Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 23 декабря в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1799 год. Родился знаменитый художник академической школы Карл Брюллов
В среде соратников и учеников этот небольшого роста человек удостоился титула-прозвища Великий Карл. Брюллов единственный из русских художников XIX века, при жизни получивший всеевропейскую славу. Главное и наиболее широко известное его произведение — грандиозное полотно «Последний день Помпеи» (1833) — жемчужина собрания Русского музея.
Карл Брюлло (фамилия при рождении) появился на свет в Санкт-Петербурге в семье потомственных художников, и именно отец, Павел Брюлло, немец по национальности, стал его первым учителем. Родитель вознамерился сделать из сына гения и взялся за это с таким энтузиазмом, что замучил бедного ребенка. Возможность немного отдохнуть от бесконечных занятий у мальчика появлялась только во время болезней — и хрупкого парнишку не миновала ни одна детская хворь. В такие дни отец часто подходил к его кровати, внимательно оглядывал сына и всякий раз вздыхал: «Время проходит! Уходит время!» Когда однажды врач объявил, что мальчик почти выздоровел, Брюлло-старший, как бы не расслышав слова «почти», тут же вручил сыну бумагу с карандашом. «Вот и славно, Карлуша! — радостно заявил он. — Продолжим поскорее занятия. Ты должен нарисовать десять лошадок и пять человечков. А пока не сделаешь, завтрака не получишь!»
Уже с первых рисунков сына Павел Иванович понял, что у него не просто способности, а настоящий талант. Когда Карлу исполнилось 9 лет, его зачислили в Академию художеств на казенный счет. Одаренность Брюллова была там настолько очевидной как для профессоров, так и для других учеников, что его старались не перегружать, и он наконец смог вздохнуть свободнее…
После окончания академии в августе 1882 г. совершенствовать мастерство Брюллов отправился за границу за счет только что основанного Общества поощрения художников. В знак особого расположения императора к фамилии Брюлло приклеили букву «в» — дабы сделать ее более русской. На прощание отец поцеловал Карла — в первый и последний раз он позволил себе такую нежность по отношению к сыну. Больше свидеться им было не суждено.
1914 год. В России создается первая в мире эскадра самолетов
В этот день император Николай II утвердил постановление Военного совета Русской армии о создании эскадры четырехмоторных тяжелых бомбардировщиков «Илья Муромец». Таким образом русские первыми в мире объединили боевые самолеты в единую эскадрилью по образцу эскадры морских боевых кораблей. В странах Европы к этому пришли только два года спустя.
Толчком к созданию авиасоединения стал доклад председателя акционерного общества «Русский Балтийский Вагонный Завод» Михаила Шидловского, который он представил военному министру Владимиру Сухомлинову 7 декабря 1914 г. В документе говорилось: «Чтобы научиться хорошо стрелять из винтовки, нужны месяцы, из пушек — годы. А умело летать и воевать на таком новом большом самолете, как «Муромец», — дело трудное, ему надо еще и научиться…» Далее в своем докладе Шидловский предлагал объединить все отряды «Муромцев» со всем обслуживающим персоналом в «эскадру воздушных кораблей», и чтобы командовал ею офицер, хорошо знающий вопросы управления большими аэропланами.
Начальство сочло предложения разумными. Командовать эскадрой назначили самого Шидловского. Действительного статского советника в этой связи призвали на военную службу с присвоением звания генерал-майора.
Шидловскому пришлось переобучать личный состав, поскольку летать на «Муромцах» к тому моменту мог лишь их создатель Игорь Сикорский. Самолетам придавали особое значение, в летном составе числились только офицеры и унтер-офицеры. Эскадра имела большой штат летного и наземного состава, собственные ремонтные мастерские, склады, подразделения связи, летную школу, автопарк, метеослужбу и зенитную артиллерию.
Экипажам самолетов «Илья Муромец» в ходе Первой мировой войны удавалось успешно проводить как разведывательные миссии, так и боевые операции. Например, в марте 1915 г. «Муромцы» разбомбили железнодорожную станцию в Восточной Пруссии и посеяли панику среди немецких военных. Германская пресса писала, что у русских имеются аэропланы, которые вызвали большой ущерб и оказались неуязвимыми для артиллерии.
1934 год. Родилась актриса театра и кино Наталья Фатеева
За свою жизнь она сыграла не так уж много ролей, но всегда была узнаваемой. Многие, конечно же, помнят ее Зою в фильме «Три плюс два», Людмилу из «Джентльменов удачи», любовницу Фокса Соболевскую из картины «Место встречи изменить нельзя».
Фатеева родилась в Харькове. В 1953 г. поступила во ВГИК. Трижды была замужем: за украинским актером Леонидом Тарабариновым, режиссером Владимиром Басовым и космонавтом Борисом Егоровым. Все браки сложились неудачно.
Сейчас 90-летняя актриса живет в Москве с дочерью. Сын Владимир Басов — младший еще мальчиком снялся в фантастической ленте «Москва — Кассиопея». Теперь снимает фильмы сам.
Четверть века назад вышла книга Фёдора Раззакова с красноречивым названием «Секс-символы России». «Главной отличительной особенностью Натальи Фатеевой всегда была ее красота, — отмечал автор. — Даже сейчас, когда Фатеева далеко не девушка, выглядит она прекрасно. Каким образом ей удается этого достигать? Сама она объясняет это следующим: «Секреты очень простые: я слежу за собой всю жизнь. Не ем мяса, практически не употребляю спиртного (изредка стаканчик красного вина не в счет), не курю… В юности занималась легкой атлетикой, долгие годы бегала, плавала, ходила на лыжах. Сейчас вот посещаю бассейн, делаю по утрам гимнастику по системе йогов. Кроме того, слежу за лицом: регулярно делаю массаж, пользуюсь хорошими кремами… И несмотря на все передряги жизни, всегда исповедую философию действенного добра и оптимизма».
