шершавой или гладкой бумаге, к обложке с тиснением. Катя не любила тратить деньги, очень хорошо умела их считать и экономить. Она не видела необходимости покупать книги, когда их можно взять в библиотеке. Да и занимать пространство своей небольшой квартирки книгами тоже не хотелось. Свои «настольные» книги Катя поставила на полку над столом, а те, которые не любила или считала «одноразовыми», давно распродала на сайте бесплатных объявлений.
Их районная библиотека была прекрасна. Здесь и так имелся богатый книжный фонд, так еще и часто привозили новинки. А если чего-то не было, но очень хотелось почитать, это всегда можно было заказать из центральной библиотеки. А еще здесь был современный читальный зал с удобными мягкими креслами ― такими, как дома. Можно было уютно в нем устроиться и не спеша листать какую-нибудь книжку. А еще захватить кофе в термосе и вообще никуда не торопиться.
Катя дернула тяжелую дверь библиотеки. Та, как обычно, со скрипом поддалась. Библиотека менялась, а вот эта тугая пружина стояла здесь всегда, и ничего с ней не делалось. Катя помнила этот скрип еще с тех пор, как она, первоклашка, приходила сюда вместе с мамой за «Денискиными рассказами».
Библиотечный запах тоже не изменился. Здесь всегда пахло книгами с историей, не новыми, а именно теми, которые читали несколько раз и закладывали на интересном месте подписанной от руки открыткой или аккуратно разглаженным фантиком от конфеты «Красная шапочка» или «Кара-Кум».
Сегодня Катя пришла за редкой книгой. Она очень надеялась, что ее наконец-то отыскали.
― Катюша, здравствуй, ― пожилая темноволосая женщина, которая сидела за столом и что-то писала, посмотрела на посетительницу.
― Здравствуйте, Мария Григорьевна. Наконец, к вам выбралась.
― Да, я тебя уже несколько дней жду с хорошими новостями.
― Неужели нашли мою книгу?
― Да, каким-то чудом отыскали ее в хранилище. Я была уверена, что ее или не вернули, или отвезли в другую библиотеку, но все-таки нашли. Вот
Мария Григорьевна протянула Кате большую серую книгу, на которой золотыми буквами было написано: «Искусство Древнего Египта. Неизвестные факты». Книжка была выпущена еще в советское время, и за долгие годы золото уже сильно стерлось, но все равно надпись на обложке смотрелась впечатляюще.
― Ох, Мария Григорьевна, спасибо вам огромное! Я ее так долго искала!
― Я, Катенька, немного удивлена, зачем она тебе. Мне кажется, в Интернете столько всего написано про Древний Египет, столько фото, видео… Неужели в этой старой книге есть то, чего нет там?
― Думаю, что есть. Здесь должны быть фото одного древнего храма, ныне разрушенного и давно забытого. Его только здесь и описали, и должны были поместить пару редких фото. Это огромное заблуждение современности ― думать, что Интернет умнее книг. Вовсе нет, он знает многое, но книги иногда больше. Впрочем, сейчас проверим.
Мария Григорьевна сделала отметку в формуляре и протянула ценное издание Кате. Та взяла книгу, обняла, как редкое сокровище, и отправилась к «своему» красному креслу около стеллажей.
Она выдохнула и медленно открыла книгу. Вот он, тот самый любимый запах. Немного пыльный аромат истории и старой типографской краски, которую как будто сегодня не используют. Наверное, это невозможно, но современные книги пахнут по-другому.
Страницу за страницей Катя листала книгу. Здесь было много мелкого убористого текста, но часто попадались фотографии. Редактор не пожалел и как будто поставил сюда все, что было у него в архиве.
Древний Египет всегда был Катиной любимой темой. С пятого класса, с того самого черного учебника «История древнего мира», который очаровал многих школьников и поселил в их сердцах любовь к истории. Уже с тех пор Катя увлекалась Египтом: читала, смотрела, изучала и дважды ездила туда, чтобы увидеть все вживую.
Она бегала глазами по строчкам и выхватывала детали, о которых не знала ранее. Книга была действительно редкая по фактам и иллюстрациям.