Однако оптимизм давно закончился. Последние годы Фатеева ведет жизнь затворницы, а гостями знаменитости становятся только домработницы и сиделки. Хотя у актрисы есть и более близкие люди, дети и внуки, но с ними престарелая мать не общается.
«Животные лучше, чем люди: с ними не нужно напрягаться, ждать от них подвоха. Они искренние, добрые и открытые существа», — заявила Фатеева в одном из редких интервью.
Подобное отношение к собственным детям не следствие возраста, так было всегда, утверждает ее сын Владимир Басов — младший и делится фактами из периода детства. Его и сестру Наталью воспитывала бабушка, мать предпочитала строить карьеру, а школьные годы Володя провел в интернате, куда его была вынуждена отдать престарелая родственница.
Когда Басову-младшему исполнилось 18 лет, он решил жениться и привел невесту в родительский дом. Фатеева появлению в доме невестки воспротивилась: живите где хотите. Молодым людям помог Басов-старший, который дал денег на квартиру. Несмотря на прогнозы Фатеевой, брак оказался удачным: супруги вместе уже более 40 лет, у них есть сын Иван, с которым бабушка Наташа также не общается.
Все попытки детей проявить заботу о престарелой матери звезда советского кино отвергает, подозревая в этом корыстный интерес: «Им нужна моя 5-комнатная квартира!» И даже то, что Владимир написал отказ от своей доли, ни в чем ее не убедило.
1954 год. Совет Министров СССР принимает постановление о сооружении в Лужниках «большого московского стадиона»
Проектирование Большой спортивной арены в составе спорткомплекса «Центральный стадион имени Владимира Ленина» началось в январе 1955 г. Проект выполнил за 90 дней авторский коллектив под руководством архитекторов Александра Власова, Игоря Рожина, Николая Улласа, Александра Хрякова, а также инженеров Всеволода Насонова, Николая Резникова и Василия Поликарпова.
Спортивный комплекс возвели в рекордные сроки — за 450 дней. Он был открыт 31 июля 1956 г. и стал первым в СССР масштабным проектом общественного комплекса, выполненного по принципам рационализма и провозглашенной Никитой Хрущёвым кампании по борьбе с архитектурными излишествами. На тот момент вместимость нового стадиона составляла около 101 тыс. мест.
1984 год. «Подземный мститель» Бернард Гётц уходит в бега
Скрываясь от полиции, Гётц бежал из Нью-Йорка в Нью-Гэмпшир. Накануне он устроил стрельбу в вагоне метро, в результате чего пострадали четыре человека. Это событие стало одним из самых резонансных в уходящем году, о нем писали все газеты, его обсуждали на каждой американской кухне.
В то время Нью-Йорк наводнила преступность, а поезда метро называли лимузинами для уголовников. 22 декабря ехавшего в метро 37-летнего электрика Гëтца окружила компания 18–19-летних темнокожих парней, которые потребовали от «белого дяди» 5 долларов. В ответ Гётц достал из кармана короткоствольный револьвер 38-го калибра и в упор выстрелил в каждого. Все четверо остались живы, но один из парней, Даррел Кэйби, остался калекой с поврежденным мозгом и параличом ног.
Отказавшись отдать пистолет, Гётц прошел в конец поезда, спрыгнул на рельсы и исчез. Пока он скрывался в Нью-Гэмпшире, полиция обнаружила, что у трех жертв стрельбы во время попытки ограбления в карманах были отвертки, и все они имели судимости. Этот факт сделал Гётца, давшего отпор хулиганам, героем в глазах многих рядовых американцев, уставших от уличного криминала. Люди дали Гётцу прозвище «подземный мститель».
Под Новый год, 31 декабря, Гётц сдался полиции Нью-Гэмпшира. Судебный процесс был долгим. Гётц и его защита пытались убедить присяжных в том, что он действовал в целях самообороны. А оружие носил с собой после того, как подвергся ограблению в 1981 г.
Тем временем в обществе продолжалась дискуссия: одни называли Гётца настоящим мужчиной и гражданином, другие — расистом и линчевателем. Примечательно, что в поддержку белого подсудимого выступали представители общественности всех рас, включая Афроамериканскую правозащитную организацию «Конгресс расового равноправия».
В итоге присяжные признали стрельбу Гётца необходимой самообороной и приговорили его к одному году тюремного заключения только за незаконное хранение оружия.
Между тем родители парализованного Даррела Кэйби обратились к адвокату-правозащитнику Рону Кьюби и подали на Гëтца в гражданский суд, который постановил взыскать с него в пользу искалеченного им юноши 43 млн долларов. С тех пор, по словам Кьюби, Гëтц «не заплатил ни цента», поскольку «взять с него нечего».
Выйдя на волю после 250 дней, проведенных в тюрьме, Гётц занялся общественной деятельностью. В 2001 г. он даже выставлял свою кандидатуру на выборах мэра Нью-Йорка. Горожане были в принципе не против поддержать Гётца в его борьбе с распространением наркотиков, но другое предвыборное обещание кандидата — перевести все учебные заведения, больницы и тюрьмы на вегетарианское меню — поддержки не нашло, и мэром Гётц так и не стал.