Она перевернула очередную страницу и увидела фотографию. Похоже, ее кто-то использовал как закладку и забыл. Это была старая черно-белая семейная фотография: молодая женщина с девочкой на руках, рядом с ними мужчина в красивом костюме с галстуком. Катя с интересом рассматривала фото. Карточка старая, но от нее сразу как-то тепло и уютно стало на душе. Перевернула. На обороте было написано: «Моим любимым и дорогим Лидочке и Сонечке на долгую память». Катя перевернула фото снова: лицо женщины как будто бы знакомое, хотя такое невозможно: этих людей она точно видела в первый раз. Интересно, кто забыл?
― Мария Григорьевна, смотрите, что нашла!
― Что там? ― библиотекарь оторвалась от своих бесконечных записей. ― Ох, хорошее фото. В книге про Египет было?
― Да. Мне кажется, тому, кто забыл эту фотографию, она очень дорога. Мы можем узнать, чья она?
― Да может ее тридцать лет назад здесь забыли. Как же мы найдем?
― Ну ведь данные наверняка сохранились.
― А есть там надпись какая-нибудь?
― Вот, «Лидочке и Сонечке».
― Ну, хорошо, давай попробуем поискать.
Катя напрочь забыла о редких фотографиях египетского храма и книге. Теперь ей было важно вернуть фотографию владельцу. Она прекрасно понимала, что в те времена, когда не было цифровых фотоаппаратов, делали только вот такие, обыкновенные карточки и хранили их, как реликвию, как настоящее богатство. Потому что в долгой разлуке увидеть лицо близкого человека можно было только вот так, на фотографии.
Катя вглядывалась в лица, перечитывала короткую надпись на обороте и размышляла об этой семье. Интересно, кто они, как живут, как сложилась их жизнь?
Мария Григорьевна полистала саму книгу, посмотрела листок выдачи и сейчас по одному снимала старые журналы учета с полок и что-то в них смотрела. Они искали «Лидочку и Сонечку», хотя прекрасно понимали, что сдать и взять эту книгу мог кто угодно. Катя верила, что им повезет… И да, повезло!
― Ну вот, смотри, много лет назад эту книгу принесла Астахова Лидия Петровна. Может, это она и есть?
― Может быть. А где живет?
Мария Григорьевна назвала адрес.
― Хм-м, интересно. Это соседний дом с моим.
― Так, может, ты ее знаешь?
― Нет, впервые слышу. Нужно будет познакомиться. Наверное, прямо, сегодня.
― Сегодня поздно, Кать. Уже девятый час.
― Вернуть дорогую сердцу фотографию никогда не поздно. Я пойду. Спасибо. Книжку я тоже возьму, хорошо?
― Да, бери, конечно.
Катя положила фотографию в книгу, быстро спрятала ее в сумку и отправилась в сторону дома. К вечеру мороз начал крепчать, и поднялся ветер. Благо, идти было недалеко. Катя подошла к соседнему дому: второй подъезд, четвертый этаж. Дверь подъезда была открыта. Катя быстро поднялась и нашла нужную квартиру. Она достала фотографию из сумки, покрепче ее сжала, а потом перевела дыхание и позвонила в дверь.
Сначала тишина, а потом за дверью послышались медленные шаги.
― Кто там?
― Здравствуйте, мне нужна Астахова Лидия Петровна!
― Зачем она вам нужна? Опять продаете что-то, уже и по вечерам ходите. Уходите!
― Ох, нет, я не продаю. Я принесла ее старую фотографию. Хочу отдать.
После нескольких секунд молчания в двери повернули ключ и открыли на цепочку. На Катю внимательно посмотрела седовласая бабушка.
― Какую фотографию?
― Вот, ― Катя быстро протянула фото.
Бабушка медленно взяла, долго рассматривала, нежно касалась снимка со словами:
― Ах, не может быть… Это мы, это мы! Я думала, она потерялась навсегда…
А потом она захлопнула дверь, и подъезде повисла тишина.
Ну вот, хорошо, нашлась хозяйка. Катя немного постояла перед закрытой дверью, обескураженная неожиданным хамством, и было уже направилась к лестнице. Но позади вдруг послышалось:
― Постойте! Проходите, пожалуйста. Как вас зовут?
― Катя.
― Я ― Лидия Петровна. Давайте пить чай, Катя. Разувайтесь, надевайте вот те тапочки с пушком и проходите по коридору прямо.
Катя даже не стала отказываться. Она прошла по коридору в красивую комнату. В центре стоял большой круглый стол, застеленный кружевной скатертью. Над ним висел огромный абажур. Его света хватало, чтобы все рассмотреть: около стен стояли стеллажи с книгами за стеклом. Наверное, несколько сотен книг, а может и того больше.
Через несколько минут Лидия Петровна зашла в комнату с металлическим подносом. На нем стояли две фарфоровые чашки, такой же чайник, хрустальная вазочка с вареньем и тарелка с печеньем.
― Садитесь, Катя, и расскажите мне, где вы нашли эту фотографию.
Катя рассказала, как она нашла книгу в библиотеке, и как там отыскали адрес Лидии Петровны. Та слушала внимательно, куталась в вязаную голубую шаль и медленно пила чай. Она с грустью и благодарностью смотрела на Катю через маленькие очки в золотой оправе на тонкой цепочке.
― Вы даже не представляете, как мне дорога эта фотография. Мне дороги воспоминания того дня, когда мы ее сделали. Мой муж Иван был ученым. Он ездил в экспедиции, изучал культуру разных народов нашей огромной страны. Многие книги здесь ― его. Его авторства.
Катя покрылась мурашками.
― Мы фотографировались с ним и дочкой Соней за несколько дней до его очередной, как оказалось, последней, экспедиции. Он забрал тогда карточки из фотоателье, одну оставил себе, другую подписал и оставил мне вот на этом столе и уехал. Мы не успели попрощаться ― у меня было тяжелое дежурство в больнице, я не могла уйти. Да я и не торопилась особо: экспедиция была короткая, пара недель. Думали, что скоро увидимся, но нет. Их вертолет разбился в лесной местности из-за непогоды. Так мы с Соней остались вдвоем.
― Ох, какой ужас! Его нашли?
― Да, и всю его команду через несколько дней после катастрофы, ― Лидия Петровна сняла очки и вытерла слезы. ― Столько лет прошло, а не могу это вспоминать. Уже и Соня выросла, и я старая стала, а все как вчера было.
― Соня с вами живет?
― Со мной. Такая же отчаянная, как ее отец. Тоже стала ученым и тоже ездит в экспедиции. Я ее отговаривала, хотела, чтобы она, как я, поступила в медицинский. Но куда там, ее, как и Ивана, манят приключения.
― Это вы читали эту книгу про Древний Египет? Или Соня?
― Ее в библиотеке еще брал мой муж. Потом все эти трагические события. Не до книги было. А потом, спустя несколько лет, я разбирала его стол и нашла ее. Он всегда болел этой древней египетской темой, мечтал поехать туда, все посмотреть, но не получилось. Время было другое. Я эту книгу долго листала. Мне казалось, она ― как невидимая ниточка между мной и Иваном. А потом все-таки решила отнести в библиотеку. Получается, что фотографию в ней забыла, а вы мне ее вернули через столько лет. Спасибо, вам, Катя.
А Катя, наконец, поняла, что и раньше встречала Лидию Петровну в их районе. Она прогуливалась по тротуарам, кормила птиц пшеном и часто сидела с книгой на лавочке у фонтана.
После этого вечера между Катей и Лидией Петровной завязалась теплая дружба. Иногда вечерами они пили чай под большим абажуром и говорили о жизни. А еще Лидия Петровна разрешила брать книги из ее домашней библиотеки. Здесь были такие сокровища, которые Кате никогда не доводилось держать в руках. Однажды Катя сделала Лидии Петровне маленький подарок: купила красивую фарфоровую рамку, вставила туда забытую фотографию и поставила ее на комод. Так она точно больше не потеряется и нигде не забудется.
Автор: Юлия С.